Старинный купеческий городок Мещовск Калужской губернии подарил России двух цариц: Евдокию Лукьяновну Стрешневу, супругу Михаила Федоровича, первого монарха из династии Романовых (1596-1645), и Евдокию Федоровну Лопухину (1669-1731), первую жену царя Петра Великого.
Евдокия Лукьяновна родилась в 1608 году в семье обедневшего дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева. Её мать, Анна Константиновна (1584-1650), родила мужу пятерых детей, среди них Евдокия была средняя. Родители по бедности отдали девочку в семью богатого родственника по материнской линии - окольничего Григория Волконского. Кроткая и добродетельная Евдокия в новой семье подвергалась оскорблениям со стороны строптивой нравом своей сверстницы-боярышни, но никогда никому не жаловалась, молча перенося обиды. Детские годы Евдокии пришлись на одну из страшных годин русской истории - на Смутное время, которое окончилось с воцарением семнадцатилетнего Михаила Романова, избранного на трон Земским Собором 21 февраля (3марта) 1613 года.
Когда Михаилу исполнилось 20 лет, мать, инокиня Марфа, решила женить сына. На смотре невест царю понравилась Мария Хлопова, дочь коломенского дворянина. Однако внезапно девушка заболела, и инокиня Марфа заявила, что невеста серьезно больна и потому на роль царицы не подходит. И отправили невесту со всей родней в ссылку в Тобольск. Затем государевой невестой была объявлена княжна Мария Долгорукова, и 18 сентября 1624 года царь Михаил вступил с ней в брак. Но на другой день после свадьбы царица слегла с признаками отравления и, тяжело проболев три с половиной месяца, умерла.
Чтобы укрепить династию Романовых, царь должен был оставить потомство и тем самым избавить страну от нового Смутного времени, а потому в 1626 году Михаил Романов решил жениться вторично. Выбор невест проходил по старинному византийскому обычаю: в Москву на смотр невест съехались 60 девиц из самых знатных семейств, «ростом, красотою и разумом исполненных». Но ни одна из них не понравилась царю Михаилу. Он остановил свой выбор на 18-летней Евдокии Стрешневой, которая не входила в число девушек, выбранных для смотрин, а прибыла во дворец с дочерью Григория Волконского в качестве её прислужницы. Родители были недовольны выбором сына «худородной» Евдокии, но Михаил остался непреклонен. Царя не остановили ни недовольство матери, ни раздражение обиженных за своих дочерей бояр. Государь заявил, что девушка пришлась ему по сердцу, и, кроме того, он видит свой христианский долг в том, чтобы помочь девице покинуть дом притеснявших ее родственников. Пришлось родителям покориться его воле.
29 января Михаил Федорович официально объявил о своей женитьбе на Евдокии Стрешневой. Чтобы враги не «извели» невесту, Евдокию ввели в кремлевские палаты и нарекли царевной только за три дня до венчания. Царские посыльные отправились в Мещовск за Лукьяном Степановичем, отцом государевой избранницы, чтобы он благословил дочь на брак.
Лукьян Степанович Стрешнев (умер в 1650 году) был очень беден: собственными руками обрабатывал небольшой участок принадлежавшей ему земли. Пред взором прибывших царских послов предстала убогая хижина с крышей, крытой соломой. Сам хозяин был одет в кафтан домашнего сурового холста. Когда ему объявили, что его дочь наречена царской невестой, он встал перед образом на колени и со слезами на глазах произнес: «Боже Всесильный! Подкрепи меня десницею Твоею, да не развращуся среди почестей и богатств!» И впоследствии, будучи государевым тестем, Лукьян Степанович остался скромным, трудолюбивым и щедрым. Эти качества передались его дочери по наследству.
5 февраля 1626 года состоялась торжественная церемония бракосочетания Михаила и Евдокии Романовых. Молодых обвенчал отец - патриарх Филарет и благословил царя и его невесту образом Корсунской Божией Матери. Так русская Золушка оказалась на троне. Приближенные ко Двору лица со скрытой завистью судачили о новой царице, что «не дорога де она государыня», ведь еще совсем недавно ходила в «жолтиках», т.е. в самых дешевых сапожках. «Худое» происхождение Евдокии долгие годы помнилось среди знатных бояр.
