Они воевали – поэты

9 Мая День Победы  Великая Отечественная война (1941-1945) 
0
391
Время на чтение 11 минут
Фото: из открытых источников

 

 ПОЭТ, СТАВШИЙ ПРООБРАЗОМ ТЁРКИНА

       Тёркин, конечно, собирательный образ, но во многом Твардовский писал его со своего фронтового друга: Василия Глотова: в последствии, в мирной жизни, ставшего автором 35 книг стихов и прозы.

        Поэзия Глотова – шла от народной стихии, от простоты той жизни, что и слов требует простых, самородных, веских:

       Смоляне-старожилы
       Толпились у горы.
       В лесу звенели пилы,
       Стучали топоры.

 

       И у реки по скату,
       Как много лет назад,
       Бревенчатые хаты
       Выстраивались в ряд.

       Стих чёток и чеканен, он мощно работает с правдой действительности, точно …ещё увеличивая оную собою…

        …художник Орест Верейский, давший образцовый портрет Василия Тёркина, рисовал его с Василия Глотова.

        В поэзии которого была та естественность, что, кажется, не требуется словесного мастерства: просто выдыхай слова, и они сами развернутся…даже, может быть, перьями жар-птицы:

       Далёкое, босое детство!
       Нет, ты не радостно прошло.
       Мне передали по наследству
       Отца простое ремесло.

       Я сеял в поле рожь и просо,
       Ходил на промысел в тайгу,
       Варил смолу, чинил колёса
       На Бийском сером берегу…

       Красивы и точны собирались слова, писались картины, и было в простоте созвучий нечто питательное: от пирогов - даже больше, чем от хлеба…

       Колодезная вода вкуснее.

      Опалённые ленты войны, разумеется, перевивали поэзию Глотова, но возникавшие образы были часто очень своеобразны:

       Без дорог и без тропинок,
       По увалам напрямик
       Шел в родной район Починок
       Тощий мученик-старик.

 

       Он оборван. Спасся чудом.
       Тяжко кашлял на ходу.
       – Расскажи, отец, откуда?
       – Из неметчины иду.

 

      Мы отдали деду свитер.
      И уже в пути, за рвом,
      Мой товарищ слезы вытер
      Опаленным рукавом.

       Не выжгла души война, не отменила умение плакать и сострадать.

       Глотов, прошедший войну, делал стих лёгким, полётным, певучим; сам испытавший всё, что испытал Тёркин, и давший многое от себя, чтобы возник великий образ.

 

ИСТИНЫ ИОНА ДЕГЕНА

       Сложная простота стихов Дегена связана с экзистенцией войны, с силою онтологического ветра, продувавшего реальность с её наждачной правдой, какая постепенно становится достоянием литературы, кинематографа, истории…

        Тончайшие нюансы психологии, малейшие переливы и нюансировка чувств доступны поэзии Дегена:

       Когда из танка, смерть перехитрив,

       Ты выскочишь чумной за миг до взрыва,

       Ну, всё, – решишь, – отныне буду жив

       В пехоте, в безопасности счастливой.

       И лишь когда опомнишься вполне,

       Тебя коснется истина простая:

       Пехоте тоже плохо на войне.

       Пехоту тоже убивают.

       Он точно писал не просто свою войну – как талантливый, яркий поэт; он создавал энциклопедию войны: статьи которой были связаны с ежедневной смертью солдата – смерть преодолевшего; солдата, остающегося жить, чтобы поведать созвучьями миру о том, как было.

       Возможна ли ирония?

       Да, своеобразная, она порою касалась устройства стихов Иона Дегена, придавая им дополнительное своеобычие:

       Чего-то волосы под каской шевелятся.

       Должно быть, ветер продувает каску.

       Скорее бы до бруствера добраться.

       За ним так много доброты и ласки.

       Восьмистишие «Валенки», часто запоминаемое многими с первого прочтения, несёт в своих восьми лучах всю гамму чувств, связанных с войной: запрет на отчаяние, и само свинцовое отчаяние, смерть, всё время ходящую рядом, и пока прошедшую мимо, конкретику страха, и необходимость его преодоления.

