Вот, наконец, дочитана долгожданная книга "Покатилось жизни колесо". Правда, пришлось прерваться на несколько дней — на московские литературные дела. Но спицы "Колеса" не рассыпались, всё время крутились в голове.
Спасибо за эту книгу прозы! Она вышла в издательстве "Вече" на исходе января. Покорило всё: лучики света в темноте жизни у Алины Чинючиной, тонкая психология и краткие житейские коллизии в рассказах Светланы Еремеевой, покаянные мотивы в историях Елены Пустовойтовой, необычные сюжеты и тонкие переливы яви и снов у Елены Крагжды, народный говор и мягкий юмор Екатерины Глушик, доброта и понимание детской психологии у Елены Дубровиной, напоминание о том, что война — не давнишняя история, а живая боль, у Ирины Соляной, современные женские истории Светланы Потаповой, необычные сюжеты у Анны Козыревой, где характеры животных подчас гораздо благородней человеческих.
Понравились и запомнились рассказ Елены Супрановой "Лето — три месяца", где ненавязчиво, без морализаторства, показано взросление подростка, из которого обязательно вырастет настоящий мужчина; рассказ "Крысолов" Нины Левиной, так потрясающе, с такими деталями выписанный, что никак не оставляет читателя равнодушным; и рассказ Надежды Казаковой "Четыре селёдки, две буханки и два батона". Последний, возможно, потому, что так похожи судьбы представителей нашего поколения.
Оказывается, нас таких — много. Я, один из авторов книги "Покатилось жизни колесо", тоже стояла в длинных очередях за хлебом. Продавец — недавно демобилизованный из армии и женившийся на продавщице магазина молодой мужчина — на моё "Буханку хлеба" спросил: "А сколько вас в семье?" (и ведь знал, знал!). Я сказала: "Трое" (мама и мы с сестрой). И он так высокомерно: "А говоришь: буханку!" И убавил, отрезал от буханки горбушку. Вот куда, кому он потом эту горбушку мог продать?!..
И ржавую селёдку я прекрасно помню. Только не в магазине. Бочку протухшей селёдки привезли на ферму, для свиней или для кур. И мы, ребятишки со всей деревни, сбежались к этой бочке. И как мы мучились, чтобы её открыть и достать хоть несколько штук на всех!
Как же мы всё-таки выросли?! И не помню, чтобы кто-то из тех ребятишек пошёл потом по кривой дорожке.
Был такой старый фильм "Бабье царство". После войны этому бабьему царству досталось по полной программе. И мы — последние свидетели! Конечно, надо об этом писать, напоминать, предупреждать.
Отдельно скажу о языке книги "Покатилось жизни колесо". Сейчас ведь на телевидении, в интернете звучит универсальный язык, ничем не окрашенный, а иногда и просто неграмотный. А в литературе зачастую — псевдо-литературный или огрублённо-эпатажный. Эпистолярный жанр исчезает совсем, электронные письма стремятся к краткости SMS. В устной речи зачастую молодёжи уже лень выговаривать длинные русские слова, их беспощадно укорачивают на английский манер. А в этой книге — хороший, незабытый, эмоциональный, проникновенный, яркий русский язык. И слава Богу!
В книге живут дети, они разные: и непроснувшиеся, и любознательные, и живые, и самостоятельные, и даже исключительные. Это растёт будущее. И, судя по книге, оно не пугает.
Серия "Любимые", в которой вышла эта книга, блестящий проект! Его придумала Лидия Сычёва, она же стала составителем сборника "Покатилось жизни колесо" и ещё трёх книг серии.
Открыл проект "Любимые" сборник Лидии Сычёвой "Мёд жизни". Об этой книге уже немало сказано в прессе, не буду повторяться. Добавлю лишь о женщинах, героинях её рассказов. Какие они разные и какие, в общем-то, несчастные. Как они бьются за детей, за мужей, за любимых, как им удаётся находить в себе силы для этой битвы, как они сохраняют чувство юмора при самых тяжких обстоятельствах?! Иногда приходится и изворачиваться, и лукавить, и крутиться из последних сил. Но, в основном, как в рассказе "На скамейке", в первую очередь думать — не о себе. "Господи, помоги Ване!" — мысленно молится Маша. — Пусть у него будет всё хорошо, а мне — как Бог даст!.."
Так что, наверное, закономерно и появление нашей книги — "Покатилось жизни колесо", где под одной обложкой изданы произведения тринадцати авторов-женщин. Современная русская литература в цветении и многообразии. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Черноземье, Крым, Русский Север — целый букет земель, характеров, чувств, переживаний… Надеемся, докатится "жизни колесо" до самых до окраин России, дальнего и ближнего зарубежья. В ближайшее время сборник будет представлен на фестивале "День женской книги" в Бердске.
Доброго пути нашей книге и всем её авторам!
Источник: Завтра