Православие в центре Азии

Даже в наше время добраться до Тувы проблематично

0
754
Время на чтение 7 минут

Источник: блог автора

«Я закончил юридическую академию в городе Екатеринбурге по целевому направлению "Прокуратура". По окончании академии пошел работать в прокуратуру. В течении 12 лет работал помощником прокурора и следователем прокуратуры. Длительное время расследовал убийства, изнасилования, тяжкие преступления, общался со многими преступниками, которые совершали тяжкие и особо тяжкие преступления. Разговаривал и с потерпевшими, видел много горя, много мертвых, много крови − очень много бед.

Когда я учился в академии, в общежитие к нам приходили протестанты, корейцы. Они пригласили меня, и я год ходил к ним. Потом перестал ходить, по убеждениям тогда был уже и не буддист, но и не христианин, хотя могу сказать, что в Бога верил. Я живу недалеко от Воскресенского собора, на улице Лопсанчапа. Часто слышал колокольный звон, и чувствовал, как будто Бог меня зовет. Задумывался, что совершил много плохого. В церковь пришел, когда появились трудности в работе. Сначала было не по себе, непонятно, зашел в церковную лавку и посмотрел книги. Потом говорил с диаконами и миссионерами о Боге. Рассказывал им свои сомнения, а они давали советы, как правильно по Божьему Слову себя вести. Сейчас молюсь, чтобы моя семья, жена и дети, тоже пришли к вере».

Это рассказ православного христианина Алексея Ховалыга, жителя малоизвестного уголка России, в котором начинает свое течение могучая река Енисей, сияют белизной снежные вершины Саянских гор, заливаются солнечным светом широкие степи, зеленый океан тайги манит девственной красотой, где скифские курганы скрывают тысячилетние тайны, и где многие люди никогда не слышали о Христе.

Очень часто, когда люди в европейской части России слышат название сибирской республики Тува, то обычно переспрашивают: «Тула?». Нередко так бывает, что к жителям Тувы относятся, как к иностранцам, приехавшим из экзотической загадочной страны. Это уникальное место, где швейцарские пейзажи соседствуют с пустыней, где белеют юрты чабанов, красуются буддийские храмы с загнутыми крышами, и звучит неповторимое горловое пение, но только это не заграница, а часть Российской Федерации. Тува расположена в южной части Сибири, в географическом центре Азии и граничит с Монголией. Среди местных жителей есть устойчивое выражение «За Саянами», Саянские горы отделяют Туву от остальной России, но для тувинцев за Саянами не только другие регионы, за Саянами другой мир. Тува как будто изолирована, окружена труднопроходимыми горами, даже в наше время до Тувы проблематично добраться, в республике нет железной дороги, а самолеты из Москвы прилетают очень редко.

Когда оказываешься в этом дивном краю и оглядываешься вокруг, понимаешь, что Россия осталась позади. Чарующие горы, бескрайние степи, невозможно удержаться от удивления, когда видишь пасущегося в зимнем поле верблюда (несмотря на сильные морозы снежный покров зимой в Туве 15-20 см., что позволяет пасти не только верблюдов, но и другой скот). Когда оказываешься на улицах Кызыла, столицы Тувы, то создается впечатление, что здесь перемешались разные эпохи. Например, в Туве супермаркеты по старинке называются гастрономами, в магазинах можно купить товары 90-х, такие как, например, порошок Zuko или жевательная резинка Love is. На дверях подъездов можно увидеть предложение не только починить сантехнику, но и заколоть барана, это может показаться странным, но в Туве в порядке вещей заколоть барана в квартире. Надо сказать, что в этом регионе очень мало русского населения, около 10%, почти 90% это коренное население тувинцы, приезжему русскому человеку поначалу очень ещё сложно привыкнуть к тому, что всюду люди другой расы, которые разговаривают на абсолютно непонятном языке. Тувинцы – это тюркоязычный народ традиционно исповедующий буддизм и шаманизм, очень часто можно встретить двоеверие, считается вполне нормальным обратиться сначала за помощью к ламе, а если он не смог помочь, то пойти к шаману. Тувинцы очень сильно гордятся своей самобытностью, дорожат культурой и языком. Они любят носить национальную одежду в повседневной жизни, в самых разных местах можно увидеть национальные узоры или восточные символы. Тувинцы любят упрекать соседние сибирские народы в том, что те забывают родной язык, а еще видят свое превосходство в том, что в их фамилиях нет суффиксов –ов и –ин. Их фамилии это названия древнейших родов: Монгуш, Ондар, Салчак, Оюн и др.

