Народный дух России и социальный уклад одного из городов Вологодской области Липовца без отличий от остальной России, в историческом движении которой были нестроения, а потом она снова, как птица Феникс, восставала из пепла, стали предметом нравственного и историко-социального исследования известного поэта, прозаика и публициста Геннадия Сазонова. Что же в новой книге писателя такого особенного среди ужаса современной цивилизации и жертвенных усилий подлинных представителей народа в сохранении традиций и преемственности русской жизни?
***
Неуютно и несправедливо
Новый роман Геннадия Сазонова "Не согнули в дугу" – это метафизика России, утверждение преемственности и сохранение чувства собственного достоинства русского человека, несмотря на разные испытания, утверждающего себя в собственном деле, обретающего веру Православную, проявляющего милосердие, служащего интересам Отечества.
В прологе под названием "Упал с облаков" и с эпиграфом – словами А. С. Пушкина: " Всяк суетится, лжёт за двух, и всюду меркантильный дух", - автор, отправляющийся в путь, говорит о любви к езде. Он любит внутренне состояние пути, дороги (" и какой же русский не любит быстрой езды"), но дело в том, что современность накладывает свой негативный отпечаток. Ты, выходя из дома, не знаешь, что тебя ждёт через пять минут. Человеку неуютно. Подошёл страж порядка и оштрафовал за якобы переход в неположенном месте: «он пополнил казну из моего кармана» (маленького, пенсионного), «а я стоял и глупо улыбался». Тема несправедливости и душевного разлада в меркантильном обществе продолжается темой ещё одной несправедливости: камера слежения на трассе не исправна, и сотни людей получают штрафы, предпочитая их заплатить, нежели найти справедливость. Автор отмечает, что дорога обычно освежает, бодрит, напоминает о мимолётности бытия, но мысль о везде расставленных камерах слежения портит настроение и омрачает сознание.
И никто не знает, откуда это началось? Теперь ответы знает только "Гугл" – американская поисковая система, но не на все вопросы, а только на те, на которые вложены ответы разработчиками.
Дорога на похороны ветерана в другом городе неблизкая, и за это время собеседники успевают задать вопросы друг другу, зачем столько разрушительных действий делают люди? Почему дают возможность за свой счёт Дурамовичам строить невиданные в мире яхты?
Ответы предлагает писатель на протяжении книги.
«Без креста»
В главе "Без креста" Геннадий Сазонов размышляет о том, что 21-й век принёс новый смысл жизни для бездельников: смысл не в труде, а в развлечениях и удовольствиях. В детстве нам говорили о мечте - облегчить труд людей, а теперь они не могут найти работы.
Подростки застряли в играх в телефоне, теряя внешние и внутренние связи с окружающими людьми. Молодые люди, целые семьи встречаются в кафе, чтобы пообщаться, но достают гаджеты и молча в них погружаются.
Но если пришла беда для будущего человечества, то одни борются с ней всеми силами, другие - наживают огромные барыши.
Герой романа Николай Егоров оказывается в Москве во время расстрела Белого Дома. Писатель отмечает истоки многих бед для России с этого трагического события: открытие ящика Пандоры, бесконечное насилие бандитизма, на котором выросло торжество беззакония и безмерная власть денег.
«Искра счастья»
Тяжело переживая распад СССР, отмечая развал промышленности и сельского хозяйства, упадок русской деревни, нещадную продажу за рубеж невосполняемых источников энергии и природных ресурсов, Геннадий Сазонов, как будто прижимаясь с горячим объятием к родному телу своей страны, делает лирическое отступление об улыбке как знаке красоты нерукотворной России.
Улыбка может сказать о человеке больше, чем слова.
Два чуда освещают жизнь людей: Слово и Улыбка, - эти подарки Господни и два инструмента, два символа, через которые ум способен выразить и сердечный мир, и всю вселенную. В суете, в водовороте земных попечений мы нередко забываем о дарованных Божественных чудесах, «не умеем озарить кого-то светлой улыбкой, поддержать душевным словом". Иван Ильин, величайший русский философ, писал об улыбке: «Искра счастья». «Как бы ни было трудно, - вспоминает писатель, - в нашем голодном детстве после войны люди не теряли улыбки, доброй, веселой, осуждающей или одобряющей, улыбки от хорошего настроения».
Восточная философия советует улыбаться 200 раз в день, мы же часто хмуримся и не испытываем благодарности за Божественный дар жизни: "Живи, радуйся и, конечно, улыбайся". В Америке в 30- е годы прошлого века, чтобы преодолеть великую депрессию, было решение на государственном уровне - развесили везде плакаты, подключили газеты с лозунгами: "У тебя получится! Улыбайся!" По улицам организованы студенческие прохождения, студенты шли с широкими улыбками.
