В связи с 800-летним юбилеем великого князя, полководца, святого благоверного Александра Ярославича Невского, познакомилась со многими, ранее неизвестными мне публикациями, в том числе – особо охотно – с работой В.С. Елагина «"Житие Александра Невского" как исторический источник» (2008), ценной приводимыми текстами из «Жития…»
* * *
Интересная, познавательная работа. Но многое огорчило, в частности, – концовка, «небольшое отступление». Привожу c несущественными сокращениями:
«Однажды в 80-х годах мне пришлось рецензировать урок одной учительницы истории. Тема урока "Католическая агрессия в Северо-Западной Руси". Великолепный урок во всех отношениях: прекрасное изложение Невской битвы и Ледового побоища, удивительная работа класса, пафос и задор учителя. Финальным аккордом звучат слова учителя: "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". На этом стояла и будет стоять Русская земля. Эти слова великого Александра Невского мы с вами, дорогие ученики, должны всегда помнить и также беречь Родину, как оберегал ее славный защитник Отечества.
С методической точки зрения урок безупречен. Но я все же не удержался и спросил учителя, а откуда она взяла эту цитату. "Как, Виталий Сергеевич, вы что, не смотрели фильм "Александр Невский"? И мне стало как то не по себе. Фильм я, конечно, смотрел и много раз. Можно сказать, что мое поколение мальчишек 60-х, как, собственно, и многих других поколений, выросло на этом фильме. Дело не в этом.
Учитель истории опирается не на исторический источник, а на художественный образ, в значительной степени идеологизированный, создавая тем самым, волей-неволей, искаженное видение истории, ее героев».
Прочитав, я невольно вспомнила прекрасные стихи Александра Сергеевича Пушкина «Герой». Приведу немного из них:
ГЕРОЙ
Что есть истина?
Друг
Да, слава в прихотях вольна.
Как огненный язык, она
По избранным главам летает,
С одной сегодня исчезает
И на другой уже видна.
За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык;
Но нам уж то чело священно,
Над коим вспыхнул сей язык.
На троне, на кровавом поле,
Меж граждан на чреде иной
Из сих избранных кто всех боле
Твоею властвует душой?
Поэт
Все он, все он – пришлец сей бранный,
Пред кем смирилися цари,
Сей ратник, вольностью венчанный,
Исчезнувший, как тень зари.
<…>
Друг
Мечты поэта,
Историк строгий гонит вас!
Увы! его раздался глас, –
И где ж очарованье света!
Поэт
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! – Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран...
«Пришлец сей бранный» здесь – Наполеон, а «историк строгий» – журналист Вильмаре. Его мемуары содержали множество скандальных подробностей из жизни Наполеона, разоблачавших общепринятые мнения об императоре, вызвали в обществе огромный интерес. Пушкин читал мемуары сразу после их выхода, отнесся, как видно из стихов, резко отрицательно.
Увы, у нас в последнее 30-летие созрело немало «Вильмаре»… Грех – пополнять их число. Стоит, наверное, вспомнить и Ч. Диккенса: «Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая … которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями». И, конечно, – не забывать уникального русского философа, педагога В.В. Розанова: «Есть несвоевременные слова. К ним относятся Новиков и Радищев. Они говорили правду, и высокую человеческую правду. Однако если бы эта "правда" расползлась в десятках и сотнях тысяч листков, брошюр, книжек, журналов по лицу русской земли, – доползла бы до Пензы, до Тамбова, Тулы, обняла бы Москву и Петербург, то пензенцы и туляки, смоляне и псковичи не имели бы духа отразить Наполеона.
Вероятнее, они призвали бы "способных иностранцев" завоевать Россию, как собирался позвать их Смердяков <…>; также и Карамзин не написал бы своей "Истории". Вот почему Радищев и Новиков хотя говорили "правду", но – ненужную, в то время – ненужную. И их, собственно, устранили, а словам их не дали удовлетворения. Это – не против мысли их, а против распространения этой мысли. Вольно же было Гутенбергу изобретать свою машинку. С тех пор и началось "стеснение свободы мысли", которая на самом деле состоит в "не хотим слушать"» (курсив автора – Л.В.)
