Они воевали – поэты

9 Мая День Победы  Великая Отечественная война (1941-1945) 
0
381
Время на чтение 11 минут
Фото: из открытых источников

 

 ПОЭТ, СТАВШИЙ ПРООБРАЗОМ ТЁРКИНА

       Тёркин, конечно, собирательный образ, но во многом Твардовский писал его со своего фронтового друга: Василия Глотова: в последствии, в мирной жизни, ставшего автором 35 книг стихов и прозы.

        Поэзия Глотова – шла от народной стихии, от простоты той жизни, что и слов требует простых, самородных, веских:

       Смоляне-старожилы
       Толпились у горы.
       В лесу звенели пилы,
       Стучали топоры.

 

       И у реки по скату,
       Как много лет назад,
       Бревенчатые хаты
       Выстраивались в ряд.

       Стих чёток и чеканен, он мощно работает с правдой действительности, точно …ещё увеличивая оную собою…

        …художник Орест Верейский, давший образцовый портрет Василия Тёркина, рисовал его с Василия Глотова.

        В поэзии которого была та естественность, что, кажется, не требуется словесного мастерства: просто выдыхай слова, и они сами развернутся…даже, может быть, перьями жар-птицы:

       Далёкое, босое детство!
       Нет, ты не радостно прошло.
       Мне передали по наследству
       Отца простое ремесло.

       Я сеял в поле рожь и просо,
       Ходил на промысел в тайгу,
       Варил смолу, чинил колёса
       На Бийском сером берегу…

       Красивы и точны собирались слова, писались картины, и было в простоте созвучий нечто питательное: от пирогов - даже больше, чем от хлеба…

       Колодезная вода вкуснее.

      Опалённые ленты войны, разумеется, перевивали поэзию Глотова, но возникавшие образы были часто очень своеобразны:

       Без дорог и без тропинок,
       По увалам напрямик
       Шел в родной район Починок
       Тощий мученик-старик.

 

       Он оборван. Спасся чудом.
       Тяжко кашлял на ходу.
       – Расскажи, отец, откуда?
       – Из неметчины иду.

 

      Мы отдали деду свитер.
      И уже в пути, за рвом,
      Мой товарищ слезы вытер
      Опаленным рукавом.

       Не выжгла души война, не отменила умение плакать и сострадать.

       Глотов, прошедший войну, делал стих лёгким, полётным, певучим; сам испытавший всё, что испытал Тёркин, и давший многое от себя, чтобы возник великий образ.

 

ИСТИНЫ ИОНА ДЕГЕНА

       Сложная простота стихов Дегена связана с экзистенцией войны, с силою онтологического ветра, продувавшего реальность с её наждачной правдой, какая постепенно становится достоянием литературы, кинематографа, истории…

        Тончайшие нюансы психологии, малейшие переливы и нюансировка чувств доступны поэзии Дегена:

       Когда из танка, смерть перехитрив,

       Ты выскочишь чумной за миг до взрыва,

       Ну, всё, – решишь, – отныне буду жив

       В пехоте, в безопасности счастливой.

       И лишь когда опомнишься вполне,

       Тебя коснется истина простая:

       Пехоте тоже плохо на войне.

       Пехоту тоже убивают.

       Он точно писал не просто свою войну – как талантливый, яркий поэт; он создавал энциклопедию войны: статьи которой были связаны с ежедневной смертью солдата – смерть преодолевшего; солдата, остающегося жить, чтобы поведать созвучьями миру о том, как было.

       Возможна ли ирония?

       Да, своеобразная, она порою касалась устройства стихов Иона Дегена, придавая им дополнительное своеобычие:

       Чего-то волосы под каской шевелятся.

       Должно быть, ветер продувает каску.

       Скорее бы до бруствера добраться.

       За ним так много доброты и ласки.

       Восьмистишие «Валенки», часто запоминаемое многими с первого прочтения, несёт в своих восьми лучах всю гамму чувств, связанных с войной: запрет на отчаяние, и само свинцовое отчаяние, смерть, всё время ходящую рядом, и пока прошедшую мимо, конкретику страха, и необходимость его преодоления.

        Стихотворение горит костром – на снегу будущего: того, где нет войны, огнём своим неистовым повествуя о многом…

 …напластовываются годы, но… стареет ли прошлое?

       Утихает ли память?

       Притупляется боль?

       Возможно, - однако, остаётся:

       Забыл я патетику выспренних слов

       О старой моей гимнастёрке,

       Но слышать приглушенный звон орденов

       До слёз мне обидно и горько.

 

       Атаки и марши припомнились вновь,

       И снова я в танковой роте.

       Эмаль орденов – наша щедрая кровь,

       Из наших сердец позолота.

       Ибо кровь, ставшая эмалью, горит, ибо позолота мужества, взятая из сердец, блестит ярче любой другой позолоты.

        Но военные стихи  Дегена не позолоченные: они золотые – они из того метафизического золота, что только дороже делается с годами.

 

       ВОЕННЫЙ КОСМОС КОНСТАНТИНА ОБОЙЩИКОВА

       Точное понимание подлинности ярко мерцает, вспыхивая правдой опыта в стихотворение Константина Обойщикова:

       Да что там орден, что медали —

       Уже устали получать!

       Награду высшую нам дали:

       Рассветы майские встречать.

       Опыт прошедшего войну: особый, и Обойщиков, имея оный, понял, - сквозь лики смерти и этажи огня, чашу подлинности жизни.

       Понял – и выразил её: так сильно, просто.

        На другом полюсе своего мира Обойщиков писал детские стихи: не замысловатые, какими и должны быть, лёгкие, как полёт стрекозы:

       Я с утра сегодня добрый,

       Я избегался совсем.

