«В назидание потомкам…»

Об уникальном издании книги «Чудная лампада»

0
78
Время на чтение 9 минут

 

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Евангелие от Луки

 

         Отношение к Богу – у каждого своё: от полного отрицания до признания себя – Богом. От тихой уединённой молитвы  –  до служения в храме божьем. Кто-то постоянно чувствует себя ведомым высшими силами, а кому-то лишь в редкие минуты озарения словно бы диктуется воля божия. Вестником этой воли может стать человек, сон, книга… И душа чувствует важность этих событий и ощущает прилив энергии для некоего Свершения.

         Таким свершением Божьего Промысла воспринимается изданная недавно книга с таинственным названием «Чудная лампада». В основе книги – народное сказание об очистительной силе покаяния. Вся «цепочка» событий, предшествовавшая появлению этой необычной книги, удивительна и многозначительна.

         Художник Александр Шибанов, подобно древнему иноку-летописцу, записавший эту древнюю историю, кистью выводя каждую букву и создавая замечательные к ней иллюстрации, вспоминает о возникновении замысла книги: «1989 год. В то время я работал в Магнитогорском полиграфобъединении (ныне Магнитогорский Дом печати) художником. Заходит в мой кабинет настоятель Михайло-Архангельсого храма города Магнитогорска протоирей отец Фрол…, достаёт батюшка довольно потёртую школьную тетрадку, в которой аккуратно …переписана старинная поэма. «Хорошо бы вот такую книжечку издать для нашей паствы». – обратился он ко мне». Художник проводил священнослужителя к директору издательства, но тот рукописью не заинтересовался, и она осталась у Александра Шибанова.  Не давала покоя, манила к себе, заставляла периодически перечитывать, став своеобразным «семенем» решимости тоже переписать эту книгу, но « с учётом нашего времени». И ещё – нарисовать её.

         Художник взялся за работу. «Макет за макетом…эскизы, наброски, почеркушки…» - эта работа продлилась «тридцать лет и три года» - срок, в котором  чувствуется «бытийственный» смысл, эпическое дыхание истории. Символика чисел во всей этой истории просто поражает! Согласно свидетельству художника, срок перед рождением книги составил ровно девять месяцев: «И вот девять месяцев (с конца июля 2022 г. по 16 апреля 2023 г.) безотрывной, безразгибной, беспрерывной работы завершили этот многолетний марафон».

         Издателем этой уникальной книги или «руководителем проекта» стал Аркадий Григорьевич Елфимов, председатель Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска». Издательская деятельность – одно из приоритетных направлений организации. Обладая хорошим художественным вкусом и будучи сам талантливым фотохудожником, Аркадий Григорьевич для оформления изданий фонда (многие из них беспрецедентны и уникальны) привлекает самых высококлассных мастеров книги, таких как Василий Валериус, Иван Лукьянов и др.

         Александр Шибанов, магнитогорский художник-график, член Союза художников – также давний друг и соратник фонда. Его выразительные, лаконичные образы, вызывающие в памяти «суровую стилистику» времён «оттепели» 1960-х годов, полны возвышенной романтики и определённой героизации персонажей.

 А. Шибанов работает, в основном, в технике рисунка, выполненного пером и кистью. Чаще всего использует черную тушь, иногда с применением цветной гуаши, а тиражирует графические листы способом офсетной или цифровой печати. Свой удивительный труд, можно сказать, дело всей жизни – книгу «Чудная лампада» -  он создал ценою кропотливого труда над каждой иллюстрацией, выводя каждую букву остриём тончайшей кисти.

Старинная поэма повествует о том, как «разбойник-душегубец», совершил тяжкий грех, запятнав свою совесть «кровью иноков священной». Мучимый видениями («Стали сниться атаману / Им погубленные души / И предсмертное «Покайся!» / Неотступно лезло в уши»), он идёт к святому старцу, который даёт ему лампаду с наказом не зажигать её, а ждать, когда она загорится сама. Это и будет означать Прощение. Долгие тридцать лет и три года бывший атаман в смирении и уединении замаливал свои грехи, помогая страждущим советом, давая пример праведной жизни. И, наконец, лампада воссияла, а душа бывшего грешника «отлетела», получив прощение и покой.

Былинно-сказочная, фольклорная интонация этой народной поэмы диктовала особый стиль иллюстраций – «повествовательный», ясный по смыслу, близкий по духу к лубочным картинкам с их назидательными текстами. Хотелось бы выделить наиболее совершенные иллюстрации, которые органично вписаны в структуру книги, но, думается, могут существовать и как самоценные графические произведения. Одна из них – та, что иллюстрирует следующий отрывок:

Речка тихо омывает

Берег сонною волною,

А над ней стоит обитель

С белокаменной стеною.

         Композиция этой иллюстрации напоминает икону с сюжетом «Преображение». Только вместо апостолов, потрясённых божественным сиянием, изображены три разбойника, обагрённых кровью. Они тоже словно «пали ниц» перед сияющими белизной и благостью стенами монастыря. Вытянутая по вертикали, «ступенчатая» композиция даёт ясный визуальный образ той недосягаемой высоты, на которую грешники смотрят с низменной глубины своего нравственного падения.