Исторические свидетельства единодушно называют второй брак царя счастливым: Михаил Федорович и Евдокия Лукьяновна прожили в любви и согласии 19 лет. Супругов объединяла, прежде всего, горячая вера в Бога, которая являлась залогом их семейного счастья.
В жизни молодой царицы главным делом было деторождение. К всеобщему разочарованию первая и вторая беременности царицы Евдокии завершились рождением дочерей, а не столь желанного сына, наследника престола. Царица усердно молилась, чтобы Господь послал ей сына, а потому часто совершала паломнические поездки по святым местам и монастырям, щедро жертвуя им богатые дары. Её молитвы были услышаны, и 17 марта 1629 года к огромной радости родителей, родственников и всего русского народа у Романовых родился наследник - сын Алексей, будущий царь России (1629-1676). В актах того времени это событие иначе и не называлось, как «государской всемирной радостью». Всего же из 10 царских детей, рожденных Евдокией, до взрослого возраста дожили только четверо: Ирина (1627-1679), Алексей (1629-1676), Анна (1630-1692) и Татиана (1636-1706). Тяжелые испытания выпали на долю царской семьи в 1639 году, когда один за другим умерли пятилетний царевич Иван и только что родившийся царевич Василий. Царица Евдокия, тяжело переживая смерть детей, в то же время с терпением и смирением переносила скорби; после смерти каждого ребенка щедро давала деньги церкви и нищим на помин души.
Семейный быт первых Романовых был основан на строгом благочестии, ежедневном исполнении молитвенного правила, чтении Священного Писания, хождении в храм. Ежегодно в день памяти преподобного Сергия Радонежского государь и государыня совершали паломничество в Троице-Сергиев монастырь. Иногда царица Евдокия отправлялась на богомолье на Арбат к чудотворной иконе Николая Угодника Явленного. В 1634 году она послала в Новгород своему бывшему духовнику протопопу Максиму грамоту с просьбой сообщить ей обо всех новгородских чудотворцах. Царица следовала установленным обычаям и обрядам. Так, если на праздник Иоанна Предтечи царь погружался в «иордань» на Москве-реке, то царица окуналась в воды пруда в селе Рубцово, которое было любимым местом летнего отдыха царской семьи. Супруги великую веру показали к преподобному Александру Свирскому, мощи которого были обретены в 1641 году. В 1643 году царь устроил для них богатую серебряную раку, а царица своими руками вышила золотом и серебром покров на мощи преподобного.
Евангельским духом было проникнуто воспитание детей царской семьи. После рождения царевича или царевны Евдокия Лукьяновна заказывала написать для каждого икону Ангела Хранителя. Она приучала детей к усердной молитве, часто водила на церковные службы к Причастию не только в придворные церкви, но даже в приходские. В дни Ангела детей щедро раздавала нищим милостыню. Во время болезни детей она усердно молилась, заказывала заздравные молебны в монастырях и храмах Москвы и других городов, отдавала распоряжение принести к себе в хоромы чудотворные иконы из московских храмов для совершения перед ними молебнов с водосвятием, раздавала заздравные милостыни.
Как и было принято в те времена, царица Евдокия вела замкнутую жизнь в кругу семьи, приближенных боярынь и служанок. Царицу и царских детей народ никогда не видел: поездки совершались только в закрытых экипажах, при этом царица и царевны закрывали лица дорогими плотными тканями. Совершив утреннее правило в своей комнате, государыня обычно выходила к обедне в одну из домовых церквей. До обеда царица Евдокия занималась рукоделием: вышивала церковные облачения в свои домовые церкви, соборы и монастыри, а также одежды для супруга и детей. В покоях царицы умелыми мастерицами под надзором государыни изготовлялись вышивки, белье и даже детские игрушки.
