Князь Александр Щербатов как монархический деятель

Доклад на Щербатовских чтениях в Литвиново

14 декабря 2019 года в подмосковном санатории Литвиново (вблизи города Наро-Фоминска) состоялись Вторые международные Щербатовские чтения. Их организатором выступило Щербатовское Нарское историческое общество и его руководитель Геннадий Подбородников, пригласивший меня сделать доклад о князе Александре Григорьевиче Щербатове, который сыграл выдающуюся роль в право-монархическом (черносотенном) движении начала ХХ века. Поскольку мой доклад явно выходил за рамки отведённого регламентом времени, а выступившим первым Николай Случевский из США задал дискуссионную тональность, я посчитал уместным на чтениях отреагировать на некоторые мысли американского гостя, касавшиеся оценки февральских событий 1917 года. Доклад же публикую сейчас.

Князь Александр Григорьевич Щербатов родился 10 октября 1850 года в семье попечителя Санкт-Петербургского учебного округа князя Г.А.Щербатова (1819-1881). Его дед, князь А.Г.Щербатов (1776-1848), был московским военным генерал-губернатором, героем Отечественной войны 1812 года. По окончании курса в Петербургском университете (1872) некоторое время состоял на государственной службе, затем вышел в отставку. 8 апреля 1874 года женился на графине О.А.Строгановой (1856-1944), после женитьбы окончательно решил посвятить себя сельскому хозяйству.

Своё имение в с. Васильевском Рузского уезда Московской губернии превратил в образцовое хозяйство. В течение 13 лет с 1892 по 1905 годы был президентом Императорского Общества сельского хозяйства в Москве. Вместе с женой совершил четыре серьезных путешествия: два по арабскому Востоку (первое с риском для жизни), одно в Индию и на Цейлон и одно на Яву, куда русские редко забирались. Результатом этих путешествий стали 3 книги. Был уполномоченным Красного Креста во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов и Русско-японской войны 1904-1905 годов, а его супруга заведовала госпиталем в Маньчжурии. Во время Первой мировой войны супруги Щербатовы в своем имении Васильевское организовали госпиталь на 100 чел. Сам князь снова был при действующей армии в должности начальника эвакуации раненых на Александровской железной дороге. Его супруга Ольга Александровна организовала на свои личные средства санитарный поезд и руководила им. Заболел воспалением лёгких и умер в Варшаве 24 апреля 1915 года, похоронен в Васильевском. Могила была уничтожена в советское время, сейчас восстановлена, как восстановлен и храм Александра Невского с приделом в честь равноапостольной княгини Ольги - небесных покровителей четы Щербатовых.

Хочу поблагодарить удивительную женщину - педагога и краеведа - Екатерину Алексеевну Абросову, с которой познакомился на Чтениях, за фотографии могилы, храма и имения князей Щербатовых в Васильевском.

Будучи убежденным монархистом, князь Александр Григорьевич Щербатов с начала революции 1905 года принял самое живое участие в право-монархическом движении. Он был членом старейшей монархической организации Русское Собрание, которая была своего рода интеллектуальным штабом монархического движения. Там он нередко выступал с докладами по экономическим и финансовым вопросам. Много откликов получили его доклады «Основные положения по вопросу о денежном обращении», прочитанный 12 января 1907 г. и «Земельный вопрос», прочитанный 14 декабря 1908 г.

