Уничтожение Дорониной: предали свои же

Размышления в связи с днём рождения великой русской актрисы

Закон О культуре в России 
0
8757
Время на чтение 8 минут

Личный юбилей, 120 лет Московскому Художественному Академическому Театру имени Горького, официально объявленный правительством Год театра – да, именно 2018-й год оказался для народной артистки Татьяны Васильевны Дорониной последним в её карьере. 

Министерство культуры «поздравило» легенду русской сцены отставкой от должности руководителя созданного ею театра. Новым руководителем МХАТа имени Горького был назначен журналист Эдуард Бояков. Его заместителем по творческой работе стал артист Сергей Пускепалис, заместителем по литературной части – писатель Захар Прилепин.

Восемь лет я работала с Т.В. Дорониной, и все восемь – в её кабинете. Я знаю Татьяну Васильевну очень хорошо: не только как профессионала своего дела, но как человека. Фигура крайне противоречивая – дитя-исполин. Но вместе с тем необычайно цельная. Своим творчеством Доронина исповедовала чисто национальную идею, преподносимую ею как абсолютная истина: закланного Агнца она облачала в царские багряницы неизбежной русской Пасхи. Причём, делала это смело, властно, порой по-есенински дерзко – а поэтому, что закономерно, была для многих слишком неудобной: до визга, до гадкой клеветы, до желания растоптать и опозорить. Здесь, вы понимаете, во всей красе вскрывался роковой для России конфликт – противостояние известных сил всему русскому: конфликт на национальной почве. Все годы существования доронинского МХАТа театр находился словно на пороховой бочке.

Репетиции. На них я ходила очень часто. Это было настоящее таинство! Репетиции порой длились всю ночь, чуть ли не до самого утра. Текст пьес Татьяной Васильевной разбирался досконально. Артисты буквально купались в смыслах, оттенках, в которые расцвечивались режиссером те или иные художественные образы. Кто говорит, что Доронина была слабым режиссёром, – банально лжёт. Один эпизод мог разбираться ею часами. Рождались действительно выношенные роли. Татьяна Васильевна была очень требовательной к актерам, задавала высочайшие планки, постоянно напоминая о необходимости «соответствовать уровню Художественного театра». Конечно, быть артистом у Дорониной оказывалось непросто. Те, кто не дотягивал до уровня психологического соответствия образу, то и дело получали от строгого и требовательного режиссёра хорошую встряску, тянулись еле-еле. Наконец, Доронина шла навстречу и выстраивала «слабому актёру» роль чисто интонационно, определяя темпоритмы, помогая пластикой и прочими «костылями». Порой кончалось нервными срывами у артистов, но на следующий день результат был налицо, персонажи пьесы на глазах оживали.

Я прекрасно видела, кто из артистов соответствовал уровню её требований, а кто не дотягивал. Главная проблема заключалась в нехватке интеллекта, ибо сама Доронина блестяще образована, эрудирована, глубока, и мало кто мог соответствовать её уровню. Это очень огорчало. Всегда было немного жалко Татьяну Васильевну, хотелось, чтобы у гениального режиссёра была бы и гениальная труппа.

А ещё, что не менее важно, актёрские неудачи рождала человеческая несостоятельность артистов. Приведу маленький пример. Репетировали Алигер, поэма «Зоя»:

Родина,

мне нет другой дороги.

Пусть пройдут, как пули, сквозь меня

все твои раненья и тревоги,

все порывы твоего огня!

Вы понимаете, что если всерьёз не любить Родины, эти строки «актёрски» прочитать невозможно. Будет ложь, которую Доронина увидит за версту.

Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит!

Родина!

Слова звучат, как будто

это вовсе не в последний раз.

Всех не перевешать,

много нас!

Миллионы нас!..

Еще минута

и удар наотмашь между глаз.

Весь наш репертуар для современного среднестатистического артиста был очень непрост. Для того, чтобы не врать на сцене, нужно было, ни больше и ни меньше, быть личностью: всерьёз любить и понимать Россию, русскую литературу, нужно было разбираться во многих вопросах, в том числе глубинного противостояния Востока и Запада, читать Н.Я.Данилевского, И.А. Ильина, славянофилов… но главное – необходимо было быть совестливым человеком и знать Христа, ведь сцена – это огромное увеличительное стекло, под которым сразу видно, кто и что из себя представляет. Это и есть настоящий театр. Тот театр, который призван вести за собой, взывает к лучшему в человеке, созидает. В противном случае слово превращается в пустой звук, тогда как от актёра Доронина требовала абсолютного максимума: «слово плоть бысть». Поэтому те, кто не находили в своей душе зачатки личности, постоянно плюхались в лужу под названием «профнепригодность». Кто-то пытался сыграть человеческую глубину при её отсутствии, но, естественно, у них это не получалось. По сотому кругу Доронина задавала репетиционные трёпки, заканчивающиеся одним и тем же – разбором текста «по слогам».

