7 марта в Доме Пашкова состоялась экскурсия в хранилище Отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Небольшая группа творческих работников – писателей, литературоведов, художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Архангельска была удостоена общения с уникальными книгами.
Этой высокой награды приглашенные были одарены за плодотворное многолетнее сотрудничество с благотворительным фондом «Возрождение Тобольска». Об этом событии мы публиковали статью Валентины Валентиновны Ефимовской.
Сегодня – следующий рассказ.
***
Ленинскую библиотеку (ныне Российскую государственную библиотеку) – этот главный книжный храм России – знает, или хотя бы слышал о ней, каждый сознательный житель нашей огромной страны. Побывать в ней, поработать с книгами, документами или диссертациями доводилось многим. Но вот о посещении отдела рукописей этой легендарной библиотеки не скажешь «довелось». Посчастливилось!
Такой подарок сделал в дни Великого Поста председатель общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Григорьевич Елфимов небольшой группе писателей, художников, учёных, архитекторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Ельца, Архангельска, получивших благодарственные письма от РГБ за подписью президента библиотеки Виктора Васильевича Фёдорова. Эти письма в виде роскошных свитков были вручены в Большом зале, что и было зафиксировано бесстрастными объективами фотоаппаратов на общей фотографии.
Начальник Отдела рукописей Евгения Эдуардовна Вишневская провела экскурсию по залам Дома Пашкова – одного из самых красивых зданий Москвы, что находится напротив Московского Кремля. Большой зал, читальный зал отдела рукописей, зал каталогов. Здесь можно увидеть портрет выдающегося философа-космиста Н.Ф. Фёдорова, работавшего в читальном зале в конце 19 века, написанный Л.О. Пастернаком. Но вот и конечная цель экскурсии – Отдел рукописей, куда надо было подняться по витой чугунной лестнице каслинского литья.
Можно ли простыми, обычными словами выразить человеческие чувства при виде бесценных раритетов – свидетельств нашей истории, культуры, духовной жизни наших великих предков! Только от одного перечисления захватывает дух:
Рукописное Мариинское Евангелие X-XI веков, основная часть которого была найдена учёным-славистом В.И. Григоровичем в XIX веке на Афоне, в скиту Успения Пресвятой Богородицы Марии (поэтому именуется Мариинским). Оно написано глаголицей на прекрасно выделанном пергамене. В нём отсутствуют начальные страницы и окончание. Что-то в этом есть символическое – бессмертие не имеет начала и конца.
Архангельское Евангелие 1092 года, внесённое в международный реестр ЮНЕСКО «Память народа» – 178 листов грубого пергамена, написанных кириллицей. Евангелие имеет богатую историю появления в Москве, приобретения, изучения.
Псалтирь Ивана Грозного – великое рукотворное произведение книжного искусства конца XIV века, написанное уставным письмом на пергаменте и богато украшенное миниатюрами и заставками. По мнению учёных, миниатюры писал мастер из круга Феофана Грека. В библиотеку книга поступила из Троице-Сергиевой лавры, а туда была передана в дар царём Иваном Грозным. Просто поражает великолепие оформления Псалтири - тут и чернила, и краски, и киноварь, и золото! Миниатюры и заставки изображают фантастических существ как невидимый мир соблазнов и грехов. А первые буквы псалмов, прославляющих Бога, изображены в виде стилизованных цветов. Серебряные пластины на досках переплёта – с гравировкой в виде растительного орнамента и колец с изображением барсов.
А уникальная рукопись «Жития преподобного Сергия Радонежского», созданного Епифанием Премудрым, – какие богатые цветные иллюстрации, и даже каноническое изображение преподобного и богоносного чудотворца Сергия!
Можно понять волнение и трепет присутствующих, если даже Евгения Эдуардовна, много раз видевшая и державшая в руках эти духовные сокровища, благоговейно разворачивала и потом очень бережно заворачивала их в шёлк.
Время – не исчезло, нет, но оно как будто накрыло всех, кто стояли возле стола с разложенными книгами и рукописями, и перемещались и в X, и в XV, и в XIX век. Само время излучалось со страниц, светилось в пергамене, просвечивало в рукописях. Вот рукой Антона Павловича Чехова как будто только что красивым почерком записаны страницы «Вишнёвого сада», вот Николай Васильевич Гоголь начинает «Мёртвые души» – ч. II, гл. I – фантастика! Вот Фёдор Иванович Тютчев аккуратно и без помарок пишет письмо второй жене Эрнестине…
Наверно, другие участники такой уникальной экскурсии ещё поделятся своими впечатлениями. Валентина Валентиновна Ефимовская из Санкт-Петербурга с восторгом прижала к груди папку с рукописью Гоголя. Михаил Константинович Попов из Архангельска хотел как можно больше узнать об Архангельском Евангелии, Виктор Михайлович Петров преклонил колена у «Жития Сергия Радонежского»…
Одно несомненно – для нас это стало главным духоподъёмным событием 2023 года.
Хочется поблагодарить Евгению Эдуардовну Вишневскую за неравнодушную демонстрацию рукописей, за милосердное разрешение каждому из присутствующих хоть пальцем прикоснуться к обложке, к корешку книги, к странице рукописи.
И ещё раз огромное спасибо Аркадию Григорьевичу Елфимову, подарившему нам такой удивительный день, за то, что и мы – сподобились!