Щербатов изображён как один из главных учредителей самой мощной монархической организации Союза Русского Народа на картине «Дни отмщения постигоша нас... покаемся, да не истребит нас Господь», которая хранилась в Воскресенском миссионерском монастыре у его настоятеля вдохновителя образования Союза игумена Арсения (Алексеева). Картина написана, видимо, в конце 1905 года. В названии использованы слова из Евангелия от Луки про «дни отмщения» (Лк. 21: 22), когда Господь предсказал ученикам судьбу Иерусалима. На картине изображена революционная Россия: убийства террористами государственных деятелей и членов монархических союзов, грабежи, беспорядки, нападения на патриотические манифестации, забастовки, демонстрации. В центре Царская Семья, молящаяся перед Распятием о спасении России, окруженная черносотенцами с национальными флагами. На переднем плане изображены главные организаторы Союза. На картине, видимо, рукою автора, сделана следующая надпись: «Ныне по примеру ангелов защищают Царскую власть от бесов главные учредители Союза Русского Народа: 1 – игумен Арсений; 2 – протоиерей Иоанн Сергиев; 3 – А.И.Дубровин; 4 – И.И.Баранов; 5 – В.М.Пуришкевич; 6 – Н.Н.Ознобишин; 7 – В.А.Грингмут; 8 – князь Щербатов; 9 – П.Ф.Булацель; 10 – Р.В.Трегубов; 11 – Н.Н.Жеденов; 12 – Н.И.Большаков; 13 – о. Илиодор. В священных книгах сказано, что, когда люди уклонялись в идолопоклонство, Бог истреблял их». Между тем, в первом ряду изображен еще одни человек, не отмеченный номером. Внешнее сходство с поэтом А.Н.Майковым позволяет предположить, что это – его сын, товарищ председателя Главного Совета Союза Русского Народа, художник А.А.Майков, который, видимо, и являлся автором картины.

Князь Щербатов был одним из главных организаторов Всероссийских Съездов Русских Людей, которые призваны были объединить разрозненные правые союзы. Делегатами 2-го Всероссийского съезда Русских Людей в Москве, проходившего 6-12 апреля 1906 г., он был избран председателем съезда. На этом съезде князь выступил с докладом о народном государственном хозяйстве. Участвовал он в работе 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1-7 октября 1906 г. (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), где выступал со специальным докладом на тему денежного обращения, принимал активное участие в обсуждении программы монархического движения. Он предлагал своим единомышленникам строить дискуссию, исходя из некоторых непреложных методологических требований. Во-первых, нужно отрешиться от повседневности, «мы должны говорить так, будто говорим пред Государем Императором и русским народом». Во-вторых, нужно избегать употребления иностранных слов. Кроме того кн. Щербатов предложил, чтобы монархисты подняли перед властью вопрос о необходимости объявления перед выборами в Государственную Думу всеобщего поста и особого Богослужения. Это необходимо, полагал он, для соответствующего настроения во время выборов.

На 4-м Всероссийском съезде Русских Людей в Москве, проходившем 26 апреля – 1 мая 1907 г. (Всероссийский съезд Объединенного Русского Народа), князь был избран председателем съезда. Делегатам 4-го съезда им был предложен доклад «Денежный вопрос». На Съезде кн. Щербатов был избран в состав Правления Всероссийского Национального Фонда для материального обеспечения интересов русского народа, куда вошли шесть самых авторитетных деятелей монархического движения.

Но главным поприщем трудов князя стал Союз Русских Людей, в котором он был одним из организаторов и который возглавлял на протяжении четырёх лет с конца 1905 до конца 1909 годов, во время подъёма монархического движения.

Союз Русских Людей начал формироваться после известного рескрипта Императора Николая II министру внутренних дел А.Г.Булыгину от 18 февраля 1905. Союз возник в Москве на базе неформального кружка дворян, который возглавляли братья Павел и Петр Шереметевы (сыновья известного государственного деятеля и мецената графа Сергея Дмитриевича Шереметева). В марте–апреле 1905 года началась активная работа по выработке положений устава Союза и организационных форм его деятельности. Граф П.С.Шереметев в написанной 12 апреля брошюре «Из современного быта» (он посвятил ее сыну одного из основателей славянофильства Д.А.Хомякову, который и сам был теоретиком правого движения) заявлял, что главная задача организации - «отстоять исконные начала, согласить их с объявленным обновлением государственной жизни и найти здоровый и прочный выход из ныне переживаемой смуты».

В середине апреля появилось Воззвание Союза, которое помимо братьев Шереметевых и князя Щербатова подписали ректор Московской Духовной семинарии архимандрит (будущий митрополит и глава РПЦЗ) Анастасий (Грибановский), Д.А.Хомяков, Иван Федорович и Федор Иванович Тютчевы (сын и внук великого русского поэта), историк Д.И.Иловайский, экономист, известный славянофил С.Ф.Шарапов, князь В.М.Волконский, будущий товарищ министра внутренних дел, известный священник Иосиф Фудель, которому посвятил свою известную работу о национальном вопросе К.Н. Леонтьев, профессора Московского университета И.Т.Тарасов, П.И.Мрочек-Дроздовский и Е.А.Нефедьев и др. влиятельные московские общественные деятели. В Воззвании так определялись задачи Союза: 1) содействовать законными средствами единению Церкви, Престола и Народа; 2) без корысти выбирать достойных людей; 3) одолеть внешнего врага и водворить порядок.