Уровень Дорониной как актрисы и личности был на десять голов выше всех, кому приходилось с ней работать, поэтому многие по человеческой несовершенной природе её не любили, посмеивались, считали «странной». А в действительности её просто не вмещали. Впрочем, это классическая драма для всякого гениального человека, а Татьяна Васильевна абсолютно гениальна.

Но были, естественно, и те избранные, кто всерьёз тянулся за своим великим учителем – росли духовно и человечески; самоотверженно, по-детски чисто, с абсолютным доверием отдаваясь в добровольный плен доронинской школы актёрского мастерства, являвшейся по сути школой человеческой состоятельности. Преданные Дорониной преуспели и актёрски, и возросли духовно. Да, конечно же, были «умные девы с воженными светильниками» в нашем коллективе – те, кто в итоге не смог предать её тогда, когда жестоко предали остальные.

Но господа... господа... она ещё живая, она в здравом уме и в силе! В конце концов, она женщина! Средь бела дня, в центре Москвы иезуитски убивать человека... Или мир сошёл с ума? Сюжет, достойный художественного бреда Булгакова – столь любимого и почитаемого ею. 

Не случайно одним из наиболее востребованных слов в лексиконе актрисы было слово «УНИЧТОЖЕНИЕ». «Уничтожение страны», «уничтожение театра»… – всё это переживалось ею крайне болезненно, по-живому и всегда на пределе. И вот теперь… «уничтожение её самой».

Подлинная драматическая актриса остаётся драматической до самого последнего вздоха. И это тот случай, когда сцена и реальная жизнь нераздельны, когда в лучших традициях русского реалистического театра умереть на сцене значит умереть всерьёз.

Общаясь по должности с маститыми литераторами, я довольно плотно работала и с ректором Литинститута Сергеем Есиным (вхожим в кабмин и выбивавшим тогда звания для наших артистов), который в дни очередного гонения на доронинский МХАТ, устроенного либеральной театральной тусовкой во главе со Смелянским, говорил, что некоторые граждане спят и видят завладеть зданием нашего театра, расположенным в самом центре Москвы. Среди «граждан» фигурировала и фамилия Боякова, на тот момент директора театрального фестиваля «Золотая маска». «Но, – говорил Сергей Николаевич, – с живой Дорониной они сделать ничего не смогут – слишком велика фигура». Это было действительно так! И не смогли бы ничего сделать, если бы не предательство того, кто долгие годы был её правой рукой и кому она доверяла.

Вишнёвый сад продан, и купил его Лопахин. Пусть играет музыка, пусть все увидят, как Ермолай Лопахин «хватит топором по вишневому саду»! Какая же потрясающая была Раневская в исполнении Т.В. Дорониной в спектакле «Вишнёвый сад» режиссёра С.В. Данченко. Постановка оказалась пророческой. Счастливый Лопахин теперь при ноге нового директора, он важный фаворит, даже профессор, а Петя Трофимов всё так же, как и прежде, дурачок. Теперь всё так, как им удобно: не нужно соответствовать по сути, не нужно «быть», достаточно лишь сыграть тот же самый патриотизм актёрски, сыграть плохенько, на троечку – всё равно никто ничего не поймёт, всё равно «занавес»!

12 сентября, в день рождения Татьяны Васильевны Дорониной, бывший артист МХАТ им. Горького, заслуженный артист России Андрей Чубченко, на своей странице ВКонтакте обратился к бывшим товарищам по цеху. Андрей Александрович публично высказал то, о чём болезненно переживают сейчас многие, те, у кого есть совесть и кому не безразлична судьба театра и Дорониной:

«Это та Афиша спектакля "Без вины виноватые", которую новый худрук МХАТ Бояков сорвал со стены в костюмерном цехе и, топтав её ногами, кричал истеричным голосом: "Я наведу здесь порядок!" У художника по костюмам был шок. У меня, когда я туда зашёл, был не меньший.

Я испытал настоящий шок и боль, когда меня не пустили на сбор труппы в театр, в котором я проработал 28 лет после того, когда мы (небольшая группа) выступили в защиту Т.В. Дорониной. Я шёл туда с надеждой, что после нашего выступления большая часть труппы наберётся смелости, поднимется и выйдет из этого оккупированного зала... Но нет. Почти все молчали.

