Приходские заботы

Рассказ священника

Миссионерская деятельность 
0
1002
Время на чтение 9 минут

     «ПП-по-дайте бб-больноому на лекааарства», - прозвучал за спиной тоскливый и жалостный призыв. Отец Серафим Розанов обернулся и увидел плохо одетого пожилого человека с протянутой правой рукой, судя по всему, явного инвалида. Он весь был какой-то перекошенный, шея скособочена, отчего голова занимала не то место, где ей положено быть, то есть над плечами по центру, а съехала набок, ближе к левому плечу. На протянутой длани не хватало двух пальцев. Через плечо нищего висела видавшая виды сумка из кожзаменителя, очевидно для подаяний.

«Миша! Ты ли?» – узнал просителя священник.  «Ой, да это ни-кк-ак о-от-ец Се-ра-ффим!» - обрадовался проситель. Двадцать пять лет назад отец Серафим служил на приходе в этом районном центре. Михаил был тогда его прихожанином. Только в те времена у него была работа, и он не побирался. Калека имел семью и даже родил дочь, которую иногда приводил причащаться. Потом священника перевели в отдалённое село настоятелем местного храма, и он потерял Михаила из виду. «Что с тобой случилось?» Паралитик попытался объяснить, но от волнения его и без того мало вразумительная речь превратилась в сбивчивое невнятное бормотание, так, что понять его стало совершенно невозможно. «А супруга твоя жива?» Михаил кивнул.  «Ну, веди меня к ней».

За четыре часа до этой встречи священник прибыл в районный центр по приходским и личным делам. Сделав всё задуманное и намеченное, решил зайти в Н-ский монастырь, который, подобно многим русским обителям использовался не по предназначению в советское время, но возродился в 90-е годы и сейчас переживал свой ренессанс.

На выходе из главного собора обители, где почивали мощи местных старцев-подвижников, отец Серафим и встретил своего прежнего прихожанина. Они вышли из обители и сели в машину священника, припаркованную у ворот монастыря.

Отец Серафим однажды давно был в гостях у Михаила, но уже не помнил адреса, и калека указывал дорогу. Ехать оказалось недалеко, всего с километр.  Крошечный домишко о двух комнатах с терраской покосился и врос в землю. Небольшой обработанный участок сотки в четыре с грядками моркови, чеснока, лука и зелени и кустом мелких красных роз, тянущихся к подоконнику – всё убогое хозяйство. Услышав стук открываемой калитки, на порог вышла Вера - супруга Михаила, которую отец Серафим помнил крепкой молодой женщиной, тащившей на себе все заботы о ребёнке и муже-инвалиде. Он ещё удивлялся, отчего такая здоровая и довольно пригожая особа выбрала ущербного мужа и несёт столь тяжкий добровольный крест. На то могли быть свои причины. Возможно, предыдущие неудачи в личной жизни, когда человек решается на жертву из стремления хоть кому-то быть нужным в расчёте хотя бы на благодарность. Во всяком случае, Вера никогда не жаловалась. Впрочем, и в церкви появлялась редко, куда реже, чем её муж.

 Она не выразила особого удивления или радости при виде отца Серафима. Лишь посторонилась и сказала: «Проходите». Однако, снимая обувь в сенях, священник краем глаза увидел, как она подскочила к мужу, резко дёрнула его сумку и зашипела: «Сейчас же давай сюда!» Калека начал было возмущаться, но жена вырвала у него суму и скользнула мимо гостя в соседнюю комнату. «Ого, видно дела совсем плохи», - подумал священник.