Следующим этапом в определении задач Союза стало Обращение-призыв к объединению в СРЛ, появившееся 2 мая 1905 г. Там подчеркивалось, что русскому обществу теперь, «более чем когда-либо, нужно создать крепкое единение всех коренных сил страны». Отправными точками к объединению названы три принципа: 1) «Россия и Самодержавие неразделимы»; 2) «содействие установлению между Престолом и народом тесного и живого общения»; 3) «противодействие всеми законными средствами течениям, стремящимся навязать России чуждые ей формы правления».

Наконец, был принят Устав СРЛ, в котором цель Союза уже отлилась в чеканную формулировку, напоминавшую славянофильские идеи: «Содействовать законными средствами правильному развитию начал Русской Церковности, Русской Государственности и Русского народного хозяйства на основе Православия, Самодержавия и Русской Народности». Средствами к достижению этой цели провозглашались: организация совещаний, распространение документов Союза через печать и личные связи, содействие обсуждению в печати важных для государства и народа вопросов. Вопросы членства в Союзе Устав решал в традиционном для русских монархистов духе: членами Союза могли стать православные (и старообрядцы) русские (по происхождению) люди обоего пола; нерусские и инославные принимались только по решению общего собрания (евреи в члены СРЛ, как и в другие монархические организации, не допускались, тут надо заметить, что речь о евреях в религиозном смысле, т.е. об иудеях, а не о крещёных евреях, которые переставали быть евреями).

Хотя среди подписавших воззвание СРЛ было несколько крестьян, чиновников, почетных граждан и священников, первоначальный состав Союза был все же преимущественно дворянско-аристократическим. Однако уже с 1906 его ряды начали пополнять представители интеллигенции, учащейся молодежи и служащих. Канцелярия Союза и Исполнительный комитет размещались в Москве в доме Государственного коннозаводства, где по пятницам проходили и собрания членов СРЛ. К лету 1905 в состав Исполнительного Совета входили: Ю.В.Арсеньев, П.А.Базилевский, Н.М.Бакунин, кн. В.М.Волконский, И.К.Дараган, проф. И.Т.Тарасов, П.А.Тучков, С.Ф.Шарапов, гр. П.С.Шереметев (председатель Совета). 21 июня 1905 некоторые члены Союза (гр. П.С.Шереметев и др.) были приняты Государем в составе депутации от правых земских деятелей и монархических союзов (СРЛ и Отечественного Союза). Депутаты-монархисты заявили протест против адреса, который направил Царю земский съезд 16 февраля 1905 г. и который содержал предложения ограничить Самодержавие.

Одной из важнейших инициатив СРЛ на начальном этапе его деятельности была идея организации комитетов порядка для противодействия смуте. 14 октября 1905 г., в самый разгар революции через газету «Московские ведомости» Союз обратился с призывом ко всем верноподданным русским людям создать при каждом приходе Комитеты порядка. Для этого предлагалось в воскресенье 16 октября после Божественной литургии образовать такие комитеты и превратить, т.о., храмы в опорные пункты противостояния революции. Комитеты должны были создать при каждом приходе дружины порядка, предназначенные для непосредственной борьбы со смутой. Однако из-за противодействия властей это осуществить не удалось. А Москва оказалась вскоре во власти революционеров, и только при помощи войск удалось восстановить порядок.