Ладно, мои безликие партнёры, вам, наверно, есть, за что меня не любить. Могу понять. Но вы ВСЕ предали не только своих товарищей, поверив обещаниям какого-то непонятного зверька в овечьей шкурке привести вам директоров и устроить кастинг для съемок в кино и получать вместо нас наши роли в спектаклях... ПОДОНКИ, ВЫ ПРЕДАЛИ СВОЕГО НАСТОЯЩЕГО ХУДРУКА, СВОЕГО УЧИТЕЛЯ, А НЕКОТОРЫЕ И СВОЮ РОДНУЮ МАТЬ. Она теперь в одиночестве, без родного дома, которому отдала всю свою жизнь! И вы ещё смеете обвинять нас, что она из-за нас не приходит в театр. И это после того, когда дверь в её кабинет высадили современным либеральным сапогом, который вы до сих пор продолжаете лизать.

Нет у вас больше права поздравлять её с Днём Рождения, называть учителем и матерью. Вы НАВСЕГДА потеряли это право. Верите вы в Бога, не верите, а отвечать за НЕЁ придётся».

Я знаю, как невыносимо больно ей сейчас! Она ушла глубоко в себя: в свой потрясающе одухотворённый и необычайно цельный Божий мир. Сможет ли кто-то когда-то вернуть её людям? Рана велика.

Господи, не остави. Суды Твои праведны. На Тя бо уповаем!

Мария Андреевна Мономенова, член Союза журналистов России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. "Запреты и скорости все перекрыв - я выхожу из пике…" (из Владимира Высоцкого)

Мария Мономенова: "Уровень Дорониной как актрисы и личности был на десять голов выше всех, кому приходилось с ней работать, поэтому многие по человеческой несовершенной природе её не любили, посмеивались, считали «странной». А в действительности её просто не вмещали..." //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// Вот, пожалуй, и ключ к пониманию случившегося - без Промысла Божьего разве что происходит? Вопрос… А в репертуаре театра тема "вмещения" находила "отражение" или… "ставилась" преимущественно классика? Последняя в нынешних условиях достаточно надежно могла бы устоять в одном случае (исключения не в счет!) - при мировоззренчески состоятельной власти зрящей в человеке Человека, а не "капитал"? "Представляется", что сама по себе продолжительно удерживаемая "статика" - без актуализации (вот с чем необходимо работать!) в текущем моменте рано ли поздно ведет к глубочайшей локализации-замкнутости, отторжению - в виде сознательных искажений (на уровне сатанизма) - тоже… Примеров - не счесть… Наисвежайший - события в той же Беларуси, являвшейся, по сути, просоветской системой… "Батька" как мог делал же Божие - "Один в поле воин", исключительно государственным инструментарием (ни много - ни мало!) занимался чем как не минимизацией метафизических (посмертных) последствий "поголовно" всех грешников-граждан страны путем устроения справедливой жизни, но многие ли из них поняли это - кто объяснил?

3. С огромной любовью и уважением.

https://www.youtube.com/watch?v=r6WiQARSLeU

Сергей Степанов.

2. Ответ на 1, monarhist:

Так какая секта-партия у Прилепина? "За правду" или наоборот?

"За кривду".

1. ...

Так какая секта-партия у Прилепина? "За правду" или наоборот?
monarhist / 15.09.2020, 12:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Андреевна Мономенова
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Пора перенимать опыт Александра Первого и Сталина
26.12.2024
Когда Катехон молчит
Осталось всего пять месяцев до запрета православия на Украине
19.12.2024
Сирия – «родовые схватки» мира перед появлением Машиаха?
Почему бы русским не предложить миру модель «христианского глобализма»?
13.12.2024
«Мировое большинство в авангарде нового мироустройства»
Международная Конференция Академии геополитических проблем стала важным событием на Ялтинском форуме-2024
15.11.2024
«Каждый из нас готов на жертвенную смерть»
Заместитель генерального секретаря ливанского шиитского движения «Хезболлах» Наим Касем избран его новым лидером
30.10.2024
Все статьи Мария Андреевна Мономенова
Закон О культуре в России
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Попытка деятелей культуры и журналистов защитить «шишиг-летунов» остро ставит вопрос о необходимости вернуть культуру под контроль государства
28.12.2024
Мы продолжаем бой за душу человека
О позитивных сдвигах в культуре в 2024-м, о тревогах и планах на 2025 год
26.12.2024
Общественные лидеры обсудили итоги своей деятельности за год и наметили новые планы
10 декабря 2024 года в Общественной палате РФ состоялось заседание Общественный совет при Уполномоченном при Президенте России по правам ребенка, которое провела Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова. В заседании также приняла участие член Общественного совета, руководитель Экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Л.А. Рябиченко, сообщает пресс-служба движения «Семья, любовь, Отечество».
19.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45