Мы неоднократно упрекали их в фальшивости улыбок, и в то же время мы понимаем, что люди не ангелы, у них не может быть улыбки ангельской, но тот, кто жизни не боится, кто благодарен за святой дар, тот улыбается.
«Дикий капитализм» и глубинный ответ
Не без юмора рассказывает автор о народном остроумии и о маленькой классификации людей, которых охотно брали на хорошие места на заводе: ДОРы (дети ответственных работников), ЖОРы - жены ответственных работников, и СУКИ- случайно устроившиеся квалифицированные инженеры, среди которых оказался и главный герой романа - Николай Васильевич Егоров.
Тема огромного хищения государственного имущества в 90-годы в России вскрывается на страницах книги. " Встанешь на пути - грохнем', - предупредили Егорова. "Тогда, в 90-е грохали людей запросто. Предпринимателя в Липовце убивают только за то, что тот не продал акции вино-водочного завода "важному лицу" из правительства области.
"Либералы уничтожали экономику, низвергали нравственные и бытовые устои. Насаждалась " прихватизация"- так народ назвал разграбление национальных богатств. Произошёл распад множества судеб, и Егоров старается подбодрить, рассеять мрачное настроение, конкретно помочь.
Главная черта русского народа - чувство справедливости. Его невозможно растоптать никакому режиму. Занявшись "своим делом", Егоров понимает, что не раскрутить дело без друзей, в одиночку. Хоть Гераклом будь, а не сумеешь. Один поддержит морально, другой - материально. Вот этой соборностью и спасаемся. И второе подспорье – это природа. Если человек огрубел, отвык от природы, она словно мачеха для него, а она мать, если люди не разучились чувствовать прелесть, неповторимость движений в природе, если не заменили то, что ценили деды и прадеды, на сидение у экранов, сплетнями, скандалами.
«Двойное солнце»
Николай Егоров в одной из своих деловых поездок увидел необычное явление северной природы - «двойное солнце», слышал о нём, а видел впервые в декабрьском небе.
Невидимое для людских глаз борение каких-то высших сил беспрерывно идёт там - над нами, а мы получаем «готовое решение».
Заглянув в себя, Егоров задумался. Как профессионал, он не потерял себя в хаосе событий, а кто-то сильный и невидимый, как бы неумолимо следил за ним и изо всех сил старался разрушить, свести на нет творческое начало. Кто же они, бойцы невидимого фронта?
Писатель в поисках ответов, обращается ко времени шокотерапии и эры лицензирования. Государство облагало данью всех, кто что-либо делал.
В то же время, находя неожиданную помощь, от знакомых и друзей, он понимает, что с хорошим рядом плохое. И так - век за веком. Либералы орали, что рынок всё сам урегулирует. Это было прожектёрство чистой воды. Кораблем нужно управлять. Таким рулем является планирование.
Воровство бухгалтера, растущие тарифы на услуги ЖКХ, больница, в которой врач помогает, если ты ему что-то дашь, устроишь для его семьи кого-то с помощью знакомых людей, взяточничество и безжалостное разрушение культуры, ядовитая еда, подкуп российских чиновников китайскими предпринимателями, разрушение образования, суицид...
Но всё же мы отмечаем медленное духовное выздоровление, возрождение храмов, которому помогают такие люди, как Николай Егоров, сумевший сохранить своё профессиональное достоинство, свою честь.
Заказав лазерный станок по обработке деталей, Егоров узнал, что он через месяц сломался. В нём все детали были российские, а головка - американская, она и сломалась: "Очень символично. У нас государство как бы русское, а "головка" американская».
«Пора вернуть преемственность», - зовёт писатель.
На Руси всегда дело шло от деда к отцу, а от него - к сыну. Передавали опыт, мастерство, капитал. И Егоров говорит сыну: «Люди, сынок, - это главное. И свой дом, семья».
Светоносная Россия встаёт перед читателем романа Геннадия Сазонова, с вечной русской душой.
«Есть Россия духа», - говорит писатель, хоть и удушающими были 90-е годы. Человек в России не остался один на один с собой, своей совестью, хотя законы, которые регулировали жизнь общества, перестали существовать, этические нормы расшатались, подверглись эрозии.
Он со здоровой конкретностью, эмоциональной убедительностью помнит о других, не теряя себя, помнит вселенское предназначение своего Отечества.
Лидия ДОВЫДЕНКО, главный редактор литературно-художественного и общественно-политического журнала «БЕРЕГА», секретарь Союза писателей России, автор более двадцати книг прозы и публицистики, лауреат многих литературных премий конкурсов
г. КАЛИНИНГРАД