Духовные акценты семейного воспитания

Русская школа  Семья 
0
815
Время на чтение 9 минут
Фото: Б.Кустодиев.На террасе: artmuseumnn.ru/

«Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя».

(Исая 49,15)

В ряде дискуссий в социальных сетях по проблемам формирования русской культурной идентичности у детей, авторы комментариев высказывали определенный скепсис относительно возможностей семьи – мол, многие родители не знают, что и как воспитывать, не имеют необходимого времени в силу своей занятости, не владеют элементарными педагогическими знаниями и умениями. Все это так, но у родителей есть и несомненные преимущества перед любым педагогом и школой – личный авторитет и личный пример, опора на семейные традиции. Беседы с родителями показывают, что многие из них считают воспитание нравственных качеств у ребенка приоритетом – главное, чтобы вырос порядочным человеком. Именно таким родителям и адресована эта статья.

Согласно русским педагогическим традициям основу содержания семейного воспитания образуют два компонента – духовно-нравственный и культурно-образовательный (1,2). Духовно-нравственный компонент представляет собой совокупность духовных идеалов и нравственных правил, которые родители формируют у своих детей. Эти идеалы и правила представляют каркас мировоззрения личности, школьное образование лишь дополняет его и корректирует (2).

Духовно-нравственный каркас – это ценностная шкала, с помощью которой ребенок учится оценивать и изменять свои замыслы, совершать поступки, формировать правила поведения и отношения к другим людям и другим культурам (2,3). Ценностная шкала формируется в процессе воспитания духовных идеалов в процессе усвоения семейных традиций и в преподавании исторического и культурологического содержания школьных предметов. Духовными идеалами русского самосознания являются православные идеалы – братолюбие, милосердие, нестяжание, миролюбие, осознание необходимости смирения своих греховных страстей, стремление к совершенству, трудолюбие (4,5).

Следует подчеркнуть, что духовно-нравственное воспитание ребенка – это компонент, который реализуется каждым родителем ежедневно, даже если родитель об этом не задумывается. Внешний вид, оценки, суждения, поступки, намерения, отношение к самим себе, близким и чужим людям, обоснование этих отношений и поведения в целом – образцы всего этого задаются и формируются личными примерами родителей.

Совокупность идеалов, которую усваивает ребенок в процессе подражания родителям, формирует самое главное – направленность его личности на добро или зло. Эта направленность задается семьей и проявляется уже в школьные годы через поступки, поведение и отношения к себе и другим. Направленность и стремление к добру проявляются у ребенка по мере приобретения качеств духовной любви, которые родители формируют в процессе воспитания (6,7). Что это за качества?

Апостол Павел перечисляет важнейшие качества любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13: 4- 7).

Эти качества – духовно-нравственная основа личности, которая обеспечивает ее свободу и позволяет в максимальной степени проявить творческий потенциал. Творческая личность с духовно-нравственным стрежнем не ищет славы, богатства, превозношения, но ищет духовного и интеллектуального удовлетворения от познания смыслов, определяющих грани истины и воплощения их в продуктах творческой деятельности (7,8).

Духовно-нравственное воспитание формирует в ребенке духовный стержень, который удерживает его от погружений в болото греховных страстей и помогает подняться после каждого нравственного падения. Святые отцы утверждали, что до цели доходит тот, кто после каждого падения встает и продолжает путь.

Необходимость воспитания духовного стержня требует очень убедительной аргументации, которая в большинстве случаев возможна только с опорой на Божественное откровение. Попробуйте найти убедительные атеистические аргументы в защиту нравственного образа жизни, например, почему нельзя воровать? Потому что учитель или родитель так считают, потому что могут поймать и посадить в тюрьму, потому что важно быть честным? Все эти аргументы малоубедительны и оказывает слабое влияние на ребенка, особенно если в компании его друзей и одноклассников приняты совсем другие аргументы (8).

Убедительные аргументы в защиту нравственного образа жизни возможны только на основе понимания смысла жизни человека. Если личность смертна и после смерти ничего нет, то понятно, что смысл жизни исключительно в земных радостях, поэтому очень сложно воспитать у ребенка духовный стержень добра. Сложно, потому что в либеральном обществе сегодня господствуют совершенно иные ценности, которые называются гуманистическими или общечеловеческими, но их настоящее содержание – сатанинское, ибо с помощью толерантности зло уравнивается с добром.

