О музыке православной и бесовской

Александр Сергеевич Пушкин 
0
1570
Время на чтение 10 минут

На эту актуальную тему мне, русскому композитору, приходилось высказываться неоднократно – и устно, и письменно, но сегодня, когда  30-тилетнее владычество олигархов, новой буржуазии и чиновничьей власти перечеркнуло все устоявшиеся положительные представления о функции музыкального искусства, его духовно-нравственном содержании и адаптации к современному слушательскому восприятию, необходимость профессионального развёрнутого комментария стала обязанностью, и не только моей, но и значительного большинства светских и церковных музыкантов, да  и просто воцерковленных прихожан, чьё мнение весьма близко к моему. Поэтому, если и есть здесь нечто субъективное, то оно не довлеет, но лишь оттеняет…

         Прежде всего, укажу на общеизвестное и горькое: музыку из искусства нравственно-очищающего, исповедального и сердечного превратили у нас в бездушный ТОВАР, что можно только купить или продать, а исполнители и организаторы предоставляют нам всего лишь т.н. УСЛУГУ, но не исповедь сердца. Божий дар, талант слышать этот видимый и невидимый мир стал разменной монетой для всех торгующих движимостью и недвижимостью. Музыка всё больше и быстрее теряет свои астральную, медийную  и мистическую функции и деградирует в сугубо прикладное приложение к утехам развращённого ума и бездушия, организованного современными  электронными устройствами-аппаратами в приятный околомузыкальный шум-шумок. Приближение времени всеобщей апостасии вызвало прямо противоположные тенденции в музыкальном искусстве: с одной стороны это неуёмное желание сохранить хотя бы крохи былого постоянного привычного «академизма» - общий смысл и форму, эмоциональную ясность и многополярность,  линеарный «мелодизм»  и т.д., но с другой – полное  растворение узнаваемого  «букваря» в субъективном конструктивизме, аэмоциональность, разрушение принципов формообразования и стремление избежать  даже намёка на логику выстраивания и развития материала – понятного и доступного… Эти общие замечания привожу лишь в качестве предуведомления, дабы конкретно определить те признаки, по которым можно без ошибки отнести музыкальные опусы либо к православным, либо бесовским…

       Ну а что же реально вмещает в себя предлагаемое здесь понятие - «православная музыка», и где её границы и в чём суть её «православия»? Мнение таково, что православная музыка может сотвориться только из-под пера православного автора, человека с православным восприятием и пониманием сего мира, созданного Творцом идеальным, но омрачённого грехопадением. С тех пор ностальгия по первозданному, эта бесконечная драма человечества,  и станет в профессиональной музыке первоосновой тех не имеющих конца и края драматических коллизий, которые и определяют смысловую значимость произведения, сотворённого земным человеком, раскрывающим и прелесть мира идеального, и тлетворность мира  падшего, и те бесчисленные противоречия, что разрывают, преграждают  путь к очищению и воссоединению с Богом… Такая музыка может быть написана на евангельские или библейские сюжеты и воплощать исторические события, сопровождающие становление Веры и Православия. Однако, название,  программа может и отсутствовать: тогда т.н. «непрограммная»  музыка в образах чисто инструментальных и весьма обобщённых раскрывает бесконечную драму человека. Так возникают симфонии, концерты, квартеты и прочие жанры и формы. Что же касается канонических (обслуживающих) жанров, то речь о них пойдёт ниже. То же самое касается и места народной музыки и духовных жанров в  народной музыке…

