Тайна «Конька-Горбунка»

Ко Дню памяти свв. Равноап.Кирилла и Мефодия

Русская школа 
0
1831
Время на чтение 5 минут
Фото: из архива автора

    Несколько лет назад вашему покорному за книгу повестей и рассказов для юношества «Деревянный всадник», изданную в Москве, присудили международную литературную премию имени Петра Павловича Ершова, великого русского сказочника. Между прочим, в лестной номинации «От потомков П.П.Ершова». Церемония награждения лауреатов, по традиции приуроченная к празднику славянской письменности и культуры, проходила на его родине, в славном граде Ишиме Тюменской области. И перед тем как отправиться туда, решил я перечитать самое известное из ершовских произведений — стихотворную сказку «Конёк-Горбунок».

     Хотелось на всякий случай (вдруг «спросят!») освежить в памяти её затейливый сюжет и образы колоритных героев. Но главное — уяснить для себя ещё разок, почему всё же она, внешне вроде бы не претендующую на особое глубокомыслие, даже довольно наивная на нынешний взгляд и местами простоватая по языку, так полюбилась нашему народу, что вот уж двести лет всё новые поколения родителей неизменно читают её своим малышам.

     Да и сами ребятишки, едва овладев грамотой, охотно обращаются к загадочной, притягательной сказке так, что целые главы из неё запоминают наизусть. Исподволь, безо всякой нарочитой зубрёжки.

    И вот, внимательно перечитав полузабытую историю о забавном «везущем» коньке с его «везучим» наездником и поразмыслив над ней, пришёл я к выводу, что оригинальнейшая сказка эта, простите, не совсем... оригинальна, в смысле —  самобытна. Ибо создана она не путём чисто авторского фантазирования, а во многом как бы по мотивам иных сказок, издавна живших в народе. Русских сказок, с их узнаваемыми, почти родными для наших предков (да и для нас с вами) знаковыми героями. И с тремя братьями, между коих один умный, другой и так и сяк, а третий, младший Иван, и вовсе дурак. И с Царь-девицей, прекрасной и премудрой, как та Василиса, и с Царём-государём, то добрым батюшкой, а то и глуповатым самодуром, окружённым придворной челядью, завистливой и коварной. И, конечно, с синем морем-окияном и островом Буяном, который на самом деле есть Чудо-юдо, рыба-кит, держащий на могутной спине леса и горы, пашни и селенья... И со златогривыми конями, всё донскими жеребцами, и с волшебною Жар-птицей неописуемой красы...

      Всё так. Но это внешняя «вторичность» сказки Петра Ершова чудесным образом из недостатка обращена в её преимущество. Она полна тех «кодовых знаков», что таятся в подсознании, в генетических глубинах народной памяти, в потаённых кладовых русской души. Да и сама она, душа русская, которую на нынешнем языке можно назвать «национальной матрицей», явственно дышит там, в сказочном мире. И в роли носителя и выразителя её выступает Иванушка-дурачок, который на поверку-то вовсе не дурак, а лишь  доверчивый и простодушный, бескорыстный и усердный трудяга, живущий по совести. «По-божецки», как говорится в простонародье. Истинно русский человек, коварно обманываемый и предаваемый разными хитрецами-мудрецами, он проходит сквозь огни, воды и медные трубы, борясь со злом, ратуя за правду, за справедливость, и в конце концов оказывается победителем.

    То есть «тайна» необычайной популярности сказки сибирского самородка Петра Ершова состоит в том, что она, благодаря корневым основам, «цепляет» саму сущность русского человека на генном уровне. На уровне подсознания. Конечно, играют свою подсобную роль и занятность сюжета, и складность изложения разных коллизий в стиле народного раёшника, но главное всё же заключается в глубинном «русском духе», по выражению Пушкин, этой замечательной сказки.

     К слову, когда-то я вычитал у нашего красноярского библиофила Кирилла Богдановича, что, по свидетельству современников Ершова, интерес к его сказке изначально был таков, что любители чтения, опережая и дополняя издателей, переписывали её от руки и передавали друг другу, как подарок. Один из таких рукописных экземпляров, залетевший  аж к нам, в захолустный тогда городок  на Енисее, и поныне хранится в библиотеке краевого архива.

