Преподобная Евфросиния Московская и преподобная Евфросиния Полоцкая – великие святые Русской Православной Церкви, две незаходящие духовные звезды на небосклоне Святой Руси. В этом году исполняется 920 лет со дня рождения преподобной Евфросинии Полоцкой, основоположницы женского монашества в нашей стране, и 155 лет со дня со дня канонизации преподобной Евфросинии Московской. Это незабываемый духовный праздник для всех православных христиан. Во время своей земной жизни эти святые не встречались, так как жили в разные эпохи, а вот теперь, в первую четверть 21-го века, встретились – их мощи пребывали на Божественной Литургии в Московском Сретенском монастыре, которую совершил Патриарх Кирилл. После этого мощи преподобной Евфросинии Московской отправились на поклонение верующих в Белоруссию, а мощи преподобной Евфросинии Полоцкой начали духовное шествие по монастырям и храмам Москвы, а затем по епархиям Русской Православной Церкви. Три дня мощи последней пребывали в храме во имя преподобной Евфросинии Московской (Нахимовский проспект, д. 8), где находится чудотворная икона преподобной с частичкой ее мощей и ее монашеский пояс. Преподобная Евфросиния Полоцкая сама пришла в гости к Московской святой.
Прежде чем поехать в этот храм и поклониться великим святыням, я познакомился с житиями преподобных.
Святая благоверная великая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) была дочерью Димитрия Константиновича, князя Суздальского. Детство она провела в Суздале и Переяславле-Залесском. В 1367 году она вступила в брак с великим князем Московским Димитрием, впоследствии прозванным Донским. Большое влияние на духовную жизнь княгини оказали святитель Алексий, митрополит Московский, и преподобный Сергий Радонежский, который крестил двух ее сыновей. Восприемником других детей был преподобный Димитрий Прилуцкий.
Постепенно жизнь святой княгини становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воли Божией. В 1383 году великий князь Московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около тринадцати лет. Княгиня отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: юный Василий был задержан в Орде как заложник.
После кончины своего мужа святая Евдокия начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Она вела строгую подвижническую жизнь. Глядя на пышные одежды, в которых княгиня являлась перед людьми, никто не подозревал, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами.
С именем Евдокии народное Предание связывает спасение Москвы от нашествия татарского хана Тамерлана. Именно по ее совету была перенесена из Владимира в Москву чудотворная икона Божией Матери «Владимирская». Царица Небесная явилась во сне грозному хану и так устрашила его, что тот немедленно увел свое войско восвояси.
В 1407 году Евдокия решила оставить великокняжеский терем и полностью удалиться от мятежного мира, к чему она шла всю свою жизнь. Когда княгиня шла в Вознесенский монастырь, один слепец приложил край ее одежды к своим глазам и тут же прозрел. Летописец утверждает, что во время этого необычного шествия исцелилось еще не менее тридцати человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. В иночестве она прожила несколько месяцев и 7 июля 1407 года мирно отошла ко Господу.
Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.
Преподобная Евфросиния Полоцкая жила двумя столетиями раньше. Она родилась в городе Полоцке в семье родовитого и всеми уважаемого князя Георгия и княгини Софии; родители дали ей имя Предислава. С юных лет княжна отличалась мудростью и любовью к книжному учению. Когда она достигла совершеннолетия, отец решил выдать ее замуж. Узнав об этом, девушка тайно покинула родительский дом и ушла в женский монастырь, игуменией которого была ее родная тетя Романа. Она попросила игумению облечь ее в Ангельский чин. Романа долго не соглашалась; в ночных молитвах она просила Господа помочь ей принять правильное решение. Провидев в скромной и боголюбивой девушке будущую великую подвижницу, Романа пригласила иеромонаха, и тот постриг ее в иноческий образ с именем Евфросиния, что в переводе с греческого означает радость.
Юная монахиня усердно подвизалась в посте, бдениях и молитве, восходя духовно «от силы в силу» и пребывая в полном послушании у игумении и Господа Бога. Спустя некоторое время Евфросиния, по благословению епископа Илии, поселилась в келии Полоцкого Софийского собора, где воссылала свои молитвы Творцу и Создателю нашему, благодаря Его за все милости и щедроты. В свободное время она занималась переписыванием священных книг; деньги от их продажи раздавала нищим.