Его усадили в кухне на старый колченогий стул у окна с видом на двор. Хозяйка уселась напротив, засунув грубые натруженные руки в карманы фартука сомнительной чистоты. Обстановка в доме была самая бедная: диван, протёртый до пружин, громоздкий шкаф 1950-х годов и буфет ещё более солидного возраста. Старые выцветшие обои кое-где отставали от стен. Пахло старой мебелью и кошками. Миша чем-то гремел в передней, что-то передвигал и ронял. Вера прислушалась: «Никак в заначку что-то прячет. Опять скрыл от меня! Вот так и живём, батюшка!» «А как ваша дочь?» «Маня-то? С Маней плохо. Падучая у неё. Из-за этого ни учиться, ни работать нигде не может. И замуж никто не берёт. Как увидят папашку, так и на попятный. Кому такой тесть нужен! Вот устроилась в монастыре за гроши подметать – убирать. Но, это до первого припадка». «А инвалидность не пробовали получить?» «Не дают инвалидность. Живём на мою пенсию. Мне постоянной работы найти не удаётся из-за возраста. Вот и питаемся на Мишины «сборы». 

«А родственники не помогают?» - «А какие родственники? У Миши старший брат умер, и его семья нас знать не хочет. У меня старая мать восьмидесяти пяти лет и младшая сестра, мать-одиночка с двумя детьми-подростками. У Миши совсем, как говорится, башню снесло: ещё и выпивать стал, а пьяный он совсем дурак дураком. Год назад в угаре взял и отрубил себе топором два пальца. После этого я его в психушку положила. Подержали два месяца и выпустили. Сейчас хотя бы не буйствует.

Отец Серафим помолчал. Он не раз слышал, что есть пастыри, которые умеют утешать пасомых в подобных случаях. Сам он сознавал, что лишён подобных талантов, потому священник просто вынул из кармана бумажку в пять тысяч и, наскоро простившись, вышел к машине. В кармане подрясника загремел мобильник. Батюшка пошарил рукой в недрах и не сразу, но извлёк приличных размеров телефон, который, однако ж, буквально утонул в его медвежьей кисти. Мобильником отец Серафим гордился. Это был «противоударный и непотопляемый» агрегат, подарок старшего сына, сделанный после безвременной утраты двух предыдущих телефонов, которые священник нечаянно разбил о каменный пол в церкви. Звонил отец благочинный: «Приветствую, отец Серафим. Что-то не могу тебя поймать».  «Так я в городе. Зашёл в монастырь, а там из-за толстых стен связи нет».  «У меня такое сообщение. Завтра к тебе приедет группа молодёжи под руководством ответственного по миссионерской деятельности нашей епархии иеромонаха Кассиана (Перхурова). Встреть по высшему разряду. И ещё: за тобой квартальный финансовый отчёт и взносы епархиальные и благочиннические. Не забудь». Мобильник громко щёлкнул и отключился.

Священник без особой радости выслушал сообщение начальства. Храм, в котором служил отец Серафим, при советской власти не закрывался и к нему иногда привозили паломников, чтобы показать красоту: старинные иконостасы, утварь и иконы. Гостей надо кормить и поить, занимать беседой. И без того дел полно. Придётся просить прихожан о помощи. Дуся повариха одна не справится. Телефон снова зазвонил. На дисплее высветилась надпись: «Слепая Лена». 

«Батюшка! - зазвенел в трубке высокий женский голос с истерическими нотками, - у меня такое случилось, такое случилось!» - «Что произошло?» - «У меня иконы стали мироточить. Все-все, но началось с иконы Царя – мученика Николая. Помните? Такая бумажная. А теперь все, и другие тоже мироточат! И благоухание по всей квартире. Соня приходила и тоже видела. Скорей приезжайте, посмотрите».

Слепая Елена страдала шизофренией, поэтому священник сильно усомнился в её сообщении, но он и так собирался навестить больную, раз уж попал в город, а потому поехал на окраину города, где в старой пятиэтажке проживала слепая.