Евдокия держалась в стороне от государственной жизни, была далека от интриг и борьбы враждующих при дворе партий. Через царя, которому Евдокия была во всем верным помощником и другом, она служила вверенной ей Богом стране. Недаром еще при обручении царь сказал своей невесте, что Господь в ее лице избирает матерь русскому народу.
Евдокия Лукьяновна много занималась делами милосердия. Многочисленные вдовы и сироты через дьяка подавали царице челобитные, прося помощи в своем бедственном положении. Ознакомившись с челобитными, добрая царица Евдокия старалась выполнить просьбы, ибо, пройдя сама через страдания, понимала страдания других. Дьяку она диктовала, а тот записывал, кому и сколько следовало дать денег, кому оказать содействие в каком-нибудь деле. Она заступалась перед мужем-царем за невинно осужденных, нередко спасая их от смерти. По праздникам от имени государыни возле церквей раздавалась милостыня, а также посылалась праздничная милостыня в тюрьмы. В хоромах царицы жили девочки-сироты, в судьбе которых Евдокия Лукьяновна принимала самое живое участие. Став взрослыми, они были выдаваемы ею замуж за добрых дворовых людей, которым царица предварительно устраивала смотрины. Она внесла большой вклад в восстановление Мещовского Свято-Георгиевского монастыря, в некрополе которого были похоронены ее предки. До конца своей жизни Евдокия не переставала оказывать благодеяния подданным.
В праздничные дни время отдавалось различным увеселениям. В Потешной палате перед членами царской семьи с песнями и пляскою выступали балалаечники, шуты, скоморохи, карлицы. Слепые певцы под звуки домры распевали былины, народные стихи и духовные песни.
1 марта в Золотой палате ежегодно торжественно отмечали именины царицы Евдокии. Царь, проявляя великое о супруге попечение, дарил ей золотые с бриллиантами украшения, как в день ее именин, так и после очередных родов. В дни годовых больших праздников царица Евдокия устраивала в Золотой палате праздничные приемы, на которые во дворец съезжались боярыни – царские родственницы. По древнему обычаю для гостей устраивался торжественный обед. К столу приглашались и старицы-монахини трех московских монастырей: Вознесенского, Новодевичьего и Алексеевского.
Последние годы жизни первой царской четы Романовых были далеко не безоблачны. Царица Евдокия тяжело болела. Было возбуждено дело против придворных мастериц, которые признались (возможно, под пытками), что пытались «испортить царицу» посредством колдовства и даже отравить ее. Видимо, факт отравления имел место, так как современные исследования ее останков показали наличие в костях свинца, мышьяка и ртути в количестве, многократно превышающем ПДК.
Исторические хроники свидетельствуют о благочестии царицы Евдокии, ее скромности, душевной и физической красоте. Не только супруг и дети любили ее, но и народ почитал, и последующие поколения сохранили о ней добрую память.
Для Михаила Федоровича царская власть была «терновым венцом». В его царствование были преодолены тяжелейшие последствия Смутного времени: восстановлены хозяйство и торговля в стране; были прекращены войны со Швецией и Польшей; реформирована армия; к России присоединены земли по Яику, Прибайкалья, Якутии; страна получила выход к Тихому океану; была создана разумная система налогообложения, укреплена политическая мощь страны и т.д., а главное – царь отстоял независимость страны. Все эти задачи стали царю под силу при поддержке Господа, членов семьи и, конечно, жены Евдокии Лукьяновны, верной, ласковой и любящей помощницы мужа.
Умер Михаил Федорович 23 июля 1645 года, передав трон сыну Алексею Михайловичу. Тоскуя по умершему мужу, безутешная царица-вдова дни и ночи проводила в слезах, тоске и молитве и ушла из жизни в 37 лет - через пять недель после смерти любимого супруга. Была похоронена в усыпальнице женщин царского рода Воскресенского женского монастыря в Кремле. Ныне ее саркофаг хранится в подвальной палате Архангельского собора.
Весной 2011 года на территории Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря был открыт грандиозный памятник Евдокии Лукьяновне, родоначальнице венценосной династии Романовых.