Музыка выдающегося русского композитора Бориса Александровича Чайковского (1925 – 1996) не уступает его знаменитому однофамильцу ни по уровню, ни по качеству, ни по значимости в истории отечественного искусства, хотя и известна значительно меньше… Её главное достоинство состоит в том, что она есть носительница чисто русского духа с его широтой, теплотой, с его «необузданностью» чувств, эмоциональностью и образно-музыкальной необъятностью… Чуткая и ранимая русская душа Бориса Александровича воспринимала этот мир таким, каким он был на самом деле – жёстким, горьким, ироничным, но всегда предельно реальным и, что очень важно, весьма доступным для прочтения и познавания, несмотря на любую внешнюю форму – симфония, квартет, музыка к кинофильму… Эта доступность его музыки и стала ключом к её постижению, когда не требуется никакого особого напряжения, чтобы следовать за ней и быть-стать её «сотоварищем».
Известность творчеству Бориса Чайковского принесли не только крупные полотна, но и, прежде всего, музыка к кинофильмам, которую композитор писал постоянно. Около сорока кинолент «озвучены» Борисом Александровичем, среди которых такие шедевры как «Серёжа», «Хождение за три моря», «Женитьба Бальзаминова», «Гори, гори моя звезда», анимационный фильм «Северная сказка», «Подросток» по Достоевскому и многие другие… Киномузыка Б. Чайковского запоминается своей неординарностью, динамизмом, своими прекрасными мелодиями, а мелодистом Борис Чайковский был неповторимым.
Рассказывали, как он полуиронически извинялся перед модными авангардными композиторами, говоря: «А у меня, извините, одни мелодии…». Среди его учителей были такие выдающиеся личности как Е.Ф. Гнесина, Д.Д. Шостакович, Н.Я. Мясковский, Игорь Способин и Лев Оборин, а сам он отличался поразительной скромностью, прямо-таки юношеской застенчивостью… Как композитор Борис Александрович сложился в крупную, теперь уже можно сказать, историческую личность, оставив множество сочинений, которые ещё далеко не все стали достоянием общественности, но стыдливо стоят в общей очереди, дожидаясь своего полного признания… Эта печальная участь, к великому сожалению, постигла многие шедевры русской музыки 50-х – 80-х годов, и вся надежда только на то, что новые поколения откроют заново нашу музыкальную историю…
А открыть-то есть что… Как человек с большой буквы, Борис Чайковский отличался принципиальностью, необыкновенной честностью и порядочностью. Он очень переживал развал Союза Композиторов России в начале 90-х годов, разгром его материальной и политической базы. Вместе с другими русскими композиторами он пытался создать новую альтернативную композиторскую группу, но всё было напрасно, так как роли уже были розданы либералам от музыки… Это только один штрих из жизни композитора, но есть и другой: Борис Александрович всю свою жизнь страдал от врождённой неизлечимой болезни, когда неотвратимо преследует ожидание внезапного конца, и это обстоятельство, естественно, коснулось и его музыки, для которой характерна тревожная заострённость фактуры, ощущение долгого ожидания неизвестности и т.п. Однако, в крупных сочинениях композитора преобладает позитивная направленность музыкальной мысли, вера в Светлость, которая всегда рядом и которая не даёт места даже малейшему чувству страха. И ещё один штрих: Борис Александрович был глубоко верующим человеком, всегда исповедовался и был в церкви не гостем, но как в родном доме… Он не писал культовой музыки, но вся его светская музыка проникнута внутренней молитвой и по-своему духовна…
Возвращаясь, собственно, к творчеству композитора, можно выделить путеводные нити касательно содержания музыки, которая представлена во всех жанрах. Среди произведений для оркестра наиболее известны 2-я симфония, «Симфония с арфой», симфонические поэмы «Ветер Сибири» и «Подросток» по Достоевскому. Большой интерес представляют шесть струнных квартетов, каждый из которых есть камерный шедевр. Композитор написал четыре инструментальных концерта, в том числе для кларнета и наиболее популярный фортепианный концерт. Камерные сольные сочинения Бориса Чайковского и камерные ансамбли поражают своим многообразием и оригинальностью решения: фантазия автора безгранична. Можно отдельно упомянуть кантату «Знаки Зодиака» на стихи Тютчева, Блока, Цветаевой и Заболоцкого, раскрывающие по-своему мелодический дар композитора. Весьма значительны вокальные циклы композитора на стихи М. Лермонтова, А. Пушкина (лирика Пушкина), Ф. Тютчева, Н. Заболоцкого («Последняя весна») и И. Бродского. Много сочинений посвящено детской аудитории.
Вся музыка Бориса Александровича Чайковского достойна нашим к ней прикосновением, и я уверен, что время окончательного её признания уже близко: просто сегодня всё настолько непросто, что нужна небольшая …передышка. И тогда многое ещё откроется замечательного, что было пропущено-упущено в эти непростые, а порой просто бездарные времена. Дай-то Бог!