itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Свои

Литературные пересечения. Часть 8

Бывший СССР 
0
423
Время на чтение 12 минут

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Часть 6

Часть 7

МУРАВЕЙ

Кировская область, Лузский район, село Лальск. Здесь родился Веня Шарыпов. Кто его знал, запомнил Веню, как разудалого шалопая, кто был у мальчишек всегда во главе всевозможных игр и забав. «Муравьём» прозвали его ребята за то, что Веня умел всех расшевелить, настроить на нечто рискованно-смелое, подчас опасное и шальное. И ради чего? Ради того, чтоб уйти от вялой действительности, повернуться душой к весёлому и живому. Эта неугомонность преследовала Шарыпова всю его жизнь.

«С Венюхой не заскучаешь!» - говаривали про него не только те, кто учился с ним в школе, но и служил вместе в армии, и работал в Череповце, таская со стройки на стройку геодезические приборы.

Геодезия нас с Веней и подружила. И если я познал ее в совершенстве в Уральской тайге, то Веня - в городе металлургов.

Однажды в Вологде, находясь на одном из литературных семинаров, Шарыпов, кого я ещё не знал, но с кем сидел вместе на семинаре, толкнул меня, показывая глазами на писателя Семена Ивановича Шуртакова, кто в тот день нами руководил:

- Хорошо говорит. Только всё почему-то мимо. Никак в мою голову не заходит. Предлагаю - сбежать ...

Сбежать с семинара - это непозволительно. Однако мы люди взрослые. Решили внимать не тому, что знали не хуже писателя Шуртакова, а тому, чего покуда ещё не знали.

Кроме нас с Шарыповым, не выдержав догм и скуки, ушло с семинара ещё несколько человек. Устроились на скамейках Детского парка. Кто-то достал из портфеля тетрадку с написанными стихами. Хотел прочитать. Но смутился:

- Очки. Ну-ко, ну-ко? Опять-то я их забыл...

Был бы повод, а о чём говорить тем, кто рвётся в писатели? Да хоть о чем. Лишь бы это было из жизни. Начали с шутки.

- Читать можно и без очков, - заметил Шарыпов, - я однажды на спор читал с 50 шагов.

Я, как бывший геодезист, догадался, что Веня - топограф и читал он, скорее всего, сквозь трубу 24-кратной силы теодолита. Что ж. Я тоже решил от него не отстать. Сказал, как похвастался:

- И мне приходилось читать, и тоже на спор. Только подальше. Метров этак с 70.

- С семидесяти? - смутились ребята.

И тут смех Шарыпова, с каким он провозгласил:

- Ты имеешь в виду трубу нивелира? Сквозь неё и читал?

- Сквозь неё!..

Так начался у нас собственный семинар. От труб теодолита и нивелира перешли к самым свежим стихам. Читали по памяти Чекмарёва, Орлова, Горбовского и Чулкова. Кого-то ругали, кого-то хвалили. Я прочитал «Потонула во тьме...» Николая Рубцова.

Шарыпов тут же вскочил:

- А знаете! Знаете! Я тоже учился, как и Рубцов. И тоже, в Литературном!

Так начались у меня с Шарыповым встречи. Если не в Вологде, значит, в городе металлургов, в Череповце, куда я частенько ездил, участвуя в пропаганде советской литературы. Помню, как Веня обрадовался, когда я ему сообщил, что один из его рассказов, напечатанный в местной газете, читал Николай Рубцов и очень высоко о нем отозвался, провозгласив:

- Как хорошо Венька пишет! Был бы сейчас он с нами, я бы обнял его и сказал: «Ты - настоящий писатель!»

Сидело нас несколько человек в редакции «Маяка». Кто-то, поморщившись, подсказал Рубцову:

- Но он никакой ещё не писатель. Так, журналист. Пописывает в газетку.

- Нет! - рассердился Рубцов - Писатель!.. Он знает деревню. И город знает. Душа у него большая...

