У него масло отливало акварелью, и сила жизненной плазмы била цветным, полупрозрачным ключом: счастья…
Одна из первых значительных работ А. Пластова «Купание коней»: пласт, лучащийся детским восторгом, и животной радостью бытия…
Плохо ли последнее?
Скорее – естественно: мы не обойдёмся без оного ощущения, никак не обойдёмся…
Индустрия социализма подразумевала не малую меру изменений в обществе: для выставки с одноимённым названием Пластов выполнил картину «Колхозный праздник», где соцреализм занимает как будто жизненной, избыточной силы у фламандцев.
Много колхоза, много деревни, много воды – в самом разном обрамление; коней, садов…
Всё дымчатое, лёгкое, ажурное: вместе – это именно пласты бытия: тяжёлые пласты, подразумевающие громоздкую физическую работу и изрядную усталость.
А вот осенняя картина «Фашист пролетел»: страшная картина, повседневность войны, представленная противопоставлением природы и смерти: но смерть – часть природного бытования, не такая, конечно, когда речь идёт о подростке…
Собака воет…
Приговор войне, произнесённый сильным мастером…
Но – в его живописи больше радости: его колхозные коровы отдают античностью, и в доярках есть нечто от тех исполинских, щедрых в миру плоти времён.
Его луга и леса импрессионистичны: они светятся изнутри торжественной тайной.
Он сплетал венки радости, и венчал ими дни: дабы светлели, никогда не делаясь тёмными.