«Право на слово. Донбасс. Ру» – с таким названием прошла научно-практическая конференция, посвящённая 10-летию Русского центра Луганской Республиканской научной библиотеки имени М. Горького, 26 и 27 ноября 2019 года. С приветственным словом выступила директор библиотеки Наталья Антоновна Расторгуева перед теми, кто является сторонником и участником такого ёмкого и близкого понятия, как «Русский мир», кто признаёт гуманистическое значение русской культуры на планете. Русский центр, коллектив библиотеки и её читатели стали духовным и интеллектуальным щитом Луганской народной республики. Здесь проведён целый ряд знаковых мероприятий: литературных чтений, круглых столов, конференций, презентаций, встреч с общественными деятелями, писателями, молодёжью из России и Донбасса. Помощь фонда «Русский мир» позволила создать пространство для организации и проведения тематических мероприятий.
Открывшийся 10 лет назад в Луганске Русский центр стал 31-м на планете ресурсным просветительским центром по популяризации русского языка и культуры как важнейших элементов русской цивилизации. Он привлёк представителей научного общества, преподавателей, студентов и школьников, творческую интеллигенцию, СМИ и общественные организации.
Весь мир облетели фотографии 2014 года с пробоиной в стене библиотеки. Но коллектив её продолжал работать. Раненая, но живая библиотека и Русский центр выдавали приходящим читателям книги Александра Пушкина и Антона Чехова, Сергея Есенина и Михаила Булгакова, став излюбленной площадкой для не сломленных духом луганчан – преодолевая кризисы войны, они обрели здесь «территорию смыслов», исторической памяти.
Слово «проект» означает в переводе с латинского «брошенный вперёд», устремлённый в будущее взгляд и одновременно механизм решения задачи. Таких проектов у Русского центра немало: литературно-театрализованные праздники «Поэзия. Личность. Эпоха», лицейские балы, издательский проект книги-миниатюры «Библиотека на ладони» и другие. Русское сердце Луганского края бьётся в стенах «Горьковки».
Симфонией звучат голоса современных писателей, учёных, представителей церкви и общественных объединений. «Сопричастность к истории и культуре России органичнее и глубже, когда говорит и поёт душа», – отмечает С.Н. Прасолов, руководитель Русского центра ЛРУНБ им М. Горького. Русское сердце шахтёрского края и интеллектуально-творческое пространство Русского центра – это мягкая сила через книги, песни, слово, это часть Русского мира, переоценить роль которого для Донбасса невозможно.
Конференция «Право на слово. Донбасс.ру»
Практическая конференция «Право на слово. Донбасс.ру» состоялась. Родные по духу люди из разных городов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска, Оренбурга, Калининграда и Донбасса) встретились в Луганской республиканской библиотеке имени Горького. И встречали нас, как родных. Огромное спасибо Наталье Антоновне Расторгуевой, Галине Владимировна Аксёновой и всему коллективу библиотеки.
Готовясь к поездке, особо её не афишировала, но иногда всё-таки делилась мыслями о предстоящей конференции, и когда мои знакомые и друзья узнавали, что еду на Донбасс, то искренне просили: «Передай людям, живущим на Донбассе, что мы всем сердцем с ними, что они дороги нам, как братья, хотя мы и не знакомы лично!» – «Передай жителям ЛНР и ДНР, что человечество навсегда будет им благодарно за то, что слова «Русский мир» обрели у них сакральный смысл, и внутренняя духовная связь наша священна». И ещё просили передать: «Пусть в двух республиках знают о том, что мы понимаем: в то время как в России ищут «территорию смыслов», на Донбассе их защищают, рискуя жизнью, зная священный смысл бытия». – «Последние пять лет подтвердили правильность выбора Донбасса, устоявшего огромной ценой перед натиском нацизма – гибелью 3, 5 тысяч человек. Право на слово на Донбассе использовали и реализовали» – «Правительство Украины, выстрелившее в свой народ, показало, что люди Донбасса – не его народ».
На конференцию «Право на слово…» прибыл С.В.Шурыгин, заместитель исполнительного директора фонда «Русский мир» (Москва), доктор исторических наук, профессор А.А. Непомнящий, заведующий кафедрой исторического регионоведения и краеведения Крымского федерального университета имени В. Вернадского, А.А. Раздорский, заведующий группой исторической библиографии Российской национальной библиотеки, А.В. Малов, старший научный сотрудник Института Российской истории РАН; А.В. Марчуков, сотрудник Института Российской истории РАН.
