В Кронштадте появится памятник поэту «Серебряного века» Николаю Гумилёву. Проект монумента представили на градостроительном совете Петербурга. Памятник планируют установить на бульваре вдоль улицы Комсомола в Кронштадте. Скульптор проекта – Екатерина Пильникова, пишет «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге».
«Памятник поэту Николаю Степановичу Гумилёву корректно вписан в пространство бульвара, – говорится в проекте. – Светлые оттенки в выборе материалов (патины для бронзы и серого гранита для постамента) обусловлены звучанием и колористическим сочетанием самого города Кронштадта, его воздушностью. В нашем представлении, Кронштадт - это светлый город, и мы стремились создать памятник, отвечающий городской среде. Поэтому для изображения поэта был выбран классический стиль. Мягкие, уверенные линии и лаконичный силуэт бюста сочетаются с характером города-порта, а также отражают личность Гумилёва».
Необходимость увековечить память поэта в Петербурге обсуждают около 30 лет. В 2021 году с такой инициативой выступила администрация Кронштадта, где прошли первые годы жизни Гумилёва. Затем был проведен конкурс, по результатам которого отобран проект Екатерины Пильниковой. Её образ поэта в 2022 году вызвал споры в культурной общественности Петербурга. Проект критиковали, говоря, что лучше бы поставить на постамент жабу, потому что пропорции лица Гумилева искажены. А кто-то заявил, что это памятник – знаменитому «кыштымскому гуманоиду Алёшеньке».
«Я не понимаю, отчего на меня все ополчились. Скульптуру Гумилева я делала по фотографиям, никаких пропорций не меняла. Времени было мало, успеть было сложно. Идею бюста, а не полноценного памятника я выбрала потому, что место, которое выделяется под памятник – крошечное. Там вообще не будет смотреться фигура в полный рост, – объяснялась тогда Екатерина Пильникова. – То, что моя работа не понравилась представителям общества – не говорит ни о чем. У нас большинство памятников людям не нравится. Один известный монумент называют "памятником геморрою", другой – "водителем трамвая"...».
Точная дата, когда памятник появится в Кронштадте, пока не называется.
О проекте памятника рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» сопредседатель-координатор Санкт-Петербургского отделения Культурного фронта России, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, капитан I ранга Борис Александрович Орлов:
Эскизный проект памятника поэту Николаю Гумилёву был представлен в Градостроительном совете при Правительстве Санкт-Петербурга. Это уже третий проект памятника, который мы рассматривали с бывшим главой Кронштадтской администрации Олегом Анатольевичем Довганюком.
Тут главный вопрос в том, что речь о Кронштадте – городе воинской славы, где установлены памятники адмиралам, известным мореплавателям. В городе проходит морской парад и множество разнообразных мероприятий по морской тематике.
Кроме того, в этом году мы отмечаем 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской Блокады, 10-летие возвращение Крыма, двухлетие Специальной военной операции, а в 2025 году – 80-летие великой Победы.
Кронштадтцы воевали в Афганистане (недавно отмечали 35-летие вывода войск). В Санкт-Петербурге и Кронштадте формировалась рота морской пехоты, которая воевала в Первую чеченскую кампанию. Командиры взводов были корабельные офицеры. Капитан-лейтенант Сергей Николаевич Малык командовал Восьмой ротой морской пехоты. Кронштадтцы воюют и на Донбассе. Словом, Кронштадт подтверждает и ныне свой статус города воинской славы!
Поэтому изначально при обсуждении проекта памятника Гумилёву с главой администрации города мы пришли к пониманию, что поэт будет представлен в военной форме в полный рост и с двумя Георгиевскими крестами. Что было бы более чем уместно в Кронштадте.
Но почему-то решили поставить бюст…
В первоначальном проекте на постаменте просто было написано «Николай Гумилёв». И всё. На Градостроительном совете мы посоветовали доработать памятник.
Конечно, Николай Гумилёв – известный поэт Серебряного века. Но нынче время такое, когда, к сожалению, поэзия не для всех людей. Народ в массе своей выживает, лишь небольшая группа людей ценит творчество Николая Гумилёва, как и других великих русских поэтов. Время такое...
Я оканчивал Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э.Дзержинского и прекрасно помню, как ставили прекрасный памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову перед Адмиралтейством. Тогда к делу относились ответственно. На постаменте написаны удивительные строки поэта.