Эти ценности созданы для разрушения семьи, культурных традиций, наций, расчеловечивания людей и превращения их в умных животных. Это богоборчество в чистом виде, когда желания человека становятся его целевыми установками и их удовлетворение зависит исключительно от платежеспособности. Либеральный мир – это мир, в котором все продается и покупается, вопрос только в цене, в нем нет абсолютного нравственного авторитета, значит, все позволено.

Другое дело, если личность бессмертна и смысл земной жизни в подготовке к жизни вечной, в этом случае воспитание духовно-нравственного стержня становится обязательным условием для духовного роста. Духовные стержни предлагают мировые религии, для русской культурной идентичности это Православие. Применительно к семье верующих в Бога никаких сложностей нет, родители с раннего детства знакомят ребенка с основами православного учения и приобщают к духовной жизни.

Применительно к семье неверующих, родителям следует иметь в виду, что их задача познакомить своих детей с основными положениями религиозной духовной жизни, как составными частями национальных культурных традиций. Необходимо объяснить ребенку, что выбор религии, познание Бога, духовная жизнь, все это его добровольное дело, от которого многое зависит в земной жизни и после нее.

В свое время знаменитый французский ученый Блез Паскаль высказался в том смысле, что люди, верующие в Бога и ведущие духовную жизнь поступают мудро. Если Бог есть, то после смерти эти люди ничего не теряют, но приобретают Царство Небесное. Другое дело неверующие, они после смерти не приобретают ничего и теряют жизнь вечную.

Еще один важнейший вопрос для семейного воспитания – реальность Божественного бытия. На одной из лекций профессор Московской Православной Духовной Академии Алексей Ильич Осипов рассказал историю, которая произошла еще в советское время. К ним в Академию приехал директор Института научного атеизма. В беседе Осипов задал ему вопрос, который по его словам, часто задают ему студенты – какими методами можно проверить, что Бога нет? Ответа он так и не получил, а ведь ответ на этот вопрос должен быть фундаментом для всей концепции атеизма (7).

Нет такого ответа и сегодня, а значит, вся концепция атеизма, как мировоззрения – вавилонская башня, не имеющая под собой никаких научных оснований. Более того, логика строгой научной теории требует отвечать на вопрос в однозначном ключе – в настоящее время ученые не имеют всей полноты знаний о Вселенной, поэтому утверждать, что Бога нет, означает противоречить научной логике. По словам профессора Осипова, это то же, что зачерпнув из моря ведро воды удивленно заявить: «Надо же, ничего нет, а говорили, что в море живут киты!» (8).

Согласно православному учению познание Бога осуществляется в процессе духовной жизни через общение в молитве. Бог всегда открывает себя человеку, который обращается к нему (9). Может быть не с первого раза, но обязательно и дает обратившемуся благодать, которую невозможно ни с чем перепутать. Эта благодать имеет свои особенности – в сознании человека возникает твердое убеждение, что Бог его услышал и послал ему энергию к дальнейшей духовной жизни, когда исполнение обрядовых правил не вызывает утомления, а соблюдение евангельских заповедей становится внутренним желанием (9).

Еще вчера человек не смог бы простоять в церкви на литургии и получаса, ему это показалось бы скучным и утомительным, сегодня он стоит три часа и не чувствует усталости, молится и чувствует радость от общения с Богом. Еще вчера человек считал себя вполне добродетельным и достойным всяческих похвал, сегодня он вдруг осознал, что тонет в греховных страстях и преодолеть их без помощи Господа не может. Такова сила Божественной благодати, она открывает человеку его подлинное духовное состояние и дает энергию к его преображению.

Родители должны объяснить ребенку духовные акценты нравственного воспитания и самовоспитания, его значение для профессиональной и общественной деятельности, семейной жизни. Здесь важно понимать, что стать нравственной личностью без духовности невозможно, потому что нравственность формируется на основе духовности. По мере приобщения к духовным идеалам, ребенок определяет для себя нравственные нормы поведения. Безнравственные поступки и поведение есть порождение духовной пустоты личности в основе которых - ложь, клевета, ненависть, злоба, зависть, тщеславие, гордыня.

