Недавно в храме после Литургии ко мне подошёл шестнадцатилетний паренёк. Второй из его вопросов был про его ровесников-нацистов. Как, мол, к этому относиться?
– Гитлер капут, – ответил я. – Вы же знаете, чем он кончил.
– Так ведь СССР вроде был не очень хороший, – сказал паренёк. – Сталин был плохой, людей убивал…
Главное наше оружие
Вовсю идёт ментальная война – против нашей Победы, против нашей молодёжи, против души нашего народа. Против русского духа – начиная с русского языка и кириллицы, русских интонаций дикторов, имён с отчествами – и кончая правдой нашей истории, нашей государственности, высших идеалов нашего народа, смысла его существования, чистотой нашей веры.
Министерство иностранных дел опубликовало недавно новый доклад «О героизации нацизма…», в котором говорится:
«С сожалением приходится констатировать, что в 2020 г. человечество вместо того, чтобы сообща отметить памятную дату – 75 лет Победы над нацизмом во Второй мiровой войне – оказалось свидетелем безпрецедентных по своей циничности кампаний по переписыванию и фальсификации периода истории, связанного с той войной».
В докладе приводятся примеры «исторической агрессии» в мiре. Называются страны, где «остро стоят проблемы героизации нацизма и ревизии итогов Второй мiровой войны».
Всё это горько. Но ещё важнее для нас то, что главный вклад в борьбу с Великой Победой внесло руководство нашей страны, когда в 1956 году началась безудержная «десталинизация» отечественной истории. Чего стоит одно переименование Сталинграда.
Семь лет назад, когда на Украине произошёл государственный переворот, ребром встал вопрос: «Почему вернулся фашизм?» В статье с таким названием, написанной тогда (https://ruskline.ru/analitika/2014/09/13/pochemu_vernulsya_fashizm/), говорилось:
«Как же было не вернуться фашизму, когда не сохранили на должной высоте память о Победе над фашизмом? Уже через десять лет после Великой Победы был официально опорочен её Верховный Главнокомандующий, что было, конечно, хитрым ударом по самой Победе, по самой нашей стране, – как, вероятно, и задумывали закулисные режиссеры этой идеологической спецоперации долговременного действия, ибо её яд до сих пор продолжает отравлять душу нашего народа, особенно молодых поколений».
Будем смотреть правде в глаза: каждый раз, когда подвергается критике имя Сталина, для кого-то неизбежно возвышается имя Гитлера.
Духовную суть противостояния, которое совершалось в огне Великой Отечественной войны, определил митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх, предсказав в 1942 году «Победу Креста Христова над свастикой».
Но если мы сами вписали в свою историю, и так учим своих детей, что страной у нас в те годы руководила личность отрицательная, если сами начали ломать на своей земле памятники Верховному Главнокомандующему своей Армии-победительницы, то чего было ждать от других стран, а тем более от побеждённых и их потомков?
И до сих пор широко идут фильмы, выходят книги, в которых видна одна задача: показать, как всё в те годы делалось у нас плохо и жестоко, и всё якобы потому, что во главе страны стоял человек, единственной целью которого было – любой ценой удержать и укрепить свою власть. Эта версия нашей истории считается нормой, это «формат», это и на западе любят, и здесь в разных «кругах»… И как только было объявлено о выходе на экраны к 80-летию контрнаступления под Москвой фильма Веры Михайловны Сторожевой «Мария. Спасти Москву», который посмел допустить мысль о том, что Иосиф Виссарионович Сталин даже в самый критический момент войны мог принимать какие-либо благочестивые решения, которые могут в глазах зрителя поколебать образ зловещего тирана, против фильма началась кампания, по сути отвергающая жизненно важный для нашего народа исторический факт: в Великую Отечественную войну, как и во все времена, мы были спасены прежде всего заступлением Царицы Небесной.
Сюжет художественного фильма связан с двумя известными свидетельствами 1941 года: о приезде И.В.Сталина ко блаженной Матроне Московской и об облёте Москвы с Тихвинской иконой Божией Матери по его приказу. Эти исторические свидетельства люди неверующие называют мифами и легендами. Появились их возмущённые отзывы – о том, например, что фильм будто бы утверждает, что «икона спасла Москву, а не Красная армия».
