Мера мер Юрия Нагибина

Александр Сергеевич Пушкин 
0
611
Время на чтение 5 минут

 

   1

Соло Юрия Нагибина было сильным…

Словесно моделируя Англию времён Шекспира и Марлоу (героем повествования был второй), он делал это так, что читатель мог пройти по тем дорогам, почувствовать тончайше переданную атмосферу времени, эхо эпохи: столь удалённых, что тогдашних людей мы, перегруженные информацией прошедших веков, представить может с трудом.

 Цикл рассказов Нагибина «Вечные спутники» пропитан шаровым раствором культуры: будь то Верди и Италия его жизни, или Хемингуэй, действующий под вымышленным именем; но главным, конечно, оставался великий русский Пантеон: от Пушкина до временных отрезков современности: двадцатого века…

 Язык Нагибина густ и сочен, он цепок и крепок: он жаден до бессчётных деталей мира, всех колоритных его подробностей: которые хочется удержать в избытке - не дай Бог что-нибудь потеряется…

 Уже в одном из первых его рассказов «Зимний дуб» особенности стилистические проявились чётко, ярко; и дуб, прописанный, как персонаж, возникал колоссальным явлением мира, уходящим в шаровые небеса.

 Много психологической тонкости, изощрённого понимания людей разветвлялось в повествованиях писателя, охватывавших, казалось, все нюансы тогдашней, такой отличной от нынешней жизни…

 Как играли высверки чувств в рассказе «Срочно требуются седые человеческие волосы»!

 Люди прописывались с той мерою достоверности, что позволяла ощутить их плотнее, нежели реальных – по жизни – соседей.

 А вот – «Машинистка живёт на шестом этаже»: рассказ о возможности достижения внутренней гармонии, когда скудость внешнего мира и собственное серьёзнейшее увечье не мешают пребывать в состояние вечной высокой радости: здесь снова открывались небеса культуры, которые и давали человеку жизнь, вливали в него сияющие бездны.

И опять – язык туг, как гроздья винограда.

Было в словесных построениях Нагибина, в покрое его фразы нечто от Андрея Платонова: писателя, поразившего в самое сердце сердца многих: корневым своим, немыслимым, фатальным и космическим языком; но Нагибин, очевидно испытав влияние старшего собрата по ремеслу, выработал свою, совершенно непохожую ни на кого стилистику.

Она мощно проявлялась и в «Дневниках» - произведение абсолютно художественном, вывернутом в мир яростно, неистово, с перцем, с собачьим сердцем.

Всё без прикрас – словно такая цель владела писателем.

Всё и давалось – без прикрас, камуфляжа, на факте: голом, как стыд, и язык бушевал, как взорвавшееся пространство.

Яркое наследие Нагибина  сияет и сейчас – жалко, немногие способны почувствовать это сияние.

 

    2

Своё, переплетённое с платоновским: так воспринимается проза Нагибина; своё, оригинальное, веское – очевидно: прекрасные образцы русской стилистики выпеваются… или выливаются млеком каждого абзаца; нечто, идущее от платоновской густоты и перенасыщенности, ощущается во фразах определённого покроя. Или построения.

 «Срочно требуются седые человеческие волосы» – и алмазом прорезанные отношения людей возникают на мутноватом стекле реальности, где одиночество как естественная мера вещей.

 Один из рассказов – ярких, удачных, крепких, вещных.

 У Нагибина – гроздья рассказов, иные из них благоухают духовными ароматами, представляя панорамы мира знакомого, но подсвеченного изнутри так, как другой бы не смог: через свой мир и своеобразие видения яви.

 Сколь чудесен зимний дуб! Как раскрыт он – гигантским серебряным сердцем простора!

 Сколько природной щедрости перешло в прозу Нагибина, обогащая и питая её; сколько московских переулков, исполненных трепетом детства и юности, пыльных, чудесных, милых, не сохранившихся, поют и переливаются красками в замечательных рассказах.

 Повествование о жизни, исполненное мастерства – жизнь Нагибина; и как твёрдо, густо, грустно проявляются жизни выдающихся и великих людей в книге «Вечные спутники»; как оживают картины старой Англии в рассказе о Марло, как плещет звуками и красками Италия Верди!

 И были «Дневники» Нагибина – книга столь же скандальная, сколь и монументальная; исполненная страсти и парения, яда и счастья: всего, что мешается в человеке на протяжении отпущенных ему сроков.

 Можно восстанавливать картины литературной Москвы того времени по дневникам; можно читать иные части, как вынутые из собрания сочинений рассказы; но крутой взвар блюда, что готовил писатель всю жизнь, весьма вкусен, хотя и чрезмерно прян.

 Поэтизировал ли Нагибин жизнь?

 Он, безусловно, знал её в большинстве, если не во всех проявлениях – от войны до успеха, от тяжёлого пьянства до свинцовой скорби; он знал, что цель жизнь сама жизнь, и значит, даже будучи прозаиком, нельзя не поэтизировать роскошный, щедрый, красочный, печальный, избыточный дар.

 

    3

Мера откровенности выбирается каждым писателем самостоятельно, но дневники часто не предполагают широкую читательскую аудиторию; тем не менее, дневники Нагибина стали бестселлером.

 Разумеется, термин этот имеет весьма условное отношение к качеству литературы, однако, в случае с Нагибином, составляющие сошлись: в дневниках он предлагает художественный уровень, не уступающий лучшим образцам его прозы.

Они художественны – дневники – в высшей мере, подразумевая под художественностью выразительность; они заострены и полемичны; они начинены информацией, которой хотелось бы поменьше: больно неприглядна людская изнанка.

Нагибин не щадит и себя, представая со страниц человеком капризным, тщеславным, сильно увлечённым материальной стороной жизни; не щадит и тех, с кем сводили его тропы судьбы – иные портреты кажутся гротескными, однако, вчитываясь, понимаешь, что это не гротеск, о нет! скорее – наждачный реализм.

Жёстко и правдиво.

Обо всём, что видел в жизни – а видел Юрий Нагибин очень много: от трагедий войны и худших проявлений человеческой сущности до небесных мерцаний и парений, какие даёт литературной творчество.

 Эпоха воссоздаётся кропотливо, с огнём и перцем, с собачьим сердцем, с иронией и сарказмом; эпоха передаётся мощно с той характерной для Нагибина стилистикой, исток который, без намёка на подражание, берётся в необычайной прозе Андрея Платонова…

 Эпоха была велика.

И дар Нагибина не мал.

Именно такой, какой требуется, чтобы живописать прожитую эпоху.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Львович Балтин
Все статьи Александр Львович Балтин
Александр Сергеевич Пушкин
Подросткам – о Пушкине. (О книге Светланы Замлеловой)
"Русский гений. Биографическая повесть о Пушкине"
29.06.2024
Украина для США – «золотой рудник»
Американское «золото» будет бороться за свою победу до конца
20.06.2024
О русском этносе и русской эмиграции
Реплика на реплику архиепископа Саввы (Тутунова)
11.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Кейс митрополита Илариона
Новый комментарий от Александр Волков
14.07.2024 11:33
Не надо фарисействовать!
Новый комментарий от Русский танкист
14.07.2024 11:26
«Мы сплотим людей таким сочинением»
Новый комментарий от Владимир С.М.
14.07.2024 11:07
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Новый комментарий от В.Р.
14.07.2024 07:57
К русскому вопросу
Новый комментарий от Наблюдатель
14.07.2024 07:08
Письмо коллеге и соратнику
Новый комментарий от Игорь Бондарев
14.07.2024 04:13