В ноябре 1905 года гр. П.С.Шереметев отошел от дел в Союзе, и новым председателем Совета был избран кн. А.Г.Щербатов. В опубликованном в связи с этим обращении подчеркивалось, что при новом руководстве Союз «остается неколебимо верен основному положению: Россия и Самодержавие неразделимы». В обращении более явственно звучали отголоски традиционных славянофильских идей: «Твёрдо верим, что лишь при совместной дружной работе Царя с освобожденным Народом Россия залечит старые, гнилые раны, нанесенные ей тем строем, который подменил живую силу Самодержавия мертвечиной министерского режима». Конечную цель Союза новое руководство видело в образовании «истинно Русской интеллигенции, т.е. людей просвещенных, сознательно проникнутых теми чувствами, чаяниями и стремлениями, которые свято бережет в тайниках души своей Православный Народ Русский». Такое определение цели объяснялось тем, что «главная причина современной смуты коренится в полной оторванности от родной почвы наших так называемых образованных классов». В обращении содержался призыв ко всем русским людям «дружно сплотиться и дать решительный отпор тем чужим началам, которые грозят вконец исказить лик Русского Народа и уничтожить то, что предки наши стяжали потом, кровью и неисчислимыми жертвами».

1 декабря 1905 г. депутация Союза представлялась Государю. В ее состав входили: кн. А.Г.Щербатов, Ю.П.Бартенев, Л.Н.Бобров, Н.Н.Ознобишин, проф. Н.М.Павлов, личный почетный гражданин В.Г.Орлов и крестьяне Ларионов, Богачев, Буроличев, Можаев и Скворцов. Кн. Щербатов зачитал адрес Союза, в котором была сформулирована славянофильская идея созыва Земского Собора: «Нужно восстановление народной государственной власти. Единственный к тому способ: немедленный созыв Земского Собора путем существующих сословных выборных учреждений». Однако Государь дал понять членам депутации, что эта идея несвоевременна, ибо шла подготовка к созыву Государственной Думы.

С избранием председателем Союза кн. А.Г.Щербатова СРЛ значительно активизировал свою деятельность. Именно на 1906-1907 годы приходится период наивысшей активности Союза. В целях «более тесной связи между Советом Союза и его членами», а также для «распространения влияния Союза» было учреждено звание старшин СРЛ. Каждый старшина получал удостоверение и серебряный нагрудный крест с надписью «Сим победиши!».

В 1-й половине 1906 года под редакцией кн. Щербатова начал выходить «Временник Союза Русских Людей». Был налажен выпуск листовок и брошюр. В январе 1906 года тиражом 40 тыс. экз. была отпечатана листовка «Самодержавие или Конституция», в которой в популярной форме излагались преимущества Самодержавия для России.

Чуть позднее был опубликован программный документ СРЛ «Основные положения Союза Русских Людей для выборов в Государственную Думу», составленный Щербатовым. В нем нашли выражение традиционные для монархистов воззрения: «Православная Церковь, Русская Государственность и Русская Народность находятся в неразрывной связи между собой и состоят под защитой Русской народной неограниченной Самодержавной Царской власти. Посягательство на Царское Самодержавие со стороны врагов России равносильно посягательству на главенство в Русском государстве Русского Народа. Самодержавная власть основана на единении Царя с народом». В документе подчеркивались необходимость и благотворность сословного устройства общества: «Сословное деление Русского Народа есть основа государственного строя и народнохозяйственного управления». Причём, «все сословия между собой равны и доступ в каждое из них открыт для всех русских подданных». Нерусским народностям гарантировалось право самоуправления, правда, только на том условии, что «оно не нарушает державных прав Русской народности».

Декабрьское восстание в Москве стало для многих москвичей потрясением, заставило более серьёзно отнестись к рабочему вопросу. Пристальное внимание на положение рабочих обратил и СРЛ. Уже в декабре 1905 года Союз выпустил «Обращение к заводским и фабричным рабочим по поводу предстоящих выборов в Государственную Думу», в котором взывал к религиозным и патриотическим чувствам русских рабочих: «Прекратим всякие смуты, забастовки и будем по воле Царёвой готовиться к великому делу, к выборам в Государственную Думу. Осеним же себя крестным знамением и будем молиться, да поможет нам Господь Бог честно и правильно исполнить порученное нам Государем великое дело - выбрать достойных представителей в Государственную Думу».

