О телесном Вознесении Христовом

Глава 5

0
113
Время на чтение 24 минут
Фото: Вознесение Господне. Худ. Джон Синглтон Копли, 1775 г.

 

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

 

 

 

 

Никто не восходил на небо, как только

сшедший с небес Сын Человеческий,

сущий на небесах.

Ио 3:13

 

 

 

Телесное Вознесение Христа ‒ догмат Церкви

 

 

 

Да не послушаем и тех, кто отрицает

 

О телесном Воскресении и Вознесении Господа Иисуса говорил еще блаж. Августин:

 

«26. Да не послушаем и тех, кто отрицает, что тело воскресшего Господа было тем же самым телом, что было положено во гробе.

Если бы это было так, то Господь не сказал бы ученикам по воскресении: “Осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня” (Лк.24:39).

Кощунственно полагать, будто бы Господь наш, Который есть сама Истина, в чем-либо сказал неправду. Да не смущает нас написанное о том, что, когда двери были заперты, Он внезапно явился ученикам (ср.: Ин.20:26), так, чтобы на основании этих слов отрицать, что тело это было человеческим телом, которому по природе не свойственно входить закрытыми дверями. Ведь Богу все возможно (Мф.19:26).

Ибо очевидно, что ходить по водам также противоречит природе человеческого тела. Однако же не только Сам Господь пред Своим [крестным] страданием ходил по водам, но и Петру повелел сделать то же (ср.: Мф.14:25, 29).

Так и по Воскресении Своем Он мог делать со Своим телом все, что хотел.

Ибо если до Своего [крестного] страдания Он мог просветить Свое тело как сияние солнца (ср.: Мф.17:2), то почему же после страдания не мог бы Он во мгновение времени придать ему такую тонкость, какую захотел, чтобы оно могло пройти сквозь закрытые двери?

27. Да не послушаем и тех, кто отрицает, что Господь наш вознес [вместе с Собой] на небо то же самое тело и, упоминая при этом написанное в Евангелии:

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес» [Ин.3:13], говорят, что так как тело не сошло с небес, то не может и взойти на небо. Действительно, они не понимают, что тело не взошло на небо. Господь взошел на небо, тело же не взошло, но было вознесено на небо Восшедшим, Тем, Кто прежде сошел»[1].

 

В самых глубинах тайны Святой Троицы

 

Очень тепло и наглядно живописует телесное Вознесение Христа архим. Иоанн Крестьянкин в своей проповеди на Вознесение: «Как Бог Он всегда был на небеси и на всяком месте.

А вот теперь Свое человеческое естество, которое Он принял от Девы Марии, Он вознес к небесному Престолу Божию. <...> Вознесся Господь, вошел в славу Отчию, и теперь мы, как говорит святой Иоанн Златоуст, с ужасом и удивлением смотрим и видим, что в самых глубинах тайны Святой Троицы находится человек, Человек Иисус Христос!

Да, Он Сын Божий, но и нам Он родной – Человек...<...>

Восходит Господь на небо и с Собою, в тайну Божественной Жизни вносит всю тайну человека. Вот что теперь человек представляет собой».

 

Догмат трудный для восприятия

 

Действительно, телесное Вознесение Христа – догмат Церкви. И догмат действительно трудный для восприятия нашим грехопадшим умом.

Недаром Владимир Лосский приводит в пример именно этот догмат в своей замечательной работе «Богословие света в учении св. Григория Паламы», говоря о том, что «противники Паламы были возмущены его учением о возможности видеть Бога телесными очами. …

Однако хотя этот момент в учении св. Григория Паламы и может показаться нам абсурдным, он отнюдь не непоследователен: он находится в полной гармонии с апофатической линией его богословия, как и всего богословия греческих отцов.

Следует остерегаться слишком легко расценивать как “абсурд” все то, что представляется странным нашему уму, рациональному по своей природе.

Ведь в таком случае пришлось бы также отбросить, как нечто абсурдное, большинство христианских догматов, например, догмат о Вознесении Христа со Своим истинным человеческим телом в сферу нетварного, к Самому Троичному Первоисточнику.

