100 лет назад, 21 октября / 3 ноября 1914 года, на следующий день после официального объявления Императором Николаем II войны Османской империи, войска Кавказского фронта заняли крепость Баязет.
Напомним, что город Баязет (Догубаязит), расположенный на востоке Турции (Турецкой Армении) со второй половины XVI века находился под контролем курдской династии Джылдырогулларов, превративших Баязетский пашалык в полуавтономную провинцию Османской империи. Русским войскам уже не в первый раз приходилось брать этот город: в конце августа 1828 г. Баязет был взят генерал-лейтенантом князем А.Г.Чавчавадзе, а в ходе Русско-турецкой войны 1877-78 гг. этот турецкий город был занят отрядом генерал-лейтенанта А.А.Тергукасова и затем прославился благодаря героической обороне, которую держал небольшой русский гарнизон против превосходящих сил противника («баязетское сидение»). Но каждый раз по условиям мирных договоров, в результате давления европейской дипломатии, Баязет возвращался Османской империи, поэтому в Первую мировую русским войскам снова пришлось брать этот город-крепость.
Уже 17 октября 1914 года, как только стало известно об обстреле турецко-германским флотом наших городов на черноморском побережье, русские войска были сосредоточены у самой границы, чтобы в случае начала военных действий сразу же перейти в наступление. Через два дня, 19 октября, войскам Кавказской армии последовал приказ о переходе государственной границы, и в ночь на 20-е наши войска вторглись в Турцию.
«20-го наши главные силы (39-я пехотная дивизия) перевалили Зевинскую позицию и двинулись в Пассинскую долину, - сообщает военный историк А.А.Керсновский. - Продолжая наступление в эрзерумском направлении, генерал Берхман овладел 25 октября Кепри-Кейской позицией, и здесь полторы наши дивизии I Кавказского корпуса столкнулись с шестью турецкими дивизиями 9-го и 11-го корпусов. В то же время Эриванский отряд, двинувшись за Чиигильские высоты, овладел Баязетом и Каракилиссой в занял Алашкертскую долину, обеспечив левый фланг главных сил и притянув на себя 13-й турецкий корпус. Азербайджанский отряд оккупировал Северную Персию, заняв Тавриз и Урмию».
Казачий полковник Ф.И.Елисеев так вспоминал о начале похода Русской армии на Баязет: «...Сигнальные трубы пропели тревогу и ординарцы командира полка быстро побежали по своим сотням, приглашая всех господ офицеров к нему. Бивак мгновенно ожил. Сотни уже под седлом. Мы - у командира полка. Взволнованный, с телеграммой в руке, он вышел к нам из палатки и, как никогда раньше, отечески, сердечно и твердым голосом произнес: "Господа! Турция объявила России войну, и нашему отряду приказано немедленно же наступать на Баязет. С нами Бог!" И он снял папаху и перекрестился. Его примеру последовали и все мы. Какое чувство было у нас тогда, в этот исключительно памятный момент в жизни каждого из нас? Волнения, боязни - не было. Скорее, спокойная обязанность к войне, чему нас учили и воспитывали в военных училищах. Безусловная радость охватила души молодежи и тех старших офицеров, которые искренне любили военную службу, посвятив ей все свое существо. Мое личное чувство тогда было - радость. Наконец-то мы дождались того, к чему готовились! Было и чувство любопытства: как это вести теперь настоящий бой, стрелять в живых людей, убивать их и подвергать себя лично тому же? То, что мы победим турок в первом же бою, сомнений не вызывало. (...) Последняя молитва, последнее прости - длинною лентою, в колонне по три, части перешли персидско-турецкую границу и направились по долине в сторону Баязета».
А 23 октября / 5 ноября во всех газетах было опубликовано сообщение штаба Кавказской армии: «Наши войска вторглись в Турцию, опрокинули передовые части турецких войск и с боя заняли Зивин, Каракалиссу-Пассинскую, Ахты, Бутах, Корум и Арзап. Турки отступают, неся потери и бросая убитых. Одна из наших колонн внезапно атаковала противника в Ардосте. Турки бежали, бросив раненных. Выбив противника их селения Ид, мы захватили много продовольственных запасов. Нами с бою заняты: Али-Килисса, Хорасан, Карадербентский проход. Одна из наших казачьих сотен лихо атаковала в конном строю окопы и порубила турецкую пехоту. Наша колонна, пройдя по трудным горным дорогам в течение 30-ти часов 80 верст, обрушилась на турок у Мысуна и Диадина, рассеяла значительные силы курдских полков, заняла Диадин, захватила пленных, оружие, боевые припасы. 21-го октября занят Баязет. Турецкие войска, оказавшие сопротивление, рассеяны».
