Родион Щедрин в русской музыке

Взгляд композитора

0
1450
Время на чтение 4 минуты

Велик вклад Родиона Константиновича Щедрина в сокровищницу русской музыки и национального искусства. Велико  его значение и место в плеяде выдающихся композиторов современности  не только России, но и всего мирового композиторского сообщества. Пожалуй, сегодня  это самое крупное и интересное явление в русской музыке, ибо своим творчеством он как бы подводит итог всех лучших достижений национальной музыки, поднявшись на высоту недосягаемую, изведав все пути-перепутья, указав будущим поколениям известный  и неиссякаемый источник,  откуда он черпал своё вдохновение. Источник этот – русская народная музыка, фольклор, бытовая музыка, что нас окружает – всё, что звучит, становится из под его пера материалом для гениальных композиций. Этим материалом может стать и озорная частушка, и музыка цирка, и бытовой расхожий напев, и серьёзный знаменный распев и т.п.

      Однако, обращение к истокам русской музыки не замкнуло композитора. Современная интерпретация старинного материала,  наоборот, разомкнула потенциал композитора, открыв дорогу  к  «сопредельным жанрам»  – джазу и …знаменному распеву, к прикладной музыке всех народов мира, что естественнно вписалось в его стиль и значительно расширило наше представление о возможностях бытовой прикладной музыки: так неожиданно ярко, сочно зазвучала известная частушка из довоенного кинофильма «Путёвка в жизнь», где так и хочется подпеть: «А щи горячие, да с кипяточечком, а слёзы капают да  ручеёчечком» –  в фортепианной обработке, «подперченные» оркестром. Указывая на оплодотворяющие фольклорные «заимствования» невозможно не вспомнить и другого выдающегося  русского  композитора – Игоря Фёдоровича Стравинского с его русской стихией и джазовой ритмикой: Щедрин идёт по следам Стравинского,  но своей дорогой, дальше и глубже в лес – волшебный лес, где есть всё и все возможности. Отчасти этот путь схож с творчеством замечательного венгерского композитора Белы Бартока, впитавшего в себя фольклор самых различных народностей…

      Родион Константинович, внук священнослужителя  и сын профессионального незаурядного композитора, имел и  имеет под собой незыблемую основу – РУССКОСТЬ, которую он понимает широко, обострённо и ответственно. Вся его музыка, независимо от личных высказываний, выдаёт в нём сторонника РУССКОЙ ИДЕИ, которая его питает и удерживает в этом бушующем море искушений  и праздных скорбных утех. Строгая профессиональная дисциплина и необыкновенная работоспособность обеспечили появление огромного количества первоклассной музыки, где духовная тематика, пожалуй, преобладает, ибо косвенно присутствует и в сугубо светских сочинениях. Назову такие шедевры, как: оперы «Очарованный странник» (по Лескову) и «Боярыня Морозова» (по мотивам «Жития протопопа Аввакума»), концерт для оркестра «Звоны», Стихира к 1000-летию Крещения Руси для симфонического оркестра»,  «Моление» - кантата для хора, «Многая Лета» для фортепиано, хора и ударных,  «Месса поминовения» для хора - памяти любимой жены – Майи Плисецкой, «Фрески Дионисия» для камерного ансамбля и многое другое, в том числе «Литургия» и множество духовных хоров.

      Большинство светских сочинений Щедрина имеют яркое концертное обличие – подчас темпераменту композитора, тяготеющего к театральности, выпуклости, сюжетности: музыка эта имеет либо явную, либо скрытную программу, что делает её доступной для любого заинтересованного слушателя. В основе этих сочинений, как правило, лежат исходные одна или несколько ритмоформул, которые затем мастерски развиваются, расцвечиваются, обеспечивая как-бы скульптурность образа, который непременно узнаётся – в себе или других лицах-явлениях. В этой связи Щедрин – народный композитор: его музыку не надо понимать (музыка вообще не понятийное искусство), но открыв себя её неистовствующему потоку, она легко вольётся в тебя, оставляя ощущение удивления и радости.

        К сожалению, не все достойные сочинения Щедрина стали известны и доступны широкой аудитории. Сказывается косность и задубелость наших концертных организаций,  предпочитающих чисто коммерческий подход к составлению программ и выкачивание денег… Кризис «концертников» очевиден, и чем скорее эта отрасль снова станет государственной, тем скорее появится возможность отринуть бес-музыку и воспитываться на национальных шедеврах… Музыка Щедрина достойна популяризации в самой широкой аудитории, и это сегодня несомненная истина.

       Ученик Юрия Шапорина (консерватория, аспирантура) Родион Щедрин нашёл себя в русском русле не случайно: так была задумана его судьба и его путь, полный счастливых находок и открытий. Однако, Щедрин не был ни апологетом западной современной музыки, которую он хорошо изучил, ни авангардистом в прямом смысле этого слова, ни «модернистом» в ругательном смысле слова. Уникальность облика Щедрина и всего его творчества в том и состоит, что он шёл по единственному собственному пути, шёл свободно и с улыбкой, не спотыкаясь, но отметая от себя близлежащие сучья и листья. Об индивидуальном в творчестве Щедрина написано много и ещё больше будет написано исследователями. Здесь мы старались лишь обозначить это имя как достойное соприкосновения и слушания. А посему горячо рекомендую всем читателем РНЛ познакомиться или углубить свои представления о творчестве нашего гениального современника. В интернете есть всё, о чём я сознательно умолчал, дабы всем нам обогатить себя богатством неповторимым и вечным.

Владимир Успенский, композитор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Успенский
Перечитывая «Русский манифест»
Нужна новая конституция, опирающаяся на вековые смыслы бытия нашего народа
24.02.2020
Все статьи Владимир Николаевич Успенский
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41