Валерий ХАТЮШИН – русский поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, публицист. Лауреат Литературных премий им. Сергея Есенина, Марины Цветаевой и Афанасия Фета. А также – Международных литературных премий им. М.А. Шолохова и А.П. Платонова. Главный редактор журнала «Молодая гвардия». Секретарь Союза писателей России.
***
– Валерий Васильевич, нынешний (ни на что не похожий, мягко говоря) год стал не только убийственным для экономики России (нас в данном случае интересует только наша страна), но и трагическим, опустошающим для духовного и культурного Русского мира.
В этом году ушли из жизни (не от ковида) идеологи русской православной цивилизации, подвижники Владимир Осипов, протоиерей Всеволод Чаплин, иерей Александр Шумский, Анатолий Парпара, Александр Казинцев… Как в философском осмыслении Вам видится эта страшная жатва? Каким будет русское патриотическое движение без них?
– Да, Ирина, этот год был и трагическим, и опустошающим для Русского мира. И Вы ещё не всех назвали. Потери, конечно, невосполнимые. Но нам тем более нельзя опускать руки. Нас ещё немало, кто способен продолжать национальное русское дело – жить творчеством и заниматься просветительской, издательской, журналистской, редакторской деятельностью. Нашим людям ещё нужны национальные русские журналы и газеты. И они выходят, несмотря на жуткие потери и на то, что власть их душит экономически и у них сокращаются тиражи, несмотря на то, что попсово-криминальный телевизор и мобильный интернет со страшной силой отбивает у населения потребность в чтении. Тем не менее люди их читают и даже подписываются на них, как это ни удивительно. Наверное, потому, что на их страницах думающий русский человек узнаёт подлинную правду о реальной жизни в стране. Конечно, есть сетевые ресурсы, где русский заинтересованный человек получает правдивую информацию о тех или иных событиях в стране и в мире, такие, как, например, Русская народная линия. Но всё же журнал располагает к вдумчивому, углубленному чтению публикуемых материалов, к размышлению и переживанию вместе с автором, в конце концов к семейному чтению, к возврату и перечитыванию интересных публикаций. Под обложкой «Нашего современника», «Молодой гвардии», «Москвы» публикуются лучшие русские прозаики и поэты, критики и публицисты. И в других городах выходят замечательные русские журналы, которые, в отличие от Москвы, ещё финансируют местные власти, – «Подъём», «Сибирь», «Север», «Берега», «Родная Ладога», «Симбирскъ», «Русское эхо»… И я не все назвал. Они – национальное достояние, кладезь русской культуры и творческой энергии России. К сожалению, центральная власть ведёт себя так, словно этого не понимает. Например, «Молодая гвардия», которой в 2022 году исполнится 100 лет, не получает от государства никакой поддержки и никакой практической помощи. Каждый год растёт стоимость полиграфии, аренды помещения, почтовой доставки журнала, однако здесь, в Центре, власти вообще не желают слышать о наших проблемах. И не только наших. Например, многие библиотеки уже давно отказались от подписки на русские журналы – нет средств. И вот в таких условиях нам приходилось выживать все последние 30 лет. Ну а этот год вообще оказался для нас буквально чёрным годом, если иметь в виду потери среди авторов, редакторов, читателей… И, повторяю, несмотря ни на что наш журнал сохраняет свою творческую высоту, публицистическую актуальность, остроту, интересность и, самое главное, читательскую подписку. Даже в 2020 году в условиях пандемии, когда многие производства закрылись, а полстраны находилось на «самоизоляции», журнал готовился к печати, вовремя выходил в свет и поступал подписчикам. И это при том, что с 2014 года толстый литературный журнал мне приходится делать одному. Но грех жаловаться, в наше время тяжело всем, кто занят серьёзным национальным делом. И у нас каждый русский боец на счету.
– Сегодня идёт настоящая война с русским языком: на уровне школы и вузов, через телевидение, через низкопробные печатные и электронные газеты. О чём говорить, если в одном из лучших театров страны – Доронинском МХАТе – вручают премию «Человек года» Моргенштерну – рэперу, который поёт матом, кощуннику и наркоману…
Как толстые литературные журналы – по сути, советское наследие – могут противостоять этой разрушительной антикультурной политике?