         Возвращаясь к расширенному понятию «православная музыка», к её конкретным признакам, привожу здесь примеры из русской музыки, ибо именно в России с её православной историей  прежде всего и могла сотвориться музыка, истоки которой мы находим в православной душе композитора... В рамках газетной статьи я, конечно, опускаю многочисленные исторические предпосылки, дабы коротко и ясно, но не в ущерб сути изложить самые общие положения…Золотая пора, рассвет русской профессиональной музыки  обычно связывают с  Балакиревским кружком, который вошёл в историю под названием «Могучая кучка». Вне всякого сомнения, все композиторы русской «пятёрки», включая и Цезаря Кюи исповедовали православие, но яркие православные музыкальные полотна мы находим прежде всего  у Модеста Петровича Мусоргского в его оперном и вокальном творчестве, в «Картинках с выставки» для фортепиано, в «Ночи на Лысой горе» для оркестра и других сочинениях.  Вспомним хотя бы гениальное вступление к Хованщине» - «Рассвет на Москва-реке», где как в фокусе отражаются характерные черты русского православного слышания – глубокий исповедальный смысл, картинность, неторопливое вариционно-вариантное развёртывание материала, красочность и переливчатость тембра, впечатляющее и запоминающееся интонационное движение (мелодия), образный контраст, динамическая форма, эмоциональная насыщенность и, конечно, незабываемый русский национальный  характер. Здесь же можно назвать и сочинение Римского-Корсакова «Светлый праздник» с его неповторимым рождественским колоритом, яркую и колоритную музыку Анатолия Лядова «Из Апокалипсиса», оперу «Князь Игорь» Александра Бородина  с её картинным отображением исторических событий, эпической тональностью и утверждением патриотизма, как характерной черты русскости. А ещё раньше в опере «Жизнь за царя» Михаил Иванович Глинка, основатель русской классической композиторской школы, вывел патриотический образ Ивана Сусанина, как собирательный образ русского  крестьянина. В музыке же Милия Балакирева, идейного вдохновителя кружка, в лучших его произведениях и в тенденциях всего его творчества мы находим все характерные черты русской православной ментальности, если исходить из слов Фёдора Михайловича Достоевского -  «русский - значит православный…»

       Приведённые здесь примеры показывают, что автор причисляет к православной музыке  широкий и не замкнутый круг сочинений, не ограниченных обязательными атрибутами внешнего православия и вовсе не обязательно связанных с церковной символикой, но имеющих общее родство с православной традицией - искать правду жизни и любить ближнего, как самого себя, имеющих общий корень с нравственными основами православного жития. И здесь никак не обойти творчество гениального Петра Ильича Чайковского, который оставил после себя множество сочинений, достойных звучать и радовать слух ещё на века. Реалист и мелодист, глубокий психолог и даже философ, Пётр Ильич в своём творчестве раскрывает трагедию человека, разрываемого между добром и злом, между необходимостью и реальностью, между жизнью и смертью, между верой и безверием: в 4-ой, 5-ой и 6-ой симфониях, операх «Пиковая Дама», «Евгений Онегин» по Пушкину и во многих других сочинениях. Его современник и друг – композитор Сергей Танеев сочиняет свои знаменитые кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», имеющие глубокий религиозный философский и сакральный смысл. Да и всё его творчество отмечено печатью исповедальности, что потом станет главной чертой музыки Николая Яковлевича Мясковского – русского советского композитора. Александр Глазунов, выдающийся русский симфонист, к сожалению, практически не исполняемый сегодня на родине, в своём обширном творчестве – 9 симфоний, камерная,  оркестровая, оперная и балетная музыка  (практически во всех жанрах) – определил самобытный путь русского симфонизма, где весьма выпукло и реально сказался русский менталитет композитора и  характерные черты православного мышления верующего человека. Влияние его музыки на следующее поколение сочинителей несомненно и благотворно. Завершает эту плеяду композиторов Сергей Рахманинов, чьё творчество не нуждается в хвалебных комментариях. Глубоко религиозный православный композитор, Сергей Рахманинов оставил нам своё слышание России и её нелёгкой судьбы в образах драматических, порой патетических, но и довольно часто – элегических. Его музыка всегда узнаётся, ибо в ней слышится пульс русского сердца, страждующего за скорбную судьбу любимого Отечества, которое сам композитор был вынужден оставить… Его   хоровые сочинения «Всенощная» и «Литургия Иоанна Златоустого» стали хрестоматийными для всех будущих поколений. Каждый из перечисленных авторов внёс своё слово в национальную сокровищницу православного Отечества…

      Здесь хотелось бы подчеркнуть, что говоря о русской православной музыке, мы вовсе не перекрываем путь к музыке «инородной», к выдающимся образцам западной музыки и её гениальным композиторам. Однако, есть довольно чёткий водораздел между мышлением католико-протестанским и православным, что естественно отражается и в искусстве, в музыке и  литературе. И дело каждого свободного человека выбирать для себя на каждом этапе своего духовного развития и познания свои приоритеты. Назначение данной статьи  познавательное, но не назидательное…

      Русская советская музыка оставила нам имя замечательного композитора, по-своему продолжившего и развившего лучшие традиции реалистической музыки, впитавшей в себя стилистику музыки народной и церковно-православной. Георгий Васильевич Свиридов  в своём вокальном и кантатно-ораториальном творчестве мастерски воплотил образы национального характера с  присущим  ему (композитору) лирико-драматическим разрешением скрытого конфликта и это не случайно… После смерти композитора было обнаружено большое количество хоров, написанных на канонические церковные тексты. Качество музыки и проникновенность в суть вероисповедования необычайно высоки и неподражаемы. Освоение этого замечательного наследия обогатит и уже обогащает прикладную церковную, да и светскую духовную музыку. Имена наиболее прославленных и известных советских композиторов Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева, которые на словах не признавали  церковь, упоминаю здесь потому, что в музыке своей они были выше своего внешнего отречения, и воспитанные на возвышенных  образцах музыки православной,  они в своих лучших произведениях порой поднимались до таких откровений, до таких глубин, что трудно отказать им в понимании высших медийных истин… (к примеру: 4-я, 5-я, 6-я, 8-я симфонии Шостаковича, 7-я симфония Прокофьева, его же «Мысли» для фортепиано). Уже упомянутый Николай Яковлевич Мясковский написал 27 симфоний, и каждая из них – лирико-драматическое исповедание  языком инструментальных мелодий, языком полифонии оркестровых линий, а в  самой известной  6-ой симфонии добавлен и хор, что поёт в финале древний распев «о расставании души с телом…» В интернете можно найти мою развёрнутую аналитическую статью, посвящённую духовным исканиям русских композиторов в советское время, где большая часть исследования посвящена Н.Я. Мясковскому… Нельзя не упомянуть и имя гениального русского композитора  - Игоря Фёдоровича Стравинского, написавшего немало уникальных по языку сакральных сочинений, в том числе и на русские канонические тексты, но, к сожалению, перешедшего уже в эмиграции в католицизм…

       Все перечисленные композиторы, каждый в своё время и со своим индивидуальным почерком творили музыку духовную в полном смысле этого слова, собравши богатую коллекцию музыкальных сокровений, достойных  звучать и радовать православное сердце сегодня и завтра. Увы, далеко не всё исполняется на нынешней сцене: репертуар официального общественного вещания и исполнительской практики весьма далёк от православных нужд, и целиком и полностью подчинён коммерческим требованиям… О православной музыке нынешней  и её судьбе уже в 20-м веке я здесь умолчу, ибо это уже тема новой статьи, иных имён и других проблем. Приводимое здесь понятие православной музыки таким образом мыслится, видится и трактуется достаточно ёмко, ибо включает в себя не только профессиональную православную по духу музыку последних трёх-четырёх веков, но и прикладную каноническую музыку в творчестве композиторов от Архангельского до Кастальского (тоже предмет отдельной статьи), а также бесчисленные россыпи духовных песнопений народной музыки, заслуживающих самого высокого внимания и изучения. Музыкальное воспитание в семинариях, регентских классах да и в школах-гимназиях никак не может обойти хотя бы ознакомление с этим наследием. В то же время, вспоминая слова и наставления оптинского старца Варсонофия, а в наше время патриарха Алексия II, нельзя отказываться и от практики т.н. светского духовного концерта, позволяющей принародно звучать музыке  замечательной, но мало известной, музыке авторской и традиционной, открывая имена наших лучших православных композиторов во славу Отечества русского и его православной истории.

