itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Народ России – многообразие в единстве

Слово за Круглым столом движения «Россия Православная»

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
1746
Время на чтение 33 минут

«Исторический путь России: традиции сохранения самобытности и стремление к единству»

Россия: от государства-цивилизации к империи-цивилизации

Прежде, чем начать разговор о диалоге и сотрудничестве народов России, стоит напомнить, что такое сама Россия, как уникальный цивилизационный феномен. «Каждый народ, –говорит Данилевский– проходит в своем развитии три состояния…», одно из которых, «...характеризуется построением государства, способного ограждать его политическую независимость...».

Сущность государства неразрывно связаны с его духовной культурой, то есть системой ценностей, идей и традиций, определяющих самоидентичность государствообразующего народа. Именуемого иногда Большим Народом. Между тем, взаимосвязь государства и духовной культуры этого народа зачастую игнорируется теоретиками и практиками государственного управления и «государство, – по словам Ивана Ильина, – понимается как строй внешней жизни, а не внутренней». Говоря попросту, как административный аппарат чисто внешнего управления населением данной территории. Сам Ильин предложил следующее определение государства:

«Государство есть организованное духовное единение духовно солидарных людей, понимающих мыслью свою духовную солидарность, приемлющих ее патриотическою любовью и поддерживающих ее самоотверженною волею».

Удивительно близко по духу словам русского философа, представление о государстве у Гегеля: «Государственное устройство народа образует единую субстанцию, единый дух с его религией, с его искусством и философией или, по крайней мере, с его представлениями и мыслями, с его культурой вообще (не говоря о дальнейших внешних факторах, о климате, соседях, положении в мире).

Государство есть индивидуальное целое, из которого нельзя взять одну отдельную, хотя и в высшей степени важную, сторону...».

Государство, обладающее такими «идеальными» свойствами можно назвать «государством-цивилизацией». Современными примерами таких государств могут послужить Китай, Иран, Индия или Япония. Из древних примеров сразу вспоминается Египет.

Историческим развитием государств-цивилизаций стали империи-цивилизации –создающие на основе интеграции разнородных традиций и культур, входящих в империю частей, единую сверхнациональную имперскую культуру, но как правило, на основе культуры народа – творца империи. Для любой империи характерно многообразие этнических групп и конфессий. Причем это многообразие сохраняется на протяжении всего исторического периода существования империи, и иногда переживает ее крушение. Именно империя поддерживает это многообразие культур, над которым возвышается имперская власть.

Империя предоставляла всем народам, живущим на ее территории, защиту от внешних врагов. И вместе с тем жестко пресекала всякого рода межэтнические столкновения. Пресечение различных междоусобиц являлось необходимым условием сосуществования входящих в состав империи этносов и конфессий. И напротив, их активное взаимодействие с государствообразующим народом и возникновение единой объединяющей традиции становились основой образования империи-цивилизации.

Наиболее значимые империи-цивилизации мировой истории – Римская, Ромейская-Византийская и Российская. Или иначе – Три-Римская Империя, Вечный Рим, Священное Римское Царство, на нерушимость которого указывает старец Филофей в своем письме о Третьем Риме, как последнем Вечном Царстве: «Инако же Ромейское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася».

Уже современные исследователи указывают, что Российская Империя отличалась от других имперских образований своего времени степенью универсальности что и делало ее продолжением и подобием Первого и Второго Рима и придавало ей такой огромный масштаб и устойчивость.

Различают обычно три варианта построения империи: колонизацию, ассимиляцию и интеграцию.

Колонизация подразумевает потребительское отношение метрополии к «осваиваемым» территориям, зачастую сопряженное с угнетением и даже прямым уничтожением коренного населения. Это, так сказать, «англосаксонский» вариант, вариант «торгаша», по выражению Вернера Зомбарта.

Ассимиляция характеризуется «использованием» подчиняемой цивилизации в качестве строительного материала для цивилизации или этноса покорителя. В качестве примера первого варианта ассимиляции можно привести поглощение Ирана Арабским Халифатом, которое привело к практически полному исчезновению зороастризма, древнейшей религии мира. В скобках заметим, что именно такую форму взаимодействия между Западом и Россией предлагает в наши дни Збигнев Бжезинский.

Примером этнической ассимиляции служит ассимиляция прибалтийских славян немецкими рыцарскими орденами и пришедшими с ними. Наследством ее осталось «русское» звучание многих немецких, особенно прусских фамилий, и почти неразличимый фенотип многих русских и немцев, столь облегчающий работу разведок в России и в Германии, что не раз отмечали соответствующие специалисты и историки мировых войн.

Наконец интеграция – это плодотворное взаимодействие государств-цивилизаций, входящих в империю, равно как творческое использование ценностей исторических предшественников. Таким было взаимодействие Греции и Рима, Ромеи и Руси. Интеграция и была основной формой взаимодействия Русского Царства и Империи со всеми входящими в ее состав царствами, народами и народностями.