         Ещё одна иллюстрация - лаконичная в выразительных средствах, но очень экспрессивная и запоминающаяся – воссоздаёт зримый образ следующего отрывка поэмы:

         Одиноким он скитался,

         Лишь его в уединенье

         Навещали жизни прошлой

         Безотрадные виденья.

         Сидящая фигура поникшего головою великого грешника заключена в тесные рамки горизонтального формата композиции. Образ могучего, наделённого недюжинной силой человека, но сломленного, словно раздираемого внутренними противоречиями. Природа, изображённая здесь, выражает драму осознания содеянного злодеяния – словно налитые кровью нависают над ним листья дерева, отражаясь в речной глади кровавыми подтёками.

         Ещё одна замечательная иллюстрация, относящаяся уже к финалу истории, создаёт удивительный образ полного слияния человека и природы как состояния высшей гармонии, доступной человеку в этом мире. Словно живые и одушевлённые деревья склонились над старцем и раскрыли свои объятия.  Весенний ручей своей голубизной перекликается с синевой неба.

         А весь лес незримо тайна

         В этот вечер покрывала.

         И в каком-то ожиданьи

         Вся природа трепетала.

         Белая фигура старца уподоблена «шапкам» оставшегося на проталинах снега и пластически почти неотличима от них. Красный цвет, как символ разрушительных страстей, доминировавший в первых иллюстрациях, здесь полностью отсутствует. Иконописные цвета – белый (символ святости) и голубой (символ небесной истины) создают умиротворённую атмосферу – метафору души, ощутившей божественную милость.

         Оформление книги «Чудная лампада» выдержано в едином стиле. Её довольно крупный  формат вызывает ощущение «весомости» и значимости написанного. Переплёт тонко стилизован «под старину». Красный корешок и серовато-коричневая обложка с золотым и серебряным тиснением задают настрой на цветовое восприятие всей книги.

         Композиционное и цветовое решение повторяется почти в каждой странице. Их одинаковость (даже – некоторая «монотонность»)  символически выражает безмерное количество дней, проведённых героем поэмы в ожидании прощения и того момента, когда загорится лампада.

         Каждая страница имеет тускло-коричневую рамку, контрастирующую с ослепительно-белым цветом композиционного «окна», из которого словно льётся  божественный свет чистоты и благодати. Вестники этого мира – ангелы – изображены в верхней части рамки и очертаниями своих лёгких фигур образуют дополнительную рамку - свод арки (ещё один символ выхода в инобытие, портал в пространство высших сил). Нижний, «тёмный» мир символизируют чёрные змееподобные пресмыкающиеся.

         На правой странице каждого разворота – солнце (солярный знак, напоминающий стилизованный подсолнух). В начале повествования  это -  солнце в затмении. По мере развития сюжета свет, сначала в виде узкой полоски, а затем, всё более расширяясь, заполняет весь солнечный диск – знак того, что «затмение сердца» рассеялось.

         Последняя, композиционно-трёхчастная страница изображает «инока безвестного», записавшего эту поэму. В тишине кельи он сидит перед огромной стопкой уже исписанных листов и внимает гласу свыше. Думается, что этот образ автопортретный.

         А завершает эту книгу удивительное Послесловие. В нём нет слов, есть изображение прекрасного символа русской духовности – храма Покрова на Нерли. Он славится скромным совершенством своих пропорций и «удвоенностью» своего силуэта за счёт отражения в реке, на берегу которой стоит. А. Шибанов нашёл удивительно красивый и красноречивый символ – отражённый в воде купол храма приобретает очертание сердца. То есть в одной иллюстрации выражена всеобъемлющая мудрость: «Бог – это любовь».

         Книга «Чудная лампада» может быть с интересом прочитана и детьми и взрослыми. Только читать её простой, бесхитростный текст нужно сердцем, всматриваясь в «картинки», сочувствуя персонажам. Ведь мало издать хорошую книгу, надо, чтобы и читатель был её достойным. К сожалению, культура внимательного, вдумчивого чтения сейчас во многом утрачена.

         И очень актуальным представляется призыв замечательного русского писателя Константина Паустовского: ««Читайте, читайте и читайте! Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг. Человек, «глотающий» книги, похож на путешественника, знакомящегося со страной из окна вагона. Заставляйте себя читать медленно, запоминая, обдумывая, представляя самого себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы их непосредственным свидетелем и даже участником. Только тогда перед вами до конца откроется созданный писателем большой и прекрасный мир...»[1]


         Самоотверженный труд художника и каллиграфа Александра Шибанова по созданию уникальной книги «Чудная лампада», несомненно, является  весомым вкладом в духовное оздоровление общества, во многом отдалившегося, к сожалению, от традиций христианской веры в справедливость Божьего суда и спасительную силу искреннего покаяния.


Зинаида Леонидовна Черниева, искусствовед, кандидат культурологии

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Зинаида Леонидовна Черниева
Все статьи Зинаида Леонидовна Черниева
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
20.11.2024 22:50
Медицина как поле битвы дьявола с Богом
Новый комментарий от Владимир Петрович
20.11.2024 21:16
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Человек
20.11.2024 19:15
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.11.2024 18:37
Как русских грабили и унижали
Новый комментарий от Апографъ
20.11.2024 17:56
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
20.11.2024 17:12
Победа православной общественности!
Новый комментарий от Владимир С.М.
20.11.2024 15:12