Художественная жизнь в Тобольске с каждым годом становится интенсивнее и разнообразнее. Ежегодно сюда съезжаются художники на пленэр, по результатам которого устраиваются своеобразные отчёты-вернисажи. Здесь регулярно устраиваются выставки выдающихся живописцев, графиков, скульпторов, дизайнеров.
Одна из таких выставок проходила в апреле 2023 года в выставочном зале ТК Ермак, где были представлены живописные полотна замечательного художника из Красноярска – Константина Семёновича Войнова. Организатором этого проекта выступил общественный благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», который уже много лет ведёт непрерывную работу по поддержке и популяризации творчества талантливых художников.
За последние пятнадцать лет фондом были организованы почти двести выставок художников из разных городов. Носящие высокие звания залуженного или народного художника России, пользующиеся успехом и вниманием зрителей, приезжают мастера в Тобольск и очаровываются этим сибирским городом, обещая вернуться сюда вновь.
Вот и К. Войнов в Тобольске уже второй раз. Впервые он побывал здесь в прошлом году, тогда он прибыл в город для вручения ему премии имени Фёдора Конюхова. Пригласил его руководитель фонда Аркадий Григорьевич Елфимов, один из учредителей премии, по представлению известного в Сибири и России искусствоведа из Омска Владимира Федоровича Чиркова.
Константин Войнов – не из тех художников-новаторов, стилеобразующих и стилеизменяющих, которые решительно ломают привычные традиционные формы и способы создания художественного образа, прокладывая новые направления. Такие художники часто непонятны современникам, общение с их творчеством требует определённой подготовленности, широкого культурного кругозора, напряжённой духовной работы. Живопись К. Войнова, при всей своей смысловой многозначности и многогранности, сразу вызывает эмоциональный отклик и заинтересованность.
Этот интерес обусловлен, прежде всего, предельной искренностью и ясной простотой художественного языка. К какой бы теме не обращался мастер, какой бы сюжет не разрабатывал, всегда чувствуется его полная вовлечённость в материал, его творческое горение.
Уже в самых ранних, ещё студенческих работах (они тоже представлены в экспозиции), утвердилось основное направление творчества К. Войнова – натурно-реалистическое. В этой стилистике решён, например, портрет отца, погружённого в глубокие раздумья. Впоследствии, на разных этапах творчества, художник будет постоянно расширять стилистический диапазон своих работ.
Это и романтизм, особенно ярко проявляющийся в величественных горных пейзажах («Ленские столбы»). Это и символизм его северных мотивов с образами местных жителей, почти не тронутых цивилизацией, живущих в гармоний с природой и соотносимых с гогеновскими таитянами или жителями киргизских степей символиста П. Кузнецова («Музыка белого безмолвия», «Возвращение птиц», «Зажечь свою звезду»).
Активно используя символику цвета, художник обращается также и к древнерусской иконописи (Хлеб насущный дашь нам днесь»), к стилистике раннего Возрождения («Рождество») и даже отчасти к сюрреалистической образности («Насущное»).
Помимо достаточно широкого стилевого спектра, обращает на себя внимание тематическое и жанровое разнообразие. К. Войнов с одинаково высоким мастерством пишет пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые сцены, а также - библейские сюжеты. Но к какой бы теме или жанру не обращался художник, в каком бы формате или технике не писал картину, в каждой из них, как некая духовная первооснова, выражена вера в гармонию этого мира, в то, что жизнь есть великое чудо и благо. И художник словно призывает: «на жизнь по- новому взгляни, привычных будней сбрось завесу». Далеко не все художники помимо живописного мастерства обладают и даром слова, умением выразить своё духовное и эстетическое кредо. Константин Семёнович владеет и этим даром. Легко и непринуждённо ведёт он экскурсию по своей выставке, а его слова о сути художественного творчества, сказанные в адрес коллеги-художницы, хочется воспроизвести дословно:
«Пара яблок, стакан с чистой водой — маленькая вселенная. Блик на стекле — планеты. И я — спутник, раскрывший рот от вопроса: почему так хорошо? Попытаюсь сам ответить, почему. Потому, что живописное произведение рождается лишь тогда, когда, помимо всей необходимой грамоты, выучки, школы, художник выливает в красочные сочетания всю свою любовь или ненависть, радость или меланхолию, весь свой жизненный опыт и всю свою душу, вплоть до нанесения последнего мазка нужным цветом в нужное место. Лишь эта живая энергия заставляет картину жить столетия и волновать зрителя, затрагивая в его душе самые тонкие струны. Лишь эта энергия одухотворяет всё, даже самое обыденное и привычное».
