Мариинский дворец, Санкт-Петербург, 23 октября 2023 г.
23 октября, как мы сообщали, в Мариинском дворце, Законодательном собрании Санкт-Петербурга, состоялся I Всероссийский идеологический форум Всемирного Русского Народного Собора. Публикуем доклад, прозвучавший на форуме.
***
Российско-украинский или, если смотреть шире, российско-западный конфликт стал крупнейшим противостоянием со времён Второй мировой. Крупнейшим не только в военно-технологическом отношении, но и в ценностном.
И в этой битве цивилизаций Россия не только мужественно держит удар, противостоя совокупной мощи объединенного Запада, но по праву выступает в роли лидера антизападной коалиции. О чем свидетельствует резонансный отклик Global Times – ведущего информационного агентства Китая, представившего нашего Президента в качестве главного гостя завершившегося форума международного сотрудничества «Один пояс – один путь», собравшего в Поднебесной представителей 130 стран и 30 международных организаций.
На чем основана притягательная сила России в Евразии, Африке и Южной Америке? Очевидно особый статус России в современном мире определяют константы (характеристики социальных объектов и их признаков, которые инвариантны, постоянны относительно временных (эпохи) изменений, преобразований), лежащие в основании ее уникальной цивилизации.
Исходя из того, что бытие сущего, в котором пребывает человек, в обобщенном виде можно подразделить на природу, Абсолют и культуру, такими константами, определившими облик Русской цивилизации (язык, культуру, национальное самосознание, духовно-нравственные императивы, систему власти) являются География (физическая и этнокультурная) страны, Православие и Патриархальность.
География. Со времен Ивана Калиты размеры России удивляли взор любого иностранца. Отсюда в России, по сути являющейся не только страной, а целым континентом. прогноз погоды передача геополитическая – метеорологического движения от Сахалина до Калининграда, напоминающая нам о необъятных просторах России. Ведь неспроста председателем Российского географического общества является министр обороны, а итоговые годовые собрания в основном его офисе, находящемся в Петербурге, проходят при участии самого Президента. Во все времена основные усилия России направлялись на защиту неуклонно возрастающей территории, представляющей собой самостоятельную силу, силу – causa sui, не требующую легитимации. «Война, предпринятая против государства столь обширного, как Россия, есть такая глупость, на которую ни один здравомыслящий политик и полководец не должны были соглашаться (М.И. Кутузов).
Являясь в прошлом империей, Россия является в гораздо большей мере полиэтничной (многонациональной), чем даже самые неоднородные в этническом отношении европейские государства. Бельгия с ее тремя, Швейцария с ее четырьмя языковыми сообществами (и даже Испания, в которой сосуществуют пять языковых групп) меркнут на фоне российского этнокультурного разнообразия (более ста народов). Как заметил наш Президент: «Сила России – внутри нас самих, она внутри нашего народа, в наших людях, в наших традициях и нашей культуре, в нашей экономике, в огромной нашей территории и природных богатствах, в обороноспособности, конечно. Но самое главное – наша сила, безусловно, в единстве нашего народа».
Во время инаугурации при вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу присягу, записанную в ст. 82. Конституции РФ, состоящую из одного предложения, в которой клянется при осуществлении полномочий Президента защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства. Защита территории, «собирание земель» – императив, которому стремились следовать правители России, на протяжении ее политической истории. В этом отношении, как исправление исторического преступления выглядит позиция политической элиты, Президента Путина, поддержавших волеизъявление русского народа, проживающего в республики Крым и Новороссии о воссоединении со своей исторической Родиной. В этом отношении незаконные продажа Александром II американцам Аляски, дар Хрущевым Украине Российского Крыма – исторические казусы, не вписывающиеся в традицию.
Облик России, ее культурную, политическую, хозяйственную жизнь определило принятие в 988 году Православия.