Путаясь в полах подрясника и задевая широкими плечами стены, отец Серафим вскарабкался на верхний этаж, недоумевая, каким образом жильцы в подобных строениях затаскивали мебель в квартиры. Хозяйка ждала гостя, стоя в дверном проёме. При малом росте Лена была столь полной из-за малоподвижного образа жизни, что с трудом пролезала в дверь. Кожа у неё была дряблая и бледная, на ногах внушительные отёки. Одежда хозяйки состояла из потёртого и рваного балахона, усеянного жирными пятнами. Никакого благоухания в квартире не наблюдалось и в помине. Иконы висели в обычном состоянии. На них не имелось никаких капель и подтёков, как это бывает при реальном мироточении, всё, как всегда.

А вот в квартире пыли и грязи накопилось больше обыкновенного. Слепая роняла разнообразный мусор на пол и, естественно, не в состоянии была его найти и выбросить. Мелкие мушки роями носились повсюду, а вместо благоухания  воняло прокисшей едой и мокрыми тряпками.

Зажимая нос, гость прошёл на кухню и поставил на стол, застеленный липкой от грязи клеёнкой два больших полиэтиленовых пакета с кое-какой предусмотрительно прихваченной снедью. Елена, хватаясь руками за стены для ориентации, быстро следовала за ним. Войдя в кухню, она протянула священнику сложенные для благословения ладони и затараторила: «Видите, батюшка капли мира, ощущаете благовоние? Соня говорила, что только достойные видят и чуют». 

«Значит я недостойный» - отозвался гость, - «ничего не вижу и не чую».  «Как же так! - огорчилась хозяйка, - мне все говорили…» - «Оставьте, Лена. Я вам уже сказывал, что это прельщение, прелесть одна». - «Ну, да, батюшка. Вы и про отца Досифея говорили, что он в прелести, а он настоящий чудотворец. Вот недавно кота воскресил!» - «Как кота? Какого кота?» - совершенно оторопел отец Серафим.  «Обыкновенного кота, который сдох, а потом по молитве старца ожил. И многие видели. Об этом даже по радио артистка Марфа Звездинская рассказывала».

«Хватит! - разозлился отец Серафим, - слышать не желаю подобных разговоров! Надо же, воскреситель котов!»

«Простите батюшка! - сменила тон хозяйка, - не сердитесь на меня, дуру болящую, спаси вас, Господи». - «Ну, то-то».

Гость поспешно ретировался, предварительно сунув в руку хозяйки тысячную купюру. На улице он немного постоял, с удовольствием вдыхая чистый воздух, напоённый запахом цветущей липы из соседнего сквера. «Да, только попробуй в кое веки раз сделать доброе дело, сразу будут тебе сто искушений, - размышлял священник, - однако, кажется, на сегодня всё завершено и можно ехать домой».

На другой день к концу службы в его храм пребыла молодёжная организация, как и предупреждал благочинный. Главный миссионер епархии Кассиан (Перхуров) оказался молодым (около тридцати) худеньким монахом небольшого роста с продолговатым невыразительным лицом и длинным хвостом русых волос на затылке, прихваченных резинкой. Показывая посетителям достопримечательности прихода, отец Серафим украдкой присматривался к миссионеру. Впечатление складывалось, пожалуй, благоприятное.  Отец Кассиан держался просто, непринуждённо говорил и шутил с паломниками. В нём не было и следа обычной монашеской неуклюжести или застенчивости в обращении с мирянами. После экскурсии сели за стол.  Настоятель посадил иеромонаха рядом с собой по правую руку. Прихожанки отца Серафима сварили для монаха уху из лосося, а для мирян расставили блюда с мясной нарезкой, колбасой и сыром, пару бутылок хорошего красного вина, разложили по вазам фрукты и конфеты, благо день выдался скоромный. Когда застучали вилки и зазвенели стаканы, настоятель тихонько поинтересовался у миссионера, что за люди собрались в паломнической группе. «Это молодёжь из нашего города, в основном студенты. Мы их постепенно воцерковляем». -  «А  как воцерковляете?» «Слушаем вместе музыку». - «Духовную?» - «Нет. Рок-музыку: Pink Floyd, Doors, Slade, из отечественных группы «Август», «Бабушкины сказки», «Белый шаман». - «Вы это серьёзно?» - «Более чем. Мы современные люди. Ищем новые формы проповеди среди молодёжи и молодёжных субкультур. Старые методы не годятся». - «А вы читали брошюру канадского католического священника Жана Поля Режимбаля о вреде рок-музыки?» - «Это который пишет о каких-то якобы тайных зашифрованных текстах в рок-музыке? Так это лажа!»

