Создатели дальнего бомбардировщика Ер-2

Творцы оружия Победы

О самолёте Ер-2 (ДБ-240) известно куда меньше, чем о других дальних бомбардировщиках военных лет – двухмоторном Ил-4 и четырёхмоторном Пе-8, хотя они тоже в августе и сентябре 1941 г. бомбили Берлин и имели дальность, скорость и бомбовую нагрузку выше, чем Ил-4 (при чуть большей взлётной массе), а выпущено их было впятеро больше, чем Пе-8.

Предыстория машины началась с создания в 1936 г. под руководством выдающегося конструктора-политэмигранта Р.Л. Бартини уникального транспортно-пассажирского самолёта «Сталь-7», на котором в 1939 г. был установлен мировой рекорд скорости 405 км/ч по замкнутому маршруту протяжённостью 5000 км. Самолёт оригинальной конструкции – с крылом «обратная чайка» и треугольным сечением фюзеляжа – мог брать на борт 12 пассажиров с грузом или 5800 кг груза без пассажиров.

В 1938 г. Бартини был арестован, и во главе КБ был поставлен его ученик В.Г.Ермолаев, который выступил с предложением создать на основе пассажирского самолёта дальний бомбардировщик.

В новом самолёте было оставлено крыло «обратная чайка» и треугольное сечение фюзеляжа (позволявшее размещать внутри большие бомбы), всё остальное было подвергнуто коренной переработке, изменено даже хвостовое оперение – с однокилевого на двухкилевое.  В 1940 г. бомбардировщик был испытан и в октябре запущен в серийное производство. По лётно-техническим данным он превосходил не только более лёгкий Ил-4, но и близкие по массе немецкие самолёты Хейнкель-111 и Дорнье-217.

Однако судьба машины складывалась трудно. Рассчитана она была на перспективные двигатели водяного охлаждения М-106 мощностью 1350 л. с. и ещё более мощные М-120 (именно под них наркомат авиапромышленности и выдал задание на проектирование самолёта). К сожалению, двигатели к началу войны так и не успели довести, поэтому пришлось довольствоваться моторами М-105 (ВК-105) мощностью всего 1100 л. с. С ними самолёт не добирал расчётной скорости; с более мощными (1400 л. с.), но более «прожорливыми» АМ-37 – расчётной дальности полёта, а с еще более мощными (1500 л.с.) дизелями АЧ-30Б – расчётной высоты. Однако даже с пониженными характеристиками бомбардировщик превосходил вражеские и отлично зарекомендовал себя в сражениях Великой Отечественной войны.

Бартини Роберт Людвигович (14.05.1897 – 6.12.1977) – итальянский аристократ, комунист, учёный-физик, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором и одним из вдохновителей космической программы (С.П.Королёв называл его своим учителем). В 1930 г. был назначен гл. конструктором НИИ Гражданского воздушного флота (завод №240). На его самолёте «Сталь-6» в 1933 г. был установлен мировой рекорд скорости 420 км/ч.

Следующим стал транспортно-пассажирский «Сталь-7», послуживший основой для бомбардировщика ДБ-240 (Ер-2). 14.02.1938 Бартини был арестован, осуждён на 10 лет как итальянский шпион и направлен отбывать срок в «шарашку» – ЦКБ-29, где работал над бомбардировщиком «103» (будущим Ту-2), однако вскоре с А.Н. Туполевым сотрудничать наотрез отказался и был переведён в бригаду «101». Вышел он на свободу только в 1947 г., впоследствии разработал ряд уникальных проектов летательных аппаратов.

Похоронен Роберт Людвигович на Введенском кладбище Москвы, на памятнике надпись: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».

Ермолаев Владимир Григорьевич (29.08.1909 – 31.12.1944).

В 1931 г. закончил МГУ, в качестве ведущего инженера участвовал под руководством Р.Л. Бартини в создании самолёта «Сталь-7», руководил разработкой бомбардировщика ДБ-240, позднее получившего название Ер-2.

В годы войны возглавлял авиазавод №134 в  Москве, где продолжались работы по модернизации Ер-2. В конце 1944 г. он вылетел в Иркутск, где серийно изготавливались его самолёты и где заболел тифом. Спасти его не удалось.

Похоронен Владимир Григорьевич на Новодевичьем кладбище Москвы. Спустя много лет  Р.Л.Бартини вспоминал о своём ученике «Володя был настоящим главным, самоотверженно-трудолюбивым, прекрасно образованным, человеком был хорошим и, что самое важное, талантливым. Мы вскоре это заметили».

 Ер-2 (ДБ-240) с двигателями В.Я. Климова М-105 мощностью по 1100 л. с. Макс. взлётная масса 14150 кг, крейсерская скорость 437 км/ч, потолок 7700 м, макс. дальность 4100 км (с 1 т бомб), макс. бомбовая нагрузка 4000 кг, вооружение 3×12,7-мм пулемёта УБ. Экипаж 4 чел.

При такой же взлётной массе и мощности двигателей немецкий Не-111 уступал Ер-2 как по дальности и скорости полёта, так и по бомбовой нагрузке.

В 1943 г. Ер-2 переоснастили дизелями А.Д. Чаромского АЧ-30, а 1 пулемёт заменили 20-мм пушкой ШВАК: дальность выросла до 5000 км, макс. бомбовая нагрузка – до 6000 кг, но потолок снизился до 7200 м. Всего построено 462 самолёта.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Валерий Габрусенко:
Великие мужи России
270 лет назад скончался Василий Никитич Татищев — основоположник исторической науки в России
28.07.2020
Первый Романов
К 375-летию со дня кончины царя Михаила Фёдоровича
24.07.2020
«Всё русское подвергалось поруганию, осмеянию и унижению»
Прошло 290 лет с пышной коронации императрицы Анны Иоанновны...
11.05.2020
Величайшая победа в истории человечества – наша Победа!
75 лет назад наш народ ценой неимоверных жертв выиграл войну с объединенной Европой – самую страшную войну в истории человечества
07.05.2020
Все статьи автора
"75-летие Великой Победы"
Одна Война – одна Победа, но две Даты. И это – навсегда!
Размышления к 15 августа – Дню освобождения Кореи
03.08.2020
Свидетельство дружбы между русским и белорусским народами
Землю с Невского пятачка доставят в храм-памятник Всех святых в Минске
30.07.2020
«Солдаты правопорядка в годы Великой Отечественной войны»
В Москве на Ходынке открылась передвижная выставка, приуроченная к 75-летию Великой Победы
24.07.2020
Знаки судьбы «позднего» Виктора Астафьева
О подписи задним числом и «сортирах», браке по расчету и русофобии, о «ребятишках» и абортах
23.07.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Дерзость московских властей
Новый комментарий от monarhist
2020-08-04 07:56
Предвыборный ход или прозападный поворот Лукашенко?
Новый комментарий от р.Б. Алексий
2020-08-04 07:12
Сказы наших дней
Новый комментарий от Брат
2020-08-04 06:36
Лукашенко столкнулся с серьёзными угрозами
Новый комментарий от р.Б. Алексий
2020-08-04 06:03
Размышления по поводу «Размышлений»
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-08-04 03:50