Возможность видеть Бога телесными очами кажется нам абсурдной; но прежде чем отвергнуть это учение Паламы, отметим, по крайней мере, что тот же “абсурд” находим мы у св. Симеона Нового Богослова, … − у св. Иоанна Дамаскина, св. Андрея Критского, св. Григория Богослова и у других отцов»[2].

И далее Лосский приводит слова Григория Паламы вполне относящиеся к нашей теме:

«Мы не даем названия “человек” отдельно душе или телу, − говорит он [Палама], − но тому и другому одновременно, ибо весь человек был создан по образу Божию»[3].

 

Благодаря Вознесению у Бога бьется человеческое сердце

 

Вот что говорит о телесном Вознесении Иисуса Христа один из наиболее образованных богословов нашей Русской Православной Церкви доктор богословия иерей Августин Соколовски[4]:

 

Непререкаемая основа вероучения

 

Вера в телесное вознесение Господа Иисуса является Догматом Церкви, одной из непререкаемых основ вероучения. Символ Веры говорит о «Восшедшем на Небеса» Господе Иисусе, а евхаристическая молитва Церкви является воспоминанием «спасительной заповеди, и всего, о нас бывшего, Креста, погребения, тридневного Воскресения, на Небеса Восхождения, одесную седения, второго и славного вновь Пришествия».

Это означает, что Догмат Вознесения является ключевым вероучительным утверждением, ничуть не меньшим и не менее важным, чем таковые о Воплощении, Воскресении и Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа.

 

Взломанная хронология Вознесения

 

Вознесение было историческим событием

 

В новозаветных текстах Вознесение Христа упоминается минимум три раза. Совсем кратко в Евангелии от Марка в главе 16:

«19 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога».

Более подробно описание Вознесения Господня содержится в Евангелии от Луки и в Книге Деяний, автором которой Предание Церкви единодушно и в согласии с библейской наукой именует Евангелиста Луку. В каждом из этих текстов у События Вознесения есть своя неповторимая логика.

 

Воскресение и Вознесение

 

Согласно главе 24 Евангелия от Луки, Господь явился двум ученикам по дороге в Эммаус, и «был узнан ими в преломлении хлеба»:

 

Путь в Эммаус. - М.В. Нестеров

 

«28И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее.

29Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними.

30И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им.

 

 

Ужин в Эммаусе

 

31Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.

32И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?

33И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим[5] и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону.

35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба.

36Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам.

37Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

38Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?

39Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня.

40И, сказав это, показал им руки и ноги.

41Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? 42Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. 43И, взяв, ел пред ними.

44И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах.

45Тогда отверз им ум к уразумению Писаний.

46И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день,

47и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима.

48Вы же свидетели сему.

49И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.

50И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.

51И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.

 

 

 

52Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.

53И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь».

 

По тексту Евангелия можно сделать вывод о том, что Вознесение произошло вслед за Воскресением практически в течении суток. Похоже, что сам евангелист Лука, равно как и община Апостольской Церкви, «стоявшая у истоков» Евангелия от Луки, желали, чтобы события Воскресения и телесного Вознесения Христа стали для читателя одним и тем же событием.

 

Вознесение и Второе Пришествие

 

С другой стороны, согласно первой главе Деяний Святых Апостолов Вознесение произошло через сорок дней после Воскресения:

«1 Первую книгу[6] написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?

7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».

 

Итак, согласно Деяниям, Вознесение состоялось не одновременно или же непосредственно после Воскресения, как это следует из Евангелия от Луки, но через сорок дней. При этом, на языке Писания число сорок одновременно обозначает необходимую полноту времени.

Иными словами, Христос, по Воскресении Своем из мертвых, являлся ученикам и беседовал с ними о Царстве Божьем столько времени, сколько это было нужно для них.

И подобно Моисею, который по велению Бога сорок лет водил народ в пустыне, чтобы приготовить его к Земле Обетованной (Втор.29,5), Воскресший Иисус сорок дней являлся ученикам и готовил их к Небесному Царству. Те, кто увидел Его Воскресшего, были призваны сами стать Причастниками Воскресения.

Но ключевым для рассказа о Вознесении в главе 1 книги Апостольских Деяний является не только тот факт, что Господь вознесся на Небо именно в сороковой день, но и слова о Его предстоящем Пришествии:

 

 

Второе Пришествие Христово

 

«10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде

11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на Небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на Небо» (Деян 1:11).