        Стихотворение горит костром – на снегу будущего: того, где нет войны, огнём своим неистовым повествуя о многом…

 …напластовываются годы, но… стареет ли прошлое?

       Утихает ли память?

       Притупляется боль?

       Возможно, - однако, остаётся:

       Забыл я патетику выспренних слов

       О старой моей гимнастёрке,

       Но слышать приглушенный звон орденов

       До слёз мне обидно и горько.

 

       Атаки и марши припомнились вновь,

       И снова я в танковой роте.

       Эмаль орденов – наша щедрая кровь,

       Из наших сердец позолота.

       Ибо кровь, ставшая эмалью, горит, ибо позолота мужества, взятая из сердец, блестит ярче любой другой позолоты.

        Но военные стихи  Дегена не позолоченные: они золотые – они из того метафизического золота, что только дороже делается с годами.

 

       ВОЕННЫЙ КОСМОС КОНСТАНТИНА ОБОЙЩИКОВА

       Точное понимание подлинности ярко мерцает, вспыхивая правдой опыта в стихотворение Константина Обойщикова:

       Да что там орден, что медали —

       Уже устали получать!

       Награду высшую нам дали:

       Рассветы майские встречать.

       Опыт прошедшего войну: особый, и Обойщиков, имея оный, понял, - сквозь лики смерти и этажи огня, чашу подлинности жизни.

       Понял – и выразил её: так сильно, просто.

        На другом полюсе своего мира Обойщиков писал детские стихи: не замысловатые, какими и должны быть, лёгкие, как полёт стрекозы:

       Я с утра сегодня добрый,

       Я избегался совсем.

       Целый день хожу по дому,

       Помогаю сразу всем.

       Вымыл папины ботинки,

       С мамой окна протирал.

       А потом ещё с Иринкой

       В папу-дочку поиграл.

       Но он – писал стихи о войне: прошитые соответствующим опытом, почерневшие от огня и – всегда жившие вектором надежды, стремлением к световому естеству жизни и правды.

 

 

       ВЕКТОР ИВАНА ВАРАВВЫ

       Сад, разорённый и уничтоженный, сад, где мёртвые деревья лежат, как солдаты, и – сильной выделки стихотворение, рекущее о несправедливости, и вызывающее сострадание к деревьям:

       Списали сад, с ветвями и корнями:
       Не плодоносить он и не цветёт.
       Сломали сад железными конями, —
       Его по акту вывели в расход.

       Лежат деревья в поле, как солдаты,
       У взятого атакой рубежа.
       Зелёных крон живые маскхалаты
       Срывает ветер, листьями шурша.

       Юность Ивана Вараввы совпала с войной: он попадает в пекло в 17 лет, участвует во многих боях.

       Война и Кубань: родина – определяют гудение проводов-строк…

       И жизнь – пёстрою плазмой наполняет их…

        … «Юный лес» раскроется, как счастье: и величье оного исключает, словно, другие пути:

       Все по-старому,
       Все здесь, как прежде.
       Как и многие годы назад…
       Сосны клейкие в сизой одежде
       Над согретым обрывом висят.

       И, как прежде,
       Как в давности было,
       По заветной тропинке спешу.
       Пью деревьев дремотную силу
       И тобою живу и дышу.

       Варавва обладал свободолюбивой и стойкой натурой: опалившая война не затронула счастья жить…

        А кубанская вольница – но и: внимание ко всякому участнику жизни: будь лес, или человек на запылилась, не замглилась военными тропами.

       Его поэзия – поэзия счастливого человека:

       Раскинет объятия поле,
       И я его былью дышу.
       По воле иль трудной неволе
       К нему, как на крыльях спешу.

       Он густо познал жизнь, и – сильно воплотил её в стихах, оставшихся пёстрым, сияющим хороводом.

 

       ВОЛЯ ВЕНЕДИКТА СТАНЦЕВА

       …сознание меняется, и с ним – восприятие мира, и то, как ветеран войны, поэт воспринимает свои награды, дожив до седин, поражает:

        Я принял их из рук войны

        за кровь врага, как ни суди,

       они, тут молодость вини,

       легко лежали на груди.

