«Чтоб мы вовеки все едино были»

К 360-летию Переяславской Рады

Новости Москвы 
0
696
Время на чтение 6 минут

360 лет назад, 8 января (старый стиль) 1654 года в городе Переяславе на собравшейся Раде всенародно было принято решение об объединении малороссийских земель, находящихся под властью гетмана Богдана Хмельницкого с Московским Царством, закрепленное присягой на верность Русском Царю.

Земский соборЭтому историческому событию, положившему начало воссоединения Малой и Великой Руси, предшествовал Земский собор, собравшийся в Москве, на котором в октябре 1653 года положительно был решен вопрос о принятии в русское подданства Запорожского казачьего войска. Накануне его, в августе того же года, гетман Богдан Хмельницкий отправил к Царю Алексею Михайловичу посла с таким сообщением: «Иному неверному царю служити не хочем; только тебе, великому Государю православному, бьем челом, чтоб твое царское величие не оставил нас. Король Польский со всей силою лятской идет на нас, погубити хотят веру православную, церкви святые, народ православный христианский из Малыя сия России». Но решение о воссоединении было для Москвы непростым, так как означало неизбежную войну с Речью Посполитой, борьба с которой в прежнее царствования закончилась тяжелыми потерями. Но, как замечает историк С.М.Соловьев, «в Москве долго думали, но, надумавшись, спешили решенным делом».

Получив народную поддержку на борьбу за воссоединение русских земель, в Переяслав из Москвы отправилось большое посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным, в задачу которого входило принять присягу с гетмана и со всего его войска. «В Малороссии уже знали, зачем идет Бутурлин с товарищами, и потому во всех городах встречали его с торжеством, духовенство - с крестами, мещане - с хлебами», - отмечает историк. Во время молебна, отслуженного по прибытии русского посольства, многие плакали от радости, твердо веря, что пришел конец их страданиям под властью поляков.

Переяславская РадаУтром 8 января состоялся тайный совет гетмана с казачьими старшинами (полковниками, есаулами, судьями), на котором они «под Государеву высокую руку подклонились», а затем, всеобщая Рада - собравшая казаков, крестьян, горожан, дворянство, на которой Богдан Хмельницкий предложил принять решение о воссоединении с Россией, обратившись с такой речью: «Панове Полковники, Ясаулы, Сотники и все войско Запорожское, и вси православнии Християне! ведомо то вам всем, как нас Бог свободил из рук врагов, гонящих церковь Божию и озлобляющих все Христианство нашего православия Восточного, что уже шесть лет живем без Государя в нашей земли в безпрестанных бранях и кровопролитиях с гонители и враги нашими, хотящими искоренити церковь Божию, дабы имя Руское не помянулось в земли нашей, что уже вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жити боле без Царя».

По словам гетмана выбор, следовало сделать из четырех монархов, каждый из которых был не прочь принять Малороссию под свою руку: «Первый Царь есть Турский, который многажды чрез послов своих призывал нас под свою область; вторый Хан Крымский; третий Король Польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть Православный Великия России Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея России Самодержец Восточный, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим». Таким образом, несмотря на представленную «альтернативу» симпатии самого гетмана было очевидны. «Которого хотите избирайте, - говорил он казачьим старшинам, - Царь Турский есть бусурман; всем вам ведомо, как братии наши, православнии християне, Греки беду терпят, и в каком суть от безбожных утеснении; Кримской Хан тоже бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя! Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от Польских Панов утеснения, никому вам сказывать не надобет; сами вы все ведаете, что лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный християнский Великий Государь, Царь Восточный, есть с нами единаго благочестия Греческаго закона, единаго исповедания, едино есми тело церкви православием Великия России, главу имуще Иисуса Христа». Конечный же вывод речи был таков: если Русского Царя «со усердием возлюбим, кроме Его Царския высокия руки благотишнейшего пристанища не обрящем; а будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет, вольная дорога». После чего весь народ единодушно возопил: «Волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели не навистнику Христову, поганину, достати». Затем переяславский полковник Тетеря, ходя в кругу, спрашивал на все стороны: «Все ли так соизволяете?» «Все единодушно!» - раздавался ответ. Видя явное единодушие, гетман постановил: «Будь так, да Господь Бог наш укрепит нас под его царскою крепкою рукою!» «Боже, утверди! - раздалось ему в ответ. - Боже, укрепи! Чтоб мы вовеки все едино были».

