«Формула Всего» и выводы из нее

О смысле и сути Всего

0
2
Время на чтение 7 минут

 

В парадигме Православия

 

Когда «самолет твоей жизни» очевидным образом входит в конечную глиссаду на «аэродром вечности», все чаше задаешься вопросом о смысле, как собственной жизни, так и всего бытия в целом. Для чего Господь создал конкретно меня, для чего создал человека вообще, зачем и для чего нужен всемогущему Богу весь творимый Им мир.

Говоря более глобально: в чем смысл Всего?

Разумеется, ответ на такой вопрос можно искать исключительно в парадигме христианства, а конкретно – в парадигме православия.

Богословие православия не знает того противопоставления Писания и Предания, которое стало краеугольным камнем западной схоластики. В нашем православном понимании Писание есть часть Предания: Писание выросло из Предания, и отражает определенную стадию развития Предания ‒ развития, которое на этой стадии не закончилось.

О значении Предания в жизни православия говорят православные подвижники от Иринея Лионского и Григория Богослова до Силуана Афонского.

 

Эра юбилея

 

В мистическом и догматическом богословии именно Восточной Церкви наиболее глубоко освещен православный святоотеческий взгляд на единого Бога-Троицу, творение мира и человека, его грехопадение, Воплощение от Святого Духа и вочеловечивание от Марии-Девы, земная жизнь и крестная смерть единородного Сына Божия Иисуса Христа, рожденного от Бога-Отца «прежде всех век». Его Воскресение, Вознесение и сошествие в День Пятидесятницы Святого Духа на апостолов[1].

Свт. Григорий Богослов в своем Слове 41-м, посвященном празднику Пятидесятницы, вспоминает ветхозаветный «год юбилея».

«По закону Моисееву … каждый пятидесятый год объявлялся юбилейным − годом праздника, когда …  должникам прощали долги, а рабов отпускали на свободу. … Юбилей был годом подведения итогов, когда люди давали отчет Богу и друг другу в том, как они строят свою жизнь, и перестраивали ее в большем соответствии с заповедями Божиими. …

В христианской традиции Пятидесятница есть праздник Святого Духа − Утешителя, Который приходит на смену Христу, вознесшемуся на небо. …

Для нас же после Воскресения Христова наступила эра юбилеянескончаемый пятидесятый год, начинающийся на земле и перетекающий в вечность.

Эра юбилея характеризуется, прежде всего, активным обновляющим действием Святого Духа»[2].

«Размышляя о том, как тайна Троицы раскрывалась в истории, Григорий выдвигает идею постепенного развития церковной догматики, которое происходит благодаря тому, что он называл "прибавлениями" ‒ то есть благодаря постепенному уточнению и обогащению богословского языка.

Уже в ветхозаветные времена Бог открывался человечеству, однако ключевым моментом откровения было единство Божества, которое утверждалось в противовес языческому многобожию; поэтому объектом откровения был Бог Отец.

Новый Завет открыл человечеству Сына, а "нынешний" период является эрой действия Духа Святого, когда догматические истины получают свое окончательное выражение.

Итак, Григорий не считает, что новозаветное откровение исчерпало все богословские проблемы и что, следовательно, ответ на любой вопрос можно найти в Священном Писании Нового Завета.

Напротив, Новый Завет ‒ лишь один из этапов "восхождения" христианского богословия − "восхождения от славы в славу", которое, как он убежден, продолжается в его времена и будет продолжаться до скончания века… Христос продолжает открывать Бога людям через посредство Духа Святого, т.е. новозаветное откровение продолжается в Церкви.

Таково динамичное понимание Григорием развития православной догматики и поэтапного откровения в истории тайны Троицы. Подчеркнем: речь у него не идет о введении новых догматов, но о постепенном все более полном раскрытии тех догматов, которые в виде "намека" (hypodeixis) содержатся в Писании»[3]. Это раскрытие, согласно мнению свт. Григория Богослова, и будет продолжаться весь тот нескончаемый, наступивший в Пятидесятницу юбилейный пятидесятый год, «начинающийся на земле и перетекающий в вечность».

И в развитии православной догматики и поэтапного откровения в истории тайны Троицы должна принимать участие вся полнота Православной Церкви в единстве клира и мирян.

 

Иметь мужество мыслить

 

Как говорит в своей книге Владимир Лосский: «Если современный человек хочет уяснить Священное Писание, то он должен иметь мужество мыслить, ибо нельзя же безнаказанно играть в младенца. Отказываясь абстрагировать глубину, мы, уже в силу самого того языка, которым пользуемся, тем не менее абстрагируем, – но уже только одну поверхность, что приводит нас не к детски восхищенному изумлению древнего автора, а к состоянию инфантильности»[4].

