«Россия, Россия, Россия! Что вы пристали к бедной России?» (Дональд Трамп)
В свете предстоящих президентских выборов в США следовало бы в очередной раз обратиться к фигуре Дональда Джона Трампа, принимая во внимание вызывающую у одних смущение, у других – поддержку действий с его стороны. Любой, кто знаком с психоанализом, который позволяет понять бессознательные мотивы, лежащие в основе человеческого поведения и лидерства, знает, что такие мотивы часто открыто не ощутимы и не подлежат прямому рациональному аргументированию, потому что они не обязательно явно обнаруживают себя в качестве предмета исследования. В этой связи наиболее продуктивный эвристический и теоретический взгляд на лидерство можно обнаружить в психоаналитической теории.
Трамп – Последователи. В двух словах, Трамп, каким бы крайним он ни был, является не отклонением от нормы, а логическим выводом – продуктом и стилизацией систем мышления, которые систематически использовали расу как оружие для продвижения жестокой экономической политики с самых первых дней колонизации Северной Америки и Трансатлантической работорговли. Он также является олицетворением слияния людей и корпораций, мегабренд-одиночка. Он воплощение веры в то, что деньги и власть предоставлять право навязывать свою волю другим, независимо от того, выражается ли это право в захвате женщин или захвате ограниченных ресурсов планеты на пороге катастрофического потепления. Он продукт бизнес-культуры, которая фетишизирует «разрушителей», которые делают свое состояние на вопиющем, игнорируя как законы, так и нормативные стандарты. Прежде всего, он воплощение все еще могущественного свободного человека. Рыночный идеологический проект, поддерживаемый как центристскими, так и консервативными партиями, ведет войну со всем публичным и общепринятым и представляет руководителей корпораций супергероями, которые спасают человечество.
Здесь может показаться, что некоторые вещи проливают свет на вопрос об основаниях для членов его «базы», отождествляющей себя с Трампом. Не случайно профиль сторонника Трампа — это профиль (обычно белого) «консерватора». Трамп, ранжируя человеческую жизнь на основе расы, религии, пола, сексуальности, внешности и физических способностей, продвигает картину мира, совпадающую с ценностями его избирателей, которые, в свою очередь, поддерживают его как мощное индивидуальное воплощение таких ценностей. Он воспринимается как противник общего врага, который ассоциируется с эрозией традиционных, патриархальных, расовых, гомофобных американских ценностей. На презентации своего штаба в Колумбии Трамп заявил, что Бог создал только два пола – мужчину и женщину. Именно этот укоренившийся американский индивидуализм представляет собой благодатную почву для консервативных американцев, отождествляющих себя с Трампом, который признан высшим индивидуалистом (и героическим «разрушителем» – как он продемонстрировал после начала его предвыборной кампании, не действуя обычным образом, как и ожидалось от «карьерного политика»). В конце концов, реально говоря, сколько людей из его «базы» могли когда-либо надеяться стать миллиардерами? Но отождествление с Трампом влечет за собой бессознательное желание быть им или, скорее, похожим на него, как модель – идеальный тип.
Мастерство Трампа в этом жанре сыграло ключевую роль в построении его фирменной империи важного для его успешного баллотирования на пост президента. Вера в то, что он может резать, редактировать и перекраивать реальность, чтобы она соответствовала в значительной степени заранее заданному, самостоятельно возвеличивающий результат – преобразовать не только Белый дом, но и большую часть мира.
Тот факт, что те же самые избиратели Трампа поддержали его кандидатуру на пост президента, несмотря на их гнев перед лицом зияющей пропасти между богатыми и бедными сегодня, подчеркивает если не парадоксальный механизм процесса идентификации. Эти люди идентифицировали себя с миллиардером-бизнесменом Трампом как с предпочтительным «лидером», то есть – учитывая бессознательный психический механизм, описанный Фрейдом, – как их «идеал» или «модель», поскольку эта идентификация была (и остается) выражением их желания быть (как) чем-то или кем-то, в данном случае является Трамп. И тем не менее, рационально говоря, для них должно было быть вопиющим образом очевидно, что он представляет именно неравенство, которое они считали неприемлемым. Как это возможно?
Идентификация в основе своей является бессознательным процессом, который не имеет ничего общего с рациональным поведением. Фактором лидерства Трампа являются особенности его жесткого характера, развернутого в отношении «Трамп – Ученики», дающего ключ к формулированию бессознательных оснований отождествления последователей Трампа с ним: поскольку Трамп «отрицает» кастрацию (бессилие) или недостаток, он воплощает воображаемую «полноту бытия», с которой они отождествляют себя.