Природу не изменить. Каждый, кто в ней живет, имеет предназначение быть только тем, кем ему, и положено быть. Шарыпов был популярен в Череповце. Еще при жизни Рубцова при редакции молодежной газеты «Ударная стройка» («Курьер») он создал литературный клуб, куда входили многие молодые череповчане. Позднее его избрали председателем литературного объединения. Первым в Череповце он стал членом Союза писателей СССР. Его перу принадлежит несколько книг: «Эхо из недальнего леса», «Чертежи Ильи Свирского» и «Русское поле». Умер Вениамин Николаевич в 1986 году. На 49-м году жизни. Как никто он знал душу русского человека, стоявшего, по выражению Рубцова, одной ногой в городе, второй - в деревне. О нем исключительно и писал. Об одном писатель жалел, что срок его жизни был небольшой. Об этом открылся он в последние дни свои Лене Беляеву, сожалея о том, что не успел объяснить, отчего душа настоящего человека одновременно поет и плачет.

КЛАД

Как много уже сказано о Николае Рубцове! Казалось, нечего больше и говорить. Со всех сторон исследован. Все варианты стихов известны. Что же еще-то нам обещает неведомый провозвестник его творений? Да и есть ли такой обожатель поэта, кто бы передал то сокровенное, что всегда вызывает в груди восторг? Восторг понимания жизни, какую выстлала перед ним дорога, и он пошёл по ней до конца.

Забытое - это прошлое. То, что было и там осталось. Можно ли его рассматривать, как документ, который мы однажды взяли и пропустили, и вот желаем его возвратить? На этот вопрос отвечает исследователь творческой биографии Николая Рубцова череповчанин Леонид Вересов.

Передо мной его книга «Страницы жизни и творчества поэта Н. М. Рубцова». Писатель пользуется приёмом возвращения документа к сегодняшнему прочтению, т.е. не только к его оживлению, но и оценке того, что когда-то происходило, но уже с позиции предстоящего дня.

Сама по себе эта работа сверхтрудоёмка. Через книгу проходит вся биография поэта, главными рассказчиками которой являются завалявшиеся где-то в архивах и забытых шкафах всевозможные письма, справки, учётные карточки, жалобы, киноплёнки, рисунки и фотографии, выписки из газет, автографы, рецензии и прочие, прочие материалы. Всё это предстояло ещё найти, прочесть, осмотреть, осмыслить. С кем-то списаться. С кем-то договориться. Материал этот ценен еще и тем, что он рассказывает не только то, что относится непосредственно к Рубцову, но и к эпохе, в какой пребывал поэт. Поэтому на всем протяжении книги мы ощущаем походку самого поэта, равно как и походку страны. Причем, автор не делает выводов, что плохо и что хорошо. Оставляет их для читателя. Сколько читателей, столько и мнений.

Интересно, к примеру, отношение к Рубцову вологодских писателей не тогда, когда он стал уже знаменитым, а когда был чуть ли не в роли начинающего поэта, которому надо ещё многому научиться, прежде чем стать в едином ряду с преуспевшими перьями поэтического олимпа.

Вот как, например, оценивал творчество Рубцова бывший главный редактор «Нашего Современника» Сергей Васильевич Викулов:

«В новых стихах Н. Рубцов предстает перед нами с очень маленьким мирком. И в этом главная беда. Делать стихи чище и лучше можно научиться, да он уже многое и умеет, а вот открыть себя - это труднее, но к этому надо стремиться».

Мастера учит взыскательный педагог, вообразивший себя учителем всех поэтов. Именно так воспринимаются сегодня уроки Викулова Рубцову. Подобные высказывания в адрес Рубцова можно было услышать и от других вологодских поэтов, никак не думавших, что однажды Рубцов станет такой громадной величиной, что говорить о нем без почитания будет, пожалуй, и невозможно.

Книга Леонида Вересова за исключением тех страниц, где автор возносит Михаила Сурова, допустившего в своем сочинении о Рубцове много неточностей, ошибок и сомнительных суждений и умозаключений, имеет большую ценность. Разумеется, она вносит благоприятную погоду в атмосфере познания, что есть такое поэт, вышедший из народа.

Вересов - автор оригинальный, неожиданный, смелый. Читать его труды о Рубцове - одно удовольствие. Перелистывая книгу, ловишь себя на желании, чтоб страницы ее продолжались и продолжались. Одно это говорит о высоком мастерстве поисковика, не умеющего заигрывать с читателем. Но умеющего его повести за собой. Туда, где прячется клад. Лирический клад Николая Рубцова.

НАШ ПУТЬ

Прочитана книга Леонида Вересова «Николай Рубцов: легенды, были, воспоминания ХХI века».