          О музыке «бесовской» не хочется много говорить, дабы не угождать бесу. К огромной нашей печали эта музыка заполонила нашу эстраду, радио, телевидение и интернет, осквернила и опошлила мировой эфир и многие сердца слушателей, в особенности,  неопытной молодёжи, искалечила тысячи судеб на радость врагу человечества. Это, в основном, прикладная музыка для ног, рук и тела, где ей некуда спрятаться, и она легко узнаётся по своим неотъемлемым признакам: полное отсутствие позитивной и разумной мысли и мотивации, способных выстроить хоть какой-то образ или подобие образа, а если и выстраивается образ, то непременно деструктвный и агрессивный, с хвостом и рогами… Словоблудие и распущеность, эгоистические призывы развращённого ума и безумные требования – «я так хочу», примитивный музыкальный «букварь» с набором таких же примитивных штампов, низводящих человека до животного уровня. Неспособность осмыслить, а потому и игнорирование высоких и позитивных понятий-устремлений: здесь нет и не может быть Бога, но есть бесовская мерзостная потенция и набор сатанинских заклинаний. Всю т.н. рок-культуру, всю рок-музыку я отношу также к сатанизму – скрытому или явному. Нет и, в принципе, не может быть  и т.н. «православного» рока. Многожанровость бесовской музыки позволяет ей рядиться в разные одежды, но нельзя всю танцевальную музыку относить к бесовскому наваждению. Есть классический балет, есть народные танцы, есть, наконец, вполне пристойные хореографические жанры, где нет места пошлости и разврату, но есть красота линий и формы, изящество и образное  воплощение… Бесовская сущность же открывается в разнузданности и неуправляемости, ибо управляет всем враг - видимый и невидимый, который может проникнуть и в серьёзную нетанцевальную музыку – программную и непрограммную. Особенно часто грешат этим т.н. авангардисты, теряющие порой путеводные нити, которые легко перехватывет… сатана.

     Завершаю эту тему, которую считаю незаконченной, предварительной, как бы расширенным вступлением, ибо у меня самого возникают всё новые вопросы и варианты ответов к ним. Это оттого, что, быть может, впервые предпринята попытка осмыслить православие  в его общемузыкальном аспекте, собрать воедино цепочку размышлений и обобщений его сути, распознаваемой в характере интонирования, в значимости  и опоры на знаменный распев, которые весьма отличаются от стилистики  музыки светской и народной и т.д.  Выйдя за пределы канонического пения, где слово и интонация нераздельны, в музыке неканонической мы наверняка ощутим и услышим православную душу, и оттого называем её православной.  Считаю, что размышления на эту тему, конкретные  ссылки на музыкальные произведения  и доступные обобщения помогут всем нам по-настоящему понять и оценить  не только огромную роль музыкального начала в православной службе, но и оценить подвиг тех Авторов, что связали свою Веру с Творчеством…

Владимир Успенский, композитор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 2, Советский недобиток:

Сергей, теперь новая Энергетическая революции, Эйнштейна опровергли,в США в свободной продаже генераторы Тесла на эфирном ветре, никакого загрязнения атмосферы! Вот и музыку надо объединить с квантовой физикой и энергоинформационными медициной. Новое Время - больше нет совковых агитаторов , все можно делать на пользу людям! Только представь какая то Благодатная жизнь будет: Монастырское питание и лечение целебной музыкой без хирургии и химических лекарств. Это же ЗОЛОТОЙ ВЕК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, как и предсказывали пророки! !!
Учитель / 23.01.2020, 14:21

2. Ответ на 1, Учитель:

Какую музыку надо слушать, чтобы снизить артериальное давление, избежать инфаркта миокарта?

Меньше кушать по трапезным и больше двигаться на свежем воздухе.

1. На пороге Нового времени.

Статья из теперь уже ушедшего 20 века! А какое действие оказывает музыка на здоровье человека? Ведь уже достаточно нового медицинского оборудования, чтобы это отследить. Какую музыку надо слушать, чтобы снизить артериальное давление, избежать инфаркта миокарта? Очевидно, что в 21 веке эти вопросы предстоит изучать. Как создать благоприятную музыкальную среду, чтобы вызывать хорошее самочувствие у людей? Все это только бы повышало популярность музыкальных произведений у населения.
Учитель / 22.01.2020, 21:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Успенский
Родион Щедрин в русской музыке
Взгляд композитора
28.10.2020
Перечитывая «Русский манифест»
Нужна новая конституция, опирающаяся на вековые смыслы бытия нашего народа
24.02.2020
Все статьи Владимир Николаевич Успенский
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 20:12
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
19.11.2024 18:45
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
19.11.2024 18:04
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 15:51