Мне было очень интересно познакомиться с С.А. Кочетовой, доктором филологических наук, профессором, ректором Горловского института иностранных языков. Какую огромную общественно значимую работу ведёт это учебное заведение: «Институт оснащён современными лабораториями, видеоклассами. Работают театр «Недоросли», спортивные секции. Студенты являются участниками городских и республиканских мероприятий, будь то праздники, конкурсы, интеллектуальные площадки, спортивные состязания либо волонтёрская деятельность». И удивительно, что студентам предоставляется возможность получать две и даже три специальности в пределах академической программы.
Радостно встретилась я с авторами журнала «Берега» – Сергеем Прасоловым и Виталием Даренским.
Сергей Прасолов – поэт, прозаик, публицист. Он широко публиковался в периодике и коллективных сборниках Донбасса, России, Украины. Член Союза писателей ЛНР. Член редколлегии луганского альманаха «Крылья», а в настоящее время возглавляет Русский центр ГУК ЛНР «Луганская республиканская универсальная научная библиотека имени М. Горького». Его доклад «Мир постправды: технологии разрушения разума» обращён к осознанному бытию человека и близок мне по мироощущению. Мир постправды опасен для людей, манипуляция общественным сознанием заглушает голос самой действительности. «Истина на деле» постоянно подвергается моральной бомбардировке со стороны «истины скептиков». Вопрос осознанного бытия стоит очень остро: насколько «личные убеждения» соответствуют реальности? Лжец, убеждённый, что говорит правду, остаётся лжецом. «Постправда» – это технология оболванивания. Трагедия современного человечества в том, что «мир так стремится к свободе личной мысли, что готов лишить себя сознания».
Также мне близок по научным предпочтениям Виталий Юрьевич Даренский, доктор философских наук, член Союза писателей России, работает в Луганском национальном университете имени Т. Шевченко. Его блестящий доклад на конференции называется «Духовный смысл русской истории и русское Возрождение Донбасса». Он обращается к мощной, стремительной и основополагающей роли России в мировой истории. Русичи, которых на Западе с удовольствием всегда именовали «варварами», создали великое государство, взяли из слабеющих рук Византии «скипетр мировой хранительницы истинного христианства – Православия». Россия внезапно обрушивалась в момент максимального экономического величия, если ослабевал духовно-нравственный фактор: в 1223-м, 1605-м, 1917-м, в 1991-м годах. Этот духовный фактор – единение народа ради спасения государства. Включённость в классическую культуру, создающую тип духовного человека, позволяет противостоять порабощению «золотым миллиардом», опирающимся на сверхпотребление и «свободу» для греха. И, безусловно, я разделяю видение В.Ю. Даренским современного Донбасса, сформулировав очень коротко: это продукт мощного развития России как евразийской империи; это полиэтнический регион Русской цивилизации; это имперский регион стремительной индустриализации и массового трудового подвига; это земля возрождающегося народа; это точка «сборки» большой Новороссии. Опираясь на Русскую мечту, народы Донбасса показали, что эта мечта сильнее страха, блокады, снарядов и бомб, информационной войны.
Отдавая должное учёным, я хотела бы отметить, что представляла на конференции Союз писателей России, который доказал свою мощную поддержку писателям ЛНР и ДНР. За последние шесть лет журнал «Берега» на своих страницах разместил 46 публикаций, посвящённых Донбассу. Некоторые произведения опубликованы в разных рубриках: Проза, Поэзия, Публицистика. Один из членов редакционного совета журнала, поэт и публицист Григорий Блехман написал о «нравственном шаге редакции – прописать на страницах «Берегов» рубрику «Берега Новороссии». Было опубликовано «Открытое письмо» представителей Союза писателей России: «За признание независимости ДНР и ЛНР». Читателю русскоязычной планеты открылись имена Николая Иванова, Юнны Мориц, Галины Чудиновой, Александра Морозова, Елены Дубровиной, Валентины Беляевой, Эляны Суодене – из России, Беларуси, Литвы. В рубрике «Берега Новороссии» опубликованы произведения Андрея Чернова, Глеба Боброва, Елены Заславской, Людмилы Гонтаревой, Ивана Нечипорука, Виталия Даренского, Вадима Десятирека, Наты Игнатовой, Ивана Донецкого, Владимира Скобцова, Людмилы Горбань, Ирины Бауэр, Алины Мусатовой и многих других прозаиков и поэтов.
