В этой и следующей главах покажем, что к приведенным в заключении предыдущей главы словам митрополита Митрофана о том, что «пусть и не “в теле”, но в этом образе “Сына Человеческого” Господу на Небесах, в Раю, в Эдеме пребывать от века вполне уместно», и «если сказано, что Господь Бог ходил перед людьми “в раю во время прохлады дня”, то так оно и было», стоит лишь добавить, что в образе «Сына Человеческого» Господу на Небесах, в Раю, в Эдеме пребывать от века «вполне уместно» и телесно, − в теле.
В теле воскресшего и телесно вознесшегося Иисуса Христа.
Замысел Бога о творении предвечен, но не совечен Богу
Необходимо лишь уточнить, что, строго говоря, как подчеркивают и настаивают православные богословы-догматисты, сам замысел Бога о мире и его творении разумеется предвечен, но не совечен Богу. А именно, «замысел о мире вечен иной вечностью, нежели Божественная сущность», говоря иначе, «замысел Бога о мире как бы отделен от сущности Бога Его волей»[1].
Некоторая сложность выражений таит за собою вполне простую мысль о том, что следует различать и отличать природу Бога-Троицы – Отца, Сына и Святого Духа, от Его волевого действия, каковым, например, является творение «неба и земли».
Православное понимание тайны Троицы говорит о том, что рождение Сына не является волевым актом Отца, но актом природным, иной Троица быть не может. Тоже относится и к исхождению Святого Духа от Бога Отца, это также не волевой акт, но природное свойство Троицы. Иной Она, повторим, быть не может.
Но вот пребывать в этой Своей нетварной «природной вечности», в объединенном любовью единстве трех Ипостасей Троица может пребывать всегда, не нуждаясь – по природе Своей – ни в чем внешнем, ни в каком творении.
Творение не необходимо для Бога, но лишь, почему-то, желательно Ему, являясь объектом Его всемогущей воли.
Говоря простыми словами можно сказать, что замысел о творении возникает у всегда существующей Троицы, когда Она от взаимного лицезрения Своих Ипостасей переводит взор на окружающее Ее «ничто», и решает превратить это ничто в «нечто».
Надо сказать, что подобную мысль высказывает и св. Иоанн Дамаскин, разумеется словами значительно более «богоприличными»:
«Так как благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости Своей благоволил, чтобы произошло нечто, пользующееся Его благодеяниями и причастное Его благости, – то Он приводит из не сущего в бытие, и созидает все как видимое, так и невидимое, также и человека, состоящего из видимого и невидимого. Он творит мыслью, и эта мысль, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом, становится делом»[2].
Авторитеты в православной догматике, как, например, отец Георгий Флоровский, подчеркивают, что уже сам замысел Бога о творении, который в силу абсолютного всемогущества Божия является и самим творением, как бы переводит «природную вечность» Троицы, в которой нет ни мира, ни человека, ни ангелов, ни, тем более, человеческой природы во второй Ипостаси, ‒ вообще нет ничего кроме самого Бога, в вечность, также нетварную, но как бы дополнительную к «вечности природной»[3].
Эту вечность Божьего замысла о мире для отличия от «вечности природной», назовем для определенности «вечностью Божьего воления», или «вечностью творения». Вечность также нетварную.
Именно об этой вечности и идет речь во всей «Формуле Всего».
Необходимо осознать…
В рамках этой «вечности Божьего воления» Господь и творит «небо и землю», ангельское воинство и человека. Творит тварную вечность ангельского неба и Царства Небесного, равно как и «временнóй круг» земной истории.
И именно в этой «вечности воления и творения» имеет место предсуществование Иисуса Христа, предвечное воплощение Бога Сына, Бога Слова в Сына Человеческого.
Необходимо осознать, что теологумен о предвечном воплощении Бога Сына – Бога Слова в человека Иисуса Христа, подразумевает предвечное восприятие Второй Ипостасью Пресвятой Троицы ‒ Сыном Божьим ‒ человеческого естества, усвоение тварной человеческой природы нетварной Божественной Личностью-Ипостасью Единородного Сына Божьего.
Иными словами, подразумевает предвечное воипостази́рование человеческой природы в Ипостась Бога Слова.
Более того, речь идет о том, что в Троице, в Ее нетварной «вечности творения», предвечно наличествует вознесшееся к Отцу прославленное тело Иисуса Христа, по образу и подобию которого и сотворен Адам. Расскажем о телесном Вознесении Христа немного подробнее.
[1] Сержантов П.Б., св. Исихастская антропология о временном и вечном. Ин-т философии Рос. акад. наук. - М.: Православный паломник, 2010. С. 16. Там же – ссылки.
[2] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. – М.: Изд-во Сретенск. м-ря, 2007. Кн. 2, гл.2. С. 129.
[3] См., например, такие работы о. Георгия Флоровского, как «Тварь и тварность», «Понятие Творения у святителя Афанасия Великого» и «Cur Deus Homo? О причине Воплощения».