Легитимность государственной власти, её прочность и стабильность выстраивается не на «болоте», а на прочном фундаменте её сторонников. У Башара Асада не было поддержки большинства…
Причины госпереворота. Трагические события, произошедшие в Сирии, требуют фундаментального осмысления. Но, уже сегодня можно констатировать, что стремительно свершившийся госпереворот в Сирийской Арабской Республике – не случайно вспыхнувший политический эксцесс, а закономерный процесс непрекращающегося религиозно-политического конфликта в этой стране.
Сирия многоконфессиональная страна, таков приблизительный ее современный облик: сунниты – (75%), алавиты – (12%), шииты – 9%., христиане – 5%.
Особое место в политической системе и религиозно-конфессиональной картине Сирии принадлежит алавитам. Лидером этой религиозной конфессии являлся бывший президент Хафез Асад, а также его приемник – Башар Асад. Алавизм вбирает в себя элементы язычества, христианства и шиизма (отсюда поддержка алавитов Ираном – лидером шиитского мира, ливанской шиитской организацией Хезболла и шиитским руководством нынешнего Ирака). Алавиты делятся на тех, кто поклоняется свету и тех, кто поклоняется тьме; тех, кто отождествляют Али (ключевую в шиизме фигуру) с Солнцем, и тех, кто отождествляет его с Луной. Алавитов объединяет представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммаде и Сальмане аль-Фарси, каждый из которых воплощает собой определенные понятия в системе алавизма. Есть в алавизме и элементы, позаимствованные из христианства. Это связано с тем, что значительная часть Сирии с 1080 по 1375 входила в состав Киликийского армянского государства. Алавиты празднуют как Пасху, так и Рождество, на богослужениях читают Евангелие, почитая не только Ису (Иисуса), но и апостолов.
Ядром конфликта является противостояние политической элиты суннитов (в особенности ее наиболее радикальной части – салафитов), представляющей наиболее многочисленную религиозно-конфессиональную общину Сирии, – правящей элите, сформированной преимущественно из алавитов, возглавляемой Башаром Асадом.
Почему Сирийская армия не оказала достойного сопротивления, не защитила своего президента? Причиной этого – в организации военного управления по религиозному основанию, в которой генеральские и офицерские должности занимали алавиты, а сунниты, представляющие религиозное большинство – находились на рядовых и сержантских позициях.
Уроки госпереворота в Сирии. 1. Легитимность государственной власти, её прочность и стабильность выстраивается не на «болоте», а на прочном фундаменте её сторонников. У Б. Асада не было поддержки большинства. К тому же, алавизм, вобрав в себя элементы язычества, суннизма, шиизма и христианства, в исламском мире, в принципе, воспринимается как некое сектантство. Очевидно, одной из причин установления близких отношений Хафеза Асада с руководством Советского Союза являлось то, что алавизм, как политеистическая религия ближе всех религиозных течений, существовавших в Сирии, соответствовала коммунистическому атеизму.
2. Россия сохраняет свое политическое лицо, ее военное присутствие в Сирии осуществлено по просьбе законно избранного руководства Сирийской Арабской Республики.
3. Поскольку арабский мир традиционно тяготеет к консервативной России, но не к либеральному Западу, надо полагать у Росси наладятся отношения делового сотрудничества с пришедшей к власти сирийской суннитской элитой.
Александр Иванович Кугай, доктор философских наук, профессор Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ, член Всемирного Русского Народного Собора