Однажды ночью, в сонном видении, Евфросинии явился Архангел Михаил и сказал, что ей надлежит идти в место, называемое Сельцо, и основать там девическую обитель. В ту же ночь Ангел явился епископу Илии.
-Веди рабу Божию Евфросинию в церковь Святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое. Бог хочет спасти многих девиц с ее помощью.
Следуя зову Божию, преподобная с одной из монахинь, взяв с собой только богослужебные книги и три хлеба, поселилась в указанном месте. Вскоре здесь образовалась иноческая обитель, куда стали приходить девицы, искавшие спасения своей бессмертной души. Когда количество насельниц заметно увеличилось, Евросиния решила построить каменный храм в честь Господа Вседержителя. Строительство возглавил зодчий Иоанн, человек весьма благочестивый, лучший мастер не только Полоцка, но и его окрестностей. Храм рос не по дням, а по часам. Как-то рано утром Иоанн, придя к игумении, сказал:
-К большому сожалению, кончились кирпичи. Не знаю, что и делать.
-Не унывай, добрый делатель, - молвила Евфросиния, - это дело поправимое.
Преподобная помолилась Спасителю такими словами:
-Благодарю Тебя, Владыко Человеколюбче, всесильный Боже! Ты, даровавший нам большее, дай нам и меньшее, дабы могли мы довести до конца постройку храма, созидаемого во славу пресвятаго имени Твоего.
На следующий день, когда Иоанн пришел на стройку, то увидел великое множество кирпичей, сложенных ровными аккуратными рядами.
-Слава Тебе, Господи! – воскликнул он, сияя от радости. – Слава Тебе!
За считанные дни постройка храма была завершена; епископ Илия освятил его, и в нем начались каждодневные богослужения.
В 1161 году преподобная Евфросиния пригласила к себе мастера-ювелира Лазаря Богшу.
-Господь послал мне благую мысль: изготовить напрестольный крест, а точнее, крест-ковчег, - сказала она, осеняя себя крестным знамением. – В него мы вложим величайшие православные святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицу камня Гроба Господня, частицу камня Гроба Божией Матери, а также частицы мощей многих святых. Сможешь ли ты выполнить этот заказ?
-С помощью Божией, да, - чуть помедлив, сказал мастер.
-Другого ответа я и не ожидала. Когда сможешь приняться за дело?
-Прямо сегодня. Это задание я принимаю как бы из рук Божиих.
Крест-ковчег получился именно таким, каким представляла его себе игумения, строгий, красивый, изящный. Она попросила мастера написать на нем такие слова: «Честное Древо безценно!» Игумения благоговейно облобызала его и передала иеромонаху, который возложил его на храмовый престол. Со временем возникла благочестивая традиция: на иконах преподобная Евфросиния изображается непременно с крестом-ковчегом в руках.
Прошло много лет, наполненных строгими аскетическими подвигами и молитвами. На закате своей земной жизни великая угодница Божия пожелала посетить святой град Иерусалим. Проститься с нею приехал ее брат Вячеслав с княгиней и юными дочерями – Кирианной и Ольгой. Духовными очами преподобная увидела, что отроковицы со временем станут избранными сосудами Божией благодати. И немедленно постригла их в монашество с именами Агафия и Евфимия.
Во время паломнического путешествия блаженную Евфросинию сопровождали ее брат Давид и двоюродная сестра монахиня Евпраксия. Сначала паломники посетили Константинополь, где поклонились многочисленным святыням. Константинопольский Патриарх устроил в их честь пышный прием и благословил на дальнейший путь.
В Иерусалиме преподобная прежде всего посетила Гроб Господень, где пролила немало покаянных слез. Изливая перед Спасителем свои сокровенные мысли и желания, она просила, чтобы Он удостоил завершить ее земной путь на Святой Земле. Господь призрел на желание Своей верной рабы: Евфросиния тяжело заболела. Во время болезни ей явился Ангел Господень и возвестил день блаженной кончины. На одре болезни она пробыла двадцать четыре дня и, причастившись Святых Христовых Таин, переселилась в Небесный Иерусалим. Это произошло 23 мая 1173 года. Ее нетленное тело было погребено в монастыре преподобного Феодосия Великого.