Переяславская радаЗатем, после того как гетманом была зачитана царская грамота, казаки направились в Успенский собор, чтобы принесли присягу на верность Царю. «Мы во всем полагаемся на Государеву милость и присягу по евангельской заповеди Великому Государю вседушно учинить готовы, и за государское многолетнее здоровье головы складывать рады, а о своих делах станем мы бить челом Великому Государю», - выразил всеобщее настроение Хмельницкий, после чего всего полковники принесли присягу. От лица русского Государя Богдану Хмельницкому были вручены знаки гетманской власти: знамя и булаву, а также ферязь, и шапку горлатную.

На другой день, 9 числа, русскому Царю присягали сотники, есаулы, писари, казаки и мещане. Затем русским послам пришлось объехать 177 городов и сел, чтобы принять присягу местных жителей, из которых, согласно данным русского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян мужского пола. «Як на Велыкдень (Пасху) йшов увесь народ до церквы присягаты» - говорит украинский летописец.

Впрочем, не обошлось и без оппозиции. Как отмечает Н.И.Костомаров, «малороссийское духовенство неохотно соглашалось поступать под власть московского государя. (...) Духовенство смотрело на московских русских, как на народ грубый, и даже насчет тождества своей веры с московской происходило у них сомнение. Некоторым даже приходило в мысль, что москали велят перекрещиваться». Проявилось это еще в ходе обсуждения малороссийского вопроса на Земском соборе в Москве, когда, как отмечал известный русский историк Д.И.Иловайский, несмотря на то, что «переговоры о соединении Украины с Великой Россией велись преимущественно на религиозной основе, а Московское правительство в особенности выдвигало на передний план спасение православия в Малой Руси», «высшее малороссийское духовенство совсем почти не участвовало в сих переговорах и (...) не изъявляло никакого желания променять польское подданство на московское». При этом «монахи же и священники, наоборот, явно стремились к такой перемене и даже в значительном числе уходили в Московское государство». Дело было в том, замечал по этому поводу публицист Андрей Дикий, что представители высшего малороссийского духовенства «предпочитали бы иметь равноправие с католиками с сохранением, как своей церковной автономии, так и положения крупных феодалов, подобно князьям-епископам католической церкви».

Переяславская радаДругой оппозиционной группой была часть казацкой элиты, мечтавшей о самостийном украинском государстве. «Что касается до казацкой старшины и приставших к казакам русских шляхтичей, - продолжает Костомаров, - то они вообще, скрепя сердце, только по крайней нужде отдавались под власть московского государя; в их голове составился идеал независимого государства из Малороссии». Однако, учитывая настроения населения и нуждаясь в русской помощи, сепаратистски настроенные старшины открыто возражать не решались.

Плакат *Навеки вместе!*Простой же народ «присягал без сопротивления, однако и не без недоверия: малоруссы боялись, что москали станут принуждать их к усвоению московских обычаев, запретят носить сапоги и черевики, а заставят надевать лапти». Но эти опасения оказались напрасными. В целом же украинские источники сообщают о редком единодушии народа в вопросе воссоединения и о радости, с которой люди принимали присягу единоверному и единокровному Русскому Царю. «И бысть радость великая в народе», - говорит летописец.

Таким образом, началось воссоединение северо-восточной Руси с утраченными после татаро-монгольского разгрома западнорусскими землями, временно отторгнутыми поляками. И хотя процесс этот был долгим и трудным (война с Польшей за левобережную Украину продолжалась до 1667 года, а за правобережную завершилась лишь в царствование Императрицы Екатерины Великой) единство разделенного некогда русского вновь стало реальностью. Для Речи Посполитой Переяславская Рада стало началом конца - польско-литовская империя вступала в период распада и расчленения, закончившийся полной ее ликвидаций в 1795 году.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28