Православие – религия Сердца. В традиционной России не носили галстуков – «иудину удавку». Сейчас мы полезны друг другу, но где расчет, там и обсчет. В России опоясывались поясами, тем самым, подчеркивая особый статус Сердца. Коммуникация в России – не обезличена, а носит личностной характер. Не «чтойность», а «ктойность», отношения между людьми регулируются не столько контрактом, а сколько доверием друг к другу. Архетипом русского самосознания является милосердие и доброта, связанные с острым переживание своего несовершенства перед Богом, подчинение высшим идеалам справедливости. Нормой для русского человека является святость, ради нее он идет на самопожертвование. Сильный не тот, кто побеждает равного, а тот, кто защищает от сильного слабого. Русский человек живо чувствует свои недостатки, и чем выше восходит по лестнице нравственного развития, тем менее бывает доволен собою. Русские святые оплакивали свои добродетели, как грехи. Этого не знает западный христианский мир. Католицизм, исходит из ветхого человека, отсюда построен на заслугах. Если Я дал кому-то, то – увеличил банковский счет перед Господом, получается, что «Он в долгу передо Мной». В Православной традиции не Бог нас принимает или не принимает, но мы становимся способными к принятию Бога. Пока мы поступаем греховно, мы не способны принять Бога. Поскольку Бог есть Любовь.
В православной культуре Любовью задан и норматив властных отношений, воплощенный в евангелистском императиве: «Если кто из вас хочет стать главным, пусть будет всем слугой» (Св. Евангелие от Марка, 10:43.). Политическая история России – отнюдь не дискретный процесс, а претворение принципов Православия «Белой» Киевской и Московской Руси (симфония духовной и светской властей) – «Серебряной» (петровской и постпетровской России) – либо в превращенной форме «Красной России» («Русского коммунизма». Н.А. Бердяев). К примеру, в рамках социалистической модели мира были свои: 1) Троица – Маркс, Энгельс, Ленин, 2) Ключевой духовный институт – КПСС, 4) Моральный кодекс строителя коммунизма – слегка измененные евангелические заповеди, 5) Рай и ад – коммунизм и царство капитала. Религиозные основания Русской цивилизации нашли свое отражение в действующей Конституции (Ст. 6). «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
Стержнем Русской цивилизации является Патриархальность, воплощенная в идее Отцовства. Это проявляется во взаимодействии поколений. Как себя поведет молодежь – наиболее активная часть общества? Не приведет ли в эпоху глобализации так называемый разрыв поколений к преобладанию контрпродуктивных молодежных движений, нацеленных на принятие ценностей, чуждых национальной традиции посредством «цветной» революции. «Первый канцлер Германской империи О. Бисмарк сформулировал рецепт покорения России: «Русских невозможно победить. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя». Он оказался прав. Россию разрушали не столько оружием поражения, а, сколько оружием соблазнения, как это случилось в феврале 17 -го и в 90-е годы прошлого столетия, а ныне происходит с Украиной.
В России ферментом сплочения сменяющих друг друга поколений на протяжении веков выступала идея «отцовства». В плане реализации идеи отцовства, молодое поколение обладает достаточной степенью свободы выбора относительно собственных жизненных ориентиров. Нельзя же в новых социальных условиях вложить в полном объеме молодежи опыт отцов. Но это не означает, что выбор молодого поколения должен быть обусловлен исключительно выгодой и меркантильными интересами без учета нравственных ориентиров предков, от которых оно не может отвернуться по бытовым, политическим и иным соображениям. Сын не пойдет против «отца» в полном смысле слова, даже, не согласившись с позицией отца, на уровне подсознания он все равно полагает, что глубинном смысле выполняет его волю, являясь его наследником. В этом и есть суть подлинного консерватизма, как политической модели, которая устраняет восстание детей против отцов, создавая неотъемлемую связь поколений. Если «Американская мечта» предполагает шанс для каждого, ее атрибутом является обнуление прошлого, сброс груза истории. Ритмы собственного бытия России предельно далеки от подобного обнуления, наследие истории должно быть вновь и вновь предъявлено к проживанию.
Институт отцовства – есть цивилизационный код России, развернутый в трех его ипостасях: семейной – родительской, политической и религиозной.
Отец – это, собственно, отец семейства. «Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. (Соломон). «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится». (Притчи 22:6)
«Пока я Президент, у нас не будет «родителя номер один» и «родителя номер два» – будет мама и папа… (В.В. Путин) А вот после.... Боже упаси....