Приведем теперь некоторые примеры, предварительно озвучив внутренние так сказать причины Русской экспансии, создавшей величайшую империю мира.

Российская Империя взгляд с полюса

При взгляде на карту Российской Империи конца XIX– начала XX века (рис. 1) трудно представить себе, что она создана народом, поставленным природой в почти невыносимые условия общественного и экономического развития.

Также трудно поверить, что эта гигантская территория дает весьма мало простора для хозяйственной деятельности и особенно сельскохозяйственного производства. Между тем южная граница Империи по градусам северной широты соответствует северной границе Соединенных Штатов Америки.

Столица Империи Санкт-Петербург находится на 60-й широте, что совпадает с южной оконечностью солнечной Гренландии. Вторая, древняя столица, Москва – на 56-й широте, проходящей через северную часть полуострова Лабрадор и юг Аляски.

Русскому племени досталась громадная равнина, расположенная к востоку от пресловутой нулевой изотермы января, приблизительно совпадающей с западной границей Империи, она же – изотерма –западная граница Евразии – по Льву Гумилеву. К 1900 году государственные границы Российской Империи практически точно совпадали с географическими границами евразийского субконтинента.

Равнина эта прорезана сравнительно редкими реками и, в общем, мало орошаема. Зимние холода, при которых земля промерзает на полтора метра в глубь, и многомесячная распутица свойственная северному климату, частая жара летом, с юго-восточными ветрами, сжигающими урожай, накладывали на трудовую деятельность русского народа оковы, неизвестные жителям стран умеренного климата.

Рис. 1. Карта Российской Империи 1890 года

К этому добавлялось отсутствие доступа к теплым “наружным” морям, служащим в других странах естественным продолжением внутренних дорог. Своим географическим положением русский народ был обречен на вечную борьбу с природой и относительно бедное существование, имеющее мало перспектив на улучшение. Недаром говорят:

«Мы построили государство там, где больше никто не живет».

Отсюда вечная русская тяга «к солнцу и теплой воде», в таинственное Беловодье, что лежит «восток», сиречь «встречь Солнца».

От времен Киевской Руси дошло предание, что сам Равноапостольный Князь Владимир − отправил Русскую дружину искать это Беловодское царство. И ведь нашли они в тот раз Беловодье. Да так оно им по «ндраву» пришлось, что так и остались в дивной стране, отправив вестника к Князю. Может эта тяга и определила основное направление роста России, а вернее основное направление борьбы русского государства за свое существование, за выполнение своей вселенской миссии.

Действительно, посмотрим внимательно на карту России. Но взглянем сейчас на нее с полюса.

Очевидно, что Великая северная Империя, упираясь тылом во льды Северного океана, правым флангом в полузакрытое Балтийское море и во владения Германии и Австрии, а левым − в малопригодные для плавания части Тихого океана, − имеет не три, как это обыкновенно считается, а всего лишь один фронт в своей войне за государственное бытие.

Фронт, обращенный к югу и простирающийся от устья Дуная до Камчатки. Против середины фронта лежат пустыни Монголии и Восточного Туркестана. Для движения к теплым морям у Империи остаются поэтому только фланги.

Фланг правый

Удобнейшим, по близости к центру страны и сосредоточению ее людских и материальных ресурсов, является, конечно, правый фланг. Наступая им через Черное море и Кавказ к Средиземному морю и через Среднюю Азию к Персидскому заливу, Россия сразу бы вышла на крупнейшую торговую дорогу мира, и обрела стратегически важные базы для Военно-Морских сил.

Понятно, что такое решение жизненно важного для нашего государства вопроса совершенно не входило в расчеты главного в те времена исторического врага Российской Империи – империи Британской, раскинувшейся по всему миру и монопольно господствующей на мировых торговых путях. Именно Англии обязана наша страна тем, что, несмотря на все блестящие победы в русско-турецких войнах и среднеазиатских кампаниях, наступление русского правого фланга было остановлено. Не то, что выйти к Персидскому заливу – в Средиземное море выход перекрывала удавка Босфора и Дарданелл.

У России оставался только путь на Восток.

Встречь солнца!

Наступление нашего левого фланга началось в 1582 году казаками Ермака. Значение этого наступления геополитик Маккиндер приравнивает по своему значению к огибанию европейскими кораблями мыса Доброй Надежды и открытию пути в Индию.

Хотя, с некоторым сожалением добавляет он, значение этого было осознано не сразу.

Позволю привести несколько стихотворных строк:

Каждый день так взволнованы зори,

И одна неустанно зовет

За тайгу, на далекое море,

На туманный и мглистый восход.

…………………………………………..

Дует ветер с востока, он свежий,

Скоро ичиг обует нога.