Вместе с тем, тяжелые условия жизни в Туве: слаборазвитая экономика, низкие зарплаты, высокая преступность, короткая продолжительность жизни людей и множество других проблем приводят к тому, что численность русского населения стремительно сокращается. К сожалению, Тува занимает последнее место в России по качеству жизни, это обстоятельство побуждает людей искать лучшей доли в других регионах. Не в пример русскому населению, тувинцы остаются верными родному краю, в республике проживает всего лишь 320 тысяч человек, поэтому для тувинцев очень важно держаться сплоченно, чтобы не раствориться в истории.

Рай для миссионеров

Туву называют раем для миссионеров, здесь еще очень много мест, где люди вообще ничего не знают о Иисусе Христе. Ежегодно сюда приезжают десятки выпускников школы православного миссионера и члены миссионерского общества Даниила Пророка. Как показала практика, нет ничего более эффективного в миссии, как живая беседа лицом к лицу. Наши миссионеры не гнушаются тем, чтобы остановить прохожего на улице и заговорить с ним о Боге или постучаться в незнакомую дверь. Многие верующие воспринимают такой подход, как сектантский, но, на самом деле, это сектанты взяли у Церкви то, что было ей присуще с апостольских времен. Невозможно как-то иначе говорить о Боге там, где ничто на Него не указывает. Иногда труд миссионеров становится исповедничеством, можно услышать в свой адрес проклятия или уехать из поселка на спущенных колесах. Конечно, такие случаи не являются правилом, в основной своей массе тувинцы дружелюбные, иногда так бывает, что первый раз видишь человека, а он уже зовет к себе в дом на чай с молоком.

Когда в 2011 году была образована Кызыльская епархия, то поставленный управлять этой епархией епископ Феофан (Ким), ныне архиепископ, поставил первоочередную задачу, преодолеть национальные барьеры и создать тувинскую православную общину. Активная миссионерская работа стала условием сохранения Православия на этой земле. Про жизнь Кызыльской епархии можно сказать словами Писания: сила Божья в немощи совершается. На момент учреждения епархии в Туве было только 4 православных храма, сложно было поверить, что можно организовать полноценную епархиальную жизнь. Сегодня в Туве 18 приходов. Церковная жизнь в основном сосредоточена в двух храмах г. Кызыла, где фактически проживает половина населения республики, в обоих храмах более сотни постоянных прихожан, однако и в других частях Тувы жизнь приходов не остается без развития. На одних приходах вне Кызыла на воскресной Литургии можно увидеть 30-40 человек, где-то не более 10. Для большинства читателей эти цифры покажутся мизерными, но еще несколько лет назад на фоне массового оттока русского населения из Тувы казалось, что у Православия в этом регионе нет будущего

Но есть и проблемы. К сожалению, в большинстве приходов нет постоянного священника, и богослужения совершаются в приспособленных помещениях, но главное, что есть община, есть люди, которые искренне верят и любят Христа. Можно было бы достичь гораздо больших результатов, но, увы, епархия постоянно испытывает дефицит кадров. Выпускники семинарий и духовных академий не желают ехать в Туву и прощаться с привычным комфортом. Жизнь в Туве для многих серьезное испытание, надо привыкнуть к резкоконтинентальному климату, суровой зиме и очень жаркому лету, окружающей бедности и социальным проблемам. Но сложнее всего нести Слово Божье в иноверческую среду.