Нравственные поступки основаны на качествах духовной любви, они помогают в достижении положительных результатов, ибо привлекают людей, делают их союзниками. Духовная любовь помогает найти новые идеи, которые приходят из духовного мира как инсайты или откровения, найти оптимальные модели их воплощения в проектах, достичь максимальных результатов в их реализации. Ненависть разрушает, любовь преображает.

Содержание второго компонента семейного воспитания – культурно-образовательного определяется содержанием духовно-нравственного компонента. Какие книги читать, какие мультики и фильмы смотреть, какую музыку слушать, на какие концерты, выставки и мероприятия ходить, зависит от духовных идеалов, которые преобладают в мировоззрении родителей. В каждой семье своя культурно-образовательная среда, свои традиции образования, свои эталоны красоты и гармонии.

В сфере культурного образования необходимо налаживание сотрудничества между семьями и между семьями и школами. В советское время в школах работали лектории для родителей, их нужно возрождать, создавать родительские клубы. Существующие русские общества могли бы взять на себя составление и реализацию специальных программ культурного образования для детей разного возраста. Эти программы могут включать в себя различные интерактивные занятия, игры, экскурсии, летние лагеря.

Понятно, что культурно-образовательные программы должны включать в себя основные исторические события и культурные достижения Русской цивилизации, но акценты в воспитательном процессе следует поставить на духовные идеалы. Духовно-нравственное воспитание в семье должно быть приоритетом и вести за собой формирование культурной идентичности у ребенка. Следует иметь в виду, что творческие способности человека определяются его духовным потенциалом, ибо культурно-исторические знания воплощаются в творческих проектах тогда, когда дух личности создает для этого формы.

Важно, чтобы эти формы были наполнены духом любви, ибо сказано апостолом Павлом: «... Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор. 13: 2).

И чтобы дети не превратились в нравственное ничто, родители должны помнить о духовных акцентах воспитания.

Валерий Бухвалов, Dr. paed.

При подготовке текста использованы следующие источники:

1. Русская духовная традиция воспитания и социализации в трудах отечественных ученых\

https://blago-kavkaz.ru/3639

2. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (Письмо к графу Е. Е. Комаровскому)\

http://dugward.ru/library/kireevskiy/kireevskiy_prosv_evrop.html

3. Ушинский К.Д. О воспитании\

https://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36629.php

4. К.Д. Ушинский О народности в общественном воспитании\

http://www.biografia.ru/arhiv/594.html

5. Константин Дмитриевич Ушинский о значении христианства в воспитании детей

 

6 Галенин Б. Воссоздатель русской народной школы

7. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина\

https://www.litmir.me/br/?b=42008

8. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины\

https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/119/veritas.pdf

9. Преподобный Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры\

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/tochnoe-izlozhenie-pravoslavnoj-very/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Алексеевич Бухвалов
Все статьи Валерий Алексеевич Бухвалов
Русская школа
О вреде чтения
Ласковый голос Врага
24.06.2025
«Абсолютные террористы считают, что нужно убить всех»
Созданная на Украине мизантропическая идеология, на которой базируется «Колумбайн»*, предписывает уничтожить всё человечество
12.06.2025
Пора открывать «второй трезвый фронт» борьбы за наше будущее
Состоялся круглый стол на тему «К 110-летию создания Красноярского общества трезвости»
12.06.2025
Все статьи темы
Семья
Сатанинский план по сокращению населения
на планете: это уже происходит!
25.06.2025
«Вопрос рождаемости – это вопрос доброй воли, счастья»
Как справиться с демографическим кризисом в России
24.06.2025
Некоторые ошибки мужчин в семейной жизни
Мужчине надо помнить, что для любой женщины необходимо чувствовать поддержку мужа, готового брать на себя серьёзные ответственные решения
21.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Кого Бог предузнал, того предопределил
Новый комментарий от Валерий
25.06.2025 11:00
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
Новый комментарий от Русский танкист
25.06.2025 10:38
«Да будет Россия сильной, единой и справедливой»
Новый комментарий от Русский танкист
25.06.2025 10:12
«Жадные до денег вузы, похоже, потеряли совесть»
Новый комментарий от учитель
25.06.2025 09:14
Царствование преткновения. Часть 2 (завершение).
Новый комментарий от Очевидец
25.06.2025 08:53
Два ложных допущения Толстого
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.06.2025 08:06