Скоро кровью людской и медвежьей

Будет мыться святая тайга.

Там, в Охотском неласковом море,

Я доверю свой путь кораблю.

Я молюсь на восточные зори,

А о западных только скорблю.

Л.Н. Гумилев.

Возможно, эти слова замечательного ученого и поэта являются ключом к тому поистине сказочному явлению, именуемому покорением или присоединением Сибири к России, а вернее –врастанием России в Сибирь.

Как реализация замысла Божьего

До становления Московского царства степь для нас была источников больших и малых неприятностей. От половцев и туменов Субудая и Батыя до разношерстного войска Мамая и исключительно вредоносных крымских татар-работорговцев. Считается, что объединенными их усилиями лет за триста-четыреста Русь потеряла порядка двухсот процентов своего населения.

Не мудрено, что в русской геополитической мысли сформировалась устойчивая мыслеформа, от Пушкина и Чаадаева до Блока, что Россия – щит цивилизации Европы от кочевников Азии.

На самом деле, в еще большей мере Россия была щитом этих кочевников от цивилизации Европы. Без нее их, скорее всего, постигла бы судьба североамериканских индейцев.

Расширение Третьего Рима на Восток и покорение бывших земель Монгольской империи воспринимались как реализация замысла Божьего о расширении территории православия на Земле. Русская экспансия затворила степные ворота Евразии и превратила дикую окраину цивилизованного мира в становой хребет русской государственной территории.

Взятие Казанского и Астраханского царств, а перед этим венчание на царство Иоанна IV ознаменовали зрелость Русского Царства, а Стоглавый собор оформил иосифлянское учение и церковный устав Третьего Рима в стройную систему.

Отличительной чертой самоощущения нового Ромейского Царства (так, кстати, подчас в наших документахXVI века и писалось) был его акцентированный москвоцентричный характер. Россия видит ценность в самой себе, и только деятельность Русского Царства имеет, по мнению его апологетов, эсхатологическое и метаисторическое значение.

Именно в этот период происходит исключительно быстрое расширение России на Восток, «встречь солнца». Исторический маятник качнулся в обратную сторону, и вот, казалось, погибшая великая евразийская империя Чингизхана стала вновь обретать плоть и кровь.

Но на этот раз Империя шла с запада на восток. И скорость продвижения ее вызывает почтительное изумление. По сей день.

Уместно отметить, что успеху продвижения способствовала русская разведка. Еще в 1566 году, задолго до похода Ермака на Сибирское царство, два «храбрейших и умнейших казачьих атамана» Иван Петров и Бурнаш Ялычев была посланы Грозным царем за Сибирь, на юг, с дружественными грамотами к «неизвестным властителям неизвестных народов». Получив такое сложное и, по видимости, неопределенное поручение, доблестные атаманы выполнили его с честью.

По своем возвращении через два года, они представили Царю обстоятельное описание всех земель от Байкальского озера до Корейского моря. Атаманы лично посетили Монголию и Китай, побывали в Пекине, и собрали в длинном и трудном пути своем все доступные в то время сведения о Корее, Китае, Туркестане, Бухарии, Кашгаре и, что характерно, − Тибете /Лебедев Н.К. Завоевание Земли. - М.: Воениздат, 1947. Т 2. С. 40/.

Возможно, у Ивана Васильевича были и иные, неизвестные нам источники информации, поскольку еще в 1562 году в титул Московского Царя, личным царским повелением, вошла формула:

«…И всея Сибирския земли Повелитель», − дополненная и расширенная в 1577 году:

«…всея Сибирския земли и Северные страны Повелитель… и иных Земель Государь и Обладатель».

1 сентября 1582 года, из владений “наместников Предуралья” промышленников-миллионеров Строгановых выступил отряд из 500 казаков и 300 иных ратных людей. Были среди этих ратных людей великороссы, – в основном устюжане из Устюга Великого, – а также татары, литовцы и даже добровольцы из числа немецких военнопленных Ливонской кампании. Обычный русский отряд, одним словом.

Поход как известно, был успешен. За месяц преодолев путь в 1500 тыс. км против и по течению рек, отряд разгромил войско главного на тот день врага Кучума, и поклонился Царю – Сибирским царством.

Помимо Сибирского царства Царю препровождались в дар 2 400 соболей, 50 бобров и 24 лисицы.

К последнему морю

И с 1582 года, словно кадры киноленты, понеслись дела чудесные.

На протяжении жизни одного поколения Сибирь до Тихого океана становится Русской. Уже в 1585 году воевода Мансуров заложил городок в устье Иртыша.

В 1587 году основан Тобольск, в 1593 – Пелым и Березов, в 1594 – Сургут, в 1595 –Обдорск (Салехард), в 1596 – Нарым, в 1601 – Мангазея, в 1604 – Томск. Новая Мангазея – Туруханск в 1607 году.