Много можно было бы сказать, затронув тему так называемой «исторической правды» и – роли и значения настоящих произведений искусства, литературы, создаваемых родными, любящими, талантливыми творцами. Но талант – любой, в том числе исследователя! – может быть вредным, разрушительным, предающим! И, что гаже всего, – продающимся! Страшно, обидно, но, увы, мы в наше время – горькие свидетели. Упаси Боже, только бы, – не участники!..
Вспоминаю строки из дневника Александра Блока, который после посещения театра пародии и гротеска «Кривое зеркало» запишет: «…видел удивительно талантливые пошлости и кощунства г. Евреинова. Ярчайший пример того, как может быть вреден талант» (11 ноября 1912; курсив здесь и ниже мой – Л.В.) А 13 декабря 1920-го: «Разные невоплощенные Мейерхольды и многие весьма воплощенные уголовные элементы еще всё сосут, как пауки, обильную русскую кровь; они лишены творчества, которое ведь требует крови ("здоровая кровь – хорошая вещь")». И хотя – «Жизнь рвет эту паутину весьма успешно, у русских дураков еще много здоровой крови»…
Вспомню и строки Марины Цветаевой:
– «Все в знаньи, скажут вам науки.
Не знаю… Сказки – хороши!»
Добавлю: добрая, светлая сказка порою важнее и нужнее были, яви. И народ, слагающий сказки, легенды о своих героях, защитниках – пусть и суровых! – не обманешь, не навяжешь вместо них пусть и тысячу раз официально «назначенных»!..
Так что – Истина: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля!»
* * *
Прочла о планируемом крестном ходе «По стопам Святого благоверного князя Александра Невского» и… огорчилась. Почему Торопец не включен? Грустно, что, может быть, только легенды – о роли в жизни Александра Невского этого купеческого городка, в ХII веке столицы Торопецкого княжества, чрез которое шел «путь из варяг в греки».
Напомню: он – сын торопецкой княжны Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, дочери князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного. Очень близки мне слова Е.Н. Поселянина из публикации «Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский»:
«Как видно из деятельности св. Александра, он чудным сочетанием соединил в себе лучшие качества своих предков с отцовской и материнской стороны. Co стороны отца он является потомком того колена Владимира Мономаха, которого ярким представителем был св. Андрей Боголюбский. Отличительные семейные черты с этой стороны: мудрая расчетливость, последовательность, умение пользоваться обстоятельствами и стремление к неуклонному собиранию земли вокруг одного престола. Князь-хозяин, князь-строитель, с оттенком непреклонной суровости, – таков характер отца Александра, Ярослава и дедов его – родного Всеволода и двоюродного Андрея Боголюбского.
Co стороны матери, родной внук св. Мстислава Храброго, – Александр унаследовал черты витязя киевского времени: беззаветное мужество, трогательное мягкосердечие, высокое доверие к людям, бесконечное сострадание ко всему страдающему, голубиную кротость при орлином полете, не знающее удержу стремление к славе родной земли.
И сочетание этих редко в одном человеке уживающихся качеств составило явление чрезвычайное, необыкновенное, которое произвело сильнейшее благотворное впечатление на современников и оказало счастливое влияние на ход русской истории.
В том яснее всего и видна направляющая Русь рука Божия, что в нужные времена Бог посылает своих избранников, точно созданных по обстоятельствам и требованию времени. Таков был и Александр – то грозный и победоносный вождь русских против северных недругов немцев, то смиряющий свою богатырскую душу и отмаливающий Русь от гнева ханского. И как ни высоки воинские подвиги во славу отечества, еще выше смирить и унизить себя для блага родины».
Александр Невский женился в 1239 году на дочери Брячислава Полоцкого княжне Александре (Параскеве). Свадьба прошла в Торопце в храме Св. Георгия (рис.1).
1
Одна из легенд повествует о том, что отец Александра Невского, переяславский князь (позже великий князь киевский и владимирский) Ярослав Всеволодович, благословил брак Иконой Торопецкой Богоматери.
Известна гипотеза, что Торопецкая икона (рис. 2) происходит из Полоцка, является списком с Эфесской иконы, приобретенной преподобной Евфросинией (Предиславой) Полоцкой (1104 (?) - 1167), дочерью витебского князя Святослава Всеславича, внучкой Всеслава Брячиславича, инокиней и просветительницей периода Полоцкого княжества.
2
Оригинал – образ Эфесской Богоматери – якобы один из трех, писаных евангелистом Лукой.