В 1907 года от имени СРЛ Щербатов подготовил обращение «Чего должны добиваться в Государственной Думе фабричные и заводские рабочие». Еще в начале века он неоднократно выступал с докладами на Чтениях для фабрично-заводских рабочих, которые были организованы в Москве по инициативе государственной и церковной власти (их активно поддерживал лично генерал-губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович). Теперь, после вооруженного восстания рабочих в декабре 1905 года, понимая просчеты и упущения в политике в отношении рабочих, Шербатов пытался направить рабочее движение в конструктивное русло. Он полагал, что главная опасность состоит в том, что фабрично-заводские рабочие являются изгоями общества, ибо они не вписаны в сословную структуру русского общества. А потому, по мысли князя, рабочие прежде всего должны добиваться «получения прав отдельного самостоятельного сословного слоя». Вторая цель депутатов от рабочих – добиться «точного определения законодательством их прав и отношений к владельцам фабрик и фабричной администрации». Третья цель - добиться «улучшения положения по удовлетворению их духовно-нравственных и насущных потребностей». Т.о., Щербатов пытался вывести рабочих из-под влияния революционных агитаторов, чтобы «русские фабрично-заводские рабочие» проводили в Думе «Русские Народные начала». А именно: «Сословный общественный строй в противодействие канцелярскому приказному. Увеличение производительности Русского Народного Труда. Лучшее вознаграждение и улучшение жизненных условий рабочего населения. Русское народное денежное обращение. Русская наука и народное образование, основанные на изучении русской народности и удовлетворяющие русским народным потребностям».

Союз Русских Людей был также обеспокоен тем, что либералы и социалисты, используя в своих интересах земельный вопрос, сумели увлечь своей агитацией крестьянских депутатов, в результате чего I Государственная Дума превратилась в послушное орудие антинациональных разрушительных сил. 21 июля 1906 года Союз провёл специальное собрание, на котором было принято постановление, рекомендующее правительству до выборов в новую Думу перехватить инициативу и выработать свои положения относительно землеустройства. Главная задача убедить крестьянство, что «только Государь Император может решить вопрос о безземелии и малоземелии».

Вслед за организацией Союза Русских Людей в Москве начали возникать Союзы с тем же названием и в других городах, с осени 1905 года возникло около 20 самостоятельных организаций с собственными уставами. Наиболее крупными и деятельными были Одесский Союз Русских Людей (председатель - педагог Н.Н.Родзевич), Союз Русских Православных Людей в городе Шуе и уездах Владимирской губернии (председатель М.К.Петров), в Тамбовский Союз Русских Людей (председатель сначала архимандрит Феодор (Поздеевский), затем М.Т.Попов). Связь между одноименными организациями поддерживалась посредством всероссийских и областных монархических съездов, единого руководящего органа СРЛ не имел.

С 1908 года известия о деятельности СРЛ встречаются всё реже и реже. Одни из последних: участие кн. А.Г.Щербатова в работе 3-го съезда представителей русских монархических организаций Херсонской губернии 8-11 июня 1908 года в Одессе в качестве почетного председателя и докладчика по всем вопросам, а также его участие в качестве председателя 1-го Волжско-Камского областного патриотического съезда в Казани 21-25 ноября 1908 года. В конце 1908 года скоропостижно скончался один из инициаторов и руководителей СРЛ Ю.П.Бартенев, долгое время исполнявший обязанности товарища председателя Союза. А в 1909 году кн. А.Г.Щербатов сложил с себя полномочия председателя Совета в связи с тем, что он поступил на государственную службу (в 1910 году он был назначен членом Комитета по коннозаводству).

После того, как в 1910 году умер видный деятель Союза художник К.П.Степанов, в деятельности СРЛ наступило полное затишье. В 1911 году Союз возглавил переехавший из Санкт-Петербурга в Москву академик А.И.Соболевский, однако это не внесло оживления в деятельность некогда влиятельной монархической организации. О деятельности СРЛ после 1911 практически нет никаких сведений. Формально Союз прекратил свою деятельность после государственного переворота в феврале 1917 года, когда все монархические организации и СМИ были официально запрещены.