На самом деле признанием небесной помощи нашей стране не принижается боевой и трудовой подвиг народа, но, напротив, к ним прибавляется ещё его духовный, молитвенный подвиг. Услышав его молитвы, приняв его покаяние, его жертвенное стремление душу свою положить за други своя (см. Ин. 15, 13), Господь даровал ему победу над лютым врагом.
Именно так было во все века нашей истории.
Наши предки не считали, что Бог за них победит врага, но знали, что без благословения Божия никакие человеческие усилия не принесут победы.
Нам нельзя отдать нашу молодежь в руки исторического невежества, а тем более в руки «клеветников России», по слову Пушкина, сознательных или невольных. Мы не вправе – перед лицом наших предков, обильно поливших своей кровью Русскую землю, – оставить нашу молодёжь в неведении о том, каково главное оружие, которое всегда делало русское воинство непобедимым.
Много раз в своей истории наш народ стоял на краю гибели. По-человечески выжить, а тем более победить было невозможно. И немецкие, польские, шведские завоеватели, и нашествия армий Наполеона и Гитлера, объединявшие усилия всей Европы, в численном, материальном отношении бывали сильнее нас. Они на этом и строили свои захватнические планы. Но ещё святой благоверный князь Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, но в правде», – и, крепко помолившись Богу, пошёл и победил более сильного врага. И этот его завет прошёл через все века нашей истории – к Минину и Пожарскому; к Императору Петру Великому, в Артикуле воинском которого провозглашалось: «Богу единому слава!»; к генералиссимусу А.В.Суворову, учившему своих солдат: «Молись Богу – от Него победа»; к фельдмаршалу Кутузову и другим героям Отечественной войны 1812 года, на чьих медалях стояли слова благодарности Богу за дарованную победу: «Не намъ, не намъ, а имени Твоему». И в первый день Великой Отечественной войны было сказано: «Наше дело правое», а потому – «Победа будет за нами», и в кабинете И.В.Сталина во время войны висели портреты Суворова и Кутузова. После разгрома немцев под Москвой он сказал Главному маршалу авиации А.Е.Голованову: «Дай Бог нам эту войну закончить в 1946 году».
Главная русская тайна, главная тайна нашего воинства – это то, что с Богом мы непобедимы.
Почему?
Потому что главная историческая задача, возложенная Богом на наш православный народ, – хранить истинную веру. Потому Господь нас и слышал, потому и Матерь Божия нас покрывала Своим Покровом. Даже в советское время наш народ оставался православным и никогда, может быть, так горячо не молился Богу, как в эти годы, объявленные безбожными, – в том числе и те его сыны и дочери, кто в этих огненных испытаниях обрёл веру. Недаром первыми семинаристами открытых во время войны духовных учебных заведений были недавние фронтовики.
Мы не можем отбрасывать ни одного свидетельства проявления веры у любого человека во время Великой Отечественной войны, потому что это будет против правды Божией. Для того и было попущено Богом огненное испытание нашему народу, чтобы он убедился в том, что Бог поругаем не бывает, что без Него мы не можем творити ничесоже (Ин. 15, 5). Отрицать это – значит отрицать Промысл Божий, всю логику русской, да и библейской истории, пытаться лишить главного, духовного смысла ту величайшую жертву, которую принес наш народ в Великой Отечественной войне.
История этой войны – неисчерпаемое чудес море. Отрицать их, называть «мифами» – значит обезоруживать наш народ, наше воинство, во всех возможных грядущих испытаниях.
Потому и ведётся против нашего народа ментальная война, что решающей судьбу сражений и войн была и остаётся духовная сторона жизни, как у всякого человека главное – его дух, его душа.