В 2017 году я приехала познакомиться лично, поддержать и укрепить дружбу и писательское братство в Луганске и в Донецке. Кусочки янтаря с берега Балтийского моря упали в воды ЛНР и ДНР, и мы теперь навеки связаны, – писатели России и двух республик. Я приветствую портал «Луганск 1», Луганский информационный центр, выход сборников «Выбор Донбасса», «Время Донбасса», «Осколки», альманахов «Территория слова», «Крылья», сайта «Окопка.ру», газеты «Экспресс-новости». Мы литературно побратались с читателями Луганской республиканской библиотеки имени М. Горького. Материалы, «опалённые войной», это то, что, как сказала Наталья Расторгуева, «на генном уровне объединяет наши народы, мы одна большая цивилизация. Произведения авторов журнала нам близки, мы узнаём наши общие чувства», «наше национальное достояние», потому что Донбасс в своей народно-освободительной войне встал на защиту не только своей независимости, но на защиту человеческого в человеке, православного образа мышления.
27 ноября в Луганске в Информационном Центре состоялся брифинг об итогах открытой научно-практической конференции «Право на слово. Донбасс.ru», посвящённой 10-летию создания Русского центра, в котором участвовали: заместитель исполнительного директора фонда «Русский мир» Сергей Шурыгин, российский историк, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра военной истории России Института российской истории РАН Александр Малов; секретарь Союза писателей России, главный редактор журнала «Берега» (Калининград) Лидия Довыденко; директор Оренбургской научной библиотеки Светлана Мячина; директор ЛРУНБ имени Горького Наталья Расторгуева. Они определяли не только суть Русской Идеи, но и личное мировосприятие, образ мысли, молитвенное и жертвенное стояние за Русский мир.
Луганчанки
Ольга
– Как мы пережили 2014 год? Когда стало понятно, что к нам пришла война, жизнь разделилась на «до войны» и сейчас. На все деньги, получив зарплату, я купила продуктов. Выручила бабушкина традиция. Пережив Великую Отечественную войну, она всё время держала запас продуктов на чердаке своего дома: там стояло три 50-литровые кастрюли с крышками: с солью, сахаром и сухарями. Отдельно запасы муки и крупы.
Так и выжили, в основном, на кашах, да заготовках, – другого не было. Как чувствовала, банки с маринованными огурцами, которые я тщательно собрала и закатала, пригодились. Уже стреляли, а я всё ещё варила варенье.
События 2014 года очень сдружили всех нас. Мы делились хлебом, чаем, тем, что у кого было.
Возвращаются ли люди в Луганск? Да, наша знакомая сначала уехала на Украину к родственникам, ютилась там, оставив здесь трёхкомнатную квартиру. Когда я ей по телефону сказала, что в магазинах всего полно, она не поверила, на Украине СМИ убеждают, будто у нас полки пустые. Она вернулась и, когда сходила в магазины, была страшно возмущена украинской пропагандой.
– Есть ли ненависть у жителей Донбасса к Украине? Трудно ответить на этот вопрос. Боль в душе возникает при мысли о войне. Но у меня остались на той стороне родственники и подруги. Подруги передали лекарства, когда мне понадобились. В университете учатся студенты, приезжающие с той стороны, что за линией фронта, потому что у нас учатся бесплатно. Те, кто на договорной основе, тоже не платят, только общежития не получают. Некоторые приезжают лечиться в нашей больнице, получая лекарства, которые нам даёт Россия. Как хочется, чтобы прекратились выстрелы, чтобы у детей было будущее! У нас зарплата в ЛНР - меньше, чем в ДНР, это обидно. Люди устали от войны.
Татьяна
У нас, в Роскошном, долго стреляли людей лазутчики-диверсанты, они появлялись под видом копающих картофель, а на самом деле расстреливали встречных людей. На помощь пришли чеченцы, они их поймали. А потом танки пошли. Страшно было. В танках почему-то казахи сидели, так мне казалось, что казахи. А так жутко было, что не видно, кто твой враг. Были и предатели среди жителей Луганска. Но уже рождались штабы Сопротивления по всему Донбассу, по всей Луганской области: в Красном Луче, в Лисичанске, Северодонецке, Краснодоне, Лутугино, в самом Луганске.
Сын – наш кормилец. Однажды он отправился добыть продуктов. Обещал в тот же день вернуться. Один день прошёл, второй, третий. На четвёртый день, сама не своя, чтобы как-то отвлечься от тревожного ожидания, я решила помыть окна. И вдруг слышу, что муж во дворе с кем-то разговаривает. Я не узнала голоса своего сына, так он был истощён. Вышла навстречу, а сын говорит: «Мама, ты же вся седая!» Я плачу и сквозь слёзы говорю: «Сынок, волосы я покрашу, главное, что ты вернулся живой». Он принёс несколько банок тушёнки и крупы.