Отец Серафим откинулся в кресле и внимательно взглянул на собеседника, буквально сверля его своими большими карими глазами, словно желая проникнуть миссионеру в душу.  Но тот продолжал, словно, ни в чём не бывало: «А как вы относитесь к Константину Кинчеву? По-моему, это настоящее православное искусство…» - «Дорогой мой! Вы хотя бы понимаете, что означает само слово «рок-н-ролл»? Это жаргонное словцо, обозначающее сексуальное движение во время полового акта. И с этой терминологией вы собираетесь проповедовать! И кого проповедовать: Христа Господа! Очнитесь!» - «Это в вас старорежимные пережитки засели. В ваше время при знакомстве спрашивали: «Что читаете?», а в наше время: «Что слушаете?» Естественно современный молодой человек слушает не «Евгения Онегина» или там какого-нибудь Бетховена…» - «Какого-нибудь?.. А вы в курсе ли, что самым исполняемым композитором во всём, я подчёркиваю: во всём мире является Пётр Ильич Чайковский? А вы «Евгения Онегина» на помойку, эх!» - «Ну, не то, чтобы уж совсем на помойку, – заюлил миссионер, - но согласитесь, это всё отстой. Вот рок-музыку я одобряю за её бунтарскую сущность. Рок в оппозиции злу, несправедливости этого мира. Христианство – это, если хотите, тоже бунтарская идеология, а главный бунтарь Иисус Христос…»

…Гости уже закончили трапезу. Все встали.  Настоятель прочёл благодарственную молитву, благословил присутствующих и в полголоса сказал: «Желаю всем вам подлинного истинного воцерковления. Православие есть настоящее сокровище».  Затем, обращаясь к «миссионеру» Кассиану: «Волк. Ты настоящий евангельский волк в овечьей шкуре!»

Август 2015

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Савва Михалевич
Путь в монастырь
Рассказ
22.03.2021
Профи
Рассказ
15.03.2021
Переезд
Рассказ
11.03.2021
Приходская ферма
Рассказ
08.02.2021
Природы совершенство
Творение и эволюция
21.01.2021
Все статьи Протоиерей Савва Михалевич
Миссионерская деятельность
«Мы явственно чувствуем, как важны для нас отеческие, семейные традиции»
Владимир Путин поздравил всех граждан России, празднующих Рождество Христово
07.01.2025
Если мы с Богом, то становимся непобедимыми
Святейший Патриарх Кирилл призвал духовенство трудиться с такой отдачей, словно мы живём в трудные времена
19.12.2024
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
На Сахалине успешно реализуется совместный проект епархии и Общества «Знание»
19.12.2024
Искусственный мир язычества
Проповедь протоиерея Олега Стеняева
09.12.2024
О духовном оздоровлении общества
В нынешнее непростое время священнослужители должны проявлять особую заботу о духовном окормлении людей
06.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О так называемом подсознании
Новый комментарий от архетипика
15.01.2025 04:05
«У Бориса Якеменко, мягко выразимся, лицо в пуху»
Новый комментарий от Ленчик
15.01.2025 03:58
Эпос не в смерти, эпос в Победе
Новый комментарий от Мирянин
15.01.2025 03:53
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от учитель
15.01.2025 03:40
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от РомКа
14.01.2025 22:43
Будущее Киева. Чего хочет русский солдат?
Новый комментарий от Агафон
14.01.2025 21:13
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Константин В.
14.01.2025 20:47