В 1618 году основан Кузнецк, в 1619 – Енисейск, в 1628 – Красноярск, в 1632 – Якутск, в 1632 – Оймякон, в 1635 – Олёкминск.

И, наконец, летом 1639 года атаман Дмитрий Копылов из Бутальского острога, что в 1636 году срублен был на реке Мая – притоке Алдана, посылает дальше на восток отряд в 30 человек десятника Ивана Юрьева-Москвитина. Именно этому отряду довелось подвести черту под беспрецедентным полувековым движением русского суперэтноса “встречь солнца”. Видится что-то провиденциальное, что первому выйти на берег Великого океана судьба доверила посланцу Москвы с символическим прозванием – Москвитин.

И уж вовсе чудом мнится, что среди соратников Москвитина был казак Иван Черкасс –85-летний ветеран первого похода Ермака!

Крепки были православные!

О русском смысле истории

История нашего великого движения “встречь солнца” убедительно опровергает, кстати, интеллигентско-масонский миф о якобы врожденной рабской сущности русского народа.

Из-под палки такого дела не сделаешь.

Не одно поколение русских людей размышляло о смысле исторического процесса и о смысле жизни и нашли свой ответ в Православии. В свободном следовании Божиим заповедям.

Еще во времена Дмитрия Донского и Василия Темного были обдуманы и решены все вопросы внутренней и внешней политики на столетия вперед. Идеалы свободы русского человека утвердились прочно. В суровые времена а на Руси иных не бывало только свободно делающий свое дело народ мог отстоять свое право на существование.

Уникальность русской судьбы заключается в том, что никакая иная национальная идеология кроме Православия не могла быть принята народом, еще в своем язычестве сказавшем: «…да не посрамим земле Руские, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имут…

Не имам убежати, но станем крепко».

Православие – вера людей, сильных самоотвержением, а не самоутверждением.

И стал русский народ действительно крепко.

Мысль, что не в силе Бог, а в Правде, легла на подходящую почву. Крохотное Московское княжество, за ничтожный исторический срок из междуречья Оки и Волги достигшее берегов Тихого океана, совершило это геополитическое чудо потому, что уже к Великому княжению первого Государя Всея Руси Ивана III Васильевича программа народной жизни была подготовлена и осознана на века.

Каждый русский человек крестьянин и князь, воин и монах, Первосвятитель и Царь точно и однозначно знал, чему поклоняться и что отвергать, что хорошо и что плохо. Все говорили одним языком и право славили одного Бога. Всем было дело, и все были нужны. Лишних людей в Православном Царстве не было, и быть не могло.

Единственная Империя

Практически за полвека – от похода Ермака Тимофеевича 1582 года до выхода Ивана Москвитина в 1640 году к Охотскому морю –землепроходцами было преодолено расстояние от Урала до Тихого океана, и Россия легко и быстро закрепилась на этом огромном пространстве. Попробуем еще раз ответить на вопрос: почему так произошло?

Была в Истории единственная Империя, заботившая о своих окраинах больше, чем о центре, а об «инородцах» больше, чем о государствообразующем народе.

В которой ни один народ, входящий в ее состав не погибал, а выживал и развивался. Империя эта носила название Российской. Основой ее было – Московское Русское Православное Царство.

Именно в этом государстве власть его считала своим назначением защитить свой народ от воздействия зла и провести его через земную жизнь так, чтобы как можно больше людей могли стать достойными жизни вечной в Царствии Божием.

Интересно, что именно такая власть, целью своей считающая спасение душ подданных, власть государственно-жесткая, не балующаяся на западный манер с гражданскими свободами, была чрезвычайно деликатна и даже мягка в духовном отношении, к вновь присоединяемым подданным.

Да, к уже обращенным в православие, Русским, а таковым считался любой, перешедший в Православие, Русская власть бывала сурова за отступление. Непримирима была к ересям.

Но и то, административные кары за формальные уклонения от Православия, как, например, за старообрядчество, были назначены тогда, когда сама власть стала уклоняться от Византийско-Ромейской Православной Симфонии Государства и Церкви единственно приемлемого для православного сознания сочетания.

Но эта суровость, возвращаясь к нашей теме, была как всегда в России, к своим русским. Кому много дано, с тех много и спрашивается. И никогда жесткую руку Москвы не испытывали на себе ни мусульмане, ни буддисты, ни шаманисты Сибири. Да, была проповедь Православия и часто успешная. Но никакого духовного насилия.

За этим строго следили все русские Цари, начиная с Ивана Грозного.

И принимали службу и щедро награждали за нее тех же буддистов и мусульман, не требуя смены веры. О понятном единственном исключении мы здесь говорить не будем. Sapienti sat.