Думается, что это здоровое мироощущение сформировалось ещё в детстве. Будущий художник родился 19 апреля 1960 года в живописной деревне Усолка Дзержинского района Красноярского края. Образ малой родины будет вдохновлять его долгие годы («Далёкие звёзды», «Молитва») как некий генетический код, как точка отсчёта в духовном и творческом развитии.
В 1983 году К. Войнов окончил Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова, в 1989 - факультет живописи Красноярского государственного художественного института, мастерская члена-корреспондента Российской Академии художеств, народного художника А. М. Знака.
В 1991—1994 годах Константин Семёнович работал в творческой мастерской живописи Российской Академии художеств под руководством народного художника России, академика А. П. Левитина. С 1987 года он активно участвует в выставочной деятельности, а в 1995 становится членом Союза художников России. В 2005 году состоялась персональная выставка в Красноярске, имевшая большой успех. В том же году он становится членом-корреспондентом Петровской Академии наук и искусств, а в 2010 году удостостаивается почётного звания Заслуженный художник Российской Федерации. В 2011 был избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств.
На протяжении всей своей творческой деятельности художник много путешествовал, и значительная часть его пейзажей основана на натурных этюдах и эскизах («Северный август», «Время жёлтых листьев»). Их пленэрная свежесть и непосредственность впоследствии перерабатывается мастером в более сложный, синтетический образ природы, часто эпический, величественный («Посвящение Енисею»), иногда камерно-лирический («Пора дождей»), а, порой, философский («Оленьи тропы») или подчеркнуто-декоративный (« Северный горизонт»).
Около пятнадцати лет творческой жизни художник посвятил теме Севера. Русский Север – важная и многогранная тема национального изобразительного искусства, смыслы и живописные открытия которой ещё не в полной мере раскрыты в научных исследованиях и выставочных проектах. Ещё в конце девятнадцатого века такие художники как К. Коровин и В. Серов ездили в северные районы и создавали удивительные по красоте и мощи образы Севера. Во второй половине двадцатого века эта тема получила большое развитие, многие художники совершали паломничество в Тундру и другие северные земли.
Каждый художник стремился найти и выразить своё восприятие суровой северной природы и её жителей. Такие художники как В. А. Игошев, Г. С. Райшев, мастера-косторезы и многие другие освещали эту тему то с этнографическим уклоном, то с философским, то с повествовательно-описательным. К. Войнов «входил» в северную тематику постепенно и основательно. Изучал литературу, фотоархивы, многочисленные артефакты в различных музеях. Но самый важный источник вдохновения – это, конечно, непосредственное соприкосновение с северным краем, жизнь в стойбище оленеводов.
Особенно часто художник изображает нганасанов – это самый северный народ Евразии, живущий на полуострове Таймыр. Они относятся к древнейшим расовым группам Сибири. Русские миссионеры, бывавшие у нганасан в девятнадцатом веке, отмечали их гордый и независимый характер, их обособленность.
Такие картины как «Трапеза в снегах», «Кормление огня», «Музыка белого безмолвия», «Сибирская мадонна» приоткрывают потаённый мир удивительных людей, живущих в тяжёлых климатических условиях, но сохранивших и радость жизни, и достоинство, и крепость духа. Неспешно совершают они обычные человеческие дела – добывают и готовят пищу, рождают и воспитывают детей, играют на народных музыкальных инструментах.
Но эти, нехитрые на первый взгляд, сценки отнюдь не «бытописательны». Каждую из них художник выводит на символико-философский уровень, каждая становится живописной метафорой мудрости, любви, человеческого тепла и единения. Картина «Возвращение птиц» - и просто о весеннем празднике, и о вере в неизменность и цикличность этого мира, и о смене поколений, и о светлой радости и потаённой тревоге.