Есть скептики, которые скажут: «А не хватит ли нам писать о Рубцове? Сколько можно?!»

Полагаю, что даже в неловко исполненном рассказе о поэте, если есть крупинка того, о чем мы не знаем или знаем через сомнение, он, рассказ, вопреки всему, делает доброе дело, восстанавливая портрет Рубцова таким, каким тот был в жизни. В книге своей Леонид Вересов ориентируется, прежде всего, на философское осмысление недавнего прошлого. Потому и биографию лирика со страниц сборника мы воспринимаем, как нечто особое, взятое не в отрыве от жизни страны, а вкупе с ней, со всеми ее перекосами и победами, обнаженными и запрятанными делами.

Поставлен занятный вопрос: почему стихи Рубцова несут двоякое впечатление? Их при жизни Рубцова за редким исключением никто гениальными не считал, тем не менее, они необъяснимо притягивали? И вот сейчас это притяжение рассматривается, как нечто исключительное, то самое, на что способен лишь гений. В ответе на этот вопрос - бесконечный простор для вольных раздумий. Не исключено, что кто-то рассматривает поэта, как вечного вершника, поскакавшего «по холмам задремавшей Отчизны» в наше тревожное будущее. Точь-в-точь провозвестника, который указывает дорогу. Поэт вещает, что мы идем не туда. Надо поправить наш азимут. Он спрашивает себя и нас: с кем идти и куда, чтоб разглядеть Россию не в бедственном состоянии, а в цветущем, благополучном?

Прав автор книги, когда утверждает, что поэзия Рубцова прорывается все дальше и дальше, не стареет и стареть не собирается. Она даже сейчас, спустя 47 лет после его смерти, утверждает не умирание, а воскресение. Поэт хотел видеть родную страну счастливой. И вел ее своими стихами к будущему, в котором и сам собирался жить и творить.

Вопросы, которые поднимает Леонид Вересов воистину очень большие. На них нет простенького ответа. Только глубинный. Только вещий.

Стихи поэта эмоциональны и энергичны. Они несут не только Рубцовское настроение, но и настроение родного народа. Причем не только русского. Читают лирику нашего земляка белорусы, армяне, японцы, китайцы, евреи, азербайджанцы. Весь мир читает его. Как если бы Рубцов одновременно родился в Емецке, Тотьме, Вологде, Токио, Москве, Париже и Сингапуре. Почему? Может быть потому, что душа у людей, живущих в разных странах и континентах, одинаковая. Душа, которая призывает к единению и свободе. А какая любовь у поэта к самой России! Россия для него - это взволнованная стихия, как в сегодняшней жизни, так и в той, которая будет потом.

Книга Вересова рассказывает нам то, что читатель еще не знает. Отсюда в ней и высказывания о поэте тех лиц, кого сегодня не прочитаешь. Любопытны откровения прозаика В. Степанова, поэта С. Чухина, студента Н. Шантаренкова, кинооператора А. Тихомирова, летописца В. Белкова, семьи старшего брата Альберта Рубцова, учителя А. Шитова, возлюбленной Таи Смирновой, матроса Г. Фокина, писательницы Н. Старичковой, супругов Романовых, писателя А. Хачатряна, журналиста М. Котова и многих, многих других.

Что читатель еще не знает, о том и пытается поведать нам автор книги. Мало кто знает о пропавшей не только прозе Николая Рубцова, но и многих его стихов. В большинстве своем не знает читатель и о пропавшей фотографии мамы Николая Рубцова. Всё это для Вересова, как вопрос, на который он хочет ответить честно и беспристрастно. Особенно важно найти фотографию Александры Михайловны Рубцовой, мамы Рубцова. Ведь была же она! Помнит это Рубцов еще с додетдомовских пор, когда ему было пять лет, и жил он с родителями рядом с Вологдой, в местечке Прилуки.

Первый порыв, когда Рубцов закончил семь классов Никольской школы и выбрался из детдома, был - отыскать своих родичей - братьев с сестрой и отца. Не помню, кого он первого отыскал, но Галину, свою сестру, нашел он в Череповце. Радоваться бы им! После стольких лет невольной разлуки - и встреча! Но радости не было. Первое, что захотел Николай, так это увидеть маму, ту, которой не было у него, но он ее видел в воображении. Видел вечер за вечером все эти годы, когда находился в двух детдомах. Считай, почти в каждый вечер, перед тем как заснуть, он рассматривал маму свою с кровати, откуда глаза его всматривались в пространство, где могла бы возникнуть она. Вот почему при первой же встрече с сестрой, Рубцов потребовал от Галины:

- Покажи нашу маму?