В тувинском обществе огромную роль играет буддизм, примерно такую же, как Православие у русских, и если тувинец отрекается от буддизма, то это воспринимается равно, как если бы русский принял ислам. Каждый православный тувинец исповедник, ему приходится терпеть презрительное отношение со стороны своих родственников, коллег, соседей. Одна из активных прихожанок рассказывала: «У меня есть родная сестра, я часто у нее бывала. Глядя на меня, она про себя думала, что я сошла с ума. Она даже не предполагала, что человек может измениться изнутри». К счастью, пренебрежение у сестры со временем сменилось интересом, теперь и она православная христианка. Был даже случай, когда две девочки заявили в школе, что веруют во Христа, тогда школьники стали хватать их за волосы и бить кулаками. Девочки еще не были крещенные, но уже пострадали за имя Христово.

Почему тувинцы принимают Православие? Прежде всего, они видят в Православии любовь, именно ее часто им не хватает. Православие учит их любить ближнего, а не отвергать его от себя, потому что у него якобы плохая карма. В Православии они учатся разрешать конфликты без гнева, учатся прощать и терпеть. Они приобретают великую добродетель смирение, что позволяет устоять перед лицом житейских трудностей, которых в Туве очень-очень много.

Часто происходят чудеса, Господь Сам невидимой рукой ведет человека к таинству Крещения. Недавний случай чуда приход к Богу семейной пары Мергена и Саиды, которые получили в Крещении имена Георгий и Саломия. Они страдали от недуга пьянства, это привело к тому, что родственники от них отказались, выгнали из дома, они жили в подвалах, канализационных люках. Ежегодно в середине мая в Кызыле проходит крестный ход с иконой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Несколько десятков православных христиан во главе с архиепископом Феофаном начинают свой путь длиной в 15 километров от кафедрального собора, обходят кругом основную часть города и возвращаются в храм. В надежде исцелиться Мерген и Саида пошли на крестный ход, и произошло чудо - у них мгновенно пропала тяга к алкоголю, вскоре жизнь у них наладилась, они вернулись в семью, приняли крещение, повенчались, нашли работу, теперь их дети готовятся к принятию Крещения.

Во вчерашних язычниках удивляет рвение к познанию Бога. Они исправно каждое воскресенье приходят в храм на богослужение, регулярно посещают беседы по изучению Евангелия и святоотеческого наследия, с радостью выполняют любое церковное послушание. На самом деле, для тувинца очень тяжело быть церковным человеком, ему гораздо сложнее воспринимать церковно-славянский язык, больших усилий требует соблюдение поста, ведь *мясо и молоко у тувинцев ежедневная пища. Многим православным тувинцам приходится учиться варить кашу, готовить овощные салаты, делать постную выпечку, для русского человека это легко и просто, но представьте, что вам надо отказаться от привычной еды, и научиться, например, готовить блюда тайской кухни.

В Кызыльской епархии нет погони за количеством крещенных, главное качество. Православных тувинцев около двух сотен, в сравнении с общей численностью населения Тувы это мало, но когда половина прихожан в храме тувинцы, то это число становится совсем не маленьким. При этом это глубоко верующие люди, отдавшие всю свою жизнь Христу.

Несмотря на видимые успехи жатвы в Туве еще много. Нет священников тувинцев, необходимо проделать огромную работу по переводу богослужения, пока в епархии нет монастырей. Для христианина жизнь в этом регионе сплошное испытание, но Господь никогда не оставляет верных чад, Он заботится о каждом. В далекой сибирской епархии Божье присутствие переживается очень ярко, христиане здесь ищут только одного, Царства Божьего, все предрасполагает к тому, чтобы полностью отдать себя на служение Богу и быть светом во мраке язычества.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексей Паркачев
Все статьи Священник Алексей Паркачев
Последние комментарии
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Александр Невский
20.11.2024 13:50
Россия может оказаться перед угрозой голода
Новый комментарий от Кожухевич
20.11.2024 13:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
20.11.2024 13:32
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:09
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40