Симфонии и песни – что может быть общего?
…Малер предложил новую кульминацию в симфониях – она везде и нигде: отчётливость мелодии превращается в плавное и возвышенное мерцание золотящейся небесной парчи.
Мистика Малера – от свойств океана.
Из богемской деревни, отец трактирщик – откуда это раскрывшееся музыкальное небо?
Семья переселяется в старинный моравский город – с театром, где иногда ставились оперы, с ярмарками и военным духовым оркестром.
Народные песни и марши: первая музыка, которая входит в сознания мальчишки Малера.
И способности открываются рано – с шести лет мальчика обучают игре на фортепиано.
В гимназические годы он концентрируется на музыке и литературе, с пренебрежением относясь ко всему остальному.
Юность в Вене!
В Венской консерватории Малер обучается глобально, слушая ещё и лекции Брукнера, с котором его в последствии сроднит монументальный симфонизм.
Тотальный симфонизм – Малер стремился вместить космос в каждую из своих симфоний, и, если прослушать записи Бернстайна, можно ощутить, насколько ему это удалось.
Вена юности Малера – одна из музыкальных столиц.
Приезд Вагнера был таков, что за шесть недель, что он провёл в городе, руководя постановками своим опер, все умы помешались на нём.
Вена становится духовной родиной Малера.
Он никогда не обучался искусству управления оркестром: тем не менее, стал блистательным дирижёром.
С оперетт начинал, но – сущностно отстаивал кредо Вагнера: дирижирование есть искусство, а не ремесло.
Лейпциг и Гамбург тоже влияют: разные театры принимают Малера, пока не призовут его назад, в Вену, он становится директором Придворной оперы.
Строение его симфоний, включение в них вокальных партий шло от достижений австро-немецкой музыки 19 века, и, обогащённое золотоносной силой Малера, пропущенное через фильтры феноменального дара, - зажигалось новыми огнями.
Литература влияла своеобразно: ключ здесь – от романтиков, предлагавших черпать вдохновение в поэзии; Гёте определял многое в сочинениях Малера.
Симфонический эпос Малера – единая инструментальная эпопея.
Каждая часть вытекает из предыдущей, являясь и продолжением, и отрицанием оной.
Песенные циклы, переливающиеся серебром созвучий…
Небесный Малер, исторический, литературный: и звучат, и звучат феноменальной силы музыкальные горные кряжи.