И живопись с поэзией в созвучье…

О книге стихов Дмитрия Мизгулина «Небесная участь»

0
46
Время на чтение 9 минут

 

См.: В.В.Ефимовская «О Родине своей молюсь». К выходу новой книги стихов Дмитрия Мизгулина «Небесная участь»

 

 

         Давно известны два взгляда на мир: одни считают, что чудес не бывает, другие – что всё вокруг чудо, что сама жизнь чудесна. «Физики и лирики», «математики и гуманитарии», «реалисты и романтики» - два разных ракурса в мировосприятии. И в разные времена и эпохи они, то мирно сосуществуют, то начинают противостоять друг другу. Так и в литературе поэзия и проза, поочерёдно выходя на первый план, ярко высвечивают «духовный градус» общества.

         Поэзия часто доминирует в переходные, революционные эпохи. В начале прошлого века она была «глашатаем» революции, и в постсталинскую эпоху, в шестидесятые годы переживала расцвет, поэты выступали на стадионах, собирая огромные аудитории. В периоды же относительной стабильности, голос поэзии словно затихает, становится приглушеннее, лиричнее, а аудитория слушателей - малочисленней. Именно таковой представляется современная поэзия.

          Горячие споры и диспуты вокруг поэтических сборников, напряжённые поиски новых форм стихосложения, небывалых метафор и образов – всё это в прошлом. Сегодня поэзия спокойно течёт по ровному руслу, не теряя, однако, своего главного качества – связи с потаённым, сакральным. Недавно в качестве подарка я получила книгу стихов одного из современных поэтов – Дмитрия Мизгулина.. Об  этом замечательном иллюстрированном издании под названием «Небесная участь» и хотелось бы поделиться впечатлениями.

         Книга издана Общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска» к тридцатилетию творческой деятельности Д.А. Мизгулина. В качестве иллюстраций использованы живописные работы  омского художника Владимира Чупилко.

         На обложке крупным планом помещён фотопортрет поэта. Открытое лицо и взгляд, направленный на читателя, сразу настраивают на предельно откровенный диалог. И, действительно, при чтении стихов чувствуется искренность и доверительность интонации. Поэт, не прячась за так называемого «лирического героя», просто и задушевно говорит о себе и мире, в котором живёт.

         Дмитрий Александрович Мизгулин родился в 1961 году в городе Мурманске. Окончил Литературный институт им А.М. Горького в 1993 году. Член Союза писателей России. Академик Петровской академии наук и искусств, Российской академии естественных наук. Кавалер ордена Преподобного Серафима Саровского РПЦ и различных литературных премий. Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры. Его книги переведены на французский, английский, сербский, чешский, венгерский и другие языки.
         Книга стихов «Небесная участь» состоит из четырёх разделов, первый из которых называется «А перед Богом все равны». Мотив Бога и души человека как его обители – своеобразный камертон, с которым поэт соотносит другие темы и мотивы.

         Призыв к молитве рефреном звучит во многих произведениях: «Живи, молись и радуйся теплу», «Молись до просветления / Мятущейся души», «Может быть остановиться / Осмотреться, помолиться/ Тихо, не спеша?..», «Не думал о жизни и смерти / И шёл, помолясь, напролом», «Молим Бога об удаче /О достатке. А иначе / Что ещё просить?», « Не забывай, душа моя, / Молиться Богу», «Иди своей дорогой / И Господу молись!». «И никогда не забывай / Везде и всюду славить Бога!»

Пока душа ещё жива,

Спеши, спеши под своды храма

И благодарности слова

Не забывай твердить упрямо.

         Удивительно прекрасен во многих стихах образ снега как молитвы. Снег как белая повязка на ранах души, снег как очищение и обновление, снег как предчувствие Рождества: «Рождественским снегом врачуя, Ожоги мятежной души...», «В ночь перед Рождеством / Время неторопливо»,

         Дизайнеру издания Елизавете Бабаевой, ученице замечательного художника книги Василия Валериуса, удалось тонко соотнести поэзию и живописные образы.  Заснеженный деревенский пейзаж с сиреневыми кронами деревьев удивительно созвучен с поэтическим образом «снежной молитвы»:

За окнами синими стынет

Насквозь промороженный лес

Молитва из этой пустыни

Быстрей долетит до небес

 

         Образ заснеженного храма Владимир Чупилко воспроизводит в нескольких живописных работах, Вот снежная вьюга почти сокрыла очертания куполов, а вот храм стоит как твердыня, осенённая благодатным снегопадом. На одном из разворотов книги - удивительной красоты зимний пейзаж: почти графический узор чёрных стволов деревьев с посеребрёнными верхушками, за которым в снежной мгле едва угадываются очертания куполов. И как чудо – на сером небе проступают очертания Богородицы с младенцем, наполняя серую мглу золотистым свечением.

         В монументально-символическом ключе решена ещё одна картина-иллюстрация с близким сюжетом: над маленькой зимней деревенькой, словно вырастает величественная фигура Заступницы и Покровительницы, держащей в руке огонёк, который живописно «рифмуется» с тёплым светом маленьких окон, а белый нимб её соотносится с заснеженными крышами.

Зимнею дорогой

Вечно нам идти…

Далеко от Бога

Все наши пути.

