- Недавно в Москве было объявлено о создании Ассоциации писательских союзов России. Как Вы оцениваете это событие? Чем, на Ваш взгляд, должна заняться эта новая писательская организация и, в чем ее предназначение, в отличие от уже существующих традиционных Союзов писателей?
- Действительно, 22 декабря состоялось подписание меморандума о создании Ассоциации союзов писателей и издателей. Событие очень важное для нас. Дело в том, что после развала Советского Союза и отказа государства от финансовой поддержки творческих союзов образовалось множество различных непрофессиональных групп, назвавших себя союзами писателей. В том числе и коммерческих. Окололитературные коммерсанты стали выискивать в Интернете людей, что-либо пишущих, и предлагать им за деньги писательские билеты. Причем «творения» тщеславных графоманов были далеки от принятых литературных стандартов. Однако графоманы были готовы купить для себя корочки, якобы подтверждающие право называться «писателями». Да и без корочек немало людей пишущих, в том числе малограмотно, стали называться писателями. Сейчас нет проблем выпустить книгу. Были бы деньги! А все, кто выпускает книги за свой счет, считают себя писателями. Артисты, журналисты, педагоги, научные сотрудники, художники, музыканты и т.д.
К примеру, несколько лет назад ко мне пришла пожилая женщина принесла изданный ею учебник по химии и стала требовать, чтобы я принял ее в Союз писателей России. Взяв учебник в руки, я спросил: «Что это?» Она ответила: «Проза!» «С чего вы решили, что это проза?» - удивился я. Ответ: «Ну, не стихи же это!» - меня обескуражил.
Заметьте это не анекдот, а реальный факт. И подобных случаев в последние годы было немало.
9 февраля на Ассоциации писательских союзов обсуждена формулировка, предлагаемого Министерству труда определения писатель. То есть первые шаги сделаны. Не надо ждать, что процесс пойдет быстро. Чиновники в наше время движутся в своей работе со скоростью черепахи. Так что поживем – увидим.
Подробно не буду объяснять, что такое Ассоциация союзов писателей и издателей. Желающие могут узнать о ней на сайтах Союза писателей России и Российского книжного союза.
- В СССР писателей называли «инженерами человеческих душ», говорили, что «поэт в России больше, чем поэт». Почему сегодня о литераторах в нашей стране больше так не говорят? В чем главная причина утраты прежнего влияния писателей на общество?
- В Советском Союзе труд писателя высоко ценился и властью, и народом. В Российской империи не было партий. Роль партий в ней играли писатели, которые нередко выражали свою точку зрения на события, происходившие в стране, в том числе и отличающуюся от официальной, которую излагали органы власти. В Советском Союзе была только одна партия – КПСС. Литераторы тоньше чувствовали события, происходившие в стране, чем коммунистические чиновники. Кроме того, они вскрывали проблемы, которые замалчивались чиновниками. Поэтому народ и ценил писателей. Власть тоже относилась с уважением к литераторам, потому что они помогали ей лучше ориентироваться. К примеру, именно писатели заставили отказаться от проекта поворота северных рек, так как проект грозил вызвать экологическую катастрофу. Члены Союза писателей СССР в большинстве своем были созидательными критиками, а не разрушителями.
«Инженерами человеческих душ» писателей стали называть после Гражданской войны, когда представители Советского государства стали проводить индустриализацию страны. В те годы профессия инженера была очень востребованной и уважаемой в народе. Одновременно со строительством заводов и фабрик, усовершенствованием сельского хозяйства власть стала воспитывать нового человека – советского человека. Писатели вошли в государственную структуру. Их стали финансировать, создавать условия для плодотворной творческой работы. Написание книг стало государственным заказом. Писатели, действительно, превратились в инженеров человеческих душ. На их произведениях было воспитано молодое поколение, разгромившее фашистские войска Германии и их союзников. Это факт, который никто не оспорит. Кстати, в Китае наиболее читаемой книгой до сих пор является «Как закалялась сталь» Николая Островского. Там изучают в школах, средних и высших учебных заведениях произведения советских классиков. У нас же стыдливо убрали их из школьных и вузовских программ. В школах и вузах популярны не герои реальной жизни, а гномы, хоббиты и т.д. Детей и подростков целенаправленно вырывают из реального мира, погружая их в мир виртуальный. В 1990-е годы, да и позднее, министром и даже университетским профессором мог стать человек, не умеющий говорить грамотно. Послушайте современных чиновников – они сводят богатый русский язык к примитивному интернет-сленгу.
В постсоветской России мы стали терять богатство русского языка, как теряем лесные массивы и полезные ископаемые. Нам оставляют слова, которые необходимы только лишь в повседневной жизни, то есть для бытовых нужд. Слова же, необходимые для философских размышлений и изящной словесности, вытесняются. «Хранителями языка» становятся такие одиозные фигуры, как, к примеру, Сергей Шнуров…
В свое время Жак-Ив Кусто говорил: «В рыночной экономике любая вещь имеет цену, но ничто не имеет ценности». На мой взгляд, для Сергея Шнурова торговля матерными словами со сцены напоминает торговлю нижним женским бельем на грязной толкучке.
- Согласно Конституции идеология в России запрещена, но может ли государство без нее существовать? Куда движется сегодня Россия и каковы в этой связи задачи писательских организаций?