Просьбу брата сестра выполнить не могла. Фотография мамы исчезла. Потеряла ее Галина. Сказала об этом Рубцову.

О, как он рассердился, расстроился, глубоко замкнулся в себя и ушел от сестры. Сколько встреч после этого было у них? Мало кто знает. Но каждая встреча была с тенью мамы. Тень стояла между сыном и дочерью и молчала.

Фотография Александры Михайловны утеряна навсегда. Но почему она вдруг появляется, то где-нибудь на экране компьютера? То в какой-нибудь книжке или журнале? Однажды я ее разглядел на страницах «Вологодского комсомольца». Поместил сюда ее Слава Белков, летописец Рубцова. Я потребовал, чтобы Слава извинился перед читателями газеты, кого он ввел в заблуждение.

Нельзя, чтобы наш читатель грел душу тем, чего нет. Нельзя, чтобы он сохранил чей-то образ, не соответствующий тому, каким тот ступал по земной дороге.

Зимой 2018-го в Вологодском Дворце культуры прошел вечер памяти Николая Рубцова. Всё на нем шло хорошо. И вдруг на распахнутом листе альбома мелькнула фальшивка. Ведущая вечера показывала портрет матери Николая Рубцова. Тот самый, какой подвел однажды и Славу Белкова. Это была не мать Николая Рубцова, а тетка его, сестра Михаила Андриановича, отца поэта.

О чем догадываешься, но не знаешь - лучше об этом не говори, не пиши. Ибо может за этим стоять неприличие, или обман. Перепроверь еще раз. Как это делает Леонид Вересов. Почему и книгам его доверяешь, как братьям, которые не обманут.

Обидно, когда среди мастеров вдохновения встречаются себялюбцы. Они, что бы ни делали, делают в первую очередь для себя. А кто - для других? Для маленьких? Стареньких? Тех, кто не может себя защитить? Такие, как Вересов. Не случайно данную книгу Леонид адресует тем, кто недостаточно или ошибочно знает Рубцова.

Рубцов помогает нам стать возвышеннее и чище. И свет от него исходит даже в ночи, когда везде облака. И вдруг среди них - очищающая звезда, которая знает наш путь. И ведет за собой.

РОДНОЕ И ВЕЛИКОЕ

Прочитана ещё одна книга Леонида Вересова «Поэт Николай Рубцов и Северо-Западное книжное издательство». Рассказ, раскрывающий подноготную отечественной культуры первой половины 60-х годов былого столетия.

Попутно с описанием документального портрета Николая Рубцова идёт восстановление жизни тех, кто сопутствовал или мешал создавать бессмертные творения.

Владимир Михайлович Малков, казалось бы, всегда помогал нашему лирику. Но помогал, когда этому способствовало вышестоящее ведомство. Самостоятельно какие-то вопросы, связанные с выходом книги, он не решал. Несмотря на это Владимир Малков делал погоду, и срыва в выходе художественной литературы в Вологде не наблюдалось.

Были и откровенные защитники стихов начинающего поэта. Именно начинающего, ибо Рубцов, кроме рукописного сборника «Волны и скалы», в то время ещё ничего не имел. Здесь надо отдать должное Александру Романову и Виктору Коротаеву. Благодаря их принципиальному стоянию за истинную поэзию, «Лирика» с «Душой хранит» и состоялись.

А могли бы не состояться. Мешали свои. Особенно старался не пропустить Рубцова в литературу вологодский стихотворец Аркадий Алексеевич Сухарев. С таким же недобрым постоянством усердствовал и архангельский лирик Анатолий Ильич Левушкин. Но время расставило всё на свои места. Главное здесь, пожалуй, не тень, какая была брошена на выдающегося поэта, а сам выход в свет благородных стихов.

Добавлю к сказанному Вересовым. Первая печатная «Лирика» вышла где-то в середине сентября 1965 года. Я в то время только что перебрался из Тотьмы в Вологду. И жил со своей женой в снимаемой квартире в деревне Маурино, что в двух километрах от Вологодского льнокомбината. Думал ли я, что