В XVII – XVIII вв. икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой, тогда же возникла популярная легенда о её «корсунском происхождении» (везли через Корсунь в 1162 году). Во имя этого чтимого образа освящён городской Корсунско-Богородицкий собор в Торопце (рис.3).
3
Есть легенда и о благословении на брак Александра Невского его отцом Феодоровской иконой Богоматери. Икону, пишут, нашёл князь Юрий Всеволодович (1188 - 1238) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к младшему брату Ярославу Всеволодовичу (1190 или 1191 - 1246).
Торопчанам больше по сердцу первая легенда о списке иконы непростой судьбы. И они мечтают о возвращении списка в Торопец.
Не менее интересна еще одна легенда об Александре Невском, связанная с дубом, посаженным на берегу Наговского озера: «В 1239 году, возвращаясь в Новгород после венчания в Торопце, Александр Невский с молодой женой сделали привал у Наговского озера. Пораженные его красотой молодожены в память о свадьбе посадили дубок. Дуб прижился, вырос, окреп, многое пережил. В годы войны то ли от молнии, то ли от бутылки с зажигательной смесью, в дереве-гиганте (диаметр его был, по воспоминаниям старожилов, метра полтора, если не более) выгорело большое дупло. А в 1978 году дуб загорелся второй раз и рухнул. Было ему тогда 739 лет. Но ниточка жизни не прервалась: дубок-сеянец с места павшего гиганта посажен на Красном валу в Торопце, напротив средней школы № 1» (рис. 4, 5).
45
Позвольте вспомнить и об особом памятнике в Торопце у этой же школы. О первом в СССР памятнике Учителю (рис. 6). Памятник создан на деньги, собранные выпускниками торопецкой школы № 1 1940 -1950 годов. В том числе – участниками Великой Отечественной войны. Памятник – проект московских скульпторов Ю.Г. Орехова и В.Х. Думаняна, которые работали безвозмездно! – открыт 27 июня 1974 года, к 900-летию основания Торопца. На памятнике высечены слова: «Учителю от благодарных учеников».
Прежде всего, конечно, хочу поклониться торопчанам, создателям за дань глубокого уважения к нелегкому извечно труду: миссии учителей народа!
Но и… простите за личный штришок: Торопец – родовое гнездо матери моего отца Екатерины Николаевны Харинской (? – 1941). Она – племянница четырех сестер Харинских, «которых в Торопце безо всякой иронии прозвали "женами-мироносицами". В отличие от чеховских героинь, сестры не рвались в Москву. Сдав выпускные экзамены, они решили заняться преподаванием, и трое из них открыли в своем домике частную начальную школу». «Открылась школа где-то в 80-х годах XIX столетия, – писала Людмила Синицына в очерке «Окольный город», – просуществовала не менее сорока лет, а закрыли ее в 1919 году, когда частные школы ликвидировали». «Плата взималась в зависимости от материальной обеспеченности родителей и, кроме того, несколько человек обучались бесплатно, – рассказывает в своих записках Леонид Иванович Харинский, племянник "жен-мироносиц", двоюродный брат моей бабушки, – Большого заработка от школы тетки не имели, так как всегда вели удивительно скромную жизнь. Им даже приходилось часть ягод, получаемых со своего сада, продавать на сторону, чтобы покрыть непредвиденные расходы. Все они относились к детям ласково, заботливо, с любовью, что создавало обстановку близкую к семейной и влекло туда детей. <…> Неудивительно, что желающих отдать своих детей в ту школу было так много, что из-за недостатка помещения приходилось многим отказывать в приеме. Сестры посвятили свою жизнь школе, и, кажется, других интересов, захватывающих их так, как школа, не имели. На всю жизнь они остались безбрачными, и в том, вероятно, виновато было любимое дело, ради которого они отказались "от личной жизни"».
Преподаванию в школах, в вузах, воспитанию достойных людей, специалистов отдали многие десятилетия своей жизни мой дед – супруг Екатерины Николаевны, их сын – мой отец, пришлось и мне…
* * *
Александр Ярославич Невский (1221 - 1263), князь из правящего рода Рюриковичей, среди прямых предков его были Владимир Креститель (Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко; 958 или около 956 - 1015), Ярослав Мудрый (ок. 978 - 1054) и Владимир Мономах (1053 - 1125).
Завершая, хочу привести начальные строки из «Поучения Владимира Мономаха» своим потомкам:
«…Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.
Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы – сами по себе будем, а ты – сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".