Сказанное Владимиром Николаевичем можно отнести к пониманию нами не только текста Священного Писания, но и к пониманию слов святых отцов, и даже молитв, которые мы произносим каждый день. Зачастую мы просто не задумываемся или не решаемся вдумываться в смысл читаемых и произносимых слов. Хотя стоило бы.

Ведь на самом деле, ответ на поставленный в самом начале вопрос «о смысле или сути Всего» уже содержится в словах Символа веры о рождении Бога истинна Иисуса Христа «прежде всех век», и в единодушном мнении св. отцов, что «Слово вочеловечилось, чтобы мы обόжились»[5]. А обόженными, или, как минимум, сочтенные быть пригодными для последующего обóжения, мы могли стать насельниками Небесного Иерусалима.

Формирование же контингента Небесного Иерусалима до известного Богу числа «призывников» является прямо указанной целью творения земного эона в Откровении Иоанна Богослова.

 

«Формула Всего»

 

Смысл и суть «Всего» можно сформулировать в одном предложении, именно:

«Предвечное воплощение Бога Сына – Бога Слова в человека [предсуществование Иисуса Христа], и временнóе – для вечности – рождение бога в человеке [обόжение человека]».

Назовем эту «мáксиму»[6] для краткости «Формулой Всего». Первая ее часть относится к «бытию» Св. Троицы, или в терминологии Николая Бердяева, − к истории Небесной, а вторая – к истории земной. Связывает эти истории событие, которое св. отцы именуют «Предвечный Совет Святой Троицы». Все остальное − частности и детали. Детали и частности заслуживающие, несомненно, отдельного рассмотрения.

Осознание и уяснение в рамках православной догматики первой и второй части «Формулы Всего», рассмотрение некоторых «деталей и частностей», и вполне практические выводы из изложенного составят дальнейшее содержание настоящего очерка.

Начнем наше осознание и уяснение со связующего звена частей «Формулы Всего» − Предвечного Совета Святой Троицы.

 

 

[1] См., например, Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие.

[2] Митрополит Иларион (Алфеев). Жизнь и учение свт. Григория Богослова. – М., 2017 – 5-е изд. С. 252-253.

[3] Там же. С. 294-295.

[4] Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. – М., 1991. С. 231; 2-е изд., испр. и перераб. – СТСЛ, 2012. С. 439.

[5] Афанасий Александрийский. Слово о воплощении Бога Слова 54; Жизнь и учение свт. Григория Богослова. С. 437, там же приведены соответствующие цитаты из других святых отцов.

[6] Мáксима (от лат. propositio maximaвысший принцип; или лат. maxima regulaважнейший принцип, важнейшее правило) − частная формулировка, выражающая общее правило или общую истину; всеобщее жизненное правило, краткое изречение. Знамениты «Максимы и размышления» Гёте; «Максимы» Ларошфуко (1665); «Oraculo manual» Бальтасара Грациана (1653); «Размышления и максимы» Вовенарга (1746), «Максимы и мысли» Шамфора (1795).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Глебович Галенин
Русская сказка
Архиепископ Ростовский Тихон Малышка, поп Георгий Скрипица и князья Иван Голенин и Георгий Шубин
08.01.2025
Русская сказка
Архиепископ Ростовский Тихон Малышка, поп Георгий Скрипица, князья Иван Голенин, Георгий Шубин, старец Григорий и преп. Иринарх
05.01.2025
Без гнева и пристрастия
О Сергее Витте – из Израиля с любовью
27.12.2024
Без гнева и пристрастия
Неизвестная Ходынка. XI.3
24.12.2024
Без гнева и пристрастия
Коронация и «Ходынка» глазами поэта К.Р.
19.12.2024
Все статьи Борис Глебович Галенин
Последние комментарии
Ритуальный погром Русской Культуры
Новый комментарий от Константин В.
15.01.2025 22:04
«Перелётные люди» Эвелины Азаевой
Новый комментарий от Фиалка
15.01.2025 21:25
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от учитель
15.01.2025 21:19
Русский писатель и «кольцо власти»
Новый комментарий от Фиалка
15.01.2025 21:15
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Elenaelena
15.01.2025 21:09
«Год змеи»?
Новый комментарий от Elenaelena
15.01.2025 21:02
Бесы в коридорах власти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.01.2025 20:56