Люди Луганска оказались организованнее, например, харьковчан. Там бандеровцы приехали только с молотками в руках и били безоружных харьковчан насмерть. В Луганске учли горький опыт соседей и соратников, поняв, что надо брать власть в свои руки. Стали прибывать люди, настоящие патриоты, в том числе и из Запорожья, Харькова, Днепропетровска. А население Донбасса было настроено решительно. День 6 апреля 2014 года остался – и уже навсегда останется в истории – днём следующей за Крымом победы Русской весны. Разные люди почувствовали себя единой силой, осознали себя народом. И мы хотим быть не вместе с Россией, а в России. Паспорт российский получила, надо где-то прописаться, а таких родственников в России, кто пропишет, у меня нет… Зеленский когда-то учился в нашей Луганской академии культуры и искусства имени Матусовского, но не закончил, не потянул. Как он там Криворожский окончил, не знаю… Не завидую Украине.
«Половецкие бабы»
Вон как разрекламированы древние сооружения Стоунхендж и остров Пасхи! А ведь они и рядом не стояли по таинственности в сравнении с парком каменных скульптур в Луганске, во дворе университета имени Шевченко. Я много слышала, читала о них – о загадочных «половецких каменных бабах», и вот в этом ноябре я смогла их увидеть. Потрясена!
Эти каменные фигуры похожи на пришельцев в скафандрах, – и это женщины, ждущие ребёнка. Скафандры громоздки, толсты, но из-под них выглядывают аккуратненькие маленькие ножки современных людей. Да простят меня учёные, но именно такое впечатление возникло, когда я долго ходила между «каменными бабами». Официальная наука относит их к коллекции «антропоморфных стел катакомбной культуры XXV–XX веков до н. э. (6 экз.) и памятников сакрального искусства половцев XI–XIII веков (62 экз.)»
Странно, что каменные фигуры, относящиеся в XXV веку до нашей эры и к XI веку нашей эры, мало чем отличаются. Это загадка.
Оказывается, в переводе с тюркского языка, баба означает дед, пра-отец. И как бы мне ни возражали, но меня не покидала мысль, что земля заселена посланниками неба, причём, прилетели на землю женщины, уже беременные. Вот почему их скафандры так громоздки. Я думаю, что эти женщины были совершенными, такими, как изображали человека древние греки из мрамора. Но здесь, на территории современного Луганска, не было мрамора, а камни очень трудны в обработке, но маленькие ступни «баб» напоминают о совершенстве.
Каменного истукана Тьмутараканского упоминает автор «Слова о полку Игореве». Одного из древних идолов упоминает князь Н. Львов, который составил проект не построенного памятника. Идол неизвестно куда делся, а вот найденная мраморная плита, размером метр на два и толщиной двадцать сантиметров, потом была привезена в Эрмитаж. Над её загадкой до сих пор бьются учёные. Интересна надпись на предполагавшемся памятнике по проекту князя: «Свидетель веков прошедших, послужи Великой Екатерине к обретению исторической истины о царстве Тьмутараканском. Найденный, в 1792 году атаманом Головаты, свидетельство его свету сообщил граф Пушкин, из былия извёл Львов Николаевской в 1803 году под началом майора Васюргенцова, при пастыре протоиерее Павле Деменко».
Но не только каменными были идолы в древности. Известен идол из чистого серебра, который был привезён в Чернигов из Тьмутаракани князем Олегом Святославовичем. Этот серебряный идол был переплавлен на изготовление Царских врат в Борисоглебском соборе в Чернигове, они сохранились до сих пор, – высотой 4 метра, тонкое серебряное кружево.
Но вернёмся к каменным бабам из XXV века до нашей эры во двор университета. От мыслей о толще веков язычества и их неразгаданности отвлекает современный храм Святой Татьяны, маленький, уютный с иконой «Прибавление ума», маленькой колокольней у входа в храм. Я ставлю свечу у иконы Богоматери Луганской и молю о мире и процветании для луганчан.
Не могу не согласиться с писателем Владимиром Подлузским, который заметил: « не в том ли все беды Новороссии, что в своё время эти благодатные земли вместе с «бабами» были бездумно отрезаны Украине. Хотя по всем духовным и этническим законам принадлежали России. Ведь не зря же американцы по всему миру уничтожают артефакты древних цивилизаций. Война в Новороссии – ещё одно тому подтверждение».