А так, даже в ордене Святого Георгия для иноверцев, всадника, пронзающего змия, заменили на государственного орла, чтобы не задевать религиозные чувства награжденных. Иной раз это вызывало обратную реакцию. В германскую войну отчаянные рубаки Дикой Дивизии, – элиты горских кавказских племен, – жаловались, бывало Великому Князю Михаилу Александровичу, – любимому командиру своему: «Зачэм крэст с птицей? С джигитом хачу

Так было и в Сибири

В полной мере эта забота центральной власти о душах и телах новых подданных сказалась и при присоединении Сибири к России. Почему так мгновенно и безболезненно оно происходило? Вслед за первопроходцами сразу двигались царские воеводы, строго следившие, чтобы никакой обиды не чинили новым подданным русского царства.

Недаром противодействие миграции русских было столь ничтожно. Конфликты с русскими, если они и возникали на первых порах, например, у бурят или якутов, быстро улаживались и не имели тяжелых последствий в виде национальной розни.

Единственным практическим следствием русского присутствия для аборигенов стал ясак (уплата одного-двух соболей в год), который инородцы понимали, как подарок, – дань вежливости Белому Царю. При огромных пушных ресурсах Сибири дань была ничтожна, в то же время, попав в списки ясачных инородцев, местный житель получал от центрального правительства твердые гарантии защиты жизни и имущества.

Где, в какой стране, скажите мне, были законы, чтобы ни один инородец не мог быть приговорен к смерти, кроме как по личному царскому решению? Каждый якут, тунгус, бурят, обвиненный в преступлении имел право и это право строго соблюдалось! требовать доставки пред ясны царевы очи.

Никакой воевода не имел права казнить ясачного инородца: при любых преступлениях дело посылалось на рассмотрение в Москву, а Москва смертных приговоров аборигенам никогда не утверждала. Известен характерный случай: некий бурятский лама, попытавшийся поднять восстание с целью изгнать всех русских и передать Забайкалье маньчжурам, был отправлен как ясачный инородец в Москву, где его, естественно, помиловали.

Это вам не «цивилизованные» Соединенные Штаты, где за скальп индейской женщины или ребенка «храброму» американскому солдату давали награду.

В дикой России за это однозначно полагалась бы смертная казнь.

Не со времен ли короля Артура?

Впрочем, что там индейцы! Англо-саксонскому кальвинизму ‒ смертоносной смеси манихейства и талмудизма ‒ по внутренней природе свойственно безжалостное отношение к народам и нациям, не предназначенных, по его мнению, ко Спасению, а потому достойных тотального истребления. Если мешаться будут. И истребляли. Отнюдь не называя соответствующие мероприятия холокостом или хотя бы геноцидом.

Так, в цивилизованном XIX веке, ‒ несущие культуру и просвещение всему миру, любимые русской интеллигенцией, ‒ англичане выморили голодом, «после неслыханной в христианской истории экспроприации земли и сгона с нее исконного населения», 2 миллиона ирландцев, – даже не индейцев или негров, а природных кельтов.

Последние, заметим, кровные родичи и потомки короля Артура и его рыцарей Круглого Стола, почти на столетие отсрочивших завоевание теми самыми англами и саксами православной Британии. [Артурова Британия была крещена монахами из Александрии. И стала христианской страной Восточного обряда, хотя церкви еще и в принципе не были разделены. Но мировосприятие уже тогда начинало отличаться. Поэтому в легендах о короле Артуре самые любимые Праздники – как на Руси – Пасха и Троица-Пятидесятница. А не Рождество, как в Европе. А вот Англия, спустя примерно сто лет после трагической гибели Британии Артура и его рыцарей, была повторно крещена уже из Рима.] Вставших, так сказать, железной стеной на пути процесса будущей глобализации.

Жаль, что у Артура и его ребят не хватило тогда сил задушить младенчика в колыбели. Тот самый случай, о котором древний пророк, говоря про порождения адских сил, сказал: «Блажен, кто разобьет младенцы твои о камень» (Пс. 136: 9). Младенчик же оказался памятливым.

Не со времен ли короля Артура пошла неукротимая ненависть нынешних владык мира к Православию и его носителям?

И даже к тем, кого они ошибочно (или нет?) считают таковыми.

Видно непреходящей оказалась память непреклонно-стойкой защиты от будущих глобалистов самого западного форпоста православия в мире – королевства логров – этого первого в истории Порт-Артура.

Под власть Белого Царя

Но вернемся из просвещенной Европы в родную Сибирь.

Слава о выгодах перехода под власть Белого Царя бежала впереди «охочих людей», сильно облегчая их «государево дело». Вот еще один русский парадокс. Шли в Сибирь на восток, встречь Солнца, вроде самые забубенные головушки, подальше от всякой власти.