       Целый день хожу по дому,

       Помогаю сразу всем.

       Вымыл папины ботинки,

       С мамой окна протирал.

       А потом ещё с Иринкой

       В папу-дочку поиграл.

       Но он – писал стихи о войне: прошитые соответствующим опытом, почерневшие от огня и – всегда жившие вектором надежды, стремлением к световому естеству жизни и правды.

 

 

       ВЕКТОР ИВАНА ВАРАВВЫ

       Сад, разорённый и уничтоженный, сад, где мёртвые деревья лежат, как солдаты, и – сильной выделки стихотворение, рекущее о несправедливости, и вызывающее сострадание к деревьям:

       Списали сад, с ветвями и корнями:
       Не плодоносить он и не цветёт.
       Сломали сад железными конями, —
       Его по акту вывели в расход.

       Лежат деревья в поле, как солдаты,
       У взятого атакой рубежа.
       Зелёных крон живые маскхалаты
       Срывает ветер, листьями шурша.

       Юность Ивана Вараввы совпала с войной: он попадает в пекло в 17 лет, участвует во многих боях.

       Война и Кубань: родина – определяют гудение проводов-строк…

       И жизнь – пёстрою плазмой наполняет их…

        … «Юный лес» раскроется, как счастье: и величье оного исключает, словно, другие пути:

       Все по-старому,
       Все здесь, как прежде.
       Как и многие годы назад…
       Сосны клейкие в сизой одежде
       Над согретым обрывом висят.

       И, как прежде,
       Как в давности было,
       По заветной тропинке спешу.
       Пью деревьев дремотную силу
       И тобою живу и дышу.

       Варавва обладал свободолюбивой и стойкой натурой: опалившая война не затронула счастья жить…

        А кубанская вольница – но и: внимание ко всякому участнику жизни: будь лес, или человек на запылилась, не замглилась военными тропами.

       Его поэзия – поэзия счастливого человека:

       Раскинет объятия поле,
       И я его былью дышу.
       По воле иль трудной неволе
       К нему, как на крыльях спешу.

       Он густо познал жизнь, и – сильно воплотил её в стихах, оставшихся пёстрым, сияющим хороводом.

 

       ВОЛЯ ВЕНЕДИКТА СТАНЦЕВА

       …сознание меняется, и с ним – восприятие мира, и то, как ветеран войны, поэт воспринимает свои награды, дожив до седин, поражает:

        Я принял их из рук войны

        за кровь врага, как ни суди,

       они, тут молодость вини,

       легко лежали на груди.

       А нынче, в годы седины,

       былые возвращая дни,

       тяжелой памятью войны

           мне давят на сердце они.

       Здесь…как будто глобальное чувство вины проявлено: ведь награды всё равно за кровь: пусть врага; и словно калёная нить совести: та, что пронзает всю высокую русскую литературу, проходит сквозь небольшое, яркое стихотворение Венедикта Станцева, заставляя пересматривать своё, читательское, метафизическое чувство вины, и своё же отношение к жизни.

       Станцев был поэтом чётких форм: никаких взвихрённых придаточных, всё должно быть ясно уложено в пределы четверостиший, замыкающихся замками точек.

       Впрочем, ритм его порой точно шатался: или – натяжение его нервное, соответствующее теме, давало такие вибрации:

       Проводя гудят, как нервы перед боем,

       натянутые, как провода.

       Мы устало окопы роем:

       скоро танки придут сюда.

       Звон лопат, не слыхать разговоров,

       не лезет в горло никакая еда:

       танки скоро, танки скоро,

       скоро танки придут сюда.

       Высока зримость стихотворения: можно ощутить жизнь тех солдат, многие из которых, если не большинство, обречены.

        «К вопросу о смерти» называется краткое, как афоризм, силой напитанное произведение: и тем ещё, что сложно назвать, и – не ощутить так в недрах гражданской жизни:

       Ходила смерть — легка в походке —

       на фронте рядышком со мной,

       и я привык к ней, как к винтовке,

       как к неизбежности самой.

       Разумеется, не только война организовывала поэзию Станцева, он создавал и стихи ажурные, световые, пронизанные и пропитанные счастьем жизни:

       Рассвет, проклюнувшись, затеплил свечечку,

       Еще молчат кузнечики в траве…

       И зорька в этот миг напоминает девочку

       С пунцовым бантиком на голове.

       Вероятно, оно – это счастье – ощущается вдвойне: ежели выжил в военной кровавой круговерти; но стихи о войне, выпущенные в мир Венедиктом Станцевым, сделаны с той мерой дара и мастерства, что соприкосновение с ними души вызывает многие чувства.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Львович Балтин
Все статьи Александр Львович Балтин
9 Мая День Победы
Кому Русь – кабак, а русское горе – веселье?
Если бы какой-то затейник устроил в каком-нибудь городке СССР во время войны пьяный фестиваль, его бы расстреляли
28.09.2024
Хорватские добровольцы на Восточном фронте (1941-1943)
Данный доклад был представлен на конференции «Вторая мировая война в истории человечества. 1939–1945 гг.» в МГУ им. М.В. Ломоносова 15-16 сентября 2015.
14.09.2024
Обращение к участникам 4-го Всебелорусского Крестного хода «Церковь и армия»
Крестный ход посвящён 80-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков
27.05.2024
Все статьи темы
Великая Отечественная война (1941-1945)
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему украинцы не хотят в РФ
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2024 18:24
Сирия – всё «по плану» «мирового модератора»?
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2024 18:18
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от учитель
10.12.2024 18:16
Историософия как ядро политики исторической памяти
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
10.12.2024 16:12
Сирия – шах, заморозка СВО – мат для России
Новый комментарий от учитель
10.12.2024 16:03