Пожалуй, для апостольской Общины, а впоследствии и для Церкви Христовой не было более важных слов, чем данные «двумя мужами в белой одежде» обещание и заверение.

Книга Деяний, объединила Вознесение и Второе Пришествиене Возвращение, а именно Пришествие – в единое событие.

«Для Луки в Книге Деяний было важно, чтобы последующая Церковь не только не отделяла Парусию, то есть Второе Пришествие Христово, от Его Вознесения, но и понимала Второе Пришествие Господа Иисуса как одну из составляющих Вознесения».

«В литургии Церкви Второе Пришествие Господа Иисуса, обозначается как уже совершившийся факт. Ибо оно уже подразумевается Вознесением».

 

Хронология Вознесения взломана Самим Богом

 

Как видим, два новозаветных текста, принадлежащих перу одного автора – апостолу Луке, дают разную хронологию Вознесения, которую доктор богословия Августин именует «сознательно взломанной хронологией». И добавляет:

«Писание богодухновенно» [2 Тим 3:16] ибо содержит историческую правду и одновременно божественные слова. Оно написано Словом Бога и Духом Святым. Они же, ‒ по слову святого Иринея Лионского – суть «руки Бога».

«Получается, что Событие Вознесения в том виде, в каком само Писание его передает, обладает особой диахронией, его хронология взломана Самим Богом».

 

Подлинное преодоление небытия и смерти.

 

Взломанность хронологии Вознесения доктор Августин объясняет тем, что «Вознесение – не просто пункт, период и срок во времени и пространстве, но животворящая Истина, определяющая собой полноценность бытия Церкви как Тела Господа Иисуса».

Истина, определяющая собой достоверную сакраментальную подлинность существования человеческой Вселенной как богочеловеческой приобщенности. Напомним, что слово «сакраментальность» и означает приобщенность к таинству.

Вознесение является окончательным и безповоротным доказательством того, что Воскресение Иисуса − не возвращение в списки живущих на земле бывшего прежде мертвым человека – как это было в случае Лазаря и других воскрешенных Господом людей – но подлинное преодоление небытия и смерти.

В свою очередь, Воскресение и Вознесение вместе являются «окончательным взаимопроникновением природы человека и природы Бога», где, ‒ по слову одного из современных нам богословов, ‒ «прорываются границы биологического и создается новое пространство существования».

Именно поэтому Церковь видит в Вознесении Господа Иисуса основание собственного бытия «не от мира сего» (Ин 18:36) и принадлежности уже здесь и сейчас будущему веку.

 

Пятидесятница –завершение и раскрытие Вознесения

 

Как сказал апостолам пред Своим Вознесением Господь: «через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». И через десять дней после Вознесения, на пятидесятый день после Воскресения эти слова сбылись. В соответствии с временнóй датой Сошествия Святого Духа на Апостолов день этот в череде пасхальных праздников именуется Пятидесятницей.

«В контексте нашего рассуждения Пятидесятница – это кульминация Пасхи, и, одновременно, завершение и раскрытие Самого Вознесения.

Если бы земная жизнь Иисуса Христа завершилась смертью на Кресте, это было бы величайшим торжеством сил зла в истории. Но Бог воскресил Сына Своего.

Если бы Господь Иисус, по Воскресении Своем из мертвых навсегда остался с учениками, то не был бы доступен всей Вселенной.

Господь Иисус взошел на Небеса и ниспослал на Апостолов Духа Святого.

Так в Воскресении, Вознесении и Пятидесятнице родилась Церковь, появилось на свет христианство, Вселенная постепенно стала преображаться, Мир начал по-иному дышать.

 

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко Мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты,

 

– писал в своем стихотворении один из величайших русских поэтов прошлого века Борис Пастернак».

 

Полнота человечества Христова пребывает по Вознесении

 

И самое главное. В V-VI веках Церковь на Востоке сотрясали христологические споры. Споры шли о человечестве Иисуса Христе, на деле, напрямую затрагивая саму суть Его Вознесения. В итоге, ровно за тысячу лет до разделения Западного Христианства на католичество и протестантство, произошло трагическое разделение Восточной Церкви на две равновеликие и противостоящие друг другу части с центрами в Александрии и Константинополе.