– Противостоять мы можем только словом правды и по-настоящему талантливыми, высокохудожественными литературными произведениями. И такие произведения постоянно создаются нашими авторами. Прекрасных поэтов и прозаиков в России много, не говоря уже о честных и смелых публицистах. Я в этом убеждаюсь постоянно на протяжении своей 30-летней редакторской работы в журнале. Есть, кому хранить русский язык и продолжать классическую пушкинскую традицию русской литературы! Хотя, конечно, нам противостоит целая армия разрушителей этой традиции, которая действительно объявила ей, как Вы говорите, настоящую войну. Т.н. «либеральная» пресса, очень многие интернетные порталы и чуть ли не все каналы ТВ раскручивают, внедряют в сознание населения примитивные дешёвки «массовой культуры» и низкопробной псевдолитературы. Театр в основной своей массе, прежде всего в двух наших столицах, вообще превратился в сборище каких-то ненормальных людей, свихнувшихся на извращённом сексе, сквернословии и сплошных патологиях. Не исковерканной, не «осовремененной» классической пьесы, кроме, наверное, только Малого театра, в Москве уже невозможно увидеть. И вот эта антикультурная армия извращенцев, «экспериментаторов», «продвинутых молодых режиссёров» вместе с такими же «продвинутыми» русофобствующими авторами какими-то высокопоставленными кукловодами внедрена в культурное пространство России и пытается исказить, извратить, искалечить душу и сознание нашего народа. Причём при немалой финансовой поддержке государства. Вот именно это более всего удивляет и возмущает. Получается, что государство вольно или невольно участвует в разрушительном антиморальном процессе…
Эти «продвинутые экспериментаторы» изгнали Татьяну Доронину из МХАТа им. Горького, и Министерство культуры своим безразличным молчанием и невмешательством как бы одобрило это подлое изгнание. И теперь ничего ему не остаётся, как одобрять вручение премий матершинникам и проходимцам в стенах этого театра. К сожалению, не обходится и без предательства «своих». Отстранение Татьяны Васильевны от работы произошло при молчаливом согласии и даже голосовании против неё «своих» актеров (см. «Уничтожение Дорониной: предали свои же…». - РНЛ), которых она вырастила, вложив в них свою душу, и которым доверяла. Материал об этом подготовлен к печати в нашем журнале.
Но хочу ещё раз сказать: армии разрушителей русского языка и русской культуры противостоит армия воителей русского духа и русского слова. Без их постоянной духовной работы в нашем культурном пространстве страна давно была бы захвачена и зачищена извращенцами и «новаторами» в российской культуре. И поле деятельности воителей и выразителей русского духа – наши патриотические литературные журналы. Высококлассная художественная литература – это и есть эталон национального языка, именно она является воспитателем народа, именно она прививает вкус к русскому слову, именно она очищает наш язык от всего наносного, непотребного, вульгарного. А публицистика и литературная критика наших журналов – это и есть слово правды, которое держит читателя на плаву в нынешней взбаламученной и такой непростой жизни.
– Валерий Васильевич, многие выдающиеся публицисты, прозаики, поэты, в том числе, Михаил Лобанов, Константин Воробьёв начинали печататься в «Молодой гвардии». Где можно увидеть архивные материалы, рукописи авторов, переданные в 60-е и 70-е гг. в редакцию журнала? Кто давал внутренние рецензии на их рукописи? Сохранились ли архивы журнала времён работы там Михаила Лобанова и Анатолия Никонова? (Почему бы не создать музей русской консервативной мысли, не сделать сборники по материалам журнала).