И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" – и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.
"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его".
Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. <…> Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».
С глубокой болью за нынешнее, вспомню и из «Повести временных лет» (1054) строки научения Ярослава Мудрого:
«…сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим…»
Наконец, позволю привести строфы из стихов А.Н. Майкова «В Городце, В 1263 г.»:
…Немцам и шведам страшней нет грозы...
Сам ты водил нас, и Биргер твое
Помнит досель на лице, чай, копье!..
Рыцари, – памятен им пооттаявший лед!..
Конница словно как в море летит кровяном!.
Бейте, колите, берите живьем
Лживый, коварный, пришельческий род!..
Нам ли баскаков пустить
Грабить казну, на правеж нас водить?
…Князь приподнялся на ложе своем; очи сверкнули огнем,
Грозно сверкнули всем гневом высокой души,
Крикнул: «Эй вы, торгаши!
Бог на всю землю послал злую мзду.
Вы ли одни не хотите Его покориться суду?
Ломятся тьмами ордынцы на Русь – я себя не щажу,
Я лишь один на плечах их держу!..
Бремя нести – так всем миром нести!
Дружно, что бор вековой, подыматься, расти,
Веруя в чаянье лучших времен, –
Все лишь в конец претерпевый – спасен!..»
…Не судите строго за объем работы: радение представителей «рода просветителей», как называли (и называют) многие, знавшие мою семью, наверное, неистребимо. Хотя и тягостно самим, порою…
Но давимые «лживым, коварным, пришельческим родом», нынешними «баскаками» (давитель, чиновник, сбирающий дань, владеющий печатью), «торгашами», радуемся великой дате рождения нашего Князя! А – «Веруя в чаянье лучших времен», повторяем слова Александра Невского: «Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке». И – «Не в силе Бог, но в правде!»
12 - 15 мая 2021, Одесса.
«Не в силе Бог, а в правде!»
800-летие великого князя, святого благоверного Александра Невского
В связи с 800-летним юбилеем великого князя, полководца, святого благоверного Александра Ярославича Невского, познакомилась со многими, ранее неизвестными мне публикациями, в том числе – особо охотно – с работой В.С. Елагина «"Житие Александра Невского" как исторический источник» (2008), ценной приводимыми текстами из «Жития…»
* * *
Интересная, познавательная работа. Но многое огорчило, в частности, – концовка, «небольшое отступление». Привожу c несущественными сокращениями:
«Однажды в 80-х годах мне пришлось рецензировать урок одной учительницы истории. Тема урока "Католическая агрессия в Северо-Западной Руси". Великолепный урок во всех отношениях: прекрасное изложение Невской битвы и Ледового побоища, удивительная работа класса, пафос и задор учителя. Финальным аккордом звучат слова учителя: "Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". На этом стояла и будет стоять Русская земля. Эти слова великого Александра Невского мы с вами, дорогие ученики, должны всегда помнить и также беречь Родину, как оберегал ее славный защитник Отечества.
С методической точки зрения урок безупречен. Но я все же не удержался и спросил учителя, а откуда она взяла эту цитату. "Как, Виталий Сергеевич, вы что, не смотрели фильм "Александр Невский"? И мне стало как то не по себе. Фильм я, конечно, смотрел и много раз. Можно сказать, что мое поколение мальчишек 60-х, как, собственно, и многих других поколений, выросло на этом фильме. Дело не в этом.
Учитель истории опирается не на исторический источник, а на художественный образ, в значительной степени идеологизированный, создавая тем самым, волей-неволей, искаженное видение истории, ее героев».
Прочитав, я невольно вспомнила прекрасные стихи Александра Сергеевича Пушкина «Герой». Приведу немного из них:
ГЕРОЙ
Что есть истина?
Друг
Да, слава в прихотях вольна.
Как огненный язык, она
По избранным главам летает,
С одной сегодня исчезает
И на другой уже видна.
За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык;
Но нам уж то чело священно,
Над коим вспыхнул сей язык.
На троне, на кровавом поле,
Меж граждан на чреде иной
Из сих избранных кто всех боле
Твоею властвует душой?
Поэт
Все он, все он – пришлец сей бранный,
Пред кем смирилися цари,
Сей ратник, вольностью венчанный,
Исчезнувший, как тень зари.
<…>
Друг
Мечты поэта,
Историк строгий гонит вас!