В кошмаре реального мира мечты продавать. Известно, что бытие человека в отличие от всего живого сущего мотивированно мечтой. Данное обстоятельство учитывает политический лидер. В более общем смысле применительно к политике Трампа это проявляется как восприятие символического порядка в американском обществе как «отсутствующего» (по крайней мере, в принципе); все действительно «идеально» и полнота бытия наступает тогда, когда он оставляет свой отпечаток на каком-либо аспекте социальной или хозяйственной жизни, под опекой его руководства, недостатка ни в чем не было бы. Понимая, что полнота бытия, с которой Трамп идентифицирует себя на воображаемом уровне, действительно недостижима, ему приходится прибегать к каким-то словесным фетишам, поэтому он обычно делает заявления типа «Сделайте Америку снова великой» (что конкретизируется во множестве красных бейсболок MAGA, которые носят его последователи). Каждый раз, когда он использует выражение, указывающее на замену какого-либо недостатка или недостачи в американском общества с контрастирующим изобилием, он метонимически функционирует как фетиш, представляющий (недоступный) фаллос американской полноты или полноты бытия, которая, наконец, воплощена в самом Трампе. Отсюда следует, что все, что по словам Трампа, могут подорвать эту символическую полноту, например, вторжения мексиканцев или иммигрантов в целом, должно быть удалено или резко сокращено. Излишне указывать, что его ярые последователи верят в это, потому что, как метонимический представитель спроецированного символического порядка, частью которого они чувствуют себя, — порядка «Америка снова станет великой!», порядок, утверждаемый в риторике Трампа, лежит в области фантастики. Однако не так уж и много не хотят быть Трампом, но быть тем, за что он выступает, или тем образцом, который он представляет, а именно идеалом изобилия. В кошмаре реального мира мечты продавать.
Популизм и глубинное государство. Согласно политической теории, популисты – это политики, противопоставляющие себя элите. Они утверждают: мы за народ – нравственный и праведный, а элита – аморальна и коррумпирована. Популистские лозунги основаны на стремлении той или иной политической силы завоевать доверие и поддержку масс, понравиться народу. При этом реальные цели политиков-популистов (борьба за власть, бизнес-проект и обогащение), как правило, прикрываются социально привлекательными идеями. Стандартное популистское заявление: «Мы, простой народ, выйдем на улицу и вернем себе страну», вне зависимости от того, являются ли элиты коррумпированными или честными. Любой популист пытается бороться с элитами, бюрократией, политическим классом, истеблишментом, «глубинным государством» (deep state). В этом смысле Трамп – классический популист. Возмущение Трампа понятно, ему предъявлены многочисленные обвинения, его пытались арестовать. Чтобы так поступали с бывшим президентом – такого не было в истории США. Реакция Трампа против глубинного государства, функционирование которого образуют скоординированные действия бюрократической и промышленной и финансовой элиты, СМИ, Голливуда, поддерживаемые лидерами демократической партии, – фаллоцентрична. Чему способствует пережитое Трампом покушение на жизнь, укрепившее его героический образ. «Когда я вернусь в овальный кабинет, мы полностью уничтожим "глубинное государство" ведущее мир к ядерной войне». «Мы создадим комиссию по установлению истины и примирению, которая рассекретит и опубликует все документы о государственном шпионаже, цензуре и коррупции!»
И все же, внешняя бравада Трампа, стремящегося демонстрировать наличие самостоятельной позиции в определении политического курса своей администрации, повсеместно сопровождалась лукавством. В годы своего пребывания Трамп пребывал в тисках глубинного государства, следовал в его колее. Независимо от того, нравится Трампу Путин или не нравится, он заложник своей партии. Главный спонсор республиканцев – это всё же нефтяные компании, которые менее всего заинтересованы в восстановлении сырьевого потенциала России. По прошлому опыту мы видим, что Трамп проводил политику, благоприятствующую нефтяному бизнесу – боролся против «Северного потока – 2», всячески пытался блокировать отношения России с Европой. 18 апреля 2020 года во время общения с журналистами в Белом доме, отвечая на вопрос, не считает ли он, что отношения с рядом стран, включая Россию, у США ухудшились, Трамп ответил: «Россия, наверное, хочет Байдена. Потому что, смотрите, никто не был с Россией жестче, чем я. Никто. Никто не был так суров с (Президентом РФ Владимиром) Путиным, как я. И он это знает лучше всех. Посмотрите на санкции». Именно Трамп. Обама не поставлял летального вооружения на Украину – это начали Трамп и его администрация. В значительной степени это происходило потому, что Трамп хотел отмыться от обвинений в пророссийском курсе, но очевидно, что, если он придёт в Белый дом в 2024 г., подобных обвинений меньше не станет.