     Размышляя обо всём этом, припомнил я, что незадолго до начала выше упомянутого конкурса имени Петра  Ершова то ли в печати, то ли в Интернете встречал объявление о другом, внешне схожем по темам и целям литературном конкурсе «Новые добрые сказки». Его проводили несколько солидных московских организаций, включая Благотворительный фонд «Дети — детям», Центральную библиотеку имени Анны Ахматовой, Культурный центр имени Валентина Берестова библиотечной системы «Кунцево»... И там, в Положении о конкурсе, особо оговаривалось, что из авторских работ принимаются к рассмотрению лишь те, в которых «не упоминаются общеизвестные сказочные герои и ситуации»...

     Меня, признаться, и тогда это несколько удивило, а теперь я даже невольно усмехнулся про себя, подумав, что даровитого сибиряка Петра Павловича с его сказкой к участию в том солидном конкурсе заведомо не допустили бы. Поскольку-де «не формат», как теперь выражаются при отказах. Ну, а ещё эта странная оговорка косвенно подсказала мне, почему при несметном количестве создаваемых ныне сказок буквально сотнями писателей-пиитов на российских просторах и украшаемых при бумажном издании картинками самых броских цветов, не замечено такой, которая бы приблизилась по художественным достоинствам и читательскому спросу к «Коньку-Горбунку».

      Да потому как раз, что они, теперешние сказки, в большинстве своём, оторваны от наших «общеизвестных сказочных героев и ситуаций». То есть, в сущности, оторваны от народной традиции. От родной почвы. Лишены того «русского духа», который олицетворяют наши Иваны-царевичи  и Иванушки-дурачки.

     Возможно, существуют исключения, неизвестные мне. Но я навскидку, увы, не готов назвать среди «новых добрых» особо выдающейся, с национальными колоритом и героями, сказки для детей. Да и для взрослых тоже. Разве что вспомнить незабвенную шукшинскую - «До третьих петухов». Она, правда, уже далеко не новая, но, как и положено настоящей сказке, ничуть не устарела. Даже напротив, её главный «намёк, добрым молодцам урок» ныне ещё более отчётлив и актуален.

     В ней, как помните, вполне органично присутствует неизменный Иван-дурак, который отважно борется с вероломными бесами, атакующими православный монастырь. А заканчивается сказка самым реалистичным и серьёзным предупреждением: «Ванька, смотри!». Оно ещё вон когда было обращено к нам с вами. Но мы, полоротые потомки доверчивых иванов, увы, не учли этого прозрачного намёка и «просмотрели» великую Державу.

     В итоге лишились части земель и мощи её, и общенародной собственности, и рабоче-крестьянской власти. А теперь ещё недруги норовят разделить наш русский мир, посеять братоубийственную вражду между нами, лишить нас  исторической памяти, отеческих традиций, неповреждённой веры и родного языка, и даже самого менталитета национального, того «русского духа», который так раздражает и страшит в наших сказках вечных «космополитов» — от Кащея Бессмертного и Бабы-Яги до нынешних злокозненных антигероев, — искони заражённых вирусом звериной русофобии.

   ...Вот на какие «государственные мысли» вынес меня ко Дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности, незабвенный Конёк-Горбунок, рождённый фантазией истинно народного сказочника Петра Ершова из богохранимого града Ишима, который, наряду с Тобольском, по праву почитается родоначальником множества иных сибирских городов и весей. А также и хранителем русской старины, то есть нашего с вами национального кода.  И не случайно автор этих строк, получая диплом лауреата из рук потомков Ершова, прочитал свой полуэкспромт, ему посвящённый:

 

К ИШИМУ, ОТЦУ СИБИРСКИХ ГОРОДОВ

Благодарю, Ишим любезный,

Что обостряешь ты во мне

Род «ишимической» болезни –

Любовь к сибирской старине.

Молвой влекомые народной,

Как к роднику, к тебе спешим,

Пусть не великий и не модный,

Но первородный град Ишим.

Благослови рукой отца

И русский дух верни в сердца.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

58. Ответ на 57, Потомок подданных Императора Николая II:

Да печально , коммунисты сдали тысячелетнее Господарство Псковское врагам. Тысячу лет стояла неприступная Псковская крепость , но пришли большевики и сдали ее тевтонам. 400 000 псковичей погибло за годы оккупации. До сих пор Псковская земля не оправилась от этих потерь. Цена Красного переворота.