И что же? Казаки и иные отчаянные русские души, открывали новые земли и племена иной раз в тысячах верст от ближайшего «культурного, военного и религиозного центра»– в виде острога-городка с десятком стрельцов и воеводой. Казалось бы, – живи и владей.

Так нет. Вслед за подробной картографической съемкой маршрута, – данные о котором немедленно посылались в Сибирский Приказ в Москву [Откуда и потрясающая точность даваемых инструкций!], – неукоснительно следовало объясачивание новых верноподданных, и высылка указанного символического ясака в Москву.

А остяки, вогулы, тунгусы служили проводниками русских отрядов, охотились, гоняли оленей, шаманили, –если хотели, –и были вполне уверены в своей судьбе и в завтрашнем дне.

Что влекло нас?

Не знаю, какая сила влекла русского человека за Урал, Байкал, на Амур, Камчатку, Аляску ‒ и дальше вперед, но эту силу никак нельзя свести к идее только «воли» и тем более жажде быстрого обогащения это очевидно.

Хотя именно последнее подчеркивается многими даже патриотическими авторами, называющими всю сибирскую эпопею «столетней погоней за соболем».

Народ, ценящий«мамону», не назовет драгоценные сибирские меха словом«рухлядь». А рухлядь она рухлядь и есть рухлядь, хоть бы и мягкая. И добывая эту «рухлядь» голову сложить просто, а вот разбогатеть отнюдь.

Нет, что-то иное высшее, горнее вело нас на восток.

И чувствовали это аборигены, почему в Православие переходили легко. Вместе с первопроходцами солдатами и землепашцами шли воины Брани Духовной. Благая Весть затеплилась огоньками благочестия на громадных Восточных просторах территории, пребывавшей дотоле в «простоте» языческой. Открытие Сибирской кафедры датируется 1621 годом.

В 1668 году архиепископ Тобольский Корнилий был рукоположен первым митрополитом Сибирским. Первый же монастырь в Сибири Знаменский был основан в Тобольске в 1586 году, за год до того, как Тобольск стал городом.

А 10/23 июня Православная Церковь празднует Собор Сибирских Святых.

Oriente lux!

За считанные десятилетия русский народ освоил колоссальные, хотя и малонаселенные пространства на востоке Евразии, сдерживая при этом агрессию Запада. Включение в Московское царство огромных территорий осуществлялось не за счет истребления присоединяемых народов или насилия над традициями и верой туземцев, а за счет добровольного перехода народов под руку Московского Царя.

И присоединение нами Сибири не было похоже ни на истребление североамериканских индейцев англосаксами, ни на работорговлю, осуществлявшуюся французскими и португальскими авантюристами, ни на эксплуатацию яванцев голландскими купцами. А ведь в пору этих деяний и англосаксы, и французы, и португальцы, и голландцы уже пережили век Просвещения и гордились своей цивилизованностью.

Единственной проблемой массового освоения Сибири, была проблема снабжения хлебом и иными припасами ее растущего населения. Специфика русского освоения «планеты Сибирь», на территории которой дважды поместилась бы вся Западная Европа, заключалась в том, что оно шло северными путями.

Но к середине века, казалось, вопрос с хлебом для Сибири был практически разрешен. К 1651 году усилиями Василия Пояркова и Ерофея Хабарова русская Сибирь вышла на Амур. И не просто вышла, но твердой ногой стала в этом теплом по сибирским меркам и хлебородном крае. Отныне не было силы, способной остановить это движение, «встречь Солнца».

Остановить его смогла только сама Москва, и только когда верхи слишком заглядываться стали на Запад в результате духовного уклона от Православия. А на Восток было бы вернее. Oriente lux!

Как Третий Рим упустил шанс стать империей-ойкуменой

Но наступил 1653, за ним 1689, а за ним и 1694 год.

Россия навсегда упускает свой шанс уже в XVII веке твердо стать на берегах Печилийского залива и в ближайшие десятилетия стать гегемоном Тихого океана, почти за век до наших исторических врагов, именуемых нашим великим геополитиком генералом Алексеем Вандамом «англосаксами».

Именно в годы 1653-1694 решился вопрос какая из двух империй станет мировой в земном смысле:

Третье-Римская, Русская православная или

Анти-Римская, Британская протестантская (по сути масонская).

В 1653 году все шансы были у империи Русской.

500 или лучше 3-5 тысяч казаков, и Россия «приросла» бы Амуром, Маньчжурией, а в ближайшей перспективе – Кореей и всем «застенным» Китаем. Очень вероятным и вполне технически осуществимым стало бы приобретение Цусимы, и может быть даже Хоккайдо. Помешать нам не мог никто – англосаксами тогда и не пахло.

Вместо этого мы (в лице царя Алексея Михайловича) повернули голову от Тихого океана назад – ко Второму Риму, раскололи русский этнос реформой Никона-Алексея, и влезли в бесконечную войну на Западе.