В своих наиболее важных трудах князь Щербатов предстаёт как теоретик монархического движения. Так в 1908 году он опубликовал сочинение «Обновленная Россия», которое было своего рода манифестом консервативного реформаторства. Любые преобразования, полагал он, должны опираться на традицию, а «Русская народность могуча своим христианством, своей Самодержавной Государственностью и своей творческой самобытностью». Формулируя главную идею сочинения, он писал: «Основная мысль настоящей книги в том, что вся будущность русской народности в ее самостоятельном обновлении. Руководствуясь великим своим прошлым, приспособляясь к современным условиям и пользуясь средствами и указаниями современной науки и современной техники, русская народность должна обосновываться в единении своём с Православной Церковью, всесторонне удовлетворяющей духовным и жизненным потребностям приходской жизнью, коренящейся в Церкви на началах соборности, вокруг Церкви на началах общественности. В государственном деле русская народность должна иметь своей целью пользу государственную при сильной верховной власти в лице Неограниченного Самодержавного Царя, Божьего Помазанника, Верховного Судьи и единого своего Представителя, черпающего свою власть из Божьей благодати и непосредственного единения с русским народом».

Главными противниками русской народности он называл «петербургское чиновничество и иностранный капитал». Для противодействия им, по мысли кн. Щербатова, «нужны создание русского народного общественного мнения и производительная народная творческая работа». «В настоящее время главная задача русской народности - освободиться от заграничной задолженности и не допустить захвата русской земли иностранным капиталом». Кн. Щербатов уповал на Монарха, на Царский призыв к русскому народу, ибо «слово Царское для русского народа всесильно». Только по Царскому призыву «русский народ вспомнит своё прошлое и объединится на обновление России, на отпор иноплеменникам и иноверцам, жаждущим раздела России, встанет, как один человек, вокруг своего Царя на защиту Веры Православной, Царского Самодержавия и Русской Народности».

Основой обновлённой России, залогом возрождения русского народа и государства Российского, по мысли кн. Щербатова, должен стать православный приход. В работе «Православный приход – твердыня русской народности» (1909) он писал: «Обновление России и пробуждение Русского Народа осуществимы при условии оживления Православного прихода не только Церковного - в Церкви, но и общежитейского – вокруг Церкви». Тогда все «враждебные Русской Народности силы, все существующие недоумения и неясности - всё исчезнет и подчинится Русскому Народному Духу, проявившему себя во всей широте в Православных Приходах. Но для этого нужно, чтобы каждый Православный Приход представлял из себя самобытную, самодовлеющую со всех сторон оборонённую от чуждых влияний твердыню Русской Народности. Тогда и только тогда Русская Народность будет действительно неуязвимой».

Он понимал, что такой взгляд на роль православного прихода требует коренной перестройки общественной жизни: «Для того, чтобы Православный Приход был бы действительно основой государства, чтобы установить между ним и высшим правительством непосредственные сношения, чтобы он действительно удовлетворял всем духовным и жизненным потребностям населения, он должен быть оборудован всеми способами общественного самоуправления». По мысли кн. Щербатова, приходу должны быть не только переданы функции земства, но он должен стать и самостоятельной полицейской единицей со своим полицейским чином. Управлять таким приходом должно приходское попечительство, которое должно избираться из своей среды прихожанами. При приходе должны быть созданы также народнохозяйственные общественные учреждения: мелкие сельскохозяйственные общества, свое учреждение мелкого кредита, общество взаимопомощи и потребительское общество.

Трезво анализируя современное состояние русского общества, кн. Щербатов писал: «Положение Русской Народности в настоящее время более опасное, чем когда-либо… После испытанных неудач пошатнулась в Русском Народе вера в Правительство, руководящие сословия и даже церковное управление». В условиях расшатанности государственного организма, в виду грозящих России опасностей Русская народность «должна утвердиться в своих православных Приходах и оказать через них поддержку Царскому Самодержавию».

За 2 года до начала Первой мировой войны кн. Щербатов издал своё последнее крупное сочинение «Государственная оборона России» (1912). Это был своего рода геополитический трактат. Он предлагал рассматривать дело государственной обороны как общенародную задачу: «Государственная оборона, как по своим нынешним задачам, так и по современным средствам борьбы, должна быть общенародной, при наивысшем напряжении всех государственных сил и средств, и потому понятие о ней гораздо более широкое, чем лишь деятельность в этом направлении правительства и боевая готовность армии и флота». Прагматично глядя на международное положение, он писал, что не стоит строить иллюзий, что «промышленная борьба между мировыми державами не разрешается окончательно никакими договорами или международными соглашениями».