– В «Молодой гвардии», между прочим, печатались Сергей Есенин, Владимир Маяковский и Михаил Шолохов. Роман «Как закалялась сталь» (первая и вторая книги) вышел в нашем журнале. Естественно, ни их рукописи, ни те номера «МГ» в редакции не сохранились. Да, очень многие выдающиеся писатели и публицисты выходили к читателям со страниц нашего журнала. С Михаилом Лобановым у нас с первых лет моей работы в журнале сложились очень тёплые дружеские отношения. Достаточно сказать, что он 22 года назад выступал на моём юбилейном (на 50-летие) вечере в большом зале ЦДЛ.
Практики внутренних рецензий перед публикацией тех или иных произведений в журналах не было. Такая практика была в издательствах. Свои рукописи писатели всё же хранили дома, а в редакцию сдавали машинописный текст, который, хоть и правился редакторами, но хранился в архиве лишь определённый срок. (Машинописный текст, как правило, второй экземпляр, особой ценности не представлял. Первый экземпляр уходил в типографию и назад не возвращался.) А вот именно свои рукописи многие писатели, как правило, сдавали в государственный архив — в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ) или в рукописный отдел Ленинки (РГБ). Кстати сказать, большую часть своего рукописного архива я тоже сдал в РГАЛИ. Там любой желающий, зарегистрировавшись, может иметь дело с этими рукописями.
В 90-е годы, когда страна летела в пропасть, а цены абсолютно на всё росли практически ежедневно, руководство одноимённого издательства, возникшего позже журнала, в здании которого располагалась редакция «Молодой гвардии», с помощью руководства ЦК ВЛКСМ приватизировало двадцатиэтажный журнальный корпус на Новодмитровской улице, и мы, как и другие журнальные редакции, находившиеся здесь, вынуждены были стать арендаторами издательства. И стоимость аренды стала расти как на дрожжах. Мы занимали целый этаж в этом корпусе, и нам пришлось значительно ужиматься, чтобы окончательно не разориться на аренде. Вместе с освобождением кабинетов, естественно, должны были увольняться и люди. Арендная плата росла каждый год. В конце концов, за двадцать с лишним лет, редакция ужалась до одного кабинета… О каком хранении авторских архивов в этих условиях могла идти речь?! Но я всё же нашёл выход. Я договорился с директором издательства «Институт Русской Цивилизации» Олегом Анатольевичем Платоновым, и мы вывезли свой оставшийся редакционный архив с номерами журнала за многие годы (в том числе и довоенными) в помещение его подмосковного издательского архива. Кстати, там же находится уже существующий музей русской консервативной мысли, о создании которого Вы, Ирина, мечтаете. Внутри этого музея открыт музей нашего многолетнего автора и члена редколлегии Ивана Михайловича Шевцова, автора знаменитого романа «Тля».
– Валерий Васильевич, расскажите нашим читателям, кто ведущие авторы «Молодой гвардии»? Кого из молодых писателей и публицистов Вы можете отметить? Есть ли сегодня эта самая молодая гвардия? Есть ли авторы, которые считают Вас своим учителем?
– Из современных прозаиков – прежде всего всем известный Владимир Крупин, только что ставший лауреатом премии им. В.Г. Распутина. В последнем номере «МГ» этого года вышла его новая повесть «Громкая читка». Замечательный писатель Павел Кренёв, помор, уроженец Архангельской обл. В июльском номере опубликована его интереснейшая повесть из жизни северных охотников «Белоушко». Московский прозаик Владимир Пронский, в прошлом году заинтриговавший наших читателей своим романом «Герань в распахнутом окне», а также – Татьяна Грибанова из Орла, Владимир Вещунов из Нижнего Новгорода, Сергей Пылев из Воронежа, Михаил Еськов из Курска.
Разнообразна география проживания замечательных поэтов, авторов «Молодой гвардии»: Александр Нестругин и Иван Щёлоков из Воронежа, Наталья Егорова из Смоленска, Эмма Меньшикова из Липецка, Анатолий Аврутин из Минска, Светлана Супрунова из Калининграда, Юрий Кравцов из Брянской обл., Сергей Панфёров и Владимир Хомяков из Рязанской обл., Андрей Попов из Сыктывкара, Светлана Сырнева из Вятки, Андрей Фролов из Орла, Владимир Скиф из Иркутска, Наталья Радостева из Воркуты… И можно ещё десяток имён назвать, высоко держащих поэтическую планку. При этом я сознательно не называю московских поэтов. Для меня гораздо важнее озвучить имена из русской провинции.