       А нынче, в годы седины,

       былые возвращая дни,

       тяжелой памятью войны

           мне давят на сердце они.

       Здесь…как будто глобальное чувство вины проявлено: ведь награды всё равно за кровь: пусть врага; и словно калёная нить совести: та, что пронзает всю высокую русскую литературу, проходит сквозь небольшое, яркое стихотворение Венедикта Станцева, заставляя пересматривать своё, читательское, метафизическое чувство вины, и своё же отношение к жизни.

       Станцев был поэтом чётких форм: никаких взвихрённых придаточных, всё должно быть ясно уложено в пределы четверостиший, замыкающихся замками точек.

       Впрочем, ритм его порой точно шатался: или – натяжение его нервное, соответствующее теме, давало такие вибрации:

       Проводя гудят, как нервы перед боем,

       натянутые, как провода.

       Мы устало окопы роем:

       скоро танки придут сюда.

       Звон лопат, не слыхать разговоров,

       не лезет в горло никакая еда:

       танки скоро, танки скоро,

       скоро танки придут сюда.

       Высока зримость стихотворения: можно ощутить жизнь тех солдат, многие из которых, если не большинство, обречены.

        «К вопросу о смерти» называется краткое, как афоризм, силой напитанное произведение: и тем ещё, что сложно назвать, и – не ощутить так в недрах гражданской жизни:

       Ходила смерть — легка в походке —

       на фронте рядышком со мной,

       и я привык к ней, как к винтовке,

       как к неизбежности самой.

       Разумеется, не только война организовывала поэзию Станцева, он создавал и стихи ажурные, световые, пронизанные и пропитанные счастьем жизни:

       Рассвет, проклюнувшись, затеплил свечечку,

       Еще молчат кузнечики в траве…

       И зорька в этот миг напоминает девочку

       С пунцовым бантиком на голове.

       Вероятно, оно – это счастье – ощущается вдвойне: ежели выжил в военной кровавой круговерти; но стихи о войне, выпущенные в мир Венедиктом Станцевым, сделаны с той мерой дара и мастерства, что соприкосновение с ними души вызывает многие чувства.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Львович Балтин
Все статьи Александр Львович Балтин
9 Мая День Победы
Утро Победы
Крупинка
08.05.2025
Рельсовая война
Часть 1
08.05.2025
К 80-й годовщине Победы
Даст Бог, – не последней!
08.05.2025
«Стороны продолжат сообща противостоять подъему неонацизма»
По словам Владимира Путина, российско-китайская внешнеполитическая связка – важнейший стабилизирующий фактор на международной арене
08.05.2025
Победа на все времена
Надо проводить денацификацию, но она возможна только после победы на поле боя, причём полной победы
08.05.2025
Все статьи темы
Великая Отечественная война (1941-1945)
День Победы в Великой Отечественной войне
Сегодня мы вспоминаем ботаника Г.Ф.Морозова, дирижера Н.П.Осипова, Героев Советского Союза Я.А.Романова, В.М.Горбаня, В.Т.Алисейко, В.С.Антонова, В.А.Богданенко, энтомолога С.И.Малышева и историка А.Г.Кузьмина
09.05.2025
Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности
9 мая — день особого поминовения православных воинов, погибших в Великую Отечественную войну
08.05.2025
Звездное небо*
В День Победы
08.05.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Еврокарфаген» должен быть разрушен!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
09.05.2025 03:51
Есть ли в России социальная справедливость?
Новый комментарий от Константин В.
08.05.2025 18:38
«Взрослый человек в реальности себя не осознаёт!»
Новый комментарий от В.Р.
08.05.2025 18:27
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от С. Югов
08.05.2025 17:45
Оскорбляющее правосудие
Новый комментарий от Тимофеев Александр
08.05.2025 16:39
«Церковь Христова оберегает наш народ»
Новый комментарий от Игорь Ал
08.05.2025 14:07
Великая Победа в судьбах ХХI века
Новый комментарий от prot
08.05.2025 14:03