А мы – что же? Несмотря на опасность, нависшую над нашим народом, против которого эта война идёт и чуть ли не становится направлением главного удара, в наших средствах информации так и будет продолжаться антисталинская пропаганда, отвергающая любые противоречащие ей исторические свидетельства? А наша молодёжь так и будет уходить на страну далече, всё дальше от своей Родины, от Православия – в родноверие, безбожие, в коммунизм, нацизм, сатанизм? В школах и вузах так и будут учить русофобии – по учебникам, в которых, как говорил президент В.В.Путин, много говорится о «втором фронте» и ничего – о Сталинградской битве?
Борцы с явлениями советского времени, истоком которых была революция 1917 года: с репрессиями, подавлением дарованной Богом свободы, – надеялись, видимо, показывая их в возможно более чёрном свете, привить подрастающему поколению иммунитет против «тоталитаризма», воспитать демократически мыслящее, «толерантное» поколение, благодаря которому Россия станет наконец «нормальной», «цивилизованной» страной с присущими западной цивилизации либеральными ценностями. Им казалось, что чем яростнее они будут проклинать «кровавый сталинский режим», да и более раннее русское прошлое, тем ближе они будут к намеченной цели. Однако жизнь показывает обратное, и не юные демократы у нас вырастают, «общечеловеки», а юные террористы и нацисты.
Нет, нашей молодёжи не нужно приукрашивание отечественной истории, чтобы ценить и любить свою Родину. Для этого достаточно правды. Правда о подвигах нашего народа настолько высока и прекрасна, что никакие горькие страницы не способны затмить всё лучшее, что в ней было. Сам Христос Спаситель предстательством Заступницы Усердной и всех русских святых принял жертвенный подвиг нашего народа и даровал нам Великую Победу в день Пасхи 1945 года. Куда же выше история!
Жаль этого паренька и его ровесников, если они так и не узнают подлинной правды о своей Родине, о Боге, о вере и подвигах своих предков, отвоевавших для них и страну, и веру.
А если завтра горячая война – будут ли они защищать оставленную им в наследство, оплаченную неизмеримо высокой ценой страну, её духовные сокровища, выше которых нет в этом мiре?
А если отвергнут эту возможность, то что принесут, что воздадут Творцу в час ответа за жизнь, на нашей земле Им дарованную?
Легенды или факты?
Когда неверующие люди называют легендами свидетельства о помощи Матери Божией нашему воинству во время Великой Отечественной войны, это не удивительно. Для них и Святое Евангелие – только легенды. Странно, что с таким же неверием относится к этим фактам часть православных. Правда, не ко всем свидетельствам, но к тем, которые имеют отношение к действиям Сталина – они тогда автоматически объявляются «мифами». Почему? Потому что эти факты могут говорить о его вере, а у него, как они считают, её не могло быть – исходя из того образа, который они знают по коммунистической и прочей пропаганде. Многочисленные свидетельства из православных источников, признанные известными старцами-фронтовиками и другими священнослужителями, их не убеждают. Например, о явлении Матери Божией в молитве в том же 1941 году митрополиту Гор Ливанских Илии (Караму; 1903-1969).
Как вспоминал схимитрополит Серафим (Мажуга; 1896-1985), «митрополит гор Ливанских Илия ушёл в затвор, и ему было явление Божией Матери, Которая ему сказала, что пока власти России не снимут цепи и оковы с Церкви, до тех пор победы над врагом не будет. Потому что на страну нашла не просто военная сила Германии, а сила демоническая. В основе всего злодейского плана нападения на Россию были тайные языческие и оккультные доктрины сатанистов Востока, Гималаев и Тибета. И когда Сталин, как бывший студент духовной семинарии, понял это и освободил Православную Церковь, вот тогда и сатанинские полчища покатились обратно на Запад».
Тем православным, которые смело отрицают такие свидетельства, кажется, что в разговорах о вере Сталина есть некая злонамеренность, некое кощунство. Поскольку они привыкли считать, что Сталин – главный гонитель Церкви, то всякое положительное слово о нём воспринимается ими как антицерковное. Во внимании к таким фактам им видятся «попытки обелить первого из большевиков», от которого тогда якобы исходило главное зло, стремление «примирить с НКВД», «оправдать репрессии», протащить какие-то ужасные идеи о «сильной руке».
На самом деле – наоборот. Ничего более антикоммунистического и утверждающего истину нашей веры, силы Божией, чем свидетельства об обращении к вере и молитве первого коммуниста страны быть не может.
В своём слове после Литургии 17 июля 2017 года митрополит Петрозаводский и Карельский Константин сказал:
«Сталин отлично понимал, когда было бегство Красной армии: одними силами не победишь, необходимо обращение. Всеми признан факт, что он в октябре 1941 года обратился к блаженной старице Матроне, и она предсказала, что все выйдут из Москвы, а он один останется и победа будет за ним. Так и произошло…»
В связи с выходом фильма «Мария. Спасти Москву» известный православный публицист Владимир Петрович Семенко выразил свои сомнения в возможности его встречи с блаженной Матроной, которая присутствует в фильме: «Если Сталин бывал у блаженной Матроны, то почему же он не отдал негласного распоряжения не трогать, не преследовать святую хотя бы уже после встречи с ней?»
Да, до войны блаженной старице приходилось переезжать с квартиры на квартиру – предвидя, что за ней собираются прийти. А с 1942 по 1950 годы она жила у Ждановых, у которых была комната в 46 метров в Староконюшенном переулке, где матушке, как её называла Зинаида Владимировна, отгородили угол, и она блаженную у себя даже прописала. Мать Зинаиды Владимировны Евдокия Михайловна была землячкой блаженной Матроны – из села Себино Тульской области. Зимой старица жила здесь, а летом – на Сходне и в Царицыно. В 1950 году Зинаида Владимировна была арестована и заключена в Бутырскую тюрьму, до 1955 года находилась на Колыме.
Некоторые тут могут сказать: вот, мол, всё-таки посадил – значит, не встречались они с блаженной.
Нет, не значит. Если этот факт что-то говорит о Сталине, то, конечно, не о его неблагодарности блаженной, а о том, в каком положении он сам находился в последние годы жизни. Старица Матрона предвидела его насильственную смерть уже в 1943 году, Зинаида Владимировна мне сама об этом рассказывала. Не раз мне довелось исповедовать, соборовать, причащать их с братом Сергеем Владимировичем, а потом и отпевать. Царство Небесное этим глубоко верующим людям! Именно из книги, составленной З.В.Ждановой, мы впервые узнали о блаженной Матроне, ныне широко почитаемой православным народом. Почему же все другие свидетельства, ею изложенные, признаны подлинными и только это называют мифом?
Сталин не мог к ней приехать – даже в те дни, когда у немцев готовы были мундиры для парада на Красной площади, когда по-человечески не было выхода, когда в городе была паника, когда, короче говоря, было ни до чего? И на кого бы Иосиф Виссарионович в этот момент оглядывался, когда всё лежало на нём и, кроме него, почти никого уже в Москве из руководства не осталось, «крутили только по радио пластинку с речью Щербакова», как вспоминала моя родственница? На кого он оглядывался, когда заходил в домовый храм Большого Кремлёвского дворца, сопровождаемый только охранником Ю.С.Соловьёвым, которому в те годы и в голову бы не пришло об этом рассказывать, даже своей жене, да ему бы и не поверил никто, до сих не верят, хотя теперь могут увидеть, услышать его собственный рассказ об этом в документальном фильме «Кремль изнутри» (https://www.youtube.com/watch?v=L8CCWSOmEio) .
Нет, Сталин не был человеком «робкого десятка», как вспоминал Главный маршал авиации А.Е.Голованов, всю войну прослуживший под его непосредственным руководством, хотя в фильме мы видим несколько иной образ Верховного Главнокомандующего – человека, скорее подавленного грузом неподъёмных обстоятельств. В подтверждение своих слов Александр Евгеньевич привёл такой случай:
«Когда я работал у Орджоникидзе, мне довелось присутствовать на испытаниях динамореактивного оружия, созданного Курчевским, предшественником создателей знаменитой “катюши”. У Курчевского была пушка, которая могла стрелять с плеча. На испытания приехали члены Политбюро во главе со Сталиным. Первый выстрел был неудачным: снаряд, как бумеранг, полетел на руководство. Все успели упасть на землю. Комиссия потребовала прекратить испытания. Сталин встал, отряхнулся и сказал: “Давайте ещё попробуем!”»
Мне рассказывал Георгий Александрович Эгнаташвили, бывший полковник МГБ, сын земляка и друга детства Сталина генерал-лейтенанта Александра Яковлевича Эгнаташвили, про случай 1941 года. На станции метро Кировская (ныне – Чистые пруды) располагались рабочие кабинеты Сталина и начальника Генерального штаба маршала Бориса Михайловича Шапошникова. Однажды после отбоя воздушной тревоги Сталин с Георгием Александровичем поднялись на поверхность и пошли по улице Кирова (ныне опять Мясницкая) в сторону Кремля. Но тут их догнал порученец и сообщил, что вновь объявлена воздушная тревога. Иосиф Виссарионович только рукой махнул – и они пошли дальше. То был день, когда он узнал, что его сына Якова взяли в плен.
В книге «Солдаты Империи» Ф.И.Чуев вспоминает о своём разговоре с А.Е.Головановым, который сказал: «Жуков написал, что 6 октября 1941 года Сталин у него спрашивал, отстоим ли Москву, и Жуков твердо ответил: «Отстоим!» А ведь было так, что он прислал генерала Соколовского к Василевскому (Александр Михайлович это должен помнить), чтобы тот в Генштабе принял узел связи для Западного фронта. Василевский с недоумением позвонил об этом Сталину, и тот дал нагоняй Жукову. Жуков предлагал сдать Москву, и так оно и было бы, если бы не Сталин».
Далее Чуев писал:
«— Но это надо подтвердить документально, — сказал я.
— Как подтвердишь? — ответил Голованов. — Большинство документов, показывающих истинную роль Сталина в войне, сожгли при Хрущёве. Так были уничтожены три тома моей переписки со Сталиным. Умрёт Василевский, умрёт Голованов, умрёт Штеменко — и никто не узнает истинную правду. А ведь этот факт нисколько не принижает роли Жукова, а показывает, сколько было сомнений и какими усилиями советского народа была достигнута победа под Москвой!..»
Генерал армии С. М. Штеменко на встрече с читателями об этом говорил: «Командный пункт Жукова в период угрожающего положения находился ближе к линии обороны. Жуков обратился к Сталину с просьбой о разрешении перевода своего командного пункта подальше от линии обороны, к Белорусскому вокзалу. Сталин ответил, что если Жуков перейдёт к Белорусскому вокзалу, то он займёт его место...»
Нельзя не предположить, что одной из причин твёрдой решимости Иосифа Виссарионовича не покидать Москву той осенью, о чём есть и другие свидетельства, было предсказание блаженной Матроны, услышанное им от неё. Но какое огромное значение это имело для судьбы нашей Родины!..
Однако, может быть, их встреча была невозможна, потому что сама блаженная не могла с ним говорить – не пожелала бы, что ли? Она помогала всем, кто к ней обращался. Как бы она могла, будучи христианкой, не оценить такой поступок, да ещё столь важный для страны? Тем более, что она знала о Сталине не по газетам, а по тому, каким он был на самом деле – даже не что говорил, а что думал (в фильме это есть).
При последней нашей встрече Зинаида Владимировна Жданова сказала: «Он был верующим. Он притворялся».
Он не мог молиться? Имел прекрасное духовное образование – и не мог? Когда опасность нависла над страной смертельная. Кто был на фронте, рассказывали, что перед атакой молились все поголовно – и коммунисты, и комсомольцы…
Далее В.П.Семенко, призвавший в статье о фильме опираться на «рациональные доводы», писал о том, что после встречи Сталина с блаженной, «по логике рассказа, с ним должен был произойти духовный переворот, обращение к Православию?»
Но будем опираться и на факты.
Духовного переворота во время войны у Сталина не было. Есть множество прямых свидетельств о том, как и в 20-е, и в 30-е годы проявлялась его вера – например, в общении со своими детьми.
Господь учит нас, что всяко древо от плода своего познается (Лк. VI, 44). Сталин, по сути, «проговаривался», что он верующий, своими делами: когда вводил в нашей стране нравственность как норму для коммунистов (в первую очередь за «аморальное поведение», за «бытовой разложение» из партии исключали). Когда в стране запрещались аборты, гомосексуализм и прочие пороки, несовместимые с заповедями Божиими. Когда о Крещении Руси наши дети узнали на уроках истории как о положительном событии. Когда было полное целомудрие в школе, в средствах информации, в литературе и искусстве. Когда он боролся со стяжательством и сам вел аскетический образ жизни. Когда строил сильное независимое традиционное русское государство. Когда русский патриотизм стал важнейшей частью государственной политики и идеологии, когда русский дух чувствовал себя у нас как дома. Факты говорят о том, что он сделал больше всех в руководстве страны для того, чтобы в нашей жизни повеяло свежим воздухом великой русской культуры, зазвучало слово Пушкина, на сцену вернулась великая русская опера, включая финал «Ивана Сусанина», который он сам отстоял, чтобы Московский университет носил имя не историка-марксиста М.Н.Покровского, а М.В.Ломоносова. Да и Собор Василия Блаженного на Красной площади мы видим до сих пор, благодаря ему… И всё это, конечно, невозможно было без помощи Божией.
«Почему же, – продолжал Семенко, – знаменитая встреча с иерархами, ознаменовавшая изменение политики в отношении Церкви, произошла лишь в сентябре 1943 года, а не тогда же в 1941 или хотя бы в начале 1942-го?»
И на эти вопросы ответы в истории есть. Со дня Покрова Божией Матери 1941 года до 31 августа 1943 года митрополит Сергий был в эвакуации в Ульяновске, митрополит Алексий примерно в это время – в блокадном Ленинграде. Но главная причина, пожалуй, в том, что эта встреча смогла состояться после решающих побед Красной армии под Сталинградом и на Курской дуге, когда Сталин обрёл больше властных возможностей для решительного поворота в сторону Церкви. В руководстве страны, да и на местах, он был в этом вопросе одинок, а представление о его всевластии – один из антисталинских мифов.
А в конце войны, накануне величайшего исторического триумфа нашей страны, Сталин даже настоял на том, чтобы «большая тройка» собралась для решения вопросов послевоенного устройства мiра в Ливадийском дворце Царя-мученика Николая Александровича. Знаменательный факт! Он ввёл этим Великую Победу во всю русскую историю. Именно здесь решались вопросы завершения того, что не удалось сделать Верховному Главнокомандующему нашей армии начала века – победить Германию и Японию.
«Нет истины, где нет любви»
Жаль, что некоторые православные не видят этой связи: им кажется, что когда они борются с положительным отношением к Сталину, они борются с коммунизмом, с репрессиями, с воинствующим безбожием. Но в глазах молодёжи они борются с положительным образом Отечества, с единой нашей историей, неотделимой от Православия, а значит и с нашей верой и Церковью.
Юношеству свойственны, как известно, «души прекрасные порывы». Ему, как воздух, нужен оптимизм, нужен свет, нужен идеал, нужна любовь. И при этом максимализм юных легко поддается всякому ниспровержению – мол, раз в этом нет безусловно прекрасного, значит, это, скорее, ужасно, и точка. Поэтому предлагать юным чёрную картину истории их Родины – значит приносить их душам прямой вред, подрывать будущее страны, выступать в ментальной войне на стороне врага.
Могут сказать, что в последние годы выпущено множество фильмов и книг, дающих объективную картину советского времени. Они составлены из фотографий, кинохроники того времени, в них приводится множество фактов, документов, высказываний участников тех событий, есть точные цитаты… Не сравнить, мол, со строго цензурованными изданиями прошлого, когда ничего такого даже не касались.