         Второй раздел книги «Летели листья наугад» можно было бы назвать поэтическими «временами года». Мотив весеннего пробуждения природы – вечный в поэзии, но каждый поэт находит свои «созвучия весны»:

В  снегах готические ели

Согнули ветви до земли,

Но будто отзвуки капели

Уже послышались вдали.

         Живописный образ девочки-весны Владимира Чупилко словно проступает в морозных узорах, а может быть, это также и ускользающий, тающий на глазах силуэт уже почти призрачной зимы. А на другой картине фигура девочки в лазурных одеждах и с чистой голубизной глаз вписана в весенний, полуабстрактный, уподобленный калейдоскопу, пейзаж. Эти калейдоскопические формы над головой девочки образуют своеобразный венок, превращая её в олицетворение Весны. Держа в руках голую ветвь куста, она словно молится о ниспослании весеннего тепла.

         Думается, что любимым временем года поэта является всё же зима, и в летний зной он вспоминает о снеге:

Избавленный от мелочных забот,

Он пребывал в безволии и неге.

Стоял июль. А он мечтал о снеге

И о сугробах вьюжных у ворот.

         Изображение огромного сиреневого букета иван-чая сопровождает этот поэтический образ. На фоне вазы-чайника маленькая фигурка человека в белой рубахе, которого осыпают, подобно снегу, лепестки цветов.

         Осенние мотивы традиционно овеяны грустью и соотносятся с осенью жизни:

Жизнь не просто прошла. Так не просто…

Мне, мальчишке, как будто вчера,

Так хотелось быстрее стать взрослым,

Так хотелось…И осень пришла.

 

         Осенние пейзажи Владимира Чупилко пустынны и метафизичны, в них пространство словно одухотворено и живёт своей потаённой жизнью. На одном из них – бескрайнее золотое поле, над которым нависли набрякшие дождём и непогодой тяжёлые тучи. Их дисгармоничные формы воспринимаются знаком беды, угрозы.

         Другой осенний пейзаж выполнен в фольклорно-примитивистском стиле. Золотые берёзки, зелёная плоскость земли, припорошенная бисером листопада, русло реки, как бы уходящее в небо. Этот мотив – слияния реки с небесами – неоднократно встречается и в стихах Дмитрия Мизгулина:

Впадает в небо синяя река,

Шуршит остроконечная осока

Весь мир един – от каждого листка

До облака, парящего высоко…

         В третьем разделе книги – «Уходя – не плачь», пожалуй, самые сокровенные и пронзительные мотивы – любви, зрелой мудрости, усталости, философские раздумья о жизни.

 

Сомнениями душу не тревожь,

Остынувшее сердце не обманешь.

А если в жизни что- то и поймёшь,

То всё равно счастливее не станешь.

         Живописное сопровождение этим стихам – зимний пейзаж с перепутанными «стёжками-дорожками» как аллегории запутанного жизненного пути. Крохотная фигурка стоящего  перед этим ледяным лабиринтом человека воспринимается особенно одинокой и беззащитной.

         В четвёртом разделе книги – «Кружатся звёздные миры»  - поэтические образы обретают симфоническое богатство смысловых оттенков, расширяется круг тем, философские мотивы становятся обобщённей, звучат величественней. В стихотворении «Смута» тема Родины, России даётся в свете исторических событий и современности:

Умело замешена кем-то, и споро, и круто,

Мятежно над Русью вздымается грозная смута.

Опять зашептались о Боге, о чёрте, о воле,

Опять не засеяно вовремя долгое поле.

Но брошено семя обиды, вины и позора,

И души наполнит мятежное пламя раздора.

 

         Живописный образ задумчивого ребёнка под высокими стеблями  цветущей мальвы  звучит в контексте этих стихов как знак хрупкости жизни, мира и человека в нём.

         Органично соотносятся стихотворение «Китеж-град» и прекрасный пейзаж Владимира Чупилко с неземной красоты древним русским городом, вдруг ушедшим в пучину ночных вод. Белые кувшинки на тёмном фоне звучат как поминальные молитвы.

Где ты, где ты, мой Китеж-град?

Над тобою сомкнулись воды,

И протяжные хороводы

Над тобою чайки кружат…

 

         Завершая краткий обзор книги «Небесная участь», хотелось бы выразить благодарность всем тем, кто подарил читателю возможность умыться родниковой водой поэзии, насладиться гармонией красок живописных произведений, ощутить в руках благородную тяжесть дорогого книжного издания. И – в первую очередь – руководителю фонда «Возрождение Тобольска» Аркадию Григорьевичу Елфимову, постоянно генерирующему яркие творческие проекты и умеющему привлечь к их воплощению талантливых людей. Именно ему принадлежит идея использовать в качестве иллюстраций  работы омского художника Владимира Чупилко. И, действительно, живописные и поэтические образы оказались на редкость созвучными. Книга «Небесная участь» достойно встала в ряд лучших изданий золотой Библиотеки альманаха «Тобольск и вся Сибирь», которая насчитывает уже несколько десятков великолепно изданных замечательных книг.

Зинаида Леонидовна Черниева, искусствовед, кандидат культурологии

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Зинаида Леонидовна Черниева
Каждая картина как молитва…
О творчестве омского художника Владимира Чупилко
09.12.2024
«В назидание потомкам…»
Об уникальном издании книги «Чудная лампада»
10.09.2024
Все статьи Зинаида Леонидовна Черниева
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12