Война неизбежна, полагал кн. Щербатов, и она будет жестокой и беспринципной. Он прозорливо писал: «Не будет таких гадостей и подлостей с точки зрения общечеловеческой, на которые не снизойдут теперешние представители будто бы образованных народов, для обеспечения себе успеха». И начнётся война неожиданным нападением, предсказывал он. Особую опасность во время войны для любого государства, полагал князь, представляет собой внутренний враг, кого чуть позже стали называть «пятой колонной». Успешно бороться с происками врагов может «только стойкий, патриотический и сплоченный в своих мельчайших единицах народ», который сможет «выбросить из своей среды всякий враждебный и чуждый ему элемент». «В стране и в войске, состоящих из сплочённых мелких частиц, не мыслимы ни революция, ни неприятельское шпионство, ни неприятельские провокации, ни проникновение враждебных агентов для преступных действий».

Его тревожило, что и в современных условиях «Русская народность впадает в прежнюю спячку и равнодушие ко всему, исключая скандальной хроники и поверхностной критики». Справедливо предполагая, что будущая война будет долгой («В предстоящем столкновении России, которое несомненно будет иметь общемировой характер, ей необходимо предвидеть возможность ведения войны в течение не менее двух лет и с затратой шести миллиардов рублей»), кн. Щербатов считал необходимым для подготовки к войне ввести общий государственный подоходный налог, который шел бы исключительно на обеспечение нужд государственной обороны. Причём, для полноценного государственного вооружения «армия и флот должны быть – преобразованы на исторических русских началах, соответственно современным жизненным условиям».

В предстоящей мировой борьбе Россия будет не просто рядовой её участницей, отстаивающей свои национальные интересы. Роль России, по мысли кн. Щербатова, гораздо значительнее. «В предстоящей мировой борьбе России приходится с одной стороны стоять на страже своих владений и своих интересов, с другой все более растёт её значение как единственной державы, могущей своей военной мощью удержать другие государства от военных столкновений, т.е. быть Хранительницей мира». Именно поэтому крайне необходимо, чтобы Россия была на высоте требований современного государственного вооружения.

Завершая свой трактат, кн. Щербатов возвращается к своей излюбленной идее, которая и сегодня звучит актуально. Никакое самое совершенное вооружение не спасёт Россию от гибели, никакие даже гениальные полководцы не приведут её к победе, «сила России - в Церковно-Приходском единении Русской Народности».

Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор портала «Русская народная линия»

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анатолий Степанов:
Бунт схиигумена Сергия: кому выгодно?
Эта провокация усилит позиции либералов и модернистов в Церкви и обществе
24.06.2020
Музей «Айя-София» снова станет мечетью?
Но нас, русских, это не должно особенно волновать
22.06.2020
Бунт схиигумена Сергия
В чём причины и каковы могут быть последствия?
21.06.2020
Зачем русским Константинополь?
Россию снова соблазняют идеей мировой гегемонии
18.06.2020
Екатеринбургский церковный суд испугался принять решение
Схиигумен Сергий (Романов) продолжает нагнетать истерию
15.06.2020
Все статьи автора
"«Правая Россия»: биографии деятелей монархического движения начала ХХ века"
Князь Александр Щербатов как монархический деятель
Доклад на Щербатовских чтениях в Литвиново
18.12.2019
Где можно приобрести наши книги?
«Русская народная линия» участвует в Троицкой православной выставке
06.02.2018
Николай Алексеевич Маклаков: последняя надежда Императора Николая II
Судьба сановника как зеркало революционной трагедии начала ХХ века
15.10.2017
«Россия, которую мы потеряли»
Рецензия на книгу «Правая Россия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века» (сост.: А.Д.Степанов А.А.Иванов. СПб., 2015)
09.08.2016
Избавить от забвения великих русских подвижников!
Сергей Бабурин о книге «Правая Россия», посвященной жизни и деятельности русских монархистов начала ХХ века
13.11.2015
Все статьи темы
Последние комментарии
Сергей Хрущев покончил жизнь самоубийством
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-25 16:03
Бунт схиигумена Сергия: кому выгодно?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-06-25 16:00
Пляска на костях
Новый комментарий от В.Р.
2020-06-25 15:59
Русское столетие — офицерский век
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-06-25 15:47
Богоборчество и запрет праздновать Пасху во всем мире
Новый комментарий от Ксения Балакина
2020-06-25 15:46