Через четырнадцать лет в Иерусалим вторгся египетский султан Салах-ад-Дин. Русские иноки, покидая Святую Землю, взяли с собой святые мощи княгини и доставили их в Киево-Печерскую Лавру. В 1910-м году честные мощи торжественно перенесли в Полоцк, в основанный ею монастырь, где они пребывают и по сей день...
Когда я вошел в храм, то увидел нечто дивное: сонм священнослужителей, стоя перед ковчегом с нетленными мощами преподобной Евфросинии Полоцкой, читал ей акафист.
Радуйся, Христови обрученная от купели крещения;
радуйся, миром благодатным запечатленная.
Радуйся, Духа Свята вместилище чистое;
радуйся, Тем умудренная во спасение.
Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная.
С каждой минутой в храм прибывали все новые паломники. Приложившись к святыне, они не спешили уходить, слушая похвальную песнь преподобной. Я последовал их примеру и помолился святой о том, чтобы она помогла русскому народу увидеть Свет Христов и выполнять Его заповеди.
«Благая и верная рабо Господня, иго Христово благое на себе восприемши и бремя Его легкое на себе усердно понесши, и ныне в Небеснем Царствии водворяющися, о нас помолися, да сподобимся велия и богатыя милости».
Эти слова из канона преподобной, прочитанные священником, без сомнения, коснулись сердца каждого из нас.
Чтение акафиста и канона закончилось, и как только священник начал читать молитву преподобной, все христиане без исключения встали на колени. Это был акт любви к ней, искренней и неподдельной благодарности – ведь она, находясь у Престола Божия, горячо молится о русском народе.
Потом я подошел к чудотворной иконе преподобной Евфросинии Московской, которая находится в южной части храма. Она хозяйка этого храма, принимает сегодня гостей и печется о каждом из нас. Я приложился к иконе и поблагодарил святую за ее великие милости ко всем, кто почитает ее святое имя.
Выйдя из храма, я присел на лавочку отдохнуть. Рядом со мной села женщина в светлом платочке. Через минуту я уже знал, что ее зовут Юлия Борисовна Болгова и что она преподаватель английского языка.
- Я оказалась в этом храме не случайно, - сказала она, поправив платочек на голове. – Каждое лето я провожу в Воронежской области, в районном центре, где находится дом моих родителей. Недавно мне приснилась моя бабушка, которую зовут Евфросиния. Я долго не могла понять, почему она приснилась. И только когда вернулась в Москву и узнала про двух святых Евфросиний, то мои глаза открылись. Бабушка приснилась, мне кажется, потому, что она нуждается в моих молитвах. Я поспешила в храм и помолилась о ней святым Евфросиниям. А также о других моих родственниках - как живых, так и усопших.
Я получила сегодня большую духовную радость, - продолжала моя собеседница. - Эту радость подарила мне не только гостья этого храма, но и хозяйка его. Ведь имя Евфросиния означает радость. Они во время прохождения земного поприща, по понятной причине, не встречались. Но зато встретились в Царствии Небесном. Они, лицезрея лицо Господа, радуются радостью неизреченной. Они хотят, чтобы и мы стали причастниками этой радости. Исполненные Божественной любви и человеколюбия, они приглашают нас в Райские Чертоги, где никогда не прекращается восхитительное Ангельское пение.
Угодницы Божии явились к нам очень вовремя. Мы переживаем тревожное, наполненное каждодневными огненными опасностями, время, и помощь с Неба нам совершенно необходима. И она пришла в лице двух святых Евфросиний. Они утешили нас, ободрили, вселили в нас надежду на то, что наши заклятые враги, как бы ни бесновались, не смогут нас одолеть, так как восстали против Самого Христа, Который сказал: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Николай Петрович Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России
Примечание: скульптурное изображение великого князя Димитрия Донского и его супруги с детьми находится около храма, на его нижней террасе.
Фото автора