Луганский краеведческий музей
В музее нас, участников конференции, ждали. Нас встретил директор музея Артём Владимирович Рубченко, блистательную экскурсию провёл Иван Владимирович Слётин, мы познакомились с научным сотрудником Ириной Николаевной Ключневой, которая является автором ряда статей по истории музея. На первом этаже мы посмотрели выставку книг-миниатюр и сфотографировались на память.
Луганский краеведческий музей произвёл на меня огромное познавательное впечатление. Диорамы с ландшафтами природы берегов Лугани и Северского Донца, чучела лис, волков, птиц напоминают страницы «Слова о полку Игореве»:
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу,
Серым волком по земли,
Сизым орлом под облаками.
Глядя на просторы Луганщины, вспоминаешь, как «желая испить шеломом Дона»,
Игорь ратных к Дону ведёт.
Уже беда его птиц окликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клёкотом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червлёные щиты....
Прянул князь Игорь горностаем в тростник,
Белым гоголем на воду;
Ты представляешь, как князь обращается к водам Донца Северского: "Ты, Донец-река!
И тебе славы не мало»…
Мы узнаём историю Луганска, историю строительства чугунолитейного завода, который возглавлял шотландец Карл Гаскойн – специалист, много лет работавший в России. Изучив полезные ископаемые этого края, начал лить пушки из чугуна, а не из меди. Снаряды и пушки производства луганского завода были превосходного качества.
Улица Английская, на которой селились специалисты из Англии, приехавшие на литейный завод, стала первой улицей Луганска. А через некоторое время на этой улице в семье врача-датчанина родился наш великий Владимир Даль — известный писатель, этнограф, автор «Толкового словаря великорусского языка». Немец Гартман организовал здесь общество машиностроительных заводов Гартмана. Это и стало началом славной истории Луганского паровозостроительного завода, он позже стал выпускать тепловозы, которые экспортировали в тридцать стран.
В середине XVIII века запорожские казаки основывают крупное поселение Каменнный брод, где построена первая православная церковь в 1761 году.
Музей был повреждён украинской хунтой в 1914 году, но сейчас эта часть восстановлена. Здесь же экспозиция, посвящённая 5-летию ЛНР. Здесь портрет Валерия Болотова, первого главы ЛНР, погибшего в 2017 году, предметы и документы защитников ЛНР, фотографии гуманитарной помощи России, фото главного хранителя музея Натальи Коченко, погибшей во время артобстрела в 2014 году.
Чернухинская мадонна
Это самая уникальная каменная баба, находящаяся в краеведческом музее. Найдена она в селе Чернухино, поэтому получила имя Чернухинской Мадонны. Уникальная фигура с ребёнком под сердцем. Он ещё не родился, но он есть, скоро появится на свет. И это прекрасная философия вечного возрождения жизни. Так и в Луганской народной республике зреет новая жизнь, которая даст новые ростки святограда Луганского.
Андрей Чернов, луганский писатель, в книге «Код Донбасса» (2019) указывает на культовое начало в момент наивысшего расцвета половецкого камнерезного искусства. Он пишет, что в древности эти степи – правые притоки Северского Донца – были местами кочевий предков древнего Шарукана, его внука – Кончака, того самого, который держал в плену новгород-северского русского князя Игоря Святославича и его сына Владимира. Любопытен и такой факт: после бегства Игоря на Русь Кончак абсолютно добровольно отпустил к отцу Владимира Игоревича, на тот момент вступившего в брак с дочерью Кончака Свободой (в крещении — Настасьей). Поразительно, как древняя земля Луганщины пропитана женским началом.
«В русских летописях говорится, – продолжает Андрей Чернов, – что Владимир вернулся с женой и «дитятем», т.е. ребёнком: «ис половец с кончаковною и створи Игорь свадбу сынови своему и венча его и с детятем».
На мой взгляд, «Чернухинская мадонна» хранит секреты, уводящие нас в более глубокое прошлое человечества, гораздо более осведомлённого о сотворении мира и тайнах природы. Так, в интернете я нахожу свидетельства, как каменная баба, как её ни поворачивали, всё равно возвращалась в положение – лицом на восток, как компасы рядом с ней показывали северный полюс прямо у её подножия.
И ещё одну поэтическую ассоциацию родила Чернухинская мадонна. Мне вспомнилась поэма Велимира Хлебникова – «первого Председателя Земли», самой вдохновляющей темой творчества которого была идея единства человечества, слияния его, при сохранении неповторимости личности, в одно единое целое. Во главе человечества должны стоять, ежедневно сменяясь, председатели – представители разных народов и стран – учёные, художники, писатели.