Одна из тогдашних газет так сообщала своим читателям об обстоятельствах взятия Баязета: «Сильные от природы и хорошо укрепленные позиции турок у города Баязета были взяты нашими кавказскими войсками после горячего боя. Курдские полки поддержанные пехотой и массой вооруженных жителей под командой немецких офицеров пытались оказать нам сопротивление, но будучи сломлены стремительной атакой, побросав своих убитых и раненных поспешно отступили в полном беспорядке. Обходная колонна турок попала под перекрестный огонь артиллерии и была разбита, только жалкие остатки успели удрать в горы, преследуемые нашей конницей».
По свидетельству генерала-квартирмейстера штаба Кавказского фронта Е.В.Масловского, в ночь на 20 октября следовавшая в авангарде 2-я Кубанская пластунская бригада генерала И.Е.Гулыги опрокинула пограничные части турок и начала спускаться в Баязетскую долину. «Достигнув ее и выдвинув небольшой отряд к Баязету, который под угрозой движения наших войск был турками очищен, части Эриванского отряда повернули на запад и двинулись к Kapa-Килисе. К концу октября отряд постепенно занял все примыкающие к нашей границе долины: Баязетскую, Диадинскую и Алашкертскую, выдвинув к югу передовые части... Эриванский отряд, выиграв пространство, тем самым лучше обеспечил своими малыми силами нашу границу на 200-верстном участке, а заняв Алашкертскую долину, вошел в связь с войсками, действующими на главном (эрзерумском) направлении, и обеспечил их левый фланг». «И все это, - писал полковник Елисеев, - было очищено исключительно казачьими силами, так как 66-я пехотная дивизия шла в трех переходах от авангардной конницы».
Занятие Баязета, уже не раз прославлявшего русское оружие, имело большое моральное значение для наших войск. Полковник Ф.И.Елисеев так рассказывает о настроениях среди казаков в связи с этим первым успехом на Кавказском фронте:
«Шумная беготня пластунов по улице и громкие крики "ура" разбудили меня. Прибежавший ординарец зовет к генералу Абациеву.
- Почему кричат "ура"? - спрашиваю.
- Урядник Малыхин вернулся. Баязет в наших руках. За это генерал Абациев поздравил его "зауряд-хорунжим", вот почему и кричат "ура". По докладу Малыхина, наш, 1-й Кавказский полк почти одновременно с ними подошел к Баязету. Турки оставили его без боя. (...) [Генерал И.Е.Гулыга] веселый и подвижный, радостно повторяет своим громким, с хрипотой голосом:
- Ну и кавказцы! Баязет взяли!
(...) И так это радостно всем было ощущать нашу войсковую семейную казачью близость, да еще под стенами исторического Баязета!»
Как отмечало издание «Война», «занятие Баязета является важным в стратегическом отношении, ввиду того, что он имеет для турок значение, как исходный пункт и база для наступление в Эриванскую губернию. Для нас же он имеет значение по обеспечению наших коммуникаций с той же губернией, при ведении нами наступательных действий по Алашкерту к Эрзеруму. Кроме того, Баязет является правофланговым пунктом всего малоазиатского турецкого театра военных действий и вместе с городом Ван прикрывает правый фланг турецкой армии от нашего обходного движения с этой стороны. С занятием Баязета нашими войсками откинут правый фланг турецкой армии на запад и наши войска могут грозить сообщением с Ваном и Эрзеруму».
В ноябре 1914 года русская Кавказская армия развернула наступление в полосе до 350 км, однако, натолкнувшись на сопротивление противника, вскоре была вынуждена перейти к обороне. Уже 5/18 ноября 1914 года турки вынудили Русскую армию отступить и при содействии аджарцев, восставших против российских властей, под контроль турецких войск перешла практически вся Батумская область. Но после Саракамышской операции (декабрь 1914 - январь 1915 гг.) наступательный порыв турецких войск иссяк и военный успех стал снова сопутствовать Русской армии, окончательно взявший инициативу на этом театре военных действий в свои руки.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук