Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Дорогие братья и сёстры, на каждый молебен вы заказываете прошения святым чудотворцам. Святителям Спиридону, Луке, Иоанну Шанхайскому, блаженной Матроне… И не помню такого молебна у нас в храме, чтобы не было прошения святителю и чудотворцу Николаю. И, конечно, Владычице нашей Пресвятой Богородице: Скоропослушнице, Споручнице грешных, Целительнице, Заступнице нашей Усердной…
Сам Господь творил чудеса. Воскрешал мёртвых, исцелял больных, насыщал пятью хлебами пять тысяч. Мы об этом читаем в Евангелии, которое наш великий старец архимандрит Кирилл (Павлов) заповедовал читать каждый день: «Хоть понемногу». В Евангелии, в этой маленькой книжечке, чудесно умещается вся необъятная жизнь человеческая.
Мы хотим чудес. Нам нужна помощь небесная. Мы сами то и дело не справляемся с трудностями нашей жизни. С собой не справляемся. Мы просим, мы получаем эту помощь, по вере нашей, по милости Божией. На каждый молебен кто-то заказывает и благодарение Спасителю. Это Он творит чудеса по молитвам святых, угодивших ему праведной жизнью, прежде всего – истинной верой. Святитель Николай – «Правило веры».
Для Николая Чудотворца главное – наша вера.
Он наш скорый помощник, он постоянно творит чудеса, иногда его помощь приходит мгновенно. Для чего? Чтобы всё у нас шло дальше гладко, как ни в чём не бывало? Нет, прежде всего – чтобы укрепить нас в вере, убедить, что без Бога нам не обойтись, научить жить с Богом постоянно. Он Сам сказал: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).
Другой наш великий старец протоиерей Николай Гурьянов часто повторял: Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие (Пс. 118, 133). Проси – пойдёшь, куда надо, Господь направит.
Преподобный Силуан Афонский учит нас:
«Всегда надо молиться, чтобы Господь вразумил, что надо сделать, и Господь не оставит нас заблуждаться.
Адам не был мудр, чтобы спросить Господа о плоде, который дала Ева, и потому потерял рай.
Давид не спросил Господа: “Хорошо ли будет, если я возьму себе жену Урия?” - и пал в грех убийства и прелюбоденяния.
Так и все святые, которые согрешили, согрешали потому, что не призвали Бога на помощь, чтобы вразумил их. Преподобный Серафим Саровский сказал: “Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки”».
Видите: святые ошибались без помощи Божией. А что же про нас говорить?
Нам нужно и детей учить молиться всегда, во всех обстоятельствах. Особенно когда трудно, грустно, когда никто не понимает... Бог всегда поймёт. И поможет. И простит.
В школу идёшь, садишься за уроки – читай молитву Царю Небесный… Легче будет учиться.
Зовём детей в храм, уговариваем – лишь бы пришли. В храме учим: «Стой, молчи». А что молча, стоя делать? Хорошо бы об этом заранее рассказывать. О том, какой сегодня праздник, память какого святого, как он жил. О том, что Бог нас видит, слышит, особенно в храме. Разве нам не о чем Его просить, разве у нас всё легко получается? У родителей, у друзей, у страны, у наших воинов?..
Но только не будем детям обещать за Бога: «Проси, Господь обязательно поможет, вот увидишь».
Бывает так: тяжело заболела мама. Мы говорим её дочке: «Молись, Господь всё может, она выздоровеет».
Может-то может. А всё же опасно так твёрдо говорить. А если не выздоровеет? «Я молилась, изо всех сил, я так надеялась, а Она умерла. Если Бог мог её исцелить, почему не исцелил? Значит, Бог не добрый. Или Его нет». Даже крестик снимают с себя, от церкви отходят.
Беда!
Но наш православный народ мудро говорит: «Счастью не верь, а беды не пугайся». Господь сильнее всякой беды. Молись. И делай выводы на будущее.
Лучше было не говорить, только молиться?
Да, молиться всегда лучше, чем говорить. А если сказать, то всю правду. Помолившись.
То, что Господь любит всех больше, чем мы сами, что Он всё может – это точно. У Бога нет неисцелимых болезней. Но выздоровеет мама или нет – это Его святая воля.
Просить надо, горячо просить. С верой, любовью, надеждой. Только добавлять, как Сам Он добавлял, когда молился Богу Отцу перед Своими крестными страданиями: Обаче не моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42).
Бог может выполнить нашу просьбу, даже самую лучшую, как нам кажется. А может не выполнить. Но не потому, что Он равнодушен к нашему горю. И не потому, что Бога якобы нет, как тут же посылает нам в голову свою главную ложь диавол. Просто Господь хочет нам лучшего. Он знает, в чём наше наибольшее благо. Но это благо может быть не сразу, и не так скоро, как нам хочется, и даже не в этой временной жизни, а в будущей, более важной для нас.
Святые мученики шли на смерть за Христа, хотя могли избежать мучений и смерти. Преподобные отцы жили в пещерах и пустынях, сами искали трудностей жизни. И всё это – прежде всего ради жизни будущей, вечной.
Можно сказать той скорбящей дочке: «Ты очень помогла маме своей молитвой в эти её тяжелейшие последние дни. Продолжай молиться, твоя молитва ей и сейчас нужна, и не меньше».
Будем просить Господа, Владычицу, святителя и чудотворца Николая, всех святых об укреплении нашей веры – евангельской молитвой: Верую Господи, помози моему неверию (Мк. 9, 24).
Будем хранить этот драгоценный небесный дар.
Будем с верой, с Богом жить здесь, чтобы жить с Ним вечно. Аминь.
Протоиерей Николай Булгаков, член Союза писателей России, настоятель храма Державной иконы Божией Матери пос. Кратово, г. Жуковский Московской области