Уже давно замечено историками и узкими специалистами: творческое искусство, в том числе и музыкальное, развивалось и развивается ВОЛНООБРАЗНО, подобно приливам и отливам моря-океана, обрамляющего нашу Землю. Каждый такой прилив-отлив несёт в себе неповторимость времени, которое либо разрушает, либо выстраивает себя в новом качестве и содержании. Как правило, это движение имеет свои закономерности и особенности, где понятие фольклорной волны вполне умещается в рамках описываемой ситуации. Так, в пределах северной столицы появилось вполне неробкое музыкальное движение, которое музыковеды тут же окрестили «второй неофольклорной волной». А где же первая? Полагаю, – в музыкальном творчестве членов Балакиревского кружка, т.н. «кучкистов»: Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Кюи и самого Балакирева с его девизом – во всём отталкиваться от русского фольклора, от русской народной культуры и песенного творчества. Надо сказать, что «кучкисты» свято выполнили завет Балакирева и утвердили первую русскую композиторскую профессиональную ШКОЛУ, из которой вышли Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов… С другой стороны, это был своеобразный отклик на творчество писателей-«деревенщиков», окормлявшихся «русской сельской темой» в литературе тех же 50-х-60-х годов. Прошло время, и вот сегодня можно говорить о значительном, если не катастрофическом, оскудении профессионального творчества, с полным обмелением мысли и отсутствием каких бы то ни было серьёзных приоритетов: всё лучшее ушло-уехало и… обмелела наша земля… Но вернёмся в доброе советское время, когда в Питере стало набирать силу имя Валерия Гаврилина, когда в его творчестве вопреки прогнозам и неверию стала вновь наполняться жизнью и ломать академические рамки – РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ…
Валерий Александрович Гаврилин (1939 – 1999) родился на Вологодчине и долгое время жил в сельской местности. Исключительно трудная пора произрастания – гибель отца (1941), сиротство, детдом, мыкания по людям не смогли загубить мальчика: выручили необыкновенная любовь к народной песне и игре на народных инструментах, а также природная одарённость Валерия, которые помогли ему вырваться из плена неустроенности и попасть в вологодское музыкальное училище на хоровое отделение. Здесь сразу же обратили внимание на необыкновенную одарённость юноши, и с 1958-го года он уже студент Ленинградской консерватории. Как музыковед-фольклорист Валерий учился у знаменитого Феодосия Рубцова, а как композитор – у одного из самых выдающихся педагогов и композиторов второй половины XX века Ореста Евлахова. Консерваторские годы, с ежегодными летними поездками по деревням ЗА ПЕСНЕЙ, окончательно сформировали в нём профессионального композитора, влюблённого в родную культуру русской народной песни. Это и определило не только его судьбу, но и судьбу целого направления в музыкальном творчестве всей России. Прежде всего, в корне изменилось отношение ко всему русскому, и как бы вновь зазвучали частушки, страдательные, игровые и лирические песни. Во многих школах организуются оркестры народных инструментов, народные хоры и ансамбли. Фольклористы с увлечением собирают местные песни и публикуют свои труды. Фольклористика – на взлёте. И это не только заслуга Валерия Гаврилина – первооткрывателя и ваятеля, но и поразительное ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ, когда не вдруг, но вновь оживает вся русская культура (в Москве в то же время процветает творчество Георгия Свиридова, но несколько в ином ключе…). Так, Гаврилин берёт чистую русскую песню и синтезирует её в академическом стиле, оставляя подлинную мелодию неизменной, а развивая лишь фактурный материал, и этот его метод становится ключом ко всему его творчеству…
Феномен Валерия Гаврилина, на мой взгляд, именно в том, что он вновь разглядел всю прелесть и первозданность русского национального распева с вольной ритмикой, непривычным метром и необъятным содержанием. Валерий Александрович все эти свойства русские поднял на необыкновенную высоту и выстроил уже свои Звоны-Перезвоны, сообщив звучанию и новую тембристику, и новую драматургию, и обновлённое содержание. Гребнем этой волны явилась РУССКАЯ ТЕТРАДЬ ГАВРИЛИНА, ставшая эталоном всего движения. «Русская тетрадь» Гаврилина есть вокальный цикл для голоса и фортепиано на народные стихи. Вот эти песни: 1.Над рекой стоит калина. 2. Страдательная («Что, девчоночки, стоите…»). 3. Страдательная («Зорю видно…»). 4. Зима. 5. Сею-вею. 6. Дело было на гулянке. 7. Страдания («Ой, не знаю, не знаю, не знаю …»). 8. В прекрасном месяце мае. Кроме этого цикла композитором написаны: вокальный цикл О ЛЮБВИ (сл. Шефнера), САТИРЫ (сл. Григулиса), ТРИ НЕМЕЦКИХ ТЕТРАДИ (сл. Г. Гейне), вокальный цикл для двух голосов и фортепиано ВЕЧЕРОК и великое множество песен – самых разных по сюжету и содержанию…
Велик вклад композитора в балетно-хореографическое искусство, которое весьма обогатилось привнесением в балет народных сюжетов и народных танцев. 4 балета Гаврилина на известные сюжеты – АНЮТА, ДОМ У ДОРОГИ, ПОДПОРУЧИК РОМАШОВ, ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА – и сегодня являются шедеврами нового направления… Для симфонического оркестра Гаврилин написал семь симфонических сюит, ТАРАКАНИЩЕ, Адажио для струнного оркестра. В его портфеле три оперы, вокально-симфонические значительные произведения СКОМОРОХИ, ВОЕННЫЕ ПИСЬМА, ЗЕМЛЯ, ЗДРАВИЦА. ЗАКЛИНАНИЯ, СВАДЬБА, ПЕРЕЗВОНЫ (по прочтинию В.Шукшина) ПАСТУХ И ПАСТУШКА… Три квартета, хоровые акапельные произведения, инструментальные сонаты не заканчивают перечисление, но говорят о его многожанровом поиске.
К великому сожалению, фольклорный взлёт, толчком к которому явилось великолепное творчество Валерия Александровича, сегодня полностью деградировано и изничтожено. И эта горькая правда даёт шанс началу ТРЕТЬЕЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ВОЛНЫ, что непременно состоится по окончанию нынешнего продолжительно-огорчительного сценария. А иначе и быть не может. Только так возродится Россия и всё русское в ней.
Владимир Успенский, композитор