Последняя сохранила для себя наименование «Православной», а Александрийская стала именоваться «коптской». Общение между ними никогда не было восстановлено.

Тогда же епископ и богослов Юлиан Галикарнасский (+518) предложил, казавшееся многим гениальным, компромиссное решение. Согласно Юлиану, Господь Иисус был подлинным Богом и подлинным Человеком. Однако по Вознесении человечество Христово упразднилось, будучи всецело пронизано божеством.

И случилось чудо. «В противостоянии Юлиану враждовавшие половины восточного христианского мира хотя бы на мгновение смогли теологически объединиться.

Они отстояли истину о том, что полнота человечества Христова пребывает по Вознесении, что благодаря Вознесению Господа Иисуса, у Бога… бьется человеческое сердце»[7].

 

Двух Троиц быть в принципе не может

 

А теперь самый важный вывод из вышесказанного: если «у Бога … бьется человеческое сердце благодаря Вознесению Господа Иисуса», то это значит, что в нетварной «вечности творения» Бога человеческое сердце билось всегда.

Ибо двух Троиц быть в принципе не может.

Так что «Господу на Небесах, в Раю, в Эдеме пребывать от века вполне уместно» не просто в образе «Сына Человеческого», но и вполне телесно.

И человека Адама Господь Иисус Христос действительно лепил из глины по своему образу и подобию: по образу и подобию своего воскресшего и вознесшегося тела, воплощенного от Духа Свята и Марии Девы в 5508 году круга земной истории, считая от изгнания Адама из Рая.

Здесь можно вновь повторить то, что мы уже отметили в заключении раздела о «Предвечном Совете Святой Троицы».

Невозможность даже представить такое «взаимопроникновение» времени и вечности, служит лишним аргументом в пользу истинности сказанного. Вновь повторим безсмертную максиму Тертуллиана:

«Это − несомненно, ибо невозможно».

Впрочем, даже и более простые истины всегда противоречивы. Свойство у них такое.

 

Антиномии и апории

 

В этих очерках зачастую речь идет о достаточно трудных для обыденного сознания вопросах, где встречаются положения верные по сути, но противоречащие друг другу с точки зрения «здравого смысла». На языке философии такие положения носят название «антиномии».

Под антиномией понимается сочетание двух взаимопротиворечащих суждений об одном и том же объекте, каждое из которых истинно относительно этого объекта и каждое из которых допускает одинаково убедительное логическое обоснование.

О. Павел Флоренский в своем труде «Столп и утверждение истины» говорит о значении антиномии при отыскании истины следующее:

«Истина есть такое суждение, которое содержит в себе предел всех отменений его [суждения], или, иначе, истина есть суждение “само-противоречивое” <…>

Тезис и антитезис вместе образуют выражение истины.

Другими словами, истина есть антиномия и не может не быть таковою».

Как видим, по Павлу Флоренскому, истина всегда антиномична.

Антиномия была популярна еще в античной диалектике. Всем известны такие «антиномичные» афоризмы, как:

Omnis determinatio est negata − Любое утверждение есть отрицание и

Credo, quia absurdum − Верю, потому что абсурдно.

В «точных науках» принцип антиномии выступает, в частности, в форме принципа дополнительности Нильса Бора.

Близко к антиномии понятие «апории» (греч. ἀπορία) – парадоксальном по своей логической очевидности суждении, неподтверждаемом привычным опытом. Более двух тысяч лет известны апории Зенона Элейского, ученика Парменида, такие как «Стрела», «Ахиллес и черепаха» и прочие.

Так что не будем смущаться противоречивостью бытия и наших рассуждений о нем.

 

От истории небесной к истории земной

 

В первом приближении мы уяснили первую часть «Формулы Всего» о предвечном воплощении Бога Сына-Бога Слова в человека, или о предсуществовании Иисуса Христа. Эта та часть, которая относится к смыслу «Истории Небесной», в терминологии Николая Бердяева.