Это – Царь – Помазанник Божий, отец нации. «Помазанник Божий» – это совсем не то, что расхожий тезис «вся власть от Бога», это именно концентрация богоприсутствия в таком обрамлении, как «государево дело». А государство – есть государь-ство, функционирование которого связано с «двойным телом короля» (Э. Кантарович), в котором государственные институты, вся государственная служба – есть продолжение тела Государя. Образ правителя, восходящий к «Слову о Законе и Благодати» митрополита Илариона, стал архетипом, который прочно обосновался в коллективном бессознательном нашего общества. На протяжении всей нашей истории судьба России была неразрывно связана с жизнью её лидера, который являлся главным катализатором всех политических и общественных процессов. При демократии – «пустого трона» (К. Лефор), когда правитель избирается на определенный срок, воплощением Отца становится Отечество и его национальный лидер – ритмоводитель, способный связать поведенческие элементы, свободные по отношению к большим сингулярностям и направить их энергию на общее дело. Когда сквозь социальное тело проходит директивный зов: государево дело, – срабатывает единство личной и сверхличной ответственности. Говоря словами Аристотеля, происходит переход в состояние деятельного счастья.
Это – Бог, в ипостаси Отца, как трансцендентного начала мира, от которого исходит Святой Дух. «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор.6:5). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всем разумением твоим. Это первая и великая заповедь.» (Евангелие от Матфея 22:37-40). «Если Бога нет, то все позволено».
Идея отцовства образует основание всех мировых религий, а также цивилизаций, опирающихся на традиционные ценности. Тем временем, тематика патриархальности, отцовства как института табуирована в современном западной философии. Действующая феминизированная культура интеллектуального класса усматривает в патриархальности источник насилия и дискриминации. Тема «оправдания отцов», по сути, блокирована. Под прикрытием истерической политкорректности просматривается желание отделить человека постмодернистского мира от отцов и дедов, сражавшихся за независимость государства. На забвении Отечества фактически основан феминизм – неформальная религия глобального Запада.
Иерархия ценностей может удерживаться лишь в том случае, если в ней не затухает жертвенное начало, захватывающее души людей. В трактате Цицерона «Об обязанностях» или «О должностях» (De officiis) - тексте, который был вторым по печатаемости в Европе XV-XVII вв. после Библии -- представлена градация видов человеческой общности. Цицерон, исследуя разные варианты этой общности, утверждает: «Да, конечно, близкие, друзья, семья, город, человечество - они все важны и дороги, как некоторые типы сообщества. Но только ради любви к res publica люди готовы умереть без колебания». А.Ф. Лосев, говоря о данном типе любви, заметил: «Это есть жертвенная любовь, а иной любви, без жертвы, быть и не может. Такая любовь к Родине открывает глаза человеку на то, что не видно ему обычно, что не видно никакому чужому и что вызывает насмешку у равнодушных и сытых».
Сегодня на наших глазах воссоздается сословие воинов, в него приходят из мегаполисов, провинциальных городов и сельской местности, и с гор Кавказа. Наряду с воинами линию огня выбирают и интеллектуалы, принимая на себя добровольное обязательство по защите рубежей Русской цивилизации. идентифицируемой с константами, определяющими ее суть. На их разрушение сегодня направлены основные усилия, развязанной Западом гибридной войны. 1. Ведь куш расчленения России настолько сладок, что можно пойти на все. 2. Западу, включенному в процесс антихристианизации, чуждо само существование Русского православия, с его предпринимаемыми усилиями, направленными на спасение мирового христианства от деградации и полного упадка. 3. У интеллектуального класса постсовременного мира вместо Отечества может быть только вскормившая его страна, которую он вправе покинуть, как птенец свое гнездо. Больше всего глобальный мир боится патриотизма, восстания Отечеств, регулярно его сотрясающих.
Ситуация, в которой в настоящее время пребывает Россия, является, пожалуй, наиболее экзистенциально напряженной и драматичной за всю историю ее существования. Защищая свою историческую полноту, Русскую Православную Церковь – защитницу неразрывно связанных с нею патриархальных ценностей, эффективно противостоя блоку НАТО в зоне проведения специальной военной операции, разрушая, сконструированную Западом архитектуру неоколониального политического пространства, Россия выступает центром деколонизации мира, двигателем политики перехода от декоративного мультикультурализма к реальному мультиполититизму.
Александр Иванович Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор