Фольклорная волна Валерия Гаврилина

0
1152
Время на чтение 4 минуты

 

    Уже давно замечено историками и узкими специалистами: творческое искусство, в том числе и музыкальное, развивалось и развивается ВОЛНООБРАЗНО, подобно приливам и отливам моря-океана, обрамляющего нашу Землю. Каждый такой прилив-отлив несёт в себе неповторимость времени, которое либо разрушает, либо выстраивает себя в новом качестве и содержании. Как правило, это движение имеет свои закономерности и особенности, где понятие фольклорной волны вполне умещается в рамках описываемой ситуации. Так, в пределах северной столицы появилось вполне  неробкое  музыкальное движение, которое музыковеды тут же окрестили «второй неофольклорной волной». А где же первая? Полагаю, – в музыкальном творчестве членов Балакиревского кружка, т.н.  «кучкистов»: Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Кюи и самого Балакирева с его девизом – во всём отталкиваться от русского фольклора, от русской народной культуры и песенного творчества. Надо сказать, что «кучкисты» свято выполнили завет Балакирева и утвердили первую русскую композиторскую профессиональную ШКОЛУ, из которой вышли Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов… С другой стороны,  это был своеобразный отклик на творчество писателей-«деревенщиков», окормлявшихся «русской сельской темой» в литературе тех же 50-х-60-х годов. Прошло время, и вот сегодня можно говорить о значительном, если не катастрофическом, оскудении профессионального творчества, с  полным обмелением мысли и отсутствием каких бы то ни было серьёзных приоритетов: всё лучшее ушло-уехало и… обмелела наша земля… Но вернёмся в доброе советское время, когда  в Питере стало набирать силу имя Валерия Гаврилина, когда в его творчестве вопреки прогнозам и неверию стала вновь наполняться жизнью и ломать академические рамки – РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ…

     Валерий Александрович Гаврилин  (1939 – 1999) родился на Вологодчине и долгое время жил в сельской местности. Исключительно трудная пора произрастания – гибель отца (1941), сиротство, детдом, мыкания по людям не смогли загубить мальчика: выручили необыкновенная любовь к народной песне и игре на народных инструментах, а также природная одарённость Валерия, которые помогли ему вырваться из плена неустроенности и попасть в вологодское музыкальное училище на хоровое отделение. Здесь сразу же обратили внимание на необыкновенную одарённость юноши, и с 1958-го года он уже студент Ленинградской консерватории. Как музыковед-фольклорист Валерий учился у знаменитого Феодосия Рубцова, а как композитор – у  одного из самых выдающихся педагогов и композиторов второй половины XX века Ореста Евлахова. Консерваторские годы, с ежегодными летними поездками по деревням ЗА ПЕСНЕЙ, окончательно сформировали в нём профессионального композитора, влюблённого в родную культуру русской народной песни. Это и определило не только его судьбу, но и судьбу целого направления в музыкальном  творчестве всей России. Прежде всего, в корне изменилось отношение ко всему русскому, и как бы вновь зазвучали частушки, страдательные, игровые  и лирические песни. Во многих школах организуются оркестры народных инструментов, народные хоры и ансамбли. Фольклористы с увлечением собирают местные песни и публикуют свои труды. Фольклористика – на взлёте. И это не только заслуга Валерия Гаврилина – первооткрывателя и ваятеля, но и поразительное ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ, когда не вдруг, но вновь оживает вся русская культура (в Москве в то же время процветает творчество Георгия Свиридова, но несколько в ином ключе…). Так, Гаврилин берёт чистую русскую песню и синтезирует её в академическом стиле, оставляя подлинную мелодию неизменной, а развивая лишь фактурный материал, и этот его метод становится ключом ко всему его творчеству…

       Феномен Валерия Гаврилина, на мой взгляд, именно в том, что он вновь разглядел всю прелесть и первозданность русского национального распева с вольной ритмикой, непривычным метром и необъятным содержанием. Валерий Александрович все эти свойства русские поднял на необыкновенную высоту и выстроил уже свои Звоны-Перезвоны, сообщив звучанию и новую тембристику, и новую драматургию, и обновлённое содержание. Гребнем этой волны явилась РУССКАЯ ТЕТРАДЬ ГАВРИЛИНА, ставшая эталоном всего движения. «Русская тетрадь» Гаврилина есть вокальный цикл для голоса и фортепиано на народные стихи. Вот эти песни: 1.Над рекой стоит калина. 2. Страдательная («Что, девчоночки, стоите…»). 3. Страдательная («Зорю видно…»). 4. Зима. 5. Сею-вею. 6. Дело было на гулянке. 7. Страдания («Ой, не знаю, не знаю, не знаю …»). 8. В прекрасном месяце мае. Кроме этого цикла композитором написаны: вокальный цикл О ЛЮБВИ (сл. Шефнера), САТИРЫ (сл. Григулиса), ТРИ НЕМЕЦКИХ ТЕТРАДИ (сл. Г. Гейне), вокальный цикл для двух голосов и фортепиано ВЕЧЕРОК и великое множество песен – самых разных по сюжету и содержанию…

         Велик вклад композитора в балетно-хореографическое искусство, которое весьма обогатилось привнесением в балет народных сюжетов и народных танцев. 4 балета Гаврилина на известные сюжеты – АНЮТА, ДОМ У ДОРОГИ, ПОДПОРУЧИК РОМАШОВ, ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА – и сегодня являются шедеврами нового направления… Для симфонического оркестра Гаврилин написал семь симфонических сюит, ТАРАКАНИЩЕ, Адажио для струнного оркестра. В его портфеле три оперы, вокально-симфонические значительные произведения СКОМОРОХИ, ВОЕННЫЕ ПИСЬМА, ЗЕМЛЯ, ЗДРАВИЦА. ЗАКЛИНАНИЯ, СВАДЬБА, ПЕРЕЗВОНЫ (по прочтинию В.Шукшина) ПАСТУХ И ПАСТУШКА… Три квартета, хоровые акапельные произведения, инструментальные сонаты не заканчивают перечисление, но говорят о его многожанровом поиске.

    К великому сожалению, фольклорный взлёт, толчком к которому явилось великолепное творчество Валерия Александровича, сегодня полностью деградировано и изничтожено. И эта горькая правда даёт шанс началу ТРЕТЬЕЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ВОЛНЫ, что непременно состоится по окончанию нынешнего продолжительно-огорчительного сценария. А иначе и быть не может. Только так возродится Россия и всё русское в ней.

Владимир Успенский, композитор

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Успенский
Родион Щедрин в русской музыке
Взгляд композитора
28.10.2020
Перечитывая «Русский манифест»
Нужна новая конституция, опирающаяся на вековые смыслы бытия нашего народа
24.02.2020
Все статьи Владимир Николаевич Успенский
Последние комментарии
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от Павел Тихомиров
27.12.2024 11:36
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Сергей из НН
27.12.2024 11:35
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
27.12.2024 11:16
Раздел «Важное» на РНЛ
Новый комментарий от Александр Миронов
27.12.2024 11:13
Добрый пастырь земли Иркутской
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.12.2024 11:05
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от учитель
27.12.2024 11:02
Суд отказал в защите чести и достоинства писателя Гелия Рябова
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
27.12.2024 10:27