Фольклорная волна Валерия Гаврилина

0
1126
Время на чтение 4 минуты

 

    Уже давно замечено историками и узкими специалистами: творческое искусство, в том числе и музыкальное, развивалось и развивается ВОЛНООБРАЗНО, подобно приливам и отливам моря-океана, обрамляющего нашу Землю. Каждый такой прилив-отлив несёт в себе неповторимость времени, которое либо разрушает, либо выстраивает себя в новом качестве и содержании. Как правило, это движение имеет свои закономерности и особенности, где понятие фольклорной волны вполне умещается в рамках описываемой ситуации. Так, в пределах северной столицы появилось вполне  неробкое  музыкальное движение, которое музыковеды тут же окрестили «второй неофольклорной волной». А где же первая? Полагаю, – в музыкальном творчестве членов Балакиревского кружка, т.н.  «кучкистов»: Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Кюи и самого Балакирева с его девизом – во всём отталкиваться от русского фольклора, от русской народной культуры и песенного творчества. Надо сказать, что «кучкисты» свято выполнили завет Балакирева и утвердили первую русскую композиторскую профессиональную ШКОЛУ, из которой вышли Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов… С другой стороны,  это был своеобразный отклик на творчество писателей-«деревенщиков», окормлявшихся «русской сельской темой» в литературе тех же 50-х-60-х годов. Прошло время, и вот сегодня можно говорить о значительном, если не катастрофическом, оскудении профессионального творчества, с  полным обмелением мысли и отсутствием каких бы то ни было серьёзных приоритетов: всё лучшее ушло-уехало и… обмелела наша земля… Но вернёмся в доброе советское время, когда  в Питере стало набирать силу имя Валерия Гаврилина, когда в его творчестве вопреки прогнозам и неверию стала вновь наполняться жизнью и ломать академические рамки – РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ…

     Валерий Александрович Гаврилин  (1939 – 1999) родился на Вологодчине и долгое время жил в сельской местности. Исключительно трудная пора произрастания – гибель отца (1941), сиротство, детдом, мыкания по людям не смогли загубить мальчика: выручили необыкновенная любовь к народной песне и игре на народных инструментах, а также природная одарённость Валерия, которые помогли ему вырваться из плена неустроенности и попасть в вологодское музыкальное училище на хоровое отделение. Здесь сразу же обратили внимание на необыкновенную одарённость юноши, и с 1958-го года он уже студент Ленинградской консерватории. Как музыковед-фольклорист Валерий учился у знаменитого Феодосия Рубцова, а как композитор – у  одного из самых выдающихся педагогов и композиторов второй половины XX века Ореста Евлахова. Консерваторские годы, с ежегодными летними поездками по деревням ЗА ПЕСНЕЙ, окончательно сформировали в нём профессионального композитора, влюблённого в родную культуру русской народной песни. Это и определило не только его судьбу, но и судьбу целого направления в музыкальном  творчестве всей России. Прежде всего, в корне изменилось отношение ко всему русскому, и как бы вновь зазвучали частушки, страдательные, игровые  и лирические песни. Во многих школах организуются оркестры народных инструментов, народные хоры и ансамбли. Фольклористы с увлечением собирают местные песни и публикуют свои труды. Фольклористика – на взлёте. И это не только заслуга Валерия Гаврилина – первооткрывателя и ваятеля, но и поразительное ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ, когда не вдруг, но вновь оживает вся русская культура (в Москве в то же время процветает творчество Георгия Свиридова, но несколько в ином ключе…). Так, Гаврилин берёт чистую русскую песню и синтезирует её в академическом стиле, оставляя подлинную мелодию неизменной, а развивая лишь фактурный материал, и этот его метод становится ключом ко всему его творчеству…

       Феномен Валерия Гаврилина, на мой взгляд, именно в том, что он вновь разглядел всю прелесть и первозданность русского национального распева с вольной ритмикой, непривычным метром и необъятным содержанием. Валерий Александрович все эти свойства русские поднял на необыкновенную высоту и выстроил уже свои Звоны-Перезвоны, сообщив звучанию и новую тембристику, и новую драматургию, и обновлённое содержание. Гребнем этой волны явилась РУССКАЯ ТЕТРАДЬ ГАВРИЛИНА, ставшая эталоном всего движения. «Русская тетрадь» Гаврилина есть вокальный цикл для голоса и фортепиано на народные стихи. Вот эти песни: 1.Над рекой стоит калина. 2. Страдательная («Что, девчоночки, стоите…»). 3. Страдательная («Зорю видно…»). 4. Зима. 5. Сею-вею. 6. Дело было на гулянке. 7. Страдания («Ой, не знаю, не знаю, не знаю …»). 8. В прекрасном месяце мае. Кроме этого цикла композитором написаны: вокальный цикл О ЛЮБВИ (сл. Шефнера), САТИРЫ (сл. Григулиса), ТРИ НЕМЕЦКИХ ТЕТРАДИ (сл. Г. Гейне), вокальный цикл для двух голосов и фортепиано ВЕЧЕРОК и великое множество песен – самых разных по сюжету и содержанию…

         Велик вклад композитора в балетно-хореографическое искусство, которое весьма обогатилось привнесением в балет народных сюжетов и народных танцев. 4 балета Гаврилина на известные сюжеты – АНЮТА, ДОМ У ДОРОГИ, ПОДПОРУЧИК РОМАШОВ, ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА – и сегодня являются шедеврами нового направления… Для симфонического оркестра Гаврилин написал семь симфонических сюит, ТАРАКАНИЩЕ, Адажио для струнного оркестра. В его портфеле три оперы, вокально-симфонические значительные произведения СКОМОРОХИ, ВОЕННЫЕ ПИСЬМА, ЗЕМЛЯ, ЗДРАВИЦА. ЗАКЛИНАНИЯ, СВАДЬБА, ПЕРЕЗВОНЫ (по прочтинию В.Шукшина) ПАСТУХ И ПАСТУШКА… Три квартета, хоровые акапельные произведения, инструментальные сонаты не заканчивают перечисление, но говорят о его многожанровом поиске.

    К великому сожалению, фольклорный взлёт, толчком к которому явилось великолепное творчество Валерия Александровича, сегодня полностью деградировано и изничтожено. И эта горькая правда даёт шанс началу ТРЕТЬЕЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ВОЛНЫ, что непременно состоится по окончанию нынешнего продолжительно-огорчительного сценария. А иначе и быть не может. Только так возродится Россия и всё русское в ней.

Владимир Успенский, композитор

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Успенский
Родион Щедрин в русской музыке
Взгляд композитора
28.10.2020
Перечитывая «Русский манифест»
Нужна новая конституция, опирающаяся на вековые смыслы бытия нашего народа
24.02.2020
Все статьи Владимир Николаевич Успенский
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 10:03
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
16.11.2024 20:48
Сатанизм стучится в церковные двери
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 20:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Калужанин
16.11.2024 19:49
Зачем?
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.11.2024 19:48
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Рабочий
16.11.2024 18:47