Мера мер Юрия Нагибина

Александр Сергеевич Пушкин 
0
629
Время на чтение 5 минут

 

   1

Соло Юрия Нагибина было сильным…

Словесно моделируя Англию времён Шекспира и Марлоу (героем повествования был второй), он делал это так, что читатель мог пройти по тем дорогам, почувствовать тончайше переданную атмосферу времени, эхо эпохи: столь удалённых, что тогдашних людей мы, перегруженные информацией прошедших веков, представить может с трудом.

 Цикл рассказов Нагибина «Вечные спутники» пропитан шаровым раствором культуры: будь то Верди и Италия его жизни, или Хемингуэй, действующий под вымышленным именем; но главным, конечно, оставался великий русский Пантеон: от Пушкина до временных отрезков современности: двадцатого века…

 Язык Нагибина густ и сочен, он цепок и крепок: он жаден до бессчётных деталей мира, всех колоритных его подробностей: которые хочется удержать в избытке - не дай Бог что-нибудь потеряется…

 Уже в одном из первых его рассказов «Зимний дуб» особенности стилистические проявились чётко, ярко; и дуб, прописанный, как персонаж, возникал колоссальным явлением мира, уходящим в шаровые небеса.

 Много психологической тонкости, изощрённого понимания людей разветвлялось в повествованиях писателя, охватывавших, казалось, все нюансы тогдашней, такой отличной от нынешней жизни…

 Как играли высверки чувств в рассказе «Срочно требуются седые человеческие волосы»!

 Люди прописывались с той мерою достоверности, что позволяла ощутить их плотнее, нежели реальных – по жизни – соседей.

 А вот – «Машинистка живёт на шестом этаже»: рассказ о возможности достижения внутренней гармонии, когда скудость внешнего мира и собственное серьёзнейшее увечье не мешают пребывать в состояние вечной высокой радости: здесь снова открывались небеса культуры, которые и давали человеку жизнь, вливали в него сияющие бездны.

И опять – язык туг, как гроздья винограда.

Было в словесных построениях Нагибина, в покрое его фразы нечто от Андрея Платонова: писателя, поразившего в самое сердце сердца многих: корневым своим, немыслимым, фатальным и космическим языком; но Нагибин, очевидно испытав влияние старшего собрата по ремеслу, выработал свою, совершенно непохожую ни на кого стилистику.

Она мощно проявлялась и в «Дневниках» - произведение абсолютно художественном, вывернутом в мир яростно, неистово, с перцем, с собачьим сердцем.

Всё без прикрас – словно такая цель владела писателем.

Всё и давалось – без прикрас, камуфляжа, на факте: голом, как стыд, и язык бушевал, как взорвавшееся пространство.

Яркое наследие Нагибина  сияет и сейчас – жалко, немногие способны почувствовать это сияние.

 

    2

Своё, переплетённое с платоновским: так воспринимается проза Нагибина; своё, оригинальное, веское – очевидно: прекрасные образцы русской стилистики выпеваются… или выливаются млеком каждого абзаца; нечто, идущее от платоновской густоты и перенасыщенности, ощущается во фразах определённого покроя. Или построения.

 «Срочно требуются седые человеческие волосы» – и алмазом прорезанные отношения людей возникают на мутноватом стекле реальности, где одиночество как естественная мера вещей.

 Один из рассказов – ярких, удачных, крепких, вещных.

 У Нагибина – гроздья рассказов, иные из них благоухают духовными ароматами, представляя панорамы мира знакомого, но подсвеченного изнутри так, как другой бы не смог: через свой мир и своеобразие видения яви.

 Сколь чудесен зимний дуб! Как раскрыт он – гигантским серебряным сердцем простора!

 Сколько природной щедрости перешло в прозу Нагибина, обогащая и питая её; сколько московских переулков, исполненных трепетом детства и юности, пыльных, чудесных, милых, не сохранившихся, поют и переливаются красками в замечательных рассказах.

 Повествование о жизни, исполненное мастерства – жизнь Нагибина; и как твёрдо, густо, грустно проявляются жизни выдающихся и великих людей в книге «Вечные спутники»; как оживают картины старой Англии в рассказе о Марло, как плещет звуками и красками Италия Верди!

 И были «Дневники» Нагибина – книга столь же скандальная, сколь и монументальная; исполненная страсти и парения, яда и счастья: всего, что мешается в человеке на протяжении отпущенных ему сроков.

 Можно восстанавливать картины литературной Москвы того времени по дневникам; можно читать иные части, как вынутые из собрания сочинений рассказы; но крутой взвар блюда, что готовил писатель всю жизнь, весьма вкусен, хотя и чрезмерно прян.

 Поэтизировал ли Нагибин жизнь?

 Он, безусловно, знал её в большинстве, если не во всех проявлениях – от войны до успеха, от тяжёлого пьянства до свинцовой скорби; он знал, что цель жизнь сама жизнь, и значит, даже будучи прозаиком, нельзя не поэтизировать роскошный, щедрый, красочный, печальный, избыточный дар.

 

    3

Мера откровенности выбирается каждым писателем самостоятельно, но дневники часто не предполагают широкую читательскую аудиторию; тем не менее, дневники Нагибина стали бестселлером.

 Разумеется, термин этот имеет весьма условное отношение к качеству литературы, однако, в случае с Нагибином, составляющие сошлись: в дневниках он предлагает художественный уровень, не уступающий лучшим образцам его прозы.

Они художественны – дневники – в высшей мере, подразумевая под художественностью выразительность; они заострены и полемичны; они начинены информацией, которой хотелось бы поменьше: больно неприглядна людская изнанка.

Нагибин не щадит и себя, представая со страниц человеком капризным, тщеславным, сильно увлечённым материальной стороной жизни; не щадит и тех, с кем сводили его тропы судьбы – иные портреты кажутся гротескными, однако, вчитываясь, понимаешь, что это не гротеск, о нет! скорее – наждачный реализм.

Жёстко и правдиво.

Обо всём, что видел в жизни – а видел Юрий Нагибин очень много: от трагедий войны и худших проявлений человеческой сущности до небесных мерцаний и парений, какие даёт литературной творчество.

 Эпоха воссоздаётся кропотливо, с огнём и перцем, с собачьим сердцем, с иронией и сарказмом; эпоха передаётся мощно с той характерной для Нагибина стилистикой, исток который, без намёка на подражание, берётся в необычайной прозе Андрея Платонова…

 Эпоха была велика.

И дар Нагибина не мал.

Именно такой, какой требуется, чтобы живописать прожитую эпоху.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Львович Балтин
Все статьи Александр Львович Балтин
Александр Сергеевич Пушкин
А.С. Пушкин о творческих силах истории
Сам автор оценивал «Бориса Годунова» едва ли не выше всего им созданного
26.08.2025
День памяти поэта К.Н. Батюшкова
Также сегодня мы вспоминаем командира крейсера «Варяг» В.Ф.Руднева, дипломата Я.И.Булгакова, архитектора В.Г.Сретенского, математика А.А.Маркова, ректора МГУ А.А.Мануйлова, историка Н.Д.Шаховскую-Шик, поэта М.В.Исаковского и генерала армии Д.Д.Лелюшенко
20.07.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия на распутье
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.09.2025 20:32
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от С. Югов
12.09.2025 15:44
Главная историческая задача Сталина
Новый комментарий от С. Югов
12.09.2025 15:28
На членистоногих водружается панцирь…
Новый комментарий от Александр Тимофеев
12.09.2025 15:15
Резонансное убийство в США
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.09.2025 14:21
Теракты в Нью-Йорке и «общак» «глубинного государства»
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.09.2025 14:03