Молодые, громко заявившие о себе авторы нашего журнала – поэт Дмитрий Ханин из Ростова-на-Дону, уже ставший лауреатом премии им. Н.С. Гумилёва, поэтесса Екатерина Каргопольцева из Костромы, недавно принятая в писательский Союз, и прозаик Антон Лукин из с. Дивеево Нижегородской обл., лауреат Международного конкурса им. А.П. Платонова. Для читателей «МГ» стало истинным открытием имя необычайно талантливого и удивительно работоспособного критика Людмилы Воробьёвой, живущей в Минске, но пристально отслеживающей духовную работу лучших русских авторов и прежде всего – поэтов. Её статьи – это поистине литературное событие не только для журнала, но и для всего творческого процесса в современной словесности.
Традиционно «Молодая гвардия» сильна своими публицистическими страницами. И наш читатель прежде всего ценит журнал за его смелую, честную, острую публицистику. В первую очередь хочу назвать самых читаемых, самых значимых бойцов «МГ» на поле идеологического фронта: Владимир Большаков, Валентин Катасонов, Михаил Лемешев, Всеволод Троицкий, Людмила Рябиченко, Михаил Антонов, Мария Мономенова, Валерий Шамбаров, минский профессор Лев Криштапович, Валерий Габрусенко из Новосибирска, Александр Скоков из Питера и недавно почивший беззаветный воин Христов Валерий Филимонов. Все они и многие другие бескомпромиссные и жёсткие в отстаивании правды и справедливости наши публицисты ярко выделяют «Молодую гвардию» среди других литературных журналов.
О своих учениках мне сказать трудно, я ведь не занимаюсь преподавательской деятельностью, журнал давно уже отнимает почти всё мое жизненное время. Но одно имя назвать могу – Елена Сапрыкина, ставшая уже известным талантливым поэтом. Где-то около двадцати лет назад я выделил её для себя среди остальных авторов на Московском совещании молодых писателей, где я руководил одним из семинаров. Вместе с ней мы подготовили её первую книжку стихов, и Московская городская писательская организация её издала, после чего по моей рекомендации она была принята в Союз писателей России. Многие годы после этого я отслеживал её творчество, время от времени публиковал её новые стихотворные подборки в «Молодой гвардии», и постепенно она выросла в серьёзного, глубокого лирика, стала автором нескольких замечательных поэтических книг. А совсем недавно она издала свой первый роман. И неизвестно, как бы сложилась её судьба, не заметь я её тогда на совещании молодых писателей.
– Кого Вы считаете своим учителем? Кто повлиял на Вашу литературную судьбу?
– Стихи сочинять я начал со школьной скамьи. И, конечно же, самыми первыми моими учителями на литературном поприще были наши великие классики поэзии: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин… Я зачитывался их стихами, большую часть их шедевров знал наизусть. Эти русские гении сопровождали меня по жизни всюду, где бы я ни находился и что бы ни делал. А мне пришлось много поскитаться по стране. Вот у них я и учился писать. Но после того, как я окончательно обосновался в Москве, судьба свела меня, сблизила с людьми, которые стали настоящими университетами в творческом развитии и в моём становлении как писателя. Это всем известные, уже признанные классики русской литературы второй половины ХХ века – Вадим Кожинов, Анатолий Передреев и Татьяна Глушкова. Без их «университетов» литературной жизни того времени и в понимании сущности творчества как такового мне, скорее всего, пришлось бы долго и сложно самому доходить до главных истин нашего наитруднейшего поприща. Кстати сказать, о них, об этих людях, об этих неповторимых личностях, мною написаны воспоминания.
– Валерий Васильевич, в последнее время Вы много пишете о проблемах Украины и Белоруссии, о разрыве триединого Русского мира. Какие скрепы, на Ваш взгляд, сегодня и в будущем способны соединить экономику и культурное пространство России–Белоруссии–Украины?