Вместо лежащего у наших ног Тихого океана, который Провидение, очевидно предоставляло нам как «русское озеро», почти трехвековая упертость в узость Босфора и Дарданелл. За которой лежала еще менее проходимая узость Гибралтара. Уж ее-то от нас защищать стала бы вся Европа, забыв о текущих разногласиях, да как бы не объединившись по этому поводу с исламом.

Прямо по анекдоту: «Ну, пробьешь ты головой стену. Что ты будешь делать в соседней камере?».

В 1689 году в Нерчинске перенесли нашу границу с Амура на север Охотского моря, и мы навсегда лишились выхода к теплым морям (о значении Нерчинского договора для дальнейших судеб России см. Галенин Б.Г. Цусима – знамение конца русской истории. Т. I. М., 2009. Кн. первая. Часть первая. Главы 4-6).

А в 1694 году открылся Банк Англии, первая печатная машинка для денег, предтеча ФРС и, по Божиему попущению, в результате «самоустранения Третьего Рима», всемирной земной империей стала «Анти-Римская» Британская, говоря шире ‒ «англосаксонская».

Занимающая первенствующие позиции на земле по сей день.

«Мы, Русские, в плен сдаваться не привыкшие!»

В преддверии «Нерчинского недоразумения» 1689 года, в 1685-1687 годах имела место героическая оборона Албазина – нашего форпоста на Амуре. Менее 800 защитникам, считая мирных жителей противостояла 8-тысячная Маньчжурская армия.

Во время сентябрьской бомбардировки 1686 годахрабрый воевода Алексей Толбузин был смертельно ранен ядром, залетевшим в бойницу башни, из которой он наблюдал за противником.

Оборону крепости возглавил полковник Афанасий фон-Бейтон, − обрусевший немец, между прочим. Маньчжуры, узнав о гибели воеводы и о цинге, предложили защитникам сдаться.

Император Канси в своем послании к защитникам города Албазин писал: «...и те ваши люди сдались на мое имя, и я их много пожаловал и ни единого человека не казнил». [Канси писал сущую правду: всех русских, кого удалось взять в плен, он немедленно причислил к своей личной гвардии, создав особую восьмизнаменную роту. Албазинская особая рота на протяжении более двух веков сохраняла свою обособленность. Примечательно, что даже полностью окитаенные казаки продолжали официально называться и считаться русскими и оставались православными].

Предание навсегда сохранило ответ германца фон-Бейтона на лестное предложение: «Мы, Русские, в плен сдаваться не привыкшие!»

Такого Бейтона нам бы в 1904 году в Порт-Артур!

«Зная положение крепости, маньчжуры, тем не менее, не осмеливались на новый штурм. Наоборот, уставшие и почти наполовину ослабленные потерями от боевых столкновений и болезней, они чаще смотрели в сторону Айгуня, чем Албазина.

В феврале 1687 года они совершенно прекратили бомбардировку, а в мае отодвинулись на четыре версты и перешли к блокаде. В это время в крепости от всего гарнизона оставалось в живых лишь 66 человек».

Но Русский воевода Афанасий Иванович фон-Бейтон по-прежнему стоял крепко. В конце весны 1687 года маньчжуры получили из Пекина приказ о снятии осады. 6 мая 1687 года их сильно поредевший корпус был отведен от Албазина на 10 км ниже по течению Амура.

Поле боя осталось за нами, и фон-Бейтон доносил в Нерчинск, что при минимальных подкреплениях, готов удерживать острог и далее.

Этот человек заслужил, чтобы мы знали и помнили о нем. Выходец из Пруссии, Афанасий фон-Бейтон служил России с 1654 года. В середине 1660-х перешел в православие и принял русское подданство. В 1697 году Бейтон за свои заслуги был произведен в дворяне по самому привилегированному московскому списку.

Русские немцы и не только они

Афанасий Бейтон – один из длинной чреды русских немцев, до самого 1917 года бывших верной опорой Царю и России.

Фельдмаршалу Христофору Миниху принадлежит может быть самая верная характеристика России: «Русское государство имеет то преимущество перед другими, что оно управляется самим Богом.

Иначе невозможно объяснить, как оно существует».

Еще во время написания «Цусима – знамение…» бросилось в глаза, что большое число фамилий офицеров флота, награжденных Орденом Св. Георгия, –а в японскую войну его давали нечасто,– или иными высокими наградами, – носят перед фамилией приставку «фон». Или просто принадлежат к известным остзейским и родственным родам.

Можно вспомнить такие фамилий как адмирал Николай фон-Эссен, адмирал светлейший князь Александр Ливен. Из сухопутных героев – генерал Алексей фон-Шварц – будущий герой обороны Ивангорода, что характерно – вместе с другими Порт-Артурцами генералами Владимиром фон Ирманом, Самедбеком Мехмандаровым и князем Александром Микеладзе, –истинно русскими людьми!

