Предыстория машины началась с создания в 1936 г. под руководством выдающегося конструктора-политэмигранта Р.Л. Бартини уникального транспортно-пассажирского самолёта «Сталь-7», на котором в 1939 г. был установлен мировой рекорд скорости 405 км/ч по замкнутому маршруту протяжённостью 5000 км. Самолёт оригинальной конструкции – с крылом «обратная чайка» и треугольным сечением фюзеляжа – мог брать на борт 12 пассажиров с грузом или 5800 кг груза без пассажиров.
В 1938 г. Бартини был арестован, и во главе КБ был поставлен его ученик В.Г.Ермолаев, который выступил с предложением создать на основе пассажирского самолёта дальний бомбардировщик.
В новом самолёте было оставлено крыло «обратная чайка» и треугольное сечение фюзеляжа (позволявшее размещать внутри большие бомбы), всё остальное было подвергнуто коренной переработке, изменено даже хвостовое оперение – с однокилевого на двухкилевое. В 1940 г. бомбардировщик был испытан и в октябре запущен в серийное производство. По лётно-техническим данным он превосходил не только более лёгкий Ил-4, но и близкие по массе немецкие самолёты Хейнкель-111 и Дорнье-217.
Однако судьба машины складывалась трудно. Рассчитана она была на перспективные двигатели водяного охлаждения М-106 мощностью 1350 л. с. и ещё более мощные М-120 (именно под них наркомат авиапромышленности и выдал задание на проектирование самолёта). К сожалению, двигатели к началу войны так и не успели довести, поэтому пришлось довольствоваться моторами М-105 (ВК-105) мощностью всего 1100 л. с. С ними самолёт не добирал расчётной скорости; с более мощными (1400 л. с.), но более «прожорливыми» АМ-37 – расчётной дальности полёта, а с еще более мощными (1500 л.с.) дизелями АЧ-30Б – расчётной высоты. Однако даже с пониженными характеристиками бомбардировщик превосходил вражеские и отлично зарекомендовал себя в сражениях Великой Отечественной войны.
Бартини Роберт Людвигович (14.05.1897 – 6.12.1977) – итальянский аристократ, комунист, учёный-физик, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором и одним из вдохновителей космической программы (С.П.Королёв называл его своим учителем). В 1930 г. был назначен гл. конструктором НИИ Гражданского воздушного флота (завод №240). На его самолёте «Сталь-6» в 1933 г. был установлен мировой рекорд скорости 420 км/ч.
Следующим стал транспортно-пассажирский «Сталь-7», послуживший основой для бомбардировщика ДБ-240 (Ер-2). 14.02.1938 Бартини был арестован, осуждён на 10 лет как итальянский шпион и направлен отбывать срок в «шарашку» – ЦКБ-29, где работал над бомбардировщиком «103» (будущим Ту-2), однако вскоре с А.Н. Туполевым сотрудничать наотрез отказался и был переведён в бригаду «101». Вышел он на свободу только в 1947 г., впоследствии разработал ряд уникальных проектов летательных аппаратов.
Похоронен Роберт Людвигович на Введенском кладбище Москвы, на памятнике надпись: «В стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».
Ермолаев Владимир Григорьевич (29.08.1909 – 31.12.1944).
В 1931 г. закончил МГУ, в качестве ведущего инженера участвовал под руководством Р.Л. Бартини в создании самолёта «Сталь-7», руководил разработкой бомбардировщика ДБ-240, позднее получившего название Ер-2.
В годы войны возглавлял авиазавод №134 в Москве, где продолжались работы по модернизации Ер-2. В конце 1944 г. он вылетел в Иркутск, где серийно изготавливались его самолёты и где заболел тифом. Спасти его не удалось.
Похоронен Владимир Григорьевич на Новодевичьем кладбище Москвы. Спустя много лет Р.Л.Бартини вспоминал о своём ученике «Володя был настоящим главным, самоотверженно-трудолюбивым, прекрасно образованным, человеком был хорошим и, что самое важное, талантливым. Мы вскоре это заметили».
Ер-2 (ДБ-240) с двигателями В.Я. Климова М-105 мощностью по 1100 л. с. Макс. взлётная масса 14150 кг, крейсерская скорость 437 км/ч, потолок 7700 м, макс. дальность 4100 км (с 1 т бомб), макс. бомбовая нагрузка 4000 кг, вооружение 3×12,7-мм пулемёта УБ. Экипаж 4 чел.
При такой же взлётной массе и мощности двигателей немецкий Не-111 уступал Ер-2 как по дальности и скорости полёта, так и по бомбовой нагрузке.
В 1943 г. Ер-2 переоснастили дизелями А.Д. Чаромского АЧ-30, а 1 пулемёт заменили 20-мм пушкой ШВАК: дальность выросла до 5000 км, макс. бомбовая нагрузка – до 6000 кг, но потолок снизился до 7200 м. Всего построено 462 самолёта.