Да, со времени «перестройки» книг, фильмов, публикаций на историческую тему в нашей стране вышло множество. А ещё до этого к нам из-за границы нелегально (у наших компетентных органов тут почему-то резко снизилась бдительность) хлынуло сочинение А.И.Солженицына «Архипелаг Гулаг». Приём «объективности», раскрытия «голой правды» в этих публикациях был на первом месте – сразу можно даже и не отличить от действительно объективного, исторически добросовестного исследования. И всё же, хоть немного присмотревшись, в них можно было заметить мощную идеологическую тенденцию, стоящую за каждым словом, за каждым кадром. По известной притче о мухах и пчёлах, здесь собиралось только то, что могло заинтересовать мух, как будто в советской жизни ничего не было для пчёл, а если было, то только внешнее, маскировочное, а по сути – один морок и нежить, глупость и ложь, антиистория, недостойная человеческой цивилизации, лишённая всякого положительного смысла.
Когда-то рецензию на разоблачительную книгу А.С.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» А.С.Пушкин закончил словами: «Нет убедительности в поношениях и нет истины, где нет любви».
Судить об исторических личностях полезнее всего по их вершинам. Мы ведь и сами хотели бы, чтобы к нам так относились.
Ангелы видят и записывают наши добрые дела, а грехи видят и записывают бесы. Но наша задача – стараться уподобляться первым, а не вторым.
С середины 50-х годов наша молодёжь была лишена советских исторических кинофильмов, созданных в 1937–1953 годы. Либеральная версия считает, что тогда «сталинский идеологический диктат» делал их малохудожественными. Но вот мы смотрим эти прекрасные кинопроизведения (в том числе, в восстановленном после хрущёвской цензуры варианте): «Александр Невский» (1938), «Минин и Пожарский» (1939), «Адмирал Нахимов» (1946), «Жуковский» (1950), «Адмирал Ушаков» (1953), «Корабли штурмуют бастионы» (1953)… Оторваться невозможно. Какая сценарная, режиссерская, операторская, музыкальная, костюмерная работа, какие актёры! Один «недостаток» у этих фильмов: русского духа многовато, патриотизма, иностранцы в них не очень привлекательные, всё что-то против России замышляют…
Да, эти фильмы очень современны. Они сегодня очень нужны нашему юношеству. А то, что в них ясно, кто свои, а кто враги, где добро и где зло, с кого брать пример, – так это нисколько не мешает художественности этих фильмов, наоборот, делает их яркими и запоминающимися, именно это больше всего и нужно нашим детям, чтобы строить правильное отношение к жизни, к людям, любить свою Родину.
Со многими явлениями сталинской эпохи ещё разбираться и разбираться добросовестным историкам, стремясь заглянуть в её глубину, понять неоднозначность тех событий. Многие, и самые острые её вопросы остаются не раскрытыми. Даже сохранившиеся в архивах документы полностью всё ещё не доступны – и главная причина, вероятно, в том, что тогда, может быть, по-иному, и с невыгодной для некоторых стороны, откроются исторические события.
Когда-то протоиерей Димитрий Дудко (1922-2004 гг.) сказал мне о Сталине: «Мы о нём ничего не знаем. Если бы не он, нас бы не было».
С тех пор, слава Богу, мы узнаём о нём всё больше. Ибо непреложны слова Спасителя: Ничтоже есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет (Мф. 10, 26). И часто достаточно одного свидетельства, пришедшего прямо из жизни, чтобы оно опровергло нагромождения лжи.
Недавно преставился сын фотографа «Известий» Дмитрия Дебабова, одного из ведущих советских фотографов. Он мне рассказывал, как его отец однажды приготовился сделать снимок, нацелился – и тут прямо перед объективом прошёл Сталин. Заметив, что испортил ему снимок, Иосиф Виссарионович вернулся и перекрестил его. Дмитрий Дмитриевич уверял меня при этом: «Это точно, совершенно точно!» Я успокаивал его: «Да я знаю, это не первый такой случай, всё давно сходится».
Эпизод вроде бы незначительный. Но от него невозможно отмахнуться, потому что это было в живой жизни, перед которой безссильна любая идеологическая схема – хоть советская, хоть антисоветская. И зачем отмахиваться, если мы хотим знать правду нашей истории? Если хотим понять столь важную для нашей истории личность, с которой, по многим свидетельствам, всё не так просто?