Увы! его раздался глас, –
И где ж очарованье света!
Поэт
Да будет проклят правды свет,
Когда посредственности хладной,
Завистливой, к соблазну жадной,
Он угождает праздно! – Нет!
Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран...
«Пришлец сей бранный» здесь – Наполеон, а «историк строгий» – журналист Вильмаре. Его мемуары содержали множество скандальных подробностей из жизни Наполеона, разоблачавших общепринятые мнения об императоре, вызвали в обществе огромный интерес. Пушкин читал мемуары сразу после их выхода, отнесся, как видно из стихов, резко отрицательно.
Увы, у нас в последнее 30-летие созрело немало «Вильмаре»… Грех – пополнять их число. Стоит, наверное, вспомнить и Ч. Диккенса: «Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая … которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями». И, конечно, – не забывать уникального русского философа, педагога В.В. Розанова: «Есть несвоевременные слова. К ним относятся Новиков и Радищев. Они говорили правду, и высокую человеческую правду. Однако если бы эта "правда" расползлась в десятках и сотнях тысяч листков, брошюр, книжек, журналов по лицу русской земли, – доползла бы до Пензы, до Тамбова, Тулы, обняла бы Москву и Петербург, то пензенцы и туляки, смоляне и псковичи не имели бы духа отразить Наполеона.
Вероятнее, они призвали бы "способных иностранцев" завоевать Россию, как собирался позвать их Смердяков <…>; также и Карамзин не написал бы своей "Истории". Вот почему Радищев и Новиков хотя говорили "правду", но – ненужную, в то время – ненужную. И их, собственно, устранили, а словам их не дали удовлетворения. Это – не против мысли их, а против распространения этой мысли. Вольно же было Гутенбергу изобретать свою машинку. С тех пор и началось "стеснение свободы мысли", которая на самом деле состоит в "не хотим слушать"» (курсив автора – Л.В.)
Много можно было бы сказать, затронув тему так называемой «исторической правды» и – роли и значения настоящих произведений искусства, литературы, создаваемых родными, любящими, талантливыми творцами. Но талант – любой, в том числе исследователя! – может быть вредным, разрушительным, предающим! И, что гаже всего, – продающимся! Страшно, обидно, но, увы, мы в наше время – горькие свидетели. Упаси Боже, только бы, – не участники!..
Вспоминаю строки из дневника Александра Блока, который после посещения театра пародии и гротеска «Кривое зеркало» запишет: «…видел удивительно талантливые пошлости и кощунства г. Евреинова. Ярчайший пример того, как может быть вреден талант» (11 ноября 1912; курсив здесь и ниже мой – Л.В.) А 13 декабря 1920-го: «Разные невоплощенные Мейерхольды и многие весьма воплощенные уголовные элементы еще всё сосут, как пауки, обильную русскую кровь; они лишены творчества, которое ведь требует крови ("здоровая кровь – хорошая вещь")». И хотя – «Жизнь рвет эту паутину весьма успешно, у русских дураков еще много здоровой крови»…
Вспомню и строки Марины Цветаевой:
– «Все в знаньи, скажут вам науки.
Не знаю… Сказки – хороши!»
Добавлю: добрая, светлая сказка порою важнее и нужнее были, яви. И народ, слагающий сказки, легенды о своих героях, защитниках – пусть и суровых! – не обманешь, не навяжешь вместо них пусть и тысячу раз официально «назначенных»!..
Так что – Истина: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля!»
* * *
Прочла о планируемом крестном ходе «По стопам Святого благоверного князя Александра Невского» и… огорчилась. Почему Торопец не включен? Грустно, что, может быть, только легенды – о роли в жизни Александра Невского этого купеческого городка, в ХII веке столицы Торопецкого княжества, чрез которое шел «путь из варяг в греки».
Напомню: он – сын торопецкой княжны Ростиславы (Феодосии) Мстиславны, дочери князя новгородского и галицкого Мстислава Удатного. Очень близки мне слова Е.Н. Поселянина из публикации «Святой благоверный великий князь Александр Ярославич Невский»:
«Как видно из деятельности св. Александра, он чудным сочетанием соединил в себе лучшие качества своих предков с отцовской и материнской стороны. Co стороны отца он является потомком того колена Владимира Мономаха, которого ярким представителем был св. Андрей Боголюбский. Отличительные семейные черты с этой стороны: мудрая расчетливость, последовательность, умение пользоваться обстоятельствами и стремление к неуклонному собиранию земли вокруг одного престола. Князь-хозяин, князь-строитель, с оттенком непреклонной суровости, – таков характер отца Александра, Ярослава и дедов его – родного Всеволода и двоюродного Андрея Боголюбского.