- Тут, действительно, парадокс. Если мы запретим слово «весна» и не будем его употреблять, это не значит, что весна не наступит. Идеология, согласно Конституции, в России запрещена. Но никто не отменил идеологическую борьбу. В мире существуют и социалистические, и капиталистические страны. Социалистический Китай в последние годы по большинству экономических показателей вышел на первое место в мире. Да и не только по экономическим…
В результате горбачевской «перестройки» и «ельцинских реформ» в нашей стране коммунистическую заменили буржуазной идеологией, характерной для стран третьего мира. То есть идеология у нас в стране есть. Но чтобы ее никто не стремился менять, в Конституции РФ после октябрьской 1993 год государственного переворота американские советники продавили лукавую формулировку, что идеология в Российской Федерации запрещена. Кроме того, в России сохраняется мощная «пятая колонна», которая, если использовать армейскую терминологию, глубоко эшелонирована в российское общество и пронизывает все органы государственного управления, медиа-пространство, экономические и финансовые институты государства. Многие из представителей этой «пятой колонны» были взращены на гранты Фонда Сороса и других иностранных фондов, прошли обучение в американских и европейских высших учебных заведениях, во время которого контактировали с иностранными спецслужбами. Это не мои выдумки. Почитайте на эту тему материалы в интернете, а также в зарубежных и российских печатных средствах массовой информации!
Куда движется Россия? Она идет правильным курсом, очищаясь от той грязи, которая хлынула в Россию в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Владимир Владимирович Путин все-таки проявил политическую волю, которую от него давно ждал народ. После заброса в нашу страну идеологического вируса «Навальный» силовые структуры быстро и эффективно провели «вакцинацию».
Какова роль писательских организаций в этой ситуации? Отвечу, возможно, банально – служить своему народу и традиционной культуре, подвергающейся массовым нападкам со стороны «прогрессивных» либералов, увязнувших мозгами в «цивилизованной» Европе.
- Почему в России сегодня крайне мало крупных литературных премий, которые бы спонсировало бы государство, как это было во времена СССР? Почему власть фактически отдала этот важный инструмент влияния на литературную жизнь в стране в руки частных структур, в результате чего формируются фальшивые авторитеты и в обществе пропагандируются чуждые нашей стране ценности? Почему ТВ и СМИ пиарят писателей, которые занимают явно враждебные антигосударственные позиции, выступают в защиту несистемной оппозиции, которая финансируется Западом и играет роль «пятой колонны», стремящейся развалить Россию?
- К сожалению, в частные руки было отдано влияние не только на литературу, но и в целом на культуру. А произошло это в начале 1990-х, когда директор ЦРУ, как хозяин, прогуливался по Красной площади в Москве. По существу, своя государственность в России тогда почти перестала существовать. Нашу страну начали воспринимать в качестве одного из самых захудалых штатов Северной Америки. Россию наполнили не только просроченными некачественными продуктами, алкоголем, одеждой, обувью, но и гнилой западной культурой. У государства не хватало средств на зарплаты бюджетникам, пенсии пожилым людям и т.д. Общенародная собственность была брошена на растерзание «приватизаторам». На различные должности, связанные с культурой, назначали оголтелых либералов, которые подобно стаду слонов вытаптывали хрупкие ростки традиционных литературы и искусства. В то же время авангард разросся, словно борщевик. Посмотрите, сколько построено различных центров «современного искусства», финансируемых государством!
Традиционные духовно-нравственные ценности олигархам не нужны. Они учились в советских учебных заведениях, изучали произведения классиков русской литературы. В этих произведениях шла речь о сострадании простому человеку, о совести и социальной справедливости.
Перед тем, как разрушить Советский Союз, они, чтобы залезть в высокие кабинеты власти и в кресла руководителей заводов и фабрик, с пеной у рта кричали о социальной справедливости, которой якобы будут служить. Однако, уничтожив советскую власть и социалистическую экономику, они тут же забыли о своих обещаниях. Произведения русских классиков, которые любил народ, стали выбрасываться из школьных программ.
Писатели, что мы видим на телеэкранах, - как правило, бизнес-проекты. С помощью современных пиар-технологий обывателя можно убедить в чем угодно. К примеру, бездарных литературных графоманов объявить современными классиками. Для этого создаются олигархами различные литературные премии. С помощью подобных трюков удерживается буржуазная идеология потребительства. Поэтому современные фальшивые авторитеты от литературы по существу являются «бойцами» идеологического фронта. Их цель – деньги и сомнительная слава. Ради этого они готовы на все - очернение истории своей страны, клевета в сторону представителей традиционных ценностей, двойные стандарты, разврат и моральное разложение… Этим фальшивым авторитетам все равно кто платит – западные фонды, представители «пятой колонны», государство. А лучше, если все вместе, да еще и побольше.
В начале 1990-х годов в России были приватизированы не только финансы и материальные ценности, но и государственная власть. И лишь в последние годы, особенно после принятия поправок в Конституцию начался процесс национализации власти. Многие положительные моменты связаны именно с этим процессом.
- В мае традиционный Международный книжный салон в Петербурге пройдет на Дворцовой площади, как Вы и Ваша писательская организация к нему готовитесь?
- Как и на предыдущих Международных книжных салонах, Санкт-Петербургское отделение Союза писателей России проведет несколько мероприятий государственно-патриотической тематики при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. Это будут круглые столы и дискуссии, посвященные 80-летию начала Великой Отечественной войны и 75-летию Великой Победы, юбилеям классиков русской и советской литературы. Читатели встретятся с членами Союза писателей России из Санкт-Петербурга, Москвы, других регионов нашей страны и зарубежными гостями.
Интервью опубликовано в печатно виде в «Литературной газете» в сокращённом варианте. С любезного согласия Б.А. Орлова мы публикуем полную версию интервью