Это малое свидетельство много говорит потому, что произошло на ходу, непроизвольно, неожиданно для самого Сталина, и потому реакция его была естественной, искренней, можно сказать автоматической. В этой реакции – и доброта, и смирение, щепетильность по отношению к человеку, достаточно простому, желание его утешить, и уважение к чужому труду, и покаяние в своей оплошности, даже невольной, и, конечно, вера, обычно скрытая.
В беседе на радиостанции «Радонеж» С.Н.Кайдаш-Лакшина недавно привела слова одного разведчика: «Вникайте в детали и мелочи, и тогда всё всплывёт само собой».
Так и Сталин учил наших разведчиков в 1952 году: использовать «то, что Бог даёт».
Благодарность – не грех
Выход художественного фильма В.М.Сторожевой «Мария, Спасти Москву» был назначен на 2 декабря 2021 года, накануне 80-летия начала контрнаступления под Москвой, которому он и был посвящён. Но потом появилась другая дата – 27 января 2022 года. Будем надеяться, что дата окончательная и фильм придёт к зрителю.
Можно поздравить с этой работой режиссера, сценариста Е.М.Райскую и всех создателей фильма, особенно Марию Луговую, исполнительницу главной роли Марии Петровой. Хороший фильм, чистый. Можно даже детям смотреть, как советские фильмы, что в наше время, увы, – редкое достоинство.
Верующие православные русские люди, любящие Бога и свою Родину, не могут быть равнодушными к таким историческим свидетельствам, которые легли в основу этого фильма, которые пришли от других верующих людей, чтобы просто отмахнуться от них, как от пустой выдумки, безосновательно навесив ярлык «легенды» или «мифа». Они слишком важны для судьбы нашей Родины, наших родителей, для понимания Божественного Промысла и заступления Царицы Небесной за наш народ в самый, может быть, трагический момент отечественной истории. Результат такой их доверчивости – благодарность Богу, Пресвятой Богородице, блаженной Матроне и тем людям, которые верили и молились на нашей земле в тот роковой час. Благодарность – не грех. Грех – неблагодарность.
Дай Бог, чтобы этот фильм навёл его зрителей, в первую очередь молодых, на мысли о том, что в истории нашего Отечества, даже недавней, скрывались не только горькие страницы, но и такие великие и светлые, которые нам помогут в нашей жизни, в обстоятельствах, может быть, не менее роковых – дадут силу ещё больше любить нашу Родину, за неё молиться и её защищать.
2. Ответ на 1, Тимофей56:
В 70-80-е прошлого века антисоветчики дорвались до подпольных, солженицынских "документов" Гулага, тем самым, подготовив в 90-е, своей диссидентской деятельностью почву для Церкви по части стремительной канонизации упокоившихся в Бутово мучеников. И, похоже, всё это совершалось ими с единой целью – одной рукой охаить весь предыдущий советский период страны, другой рукой - поддержать интенсивное строительство в ней буржуазной демократии. В такой ситуации, со всей очевидностью, места для объктивной, исторической оценки личности и деятельности И.Сталина ими не предусматривалось.. А, коль, так, то о какой взвешенной, объективной информации тех времен может идти речь? В частности, о роли Сталина в истории страны 20-го века? Какой Христовой любовью можно оправдаться перед молодежью относительно "кровавых деяний" христианина Сталина, если мы сами, будучи христианами убеленные сединами, не можем по-христиански трезвомысленно дать тому времени объективную оценку, и деятельности Сталина в том числе? Народная пословица гласит: «Хочешь научить чему-то другого, начни с себя». Чем не перефраз христианской истины о пользе назидания себя любимых? А потому, когда, исторические времена наших мучений когнитивным диссонансом развеятся, глядишь, и подрастающая молодежь поверит в существование христианской любви. А пока, простите, мы имеем, что имеем – полный раздрай в мозгах и такой же раздрай во мнениях, и Сталин, похоже, здесь уже ни при чем...
1. Одосторонность подобна флюсу...