Co стороны матери, родной внук св. Мстислава Храброго, – Александр унаследовал черты витязя киевского времени: беззаветное мужество, трогательное мягкосердечие, высокое доверие к людям, бесконечное сострадание ко всему страдающему, голубиную кротость при орлином полете, не знающее удержу стремление к славе родной земли.
И сочетание этих редко в одном человеке уживающихся качеств составило явление чрезвычайное, необыкновенное, которое произвело сильнейшее благотворное впечатление на современников и оказало счастливое влияние на ход русской истории.
В том яснее всего и видна направляющая Русь рука Божия, что в нужные времена Бог посылает своих избранников, точно созданных по обстоятельствам и требованию времени. Таков был и Александр – то грозный и победоносный вождь русских против северных недругов немцев, то смиряющий свою богатырскую душу и отмаливающий Русь от гнева ханского. И как ни высоки воинские подвиги во славу отечества, еще выше смирить и унизить себя для блага родины».
Александр Невский женился в 1239 году на дочери Брячислава Полоцкого княжне Александре (Параскеве). Свадьба прошла в Торопце в храме Св. Георгия (рис.1).
Одна из легенд повествует о том, что отец Александра Невского, переяславский князь (позже великий князь киевский и владимирский) Ярослав Всеволодович, благословил брак Иконой Торопецкой Богоматери.
Известна гипотеза, что Торопецкая икона (рис. 2) происходит из Полоцка, является списком с Эфесской иконы, приобретенной преподобной Евфросинией (Предиславой) Полоцкой (1104 (?) - 1167), дочерью витебского князя Святослава Всеславича, внучкой Всеслава Брячиславича, инокиней и просветительницей периода Полоцкого княжества.
Оригинал – образ Эфесской Богоматери – якобы один из трех, писаных евангелистом Лукой.
В XVII – XVIII вв. икону стали отождествлять с древней Корсунской иконой, тогда же возникла популярная легенда о её «корсунском происхождении» (везли через Корсунь в 1162 году). Во имя этого чтимого образа освящён городской Корсунско-Богородицкий собор в Торопце (рис.3).
Есть легенда и о благословении на брак Александра Невского его отцом Феодоровской иконой Богоматери. Икону, пишут, нашёл князь Юрий Всеволодович (1188 - 1238) в ветхой деревянной часовне близ Городца (на этом месте позднее возник Городецкий Феодоровский монастырь). После его смерти икона перешла к младшему брату Ярославу Всеволодовичу (1190 или 1191 - 1246).
Торопчанам больше по сердцу первая легенда о списке иконы непростой судьбы. И они мечтают о возвращении списка в Торопец.
Не менее интересна еще одна легенда об Александре Невском, связанная с дубом, посаженным на берегу Наговского озера: «В 1239 году, возвращаясь в Новгород после венчания в Торопце, Александр Невский с молодой женой сделали привал у Наговского озера. Пораженные его красотой молодожены в память о свадьбе посадили дубок. Дуб прижился, вырос, окреп, многое пережил. В годы войны то ли от молнии, то ли от бутылки с зажигательной смесью, в дереве-гиганте (диаметр его был, по воспоминаниям старожилов, метра полтора, если не более) выгорело большое дупло. А в 1978 году дуб загорелся второй раз и рухнул. Было ему тогда 739 лет. Но ниточка жизни не прервалась: дубок-сеянец с места павшего гиганта посажен на Красном валу в Торопце, напротив средней школы № 1» (рис. 4, 5).
Позвольте вспомнить и об особом памятнике в Торопце у этой же школы. О первом в СССР памятнике Учителю (рис. 6). Памятник создан на деньги, собранные выпускниками торопецкой школы № 1 1940 -1950 годов. В том числе – участниками Великой Отечественной войны. Памятник – проект московских скульпторов Ю.Г. Орехова и В.Х. Думаняна, которые работали безвозмездно! – открыт 27 июня 1974 года, к 900-летию основания Торопца. На памятнике высечены слова: «Учителю от благодарных учеников».