Питательной средой для творчества Хлебникова был эпос на основе народной сказки, или были, послужившие источником многих его произведений: «Каменная баба», «Повесть каменного века», «Венера и шаман», «Три сестры», «Лесная тоска», «Вила и леший».
В поэме «Каменная баба» он писал:
Мне много ль надо?
Коврига хлеба
И капля молока.
Да это небо
Да эти облака!
Да, каменная баба заставила поэта посмотреть в небо. Как написал Г.А. Фёдоров-Давыдов, «каменные изваяния, молчавшие столетия, заговорили с ним».
Что надо отроку в тиши
Над серебристою молвой?
Рыдать, что этот Млечный Путь не мой?
Велимир Хлебников, глядя на каменных баб, размышляет об «Уставе любви», об «огромном мотыльке с вишнёвыми огоньками» с «мелькающими крылами», прилёгшим на каменные плиты, спустившись с Млечного пути. «Это сосредоточение ассоциаций, – говорит Фёдоров-Давыдов, – и намёков, из которых рождается у человека ощущение того, что он коснулся истории, которая принимает его и его время как необходимую и закономерную составную часть... Наука разлагает на элементы, анализирует по частям свой предмет; поэзия синтезирует отдельный чувственно неповторимый образ, который продолжает жить в своей оригинальности, тогда как частные научные результаты и достижения уже забыты, они вошли составной частью в новое, более высокое научное открытие».
И каменной бабе огня многоточие
Давало и разум, и очи ей.
Синели очи, и вырос разум
Воздушным бродяги указом.
В заключение поэт призывает смотреть на мир целостным, синтезирующим взглядом. Это похоже на мечту о полёте в космос, до которого он не дожил, умер в 1921 году:
Раньше слепец, сторож овец,
Смело смотри большим мотыльком,
Видящий Млечным Путём.
В. Хлебников хотел, чтобы на его могиле была установлена каменная баба. И потомки поэта нашли такую возможность, привезли её из Киргизии, найденную археологами около озера Иссык-Куль. Потомки Хлебникова посчитали нужным положить каменную бабу, а не поставить. В прорисованной на камне руке «бабы» плод, похожий на гранат – символ вечной жизни.
О воскресении и преображении, о возрождении и торжестве жизни думается в Донбассе, новом типе славянского государства – социально справедливого, идущего по духовной дороге из прошлого в будущее.
Пресвятая Богородица Луганская
Есть в Луганске две иконы Пресвятой Богородицы. Луганск является городом Покрова Богородицы, которая, явившись старцу Филиппу, нарекла его святоградом и царьградом Луганским. В 1905 году 13,14 и 15 июня старцу Филиппу, человеку большой праведности, явилась Божья Матерь во сне трижды, и каждый раз в разных возрастах: 40 лет, затем 60-ти лет (по библейским преданиям Богородица прожила 72 года) и в возрасте 18 лет.
По просьбе Филиппа икона была написана неизвестным автором и названа «Ведение во сне. Юго-Западная Трёх-Личная Божия Матерь». Эта икона при жизни старца находилась в его маленькой келье, в домике площадью два на три метра, и после смерти Филиппа исчезла. Икона при его жизни была неоднократно сфотографирована и размножена.
После смерти революционера и старожила Политбюро ЦК КПСС (34 года) Клима Ворошилова в советское время Луганск был переименован в Ворошиловград, на что старец Филипп говорил тогда, что город был и останется Луганском, а Ворошилова люди забудут. А кто будет называть икону Ворошиловградской, у «того шишки на языке вырастут». Также старец Филипп предрекал, что будет написана новая икона Богородицы Луганской в воспоминание о событии явления Пресвятой Богородицы над Луганском, она будет прославлена тем, что спасёт Луганск, что приедут чужеземцы и поклонятся ей, а жители города будут петь и радоваться.
В 1992 году по благословению Архиепископа Луганского и Старобельского Ионникия, по просьбам верующих монахом-иконописцем Псково-Печерского монастыря в византийской иконописной традиции была написана икона Божией Матери Луганской. Святой образ защитницы и покровительницы не имеет аналогов в Православном мире. Она находится в соборе Святых Петра и Павла в Луганске, а день её почитания –13, 14 и 15 июня, – как было сказано старцем Филиппом, Богородица велела чтить эти дни как Пасху.
