Конь и всадник, медный конь, медный всадник…
Сколько культурологических образов рождает этот феноменальный памятник, ставший один из символов великого города; и А. Ребров, осуществляя стихотворение, варьирующее тему памятника, находит столь неожиданные краски: что закипают они турбулентной метелью:
КОНЬ МЕДНЫЙ
Вздымает снеги вихрь мятежный,
С Невы к Исаакию гоня.
И словно в пене, в клочьях снежных
Поводья медного коня;
И чудится: еще усилье –
И лопнет вросшая узда.
И разорвутся сухожилья
Эпох, и ярый конь тогда…
Поэт предлагает свой космос, своё видение, и, выраженные детально через ритмику, образный строй, они работают в мире, чуть осветляя его, захлёбывающийся от соблазнов и миражей…
По крайней мере, если поэт идёт от световой вертикали (и поднимает свой стих по ней) происходит именно так: пусть и замечается немногими; а поэзия А. Реброва именно от света: от альфы его, от гармонического начала, как бы вихреобразно не закручивались стихи.
Русские звоны насыщают стихи поэта: отливая медью, но и…ратной солдатской работой:
Он брел по жизненным просторам –
Как суждено: то - вверх, то - вниз…
И родовым глубинным взором
Вбирал намоленную высь.
Он умирал от крестной раны
В земле, в траншее полевой,
Но вновь из пашни фронтовой, -
С библейской силой зерновой –
Как на стерне, взрастал живой
Знать, в небе прадеды-крестьяне
Молились с ангельским стараньем
О дольней ниве родовой.
Мощно клубится слово, мелькают клочья истории: вечно окровавленной, вспыхивают библейские ассоциации, прорастают зёрна могущественных слов: данных в единственно возможном порядке.
Космос поэта организован разнообразно: церковные окна зажигаются необыкновенным светом, и брезжат нетленной красой берёзы, дубрава ветшает – и весенний сад раскрывается чудом из чудес…
Многое включая в круг своих поэтических повествований, А. Ребров созидает постепенно свой поэтический свод: достаточно яркий, чтобы не обмануться потомкам.