Один из наиболее ярких и красивых символов Севера – прекрасные олени, воспетые в многочисленных стихах:
Тундра,
Я тебя и на мгновенье
Не могу представить без оленей,-
С их извечно
Гордою походкой,
С их красивым бегом
Как полётом,
В даль, где горизонт из дымки соткан.
(ненецкий поэт Л. Лапцуй)
В «северных» картинах К. Войнова олени – тоже часто символичны. При всей их живописной и «анималистической» достоверности, их образы являются носителями таких абстрактных понятий как жизненная сила, борьба, соперничество, умение быть в «связке», а также подчинятся «закону тундры». Именно так называется картина, где изображена схватка двух оленей за обладание стадом.
Помимо северной темы художника всегда привлекал жанр портрета как способ соприкоснуться с личностью человека, вызывающего интерес, симпатию, восхищение. На выставке представлены два портрета самого близкого для живописца человека – его супруги Людмилы. Один из них – погрудный – очень лаконичный, без аксессуаров и «говорящих» деталей, написан нежной и трепетной кистью, с акцентом на выразительном взгляде больших глаз модели.
Второй портрет с названием «Белое вино» решён в более жанровом аспекте и имеет символико-метафорический подтекст, намекающий на такие понятия как «вино любви», «вино женского очарования». Но белый, а не красный, цвет вина, а также колорит, сотканный из оттенков белого, говорит не об опьянении страстью, а, скорее о некоем сакральном очищении подлинной женской любовью, в основе которой лежит материнское начало. В контексте этих смыслов бокал с вином может восприниматься и как жертвенная чаша, ведь настоящая любовь всегда жертвенна.
На выставке также представлена серия портретов знаменитых тоболяков - С.У. Ремезова, Ф. И. Соймонова, П.П. Ершова, Д.И. Менделеева, Н.А. Дмитриева. Созданы эти портреты по заказу Аркадия Григорьевича Елфимова, руководителя фонда «Возрождение Тобольска», мецената и коллекционера произведений искусства. Сам заказчик эти портреты называет «тобольскими мудрецами».
Портрет С. У. Ремезова – картографа, архитектора, строителя, художника и писателя – писался по воображению, поскольку прижизненные портреты до нашего времени не дошли. В историю России и Тобольска Ремезов вошёл, прежде всего, как картограф, поэтому в качестве фона выбрана географическая карта. Сибирский энциклопедист изображён в динамичном трёхчетвертном повороте во время работы, с гусиным пером в руке, у него длинные волосы и борода, на лбу – очелье. В его облике чувствуется что-то былинное, величавое.
П.П. Ершов представлен на фоне сказочного пространства своего прославленного произведения «Конёка-Горбунка», многоцветная стихия которого противопоставлена статике строго фронтального изображения писателя, одетого в тёмный костюм с белоснежной рубашкой и галстуком-бабочкой. Несмотря на фронтальность позы, зритель не встречается с его взглядом, как бы направленным вглубь себя, закрытым, к тому же, и круглыми очками.
Выразителен и своеобразен портрет Ф. И. Соймонова, бывшего губернатора Тобольска, одного из тех, кого мы называем «птенцы гнезда Петрова». В лучших традициях реалистического портрета воссоздан образ Д. И. Менделеева, отмеченного своеобразным сочетанием репрезентативности и тонкого психологизма. Образ Н. А. Дмитриева, советского математика, физика-теоретика, одного из участников атомного проекта в СССР, своею строгостью и внутренней собранностью несколько напоминает документальную фотографию.
В благодарность за предоставленную возможность показать свои работы жителям Сибири и в знак дружеского расположения художник подарил А. Г. Елфимову чудесный пейзаж «Весенние потоки» - образ пробуждающейся от зимнего сна природы, изображённой с очень высокой точки зрения, так что посёлок из нескольких десятков домов, расположенный на островке, кажется плывущим «ковчегом» в пронзительной синеве освободившихся ото льда вод, словно вобравших в себя всю небесную голубизну. Образы двух деревьев на первом плане – высокое и маленькое – как взрослый и ребёнок, воспринимается метафорой вечного обновления и возрождения.
Выставка Константина Войнова, несомненно, явилась ярким событием в культурной жизни Тобольска, получила много благожелательных отзывов от посетителей и пожеланий новых творческих замыслов.
Зинаида Леонидовна Черниева, искусствовед