Велик вклад Родиона Константиновича Щедрина в сокровищницу русской музыки и национального искусства. Велико его значение и место в плеяде выдающихся композиторов современности не только России, но и всего мирового композиторского сообщества. Пожалуй, сегодня это самое крупное и интересное явление в русской музыке, ибо своим творчеством он как бы подводит итог всех лучших достижений национальной музыки, поднявшись на высоту недосягаемую, изведав все пути-перепутья, указав будущим поколениям известный и неиссякаемый источник, откуда он черпал своё вдохновение. Источник этот – русская народная музыка, фольклор, бытовая музыка, что нас окружает – всё, что звучит, становится из под его пера материалом для гениальных композиций. Этим материалом может стать и озорная частушка, и музыка цирка, и бытовой расхожий напев, и серьёзный знаменный распев и т.п.
Однако, обращение к истокам русской музыки не замкнуло композитора. Современная интерпретация старинного материала, наоборот, разомкнула потенциал композитора, открыв дорогу к «сопредельным жанрам» – джазу и …знаменному распеву, к прикладной музыке всех народов мира, что естественнно вписалось в его стиль и значительно расширило наше представление о возможностях бытовой прикладной музыки: так неожиданно ярко, сочно зазвучала известная частушка из довоенного кинофильма «Путёвка в жизнь», где так и хочется подпеть: «А щи горячие, да с кипяточечком, а слёзы капают да ручеёчечком» – в фортепианной обработке, «подперченные» оркестром. Указывая на оплодотворяющие фольклорные «заимствования» невозможно не вспомнить и другого выдающегося русского композитора – Игоря Фёдоровича Стравинского с его русской стихией и джазовой ритмикой: Щедрин идёт по следам Стравинского, но своей дорогой, дальше и глубже в лес – волшебный лес, где есть всё и все возможности. Отчасти этот путь схож с творчеством замечательного венгерского композитора Белы Бартока, впитавшего в себя фольклор самых различных народностей…
Родион Константинович, внук священнослужителя и сын профессионального незаурядного композитора, имел и имеет под собой незыблемую основу – РУССКОСТЬ, которую он понимает широко, обострённо и ответственно. Вся его музыка, независимо от личных высказываний, выдаёт в нём сторонника РУССКОЙ ИДЕИ, которая его питает и удерживает в этом бушующем море искушений и праздных скорбных утех. Строгая профессиональная дисциплина и необыкновенная работоспособность обеспечили появление огромного количества первоклассной музыки, где духовная тематика, пожалуй, преобладает, ибо косвенно присутствует и в сугубо светских сочинениях. Назову такие шедевры, как: оперы «Очарованный странник» (по Лескову) и «Боярыня Морозова» (по мотивам «Жития протопопа Аввакума»), концерт для оркестра «Звоны», Стихира к 1000-летию Крещения Руси для симфонического оркестра», «Моление» - кантата для хора, «Многая Лета» для фортепиано, хора и ударных, «Месса поминовения» для хора - памяти любимой жены – Майи Плисецкой, «Фрески Дионисия» для камерного ансамбля и многое другое, в том числе «Литургия» и множество духовных хоров.
Большинство светских сочинений Щедрина имеют яркое концертное обличие – подчас темпераменту композитора, тяготеющего к театральности, выпуклости, сюжетности: музыка эта имеет либо явную, либо скрытную программу, что делает её доступной для любого заинтересованного слушателя. В основе этих сочинений, как правило, лежат исходные одна или несколько ритмоформул, которые затем мастерски развиваются, расцвечиваются, обеспечивая как-бы скульптурность образа, который непременно узнаётся – в себе или других лицах-явлениях. В этой связи Щедрин – народный композитор: его музыку не надо понимать (музыка вообще не понятийное искусство), но открыв себя её неистовствующему потоку, она легко вольётся в тебя, оставляя ощущение удивления и радости.
К сожалению, не все достойные сочинения Щедрина стали известны и доступны широкой аудитории. Сказывается косность и задубелость наших концертных организаций, предпочитающих чисто коммерческий подход к составлению программ и выкачивание денег… Кризис «концертников» очевиден, и чем скорее эта отрасль снова станет государственной, тем скорее появится возможность отринуть бес-музыку и воспитываться на национальных шедеврах… Музыка Щедрина достойна популяризации в самой широкой аудитории, и это сегодня несомненная истина.
Ученик Юрия Шапорина (консерватория, аспирантура) Родион Щедрин нашёл себя в русском русле не случайно: так была задумана его судьба и его путь, полный счастливых находок и открытий. Однако, Щедрин не был ни апологетом западной современной музыки, которую он хорошо изучил, ни авангардистом в прямом смысле этого слова, ни «модернистом» в ругательном смысле слова. Уникальность облика Щедрина и всего его творчества в том и состоит, что он шёл по единственному собственному пути, шёл свободно и с улыбкой, не спотыкаясь, но отметая от себя близлежащие сучья и листья. Об индивидуальном в творчестве Щедрина написано много и ещё больше будет написано исследователями. Здесь мы старались лишь обозначить это имя как достойное соприкосновения и слушания. А посему горячо рекомендую всем читателем РНЛ познакомиться или углубить свои представления о творчестве нашего гениального современника. В интернете есть всё, о чём я сознательно умолчал, дабы всем нам обогатить себя богатством неповторимым и вечным.
Владимир Успенский, композитор