– Для меня да и, конечно же, для очень многих из нас это один из самых острых и даже самых болевых вопросов нашей действительности. Разорванный Русский мир – это наша душевная и физическая рана, которая в прямом смысле – кровоточит. Русский мир создавался, скреплялся, освящался веками, а предателями и ничтожными негодяями, прорвавшимися к власти в трёх славянских республиках, был разорван в одночасье в угоду нашим врагам. Ясно, что негодяи мечтали о единоличной власти и обещали своему населению процветания и манны небесной в результате «независимости». Потери понесли все, в том числе и Россия – экономические, военные, людские, моральные. Мы в прямом смысле начали вымирать. Вот что значит разрыв целого, живого организма. В конце концов Украину её властные негодяи ввергли в гражданскую войну, раздираемую внутренним нацизмом. В Белоруссии тоже подняли голову, вышли из тени местные свидомые, вскормленные самой же властью при участии президента А.Г. Лукашенко. И вот теперь они пытаются его скинуть. В России их называют националистами, но они – элементарные местечковые сепаратисты, как и узколобые, отвязные украинские «нацисты». Нет ни у тех, ни у других никакой серьёзной националистической идеологии и тем более национальной идеи. Вся их т.н. «идеология» сводится к тупым лозунгам: «Во всём виноваты москали!», «Москаляку на гиляку!» и т.п. Дальше обвинений России во всех своих неразрешимых проблемах «идеологи» их «самостийного национализма» прорваться не способны. Но в реальности дело в том, что ни украинской, ни белорусской нации исторически так и не сложилось. И сколько бы крикливые галицийские горе-нацисты ни устраивали в Киеве факельные шествия, они так и остаются ничтожными и озлобленными сепаратистами, обуянными комплексом национальной неполноценности. «Украинцы» – они лишь территориально, но не национально.
Да, Русский мир сейчас атакуется со всех сторон. И самое печальное состоит в том, что атака на него идёт и со стороны славянских народов. Я даже не хочу говорить о Польше, извечной противнице России. И о Чехии со Словакией, которые в Первую и во Вторую мировые войны были союзниками Германии. Их политики пытались решить свои шкурные интересы за счёт России, надеясь урвать для себя побольше русской земли и русских природных богатств. С ними всё ясно. И сколько бы мы сейчас ни устраивали гуманитарных конференций на тему единства славянских народов, славянские страны, вступившие в НАТО, другими уже не станут. Речь в первую очередь о тех славянских народах, кто некогда составлял единое наше государство и о тех, кто в будущем, я уверен в этом, вновь будет его составлять.
Было много разумного, правильного, положительного в нашей некогда мощной советской, социалистической державе. И украинцы с белорусами как члены единого Русского мира и великой русской нации в 70 – 80-е годы жили даже комфортнее и богаче, нежели русские на территории РСФСР. Но западные, далеко смотрящие идеологические стратеги, согласно подлинному (а не распространённому у нас художественному) плану Даллеса (точнее говоря, Директиве ЦРУ Конгрессу США), разработанному ещё в 1948 году, медленно, но упорно начали навевать украинцам и белорусам сепаратистские настроения, вдалбливать в их сознание мысли о независимости, о коварстве русских, захвативших их земли, и т.д. И работа эта шла на протяжении десятков лет. Микробы сепаратизма более чем за полувековой срок сделали своё разрушительное дело. Украина откололась от Русского мира и превратилась во враждебную нам «самостийную» страну, в результате закономерно оставшись у разбитого корыта. И власти нынешней России, к большому сожалению, допустили этот её откол. Белорусские сепаратисты пытаются пойти этим же путём.