На этот раз одуванчиками объелся (или не перетёр их как следует?).

Отчаянная попытка сибиряков сохранить авторство за Ершовым , но поезд ушел.
учитель / 01.06.2022, 10:19

57. Ответ на 35, учитель:

Да печально , коммунисты сдали тысячелетнее Господарство Псковское врагам. Тысячу лет стояла неприступная Псковская крепость , но пришли большевики и сдали ее тевтонам. 400 000 псковичей погибло за годы оккупации. До сих пор Псковская земля не оправилась от этих потерь. Цена Красного переворота.

На этот раз одуванчиками объелся (или не перетёр их как следует?).

56. Ответ на 44, Наблюдатель:

И всё сказку написал Ершов. Не позорьте его плагиатом, а Пушкина "шулерством"....

Что-то личное? Кроме потомка подданных Императора Николая II на РНЛ появился еще и потомок подданных Ершова П? Плагиат тут совершенно не при чем, потому как все было по обоюдному согласию, шулерства тоже не было - тогда в карты играли честно. Не переживайте Вы так... главное, что сказка хорошая и написал ее русский поэт. Давайте будем считать ее народной.

) Что-то личное...

55. На 53 комментарий: БольшевиЦкая закваска)))

Из молочных продуктов только "Брест-Литовск"!

54. Ответ на 53, Советский недобиток: PS

Орляк уже перерос, одуванчики хорошо перетирать с адыгейской солью деревянной ступкой, с картошкой аккуратнее, до нового урожая на местах лучше воздержаться.
Из молочных продуктов - только "Брест-Литовск"!

Пестиком, конечно, толокушкой деревянной. Но можно и ступкой, если очень хочется ))

53. Ответ на 52, учитель:

Орляк уже перерос, одуванчики хорошо перетирать с адыгейской солью деревянной ступкой, с картошкой аккуратнее, до нового урожая на местах лучше воздержаться.
Из молочных продуктов - только "Брест-Литовск"!

52. Ответ на 50, Советский недобиток:

Ладно, не стану цыпляться), но ведь если поэма уже в готовом виде была отдана другому, то о ней, кроме истинного автора, могли знать, например, друзья его? Переписка, там... И вообще, желательно бы иметь всю картину в деталях - от усаживания за карточный стол до вручения рукописи в руки Ершова.

Сергей, копыта там или когти, сказки все это ! Папоротники полезли, сегодня набрал уже. Нужно солить на зиму , голод ведь будет, картошка уже по 100 рублей. Нам то эти коньки- горбунки никак не помогут. Надо самом пропитание добывать.
учитель / 30.05.2022, 11:01

51. Ответ на 46, С. Югов:

Если хорошо знаком с Пушкиным - не пиши сказки./
А также поэмы (Мёртвые дущи") , пьесы ("Ревизор") и т.д.

Вы правильно заметили у Гоголя не нашлось кому чтобы опубликовать 2 том " Мертвых душ". Вполне возможно, что мы и " Конька- Горбунка" никогда не увидели, если бы не помощь Ершова.
учитель / 30.05.2022, 10:18

50. Ответ на 43, учитель:

Ладно, не стану цыпляться), но ведь если поэма уже в готовом виде была отдана другому, то о ней, кроме истинного автора, могли знать, например, друзья его? Переписка, там... И вообще, желательно бы иметь всю картину в деталях - от усаживания за карточный стол до вручения рукописи в руки Ершова.

49.

тогда в карты играли честно
Крайне смелое завяление.
С. Югов / 30.05.2022, 09:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щербаков
Нынче я помолюсь!..
Стихи
31.03.2023
На осеннем закате
Рассказ
14.09.2022
Девятого мая…
Рассказ о том, как за одно утро написать стихотворение о войне
06.05.2022
Все статьи Александр Щербаков
Русская школа
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
«Определиться с целью способен помочь только живой пример»
Нужно методично вбивать в голову молодёжи простое знание, что, не имея внятной цели в жизни, рискуешь однажды оказаться в абсолютной пустоте
18.04.2024
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
Народное почитание – это и есть самое настоящее свидетельство о святости человека
Подведены итоги Всероссийской суворовской конференции: «Имя победы – Суворов»
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30