Прежде всего, конечно, хочу поклониться торопчанам, создателям за дань глубокого уважения к нелегкому извечно труду: миссии учителей народа!
Но и… простите за личный штришок: Торопец – родовое гнездо матери моего отца Екатерины Николаевны Харинской (? – 1941). Она – племянница четырех сестер Харинских, «которых в Торопце безо всякой иронии прозвали "женами-мироносицами". В отличие от чеховских героинь, сестры не рвались в Москву. Сдав выпускные экзамены, они решили заняться преподаванием, и трое из них открыли в своем домике частную начальную школу». «Открылась школа где-то в 80-х годах XIX столетия, – писала Людмила Синицына в очерке «Окольный город», – просуществовала не менее сорока лет, а закрыли ее в 1919 году, когда частные школы ликвидировали». «Плата взималась в зависимости от материальной обеспеченности родителей и, кроме того, несколько человек обучались бесплатно, – рассказывает в своих записках Леонид Иванович Харинский, племянник "жен-мироносиц", двоюродный брат моей бабушки, – Большого заработка от школы тетки не имели, так как всегда вели удивительно скромную жизнь. Им даже приходилось часть ягод, получаемых со своего сада, продавать на сторону, чтобы покрыть непредвиденные расходы. Все они относились к детям ласково, заботливо, с любовью, что создавало обстановку близкую к семейной и влекло туда детей. <…> Неудивительно, что желающих отдать своих детей в ту школу было так много, что из-за недостатка помещения приходилось многим отказывать в приеме. Сестры посвятили свою жизнь школе, и, кажется, других интересов, захватывающих их так, как школа, не имели. На всю жизнь они остались безбрачными, и в том, вероятно, виновато было любимое дело, ради которого они отказались "от личной жизни"».
Преподаванию в школах, в вузах, воспитанию достойных людей, специалистов отдали многие десятилетия своей жизни мой дед – супруг Екатерины Николаевны, их сын – мой отец, пришлось и мне…
* * *
Александр Ярославич Невский (1221 - 1263), князь из правящего рода Рюриковичей, среди прямых предков его были Владимир Креститель (Владимир I, Владимир Святой, Владимир Великий, Красно Солнышко; 958 или около 956 - 1015), Ярослав Мудрый (ок. 978 - 1054) и Владимир Мономах (1053 - 1125).
Завершая, хочу привести начальные строки из «Поучения Владимира Мономаха» своим потомкам:
«…Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.
Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.
Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы – сами по себе будем, а ты – сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".
И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" – и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.
"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его".
Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. <…> Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков».
С глубокой болью за нынешнее, вспомню и из «Повести временных лет» (1054) строки научения Ярослава Мудрого:
«…сыновья мои; имейте любовь между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери. И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли ее трудом своим великим…»
Наконец, позволю привести строфы из стихов А.Н. Майкова «В Городце, В 1263 г.»:
…Немцам и шведам страшней нет грозы...
Сам ты водил нас, и Биргер твое
Помнит досель на лице, чай, копье!..
Рыцари, – памятен им пооттаявший лед!..
Конница словно как в море летит кровяном!.
Бейте, колите, берите живьем
Лживый, коварный, пришельческий род!..
Нам ли баскаков пустить
Грабить казну, на правеж нас водить?
…Князь приподнялся на ложе своем; очи сверкнули огнем,
Грозно сверкнули всем гневом высокой души,
Крикнул: «Эй вы, торгаши!
Бог на всю землю послал злую мзду.
Вы ли одни не хотите Его покориться суду?
Ломятся тьмами ордынцы на Русь – я себя не щажу,
Я лишь один на плечах их держу!..
Бремя нести – так всем миром нести!
Дружно, что бор вековой, подыматься, расти,
Веруя в чаянье лучших времен, –
Все лишь в конец претерпевый – спасен!..»
…Не судите строго за объем работы: радение представителей «рода просветителей», как называли (и называют) многие, знавшие мою семью, наверное, неистребимо. Хотя и тягостно самим, порою…
Но давимые «лживым, коварным, пришельческим родом», нынешними «баскаками» (давитель, чиновник, сбирающий дань, владеющий печатью), «торгашами», радуемся великой дате рождения нашего Князя! А – «Веруя в чаянье лучших времен», повторяем слова Александра Невского: «Надо крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке». И – «Не в силе Бог, но в правде!»
12 - 15 мая 2021, Одесса.