При всех положительных и необходимых для народа качествах жизни в СССР, это великое государство в своей основе содержало погубившую его ложную доктрину. Его коммунистические идеологи начисто отвергали религию как таковую. И не просто отвергали, а вели с нею непримиримую борьбу. И в первую очередь, конечно же, – с Православием как основной духовной скрепой тысячелетнего государства. То есть вожди СССР пытались строить безбожную державу, обещая народам, населявшим её, некий умозрительный, абстрактный рай на земле – коммунизм. А Никита Хрущёв даже пообещал нам его в 1980 году. То есть коммунизм во всех смыслах оказался ложью, придуманной, несбыточной утопией (причём изначально в умах западных «теоретиков»). Оказалось, что безбожное государство долго просуществовать не способно. Наш народ уже в 80-е годы окончательно разуверился в коммунистической идее, а его руководители и партийная номенклатура всё ещё продолжали навязывать ему лживые постулаты кабинетного марксизма-ленинизма, в которые они уже и сами не верили. Именно это стало главной причиной развала Советского Союза. Все прежние скрепы, цементировавшие «общенародное» «советское государство», через 74 года утратили свою силу, и удержаться ему, устоять ни морально, ни духовно, ни даже физически оказалось просто не на чем.
Собственно говоря, и сейчас ситуация в стране ничуть не лучше. Хотя с религией власть вроде бы не воюет, как прежде, и даже, казалось бы, наоборот, по большим церковным праздникам наши лидеры в храмах со свечками стоят, но Православие так и не стало основной духовной скрепой нашего общества – народа и власти. Жизнь в стране и в мире развивается по пути, описанному в Апокалипсисе. Стремительными темпами идёт цифровизация, компьютеризация, виртуализация нашей жизни, и тут уже властям не до духовности, не до Бога, не до Православия и даже не до классической культуры… Как мы говорили выше, достаточно посмотреть, во что превратился современный театр… Не говоря уже о кроваво-постельном кино и телевидении…
– Но отчего Вы всё-таки верите в будущее воссоединение, восстановление Русского мира?
– Потому что я верю в Истину Великой России. В неё верили наши православные воители, мыслители и просветители. И она в конце концов победит. Истина Православия после всех лет раздрая, разброда и разномыслия рано или поздно вновь срастит наш в прошлом единый славянский народ, и Русский мир станет основой будущего государства, которое ещё не раз спасёт земную жизнь от апокалиптического конца. Но для этого должна смениться власть – и в России, и на Украине, и в Белоруссии. И стать она должна подлинно православной. Истина Великой России победит сепаратистский детский «национализм» впавших в умопомрачение окраинных русских людей. Вот на этой идее, на этой вере и соединятся наши славянские народы в Великий Русский мир.
До 1917 года Россия развивалась немыслимыми темпами, гораздо быстрее западных государств. Отчего и потребовалась Первая мировая война, чтобы остановить цивилизационный расцвет и прогресс православной Российской Империи. В сложнейших условиях была построена Транссибирская магистраль, уже существовал план электрификации всей страны, ставший затем советским планом. Стремительно развивалась авиация, металлургическая, текстильная, военная, химическая промышленность. На деньги меценатов строились театры, консерватории, картинные галереи, дома призрения, больницы… Завезённая с Запада революция и Гражданская война довели страну до разрухи. Но сталинский социализм в кратчайшие сроки всё это восстановил и придал развитию страны новую немыслимую энергию. С помощью сталинского социализма союзное государство также немыслимо быстро восстановилось и после обрушившейся на нас с Запада Второй мировой войны. И даже социалистическая культура, хоть и оставалась атеистической, всё же сохраняла русскую классическую традицию, мораль и достоинство нашего человека, отцы и деды которого были воспитаны по духовным правилам православной нравственности. Вот поэтому и я в своих публицистических работах, и другие авторы «Молодой гвардии» проводим в жизнь идею православного социализма, неизбежного, на наш взгляд, для жизни и экономики будущей России. Православный социализм как раз и мог бы стать в будущем объединяющей идеей наших славянских народов, а также духовной, культурной и экономической жизни Великого Русского мира.
– Благодарю Вас, Валерий Васильевич, за искреннюю беседу! Крепости и сил Вам и авторам Вашего журнала в наступающем году!
Беседу вела Ирина УШАКОВА