В эти дни в 2019 году состоялся совместный крестный ход духовенства Луганской, Ровеньковской и Северодонецкой епархий.
Торжественное шествие возглавили митрополит Луганский и Алчевский Митрофан и архиепископ Ровеньковский и Свердловский Пантелеймон.
С пением молитв архиереи, духовенство, монашествующие и миряне в преднесении образа небесной покровительницы Луганщины прошли по главной улице города Советской от храма иконы Божией Матери «Умиление» к храму Всех святых.
При совершении праздничных богослужений возносились молитвы о мире и умножении любви среди народа, а также о единстве Святой Православной Церкви.
Тайну иконы Пресвятой Богородицы Трёхличной многие пытаются расшифровать (очень много материалов в интернете): при сложении чисел возраста Богородицы, являвшейся старцу во сне, получается цифра 118. Если прибавить её к 1905, году явления Богородицы над Луганском, то получается 2023 год, на который возлагается надежда на мир и окончательную победу Донбасса над мировым закулисьем.
Старец Филипп
Во второй день конференции «Право на слово. Донбасс.ру» участники её отправились на автобусе в Краснодон. По дороге остановились ненадолго, чтобы поклониться праведному старцу Филиппу и коснуться дубовой колоды, превратившейся в камень по молитве Филиппа.
На его могиле построена часовня, а около неё установлена в кружевной металлической ограде часть окаменевшего дерева, которую на глазах у неверующих комсомольцев Филипп претворил в камень, обратившись к Богу.
По благословению митрополита Луганского Иоанникия написано Житие старца Филиппа Луганского.
Дьякон Филипп Алексеевич Горбенко родился 22 ноября 1858 года в крестьянской семье, а умер он в 1956 году в возрасте 98 лет. Он не был в каком-либо церковном сане, чине и звании, в дьяконы рукоположён после войны, исцелял и пророчествовал: например, предсказал распад Советского Союза. Ему не верили. Он взял кувшин со стола и ударил его о стену, попросил подсчитать количество осколков. Их оказалось 15. О будущем Украины говорил: «Бедная моя Украина, поработят её иноземцы и все заводы займут».
На портрете он изображён с булкой белого хлеба. Во-первых, он часто раздавал хлеб людям при жизни, а во-вторых, говорил: «Кто вспоминать меня будет и молиться Пресвятой Богородице Луганской, сыт будет хлебом и на земле, и на небе».
Дьякон Филипп говорил при жизни, что у могилы его будет поставлен храм и часовня. Уже сегодня мы можем это увидеть.
Уже сейчас согласно предсказанию Филиппа Луганского, город становится местом паломничества людей со всего мира. Они хотят встретиться, поговорить, увидеть, прочувствовать будущую Новороссию, которая повлияет в духовном плане и на Россию, на её духовное преображение, и вместе с Россией на всё человечество. Это не что-то фантастическое. Всё больше людей на земле понимают, что здесь, в Луганске, проявилась одна из вершин человеческого духа.
Здесь, в Луганской народной республике остались те, кто по-настоящему крепок духом, искренне любит свою землю, любит свою республику, ведь они с оружием в руках отстояли и будут отстаивать свою землю. Здесь произошло, казалось бы, невозможное: сквозь целлофан и санкции глобализма, античеловеческие выпады хунты пробились ростки Новой Руси! Спасение, духовное и нравственное, красота служения Святому Духу идут в Россию и мировое пространство из Луганска.
Александр и Марк
Наверное, у Александра, который рассказал, что он три года был в ополчении, что он владеет всеми видами техники, военной и гражданской, за исключением самолёта, были свои причины назвать своего сына Марком. Мальчик очень умный, приятный, симпатичный, общительный, ходит в детский сад, больше всего любит играть с «Лего».
А мне его имя напомнило вновь старца Филиппа, который видел во сне Богородицу. Эта история относится ко сну, где пресвятой деве Марии около 60 лет. Царица Небесная шла в направлении с Юга на Север, и путь её как бы совершал крестное знамение над городом. Она двигалась в сопровождении монашеского чина с хоругвями в руках, как изображено на иконе Богородицы Трёх-Личной. Старец Филипп увидел впереди идущих с хоругвями монаха со светильником, они пели: «Пресвятая Богородице Луганская, спаси нас и покрый нас Пресвятым Твоим белым покрывалом…»
В то же время старец Филипп увидел, что бесовские силы стали мешать этому шествию, бросая камни. Матерь Божия обратилась к Сыну Своему, и тут невидимой рукой воздвиглась кирпичная стена, отгородив их от нечисти.