Прежде, чем перейти ко второй части «Формулы» ‒ к смыслу «истории земной», выполним данное выше обещание поговорить о соотношении времени, вечности и актуальной безконечности, и связанных с этими понятиями парадоксами, антиномиями и апориями. По сравнению с Предвечным Советом и предсуществованием Иисуса Христа, это все же какая-никакая конкретика.

В тайны Божественного бытия мы при этом, понятное дело, не проникнем, но зато убедимся, что даже в такой науке как математика, лежащей в основе всех научных и технических чудес окружающей нас действительности, равно как и в самой этой действительности, парадоксов и непредставимостей тоже с избытком. Просто мы обычно не замечаем их.

Возможно это облегчит нам восприятие триадологических и христологических догматов, дающих высший смысл земной истории, формулировка которых заняла как бы не половину исторического времени, прошедшего с момента Вознесения Христова.

Так что следующий раздел нашей работы носит, так сказать, прикладной характер.

 

 

[1] О христианской борьбе. /Блаженный Августин; [пер. с лат. предисл., примеч.: диакон Августин Соколовски; ред. А.Р. Фокин]. – М., 2010. Часть III. Гл. XXIV- XXV.

[2] Лосский В.Н. Боговѝдение. – Минск, 2007. С. 359.

[3] Там же. С. 360.

[4] Августин Соколовски, иерей. /Dr. Augustin Sokolovski. 1995-2003 − Выпускник Московской Духовной Семинарии и Академии. В 2001 году митр. Кириллом Смоленским, ныне Патриархом, направлен на обучение во Фрибургском богословском Университете (Швейцария). В 2008 году защитил докторскую диссертацию по догматическому богословию. В 2008-2013 гг. проходил пост-докторат в университетах Женевы, Парижа и Регенсбурга. Преподавал в Киевской Духовной Академии, Общецерковной Аспирантуре святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, Общедоступном православной лектории в Москве, Парижской духовной семинарии, Высшей богословской школе в Хуре (Швейцария), Фрибургском Университете. 6 мая 2019 года указом митрополита Корсунского и Западноевропейского Иоанна назначен настоятелем общины Корсунской епархии в г. Биль (Швейцария). Приводимый ниже материал изложен в статьях: Иерей Августин Соколовски. Взломанная хронология Вознесения. /Православный портал ИИСУС. 14.06.2021; Вознесение и Пятидесятница. /Русская мысль. Православный Вестник. 18.05.2023. Кавычками выделены только самые важные мысли. Цитаты из Нового Завета расширены и даны необходимые дополнительные пояснения.

[5] Было полнолуние и можно было идти ночью.

[6] Термин «книга, том» в греческом языке употреблялся по отношению к историческому повествованию. В этом смысле (т.е. с позиции классического греческого языка) подразумевается, что это один из, по крайней мере, трех трудов, составлявших единое целое. Тогда вполне возможно объяснить необычное и неожиданное завершение книги Деяний тем, что в планах Луки было и написание третьего тома. /Боб Атли, профессор герменевтики. Историк Лука: Деяния Апостолов. - Международное изучение Библии, Маршалл, Техас, 2009. С. 34.

[7] Иерей Августин Соколовски. Взломанная хронология Вознесения. /Православный портал ИИСУС. 14.06.2021; Вознесение и Пятидесятница. /Русская мысль. Православный Вестник. 18.05.2023. Эти же слова доктор Августин произносит в беседе с прот. Андреем Ткачевым от 20.04.2021: «Скрытые смыслы привычных вещей». Часть 3. «И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца». Минуты 29-32.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Глебович Галенин
Все статьи Борис Глебович Галенин
Последние комментарии
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Новый комментарий от Алексей Ощепков
12.02.2025 15:00
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от учитель
12.02.2025 14:49
Демограф путает профориентацию и семейные ценности
Новый комментарий от РОНОЛ
12.02.2025 14:28
Чьи интересы защищает закон Российской Федерации?
Новый комментарий от Человек
12.02.2025 13:59
«Год змеи»?
Новый комментарий от Александр Волков
12.02.2025 13:43
Что вы стесняетесь Христа?!
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
12.02.2025 13:07
Наличие отсутствия
Новый комментарий от Александр Т
12.02.2025 12:46