Трамп в России и Россия в Трампе. «Черный лебедь». В России Трампа всегда воспринимали с некоторой долей симпатии, настолько ярким и интересным персонажем он казался. Тем не менее, когда смотришь на итоги его президентства для российско-американских отношений, они неутешительны. Если всё-таки Трамп вернётся в Белый дом, чего нам ожидать?
Все же Трамп знает о России не понаслышке. До избрания президентом Трамп четырежды посещал Россию с деловыми визитами. В ноябре 2013 г. Трамп организовал в Москве конкурс красоты «Мисс Вселенная», совладельцем которого он являлся с 1996 по 2015 г. совместно с телекомпанией NBC. За его проведение в московском «Крокус сити холле» Трамп, по данным СМИ, получил от и других инвесторов $14 млн. Также сообщалось о подписании Трампом и Агаларовым – азербайджанским предпринимателем (владелец Crocus Group) контракта на строительство в Москве небоскреба Trump Tower, подобного тому, который возведен в Лас Вегасе. В ходе этой поездки Трамп рассчитывал на личную встречу с Президентом России Владимиром Путиным и даже выложил в интернет запись с вопросом: «Как вы думаете, Путин придет на конкурс? Станет ли он моим новым лучшим другом?» Встреча, однако, не состоялась.
Это свидетельствует о том, что Трамп: 1) знаком с настроением русских людей не понаслышке, 2) знает о симпатии россиян, проявляемых к нему, 3) в основе своей верно понимает природу российско-украинского конфликта, связывая его с распадом Советской империи.
Поэтому в ходе предвыборной кампании 2016 г. Трамп говорил о том, что «крымчане предпочли бы остаться с Россией» и обещал рассмотреть возможность признания полуострова российским. Уже в качестве президента Дональд Трамп заявил лидерам «Большой семерки», что Крым является российским, поскольку его жители говорят на русском языке. По данным источников портала BuzzFeed, глава Белого дома также задался вопросом, почему лидеры G7 находятся на стороне Украины — «одной из самых коррумпированных стран в мире». 8 июня 2018 года в ходе общения с журналистами – о возвращении России в G8: «Нравится вам или нет – и это может быть политически некорректно говорить – но нам надо управлять миром. И есть G7, которая была раньше G8, выгнала Россию, она должна вернуть Россию, поскольку Россия нужна нам за столом переговоров… Россия должна быть на этой встрече. Почему мы проводим встречу, когда России нет на встрече? Я буду это (возвращение РФ в "большую восьмерку" – ред.) рекомендовать, это зависит от них, но Россия должна быть на встрече, должна быть ее частью». 16 июля 2018 года на пресс-конференции по итогам встречи с Путиным Трамп сказал: «Наши ожидания реалистичны, но мы надеемся на дружбу, сотрудничество и мир. Думаю, Россия разделяет это стремление… Конструктивный диалог между США и Россией дает возможности открыть новые пути к миру и стабильности в нашем мире. Я лучше пойду на политический риск в интересах мира, чем буду рисковать миром ради политики».
Таким образом:
1. Трамп не причастен к: а) антироссийскому госперевороту на Украине, б) созданию на Украине политического режима, нацеленного на войну с Россией. Проект антироссийской Украины – продукт администрации Обамы, куратором которого являлся Джо Байден, занимавший в то время пост вице-президента США.
2. Трамп не нацелен на максимальное затягивание конфликта на Украине, нанесение России стратегического поражения, осознавая его ядерную эскалацию и трансформацию в третью мировую войну.
Наконец, в ходе предвыборного митинга Трамп, обратившись к угрозе американской судебной системы вновь предъявить обвинения России во вмешательстве в американские выборы, в сердцах произнес: «Россия, Россия, Россия! Что вы пристали к бедной России?» Это ли не свидетельство если не его любви к России, то неравнодушия к ней – уж точно.
Способен ли «Черный лебедь» противостоять deep state, настроив его на позитивные действия в отношении РФ, в случае победы на президентских выборах? Время покажет.
Александр Иванович Кугай, профессор кафедры государственного и муниципального управления Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, профессор, член Всемирного Русского Народного Собора
1.