Несомненно, русским человеком ощущал себя и потомок древнего курляндского рода адмирал Ливен. В его культовой книге «Дух и дисциплина нашего флота», где он анализирует все наши флотские беды, приведшие к Порт-Артуру и Цусиме, есть примечательная фраза:

«Вообще говоря, наш офицер, как и нижний чин, по природе храбр и воинственен, да не только они, но и гражданское население.

Это видно было уже при первой бомбардировке Порт-Артура. Разные евреи, греки и китайцы теряли человеческий облик от страха, и, как безумные, заметались при первых же снарядах, русские же оставались спокойными.

По поведению под бомбами можно было прямо-таки определить национальность».

Вообще, в качестве примера истинной русскости, я обычно привожу знаменитый военный совет Суворова, когда решался вопрос – прорываться ли нам сквозь Альпы, не обладая, прямо скажем, снаряжением для горного туризма, или…

Так вот, первым на вопрос Главнокомандующего ответил старший после него генерал Виллим Христофорович фон-Дерфельден: «Ваше Сиятельство! Как мошно ставаться? Мы Русские – с нами Бог!» Вторым по старшинству был генерал Петр Багратион: «Мы Русские – с нами Бог!». Третьим – серб Милорадович, с ним уж всё ясно.

Короче, из всех этих генералов русским в анкетном смысле был разве сам Суворов. Да и тот, строго говоря, считается потомком какого-то татарского мурзы.

О доме, разделяющемся в себе

В качестве заключения отмечу следующее. Россия, расположенная на стыке мировых цивилизаций по континенту Евразия, исторически выполняла уникальную геополитическую миссию поддержки глобального равновесия между христианским и нехристианским мирами.

С XV века миссия объединения Евразии окончательно перешла к русскому народу, под знаменами православия. По воле судьбы русские двигались на Восток не как колонизаторы и узурпаторы, но как носители Божьего завета.

В Российской Империи мирно уживались Православие, Ислам и Буддизм. Один из главных муфтиев России подчеркнул, что «мы, мусульмане России, всегда считали Русь – святой».

Буддисты считали Россию – северной Шамбалой. В начале прошлого века делегация из Тибета поднесла Государю одежду Будды, как главы этой Северной святыни.

Исторически добровольное объединение, сотрудничество, добрососедские отношения долгое время были характерны для славян, тюркских и иных народов. Каждый народ занимал закономерно обусловленную нишу в Империи. При неоспариваемом никем государствообразующем значении русского народа.

Положение резко изменилось в XX веке, когда именно русские стали жертвами социального эксперимента, лишившего державообразующий народ среды обитания и нормальной жизнедеятельности. Это произошло в результате Октябрьской революции 1917 года и соответствовало принципиальным установкам представителей новой власти по национальным проблемам.

А именно, известный русофоб Вл. Ленин в своей работе 1922 года «К вопросу о национальностях или об «автономизации» рекомендовал своим соратникам-подельникам поставить в Советском государстве так называемую «великую» нацию – русских – в такое неравенство по отношению к якобы угнетавшимися ими в прошлом другим народам, которое возмещало бы претерпевающее теми неравенство.

Он призывал «защитить российских инородцев от истинно русского человека, великоросса-шовиниста». Русский народ должен был оставаться в таком положении до тех пор, пока не заплатит по историческим счетам.

И ленинский завет был воплощен в жизнь. За годы Советской власти русские деградировали по всем цивилизационным показателям.

Евгений Примаков, критикуя домыслы о «российском колониализме» в одном из интервью (1990) подчеркнул: «Вот ведь парадокс – метрополия РСФСР, обладая огромными богатствами и потенциалом, живет хуже, чем другие республики».

Но, фактически, русский народ и до сих пор остается «отчужденным от власти». Он даже не упомянут как государствообразующий в Конституции РФ. Бывший руководитель советской разведки генерал Леонид Шебаршин с грустным юмором заметил по этому поводу: «Россия – это страна, населенная русскими, которыми правят россияне».

Последнее ставит вопрос вообще о возможности выживания России как Цивилизации-Русь. Не стало удерживающего, вокруг которого могли соединяться все – в единую и неделимую. Вторая после 1917 катастрофа разделения Русского дома грянула в 1991 году, окружив остатки Руси-России новыми лимитрофами. Надежды на восстановление империи-цивилизации пока не просматриваются, напротив – нарастают опасности новых сепаратизмов.

Дом же разделившийся в себе – не устоит. Так говорит Господь.

Остается уповать на Его милость, став достойными ее!

Честь имею.

Борис Глебович Галенин, историк, начальник Штаба Войсковой Православной Миссии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Галенин
Все статьи Борис Галенин
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31