Во впереди идущем монахе старец Филипп узнал юродивого по имени Марк (в народе его звали Марочка, жил в Луганске до 50-х годов прошлого века).
Не берусь предполагать судьбу реального Марка, но желаю ему счастливой, долгой жизни, как и всем детям Донбасса.
Краснодон. Музей Молодой гвардии
Какая чудесная экскурсовод – Елена Викторовна Стешенко – нас встречала! Спасибо ей! Она вела нас по священному музею, кровь стыла от ужаса от того, что делали фашисты, и с каждым мгновением росло уважение и восхищение молодогвардейцами, 15-16-летними детьми, и росло чувство скорби от подробностей их гибели, после обезображивающих тело пыток.
Молодогвардейцы практически все – выходцы из казачьего рода, дети из семей шахтёров. Они хорошо учились, были талантливыми ребятами: играли на музыкальных инструментах, участвовали в художественной самодеятельности, читали стихи, ставили маленькие инсценировки, увлекались фотографией. Их комсомольские билеты бережно хранятся за музейным стеклом. Мы видим пылающую биржу, поджог которой молодогвардейцами предотвратил угон в Германии 2000 человек, мы видим поднятое молодогвардейцами красное знамя над школой. Потрясают фотографии похорон. Когда фашистов выбили из города, тела извлекали из шурфа, куда на пятидесятиметровую глубину были сброшены юные герои, их лица невозможно было различить, опознавали родители своих детей по одежде.
Позвольте напомнить молодым читателям очерка, что среди 74 участников подполья Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года молодогвардейцам Ульяне Громовой, Ивану Земнухову, Олегу Кошевому, Сергею Тюленину, Любови Шевцовой посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. 5 мая 1990 года почётное звание Героя Советского Союза было присвоено также командиру подпольной организации Ивану Туркеничу (посмертно).
Весь мир узнал о подвиге молодогвардейцев после выхода романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» в 1946 году. Книга издавалась 270 раз на 40 языках. Уже в 1948 году на экраны вышла кинолента «Молодая гвардия», созданная гениальным С.А. Герасимовым. Елена Викторовна рассказала, как приехали в Краснодон молодые актёры, тогда ещё неизвестные Инна Макарова (Любовь Шевцова) Владимир Иванов (Олег Кошевой), Нонна Мордюкова (Ульяна Громова), Вячеслав Тихонов (Владимир Осьмухин), Клара Лучко (тётушка Марина).
Владимир Иванов был определён на квартиру в семью Олега Кошевого. «Олег», – воскликнула мать Олега Кошевого, когда увидела Владимира Иванова, таково было внешнее сходство реального героя и актёра.
Владимир Иванов был участником войны, был на передовой артиллерийским разведчиком. Он был принят в семью Кошевых. Бабушка Олега Кошевого дала рекомендацию в партию Владимиру Иванову. Со временем он забрал к себе в Москву мать Олега Кошевого. Когда она умерла, на похороны пришли все актёры, снимавшиеся в «Молодой гвардии».
«Самая страшная сцена в картине – казнь молодогвардейцев. Её снимали четыре ночи. Это было по-настоящему страшно! – вспоминала Клара Лучко. – Стояла глубокая осень, было очень холодно. В Краснодоне сохранился шурф, куда сбрасывали ребят. На эти съёмки пришли тысячи людей со всех окрестностей. Приехало несколько машин «скорой помощи». Горели костры. Когда произносил речь Володя Иванов - Олег Кошевой, местные жители не просто плакали: они рыдали. Родители погибших ребят падали в обморок».
Для моего поколения, у которого родители были участниками войны, всё, что было связано с «Молодой гвардией», было и остаётся священным.
Выйдя из музея, мы подошли к памятнику «Клятва», к стеле «Скорбящая мать», поклонились могилам молодогвардейцев у Вечного огня.
Памятник современным защитникам Краснодона
Раньше говорили, что историю делают не правители, а народы. Устарело ли это мнение? Правители сейчас считают, что они делают историю, не считаясь с народом. Исчезла сакральность власти из-за интернета и СМИ. Есть ли народы? Или уже только электорат?
В Донбассе есть, здесь народные республики, а не олигархат. Все герои этого очерка – это подлинные представители народа Донбасса, выразители его боли, побед, выявленных сакральных смыслов, что даёт уверенность в грядущем светлом дне окончательной Победы Донбасса.
Лидия Довыденко, главный редактор журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, член Союза журналистов России, кандидат философских наук