Почему бы так не сделать и на памятнике Гумилёву, написав несколько прекрасных строк из его стихотворений?! Чтобы любой прохожий мог понять и оценить…
Теперь о самом предложенном памятнике. У Николая Гумилёва несколько вытянутая голова, и он выглядит как гуманоид. В народе уже появилось множество шуток на эту тему.
К сожалению, эта уже тенденция. В Петербурге уже есть памятники гуманоидам. Например, уродливый памятник Петру I в Петропавловской крепости скульптора Михаила Шемякина. Памятник был установлен перед развалом СССР, когда все были за демократию и так называемую креативность. А сегодня больно смотреть на этот памятник великому Императору.
Потом вошла в моду занесённая с Запада контактная скульптура. На Западе устанавливают скульптуры почти на тротуаре – люди проходят мимо, трут какие-то места у памятника. И это считается очень правильным, близким к народу. А на мой взгляд, это пошлость и безвкусица.
Сегодня в искусстве нам нужно не только возвращаться к реализму, мы призваны помнить и об индивидуальности памятника, каждый из которых должен представлять уникальную ценность. Но, на мой взгляд, в эскизе памятника Гумилёву нет ничего оригинального.
Я не хочу обидеть автора памятника – скульптора Екатерину Пильникову, но, к сожалению, она действует в том же дискредитировавшем себя направлении. Возможно, она неплохой скульптор. Но, извините, нужно учитывать место, где будет воздвигнут памятник, помнить историю города.
Мне как капитану I ранга хочется видеть Гумилёва боевым офицером. Думаю, таково желание и другие моряков. Я убеждён, что памятник Гумилёву не должен выбиваться из ряда кронштадтских монументов и нарушать гармонию города воинской славы.
Меня некоторые обвиняют в мракобесии, дескать, у нас же на дворе ХХI век. Но век ни о чём не свидетельствует, разные века бывали. Я общаюсь с творческой интеллигенцией Петербурга, среди которой немало либералов. И я отмечаю, как они отрицают религию, готовы поклоняться гуманоидам, летающим тарелкам, то есть бесам. Век тут не причём, ныне происходит обесовление так называемой культурной интеллигенции.
Кстати, сейчас много пишут, что Гумилёва запрещали в советское время. Это неправда, во всех учебниках по филологии были его произведения, а в Литинституте мы свободно изучали его творчество. Больше того, в 90-ые годы ко мне в гости приезжали писатели-фронтовики, ныне уже ушедшие из жизни, которые прекрасно знали творчество Гумилёва, читали его стихи. Я их водил на предполагаемое место дома, где родился Николай Гумилёв. Поэта в Петербурге-Ленинграде всегда знали и любили.
Словом, городу воинской славы Кронштадту не нужны гуманоиды и лилиптоиды! Народ уже тошнит от этого бездумного подражания всему уродскому, что есть на Западе.
Я выражаю, конечно, своё мнение, но такого же мнения придерживаются многие кронштадтцы, с которыми я беседовал. Вопрос обсуждался на Общественном совете Кронштадта, где все были за то, чтобы Николай Гумилёв был изображён в военной форме с двумя Георгиевскими крестами и в полный рост.
К сожалению, Градостроительный совет не прислушивается ни к нам, ни к мнению народа, который выступает против подобного проекта памятника поэту.
И в заключение хочу сказать ещё вот о чём. У нас есть улица поэта Алексея Лебедева, который в 29 лет погиб на подводной лодке осенью 1941 года. В Кронштадте жил поэт Семён Надсон, известный публицист Михаил Меньшиков, расстрелянный в годы гонений на Валдайском озере. Это всё деятели русской культуры, достойные нашей памяти. Думаю, улицу Комсомола в Кронштадте, на которой собираются установить памятник Гумилёву, постепенно можно было бы сделать аллеей поэтов и писателей, жизнь которых была связана с Кронштадтом.
3.
2.
На Васильевском острове на доме, где Гумилев жил, есть мемориальная доска с его изображением. И в нём действительно узнаётся Николай Гумилев.
Может быть, и в Кронштадте на доме, где Гумилев родился, достаточно мемориальной доски (пусть даже без его изображения), пока не найдется скульптор, который сделает памятник, достойный поэта?
1.
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага».
Н.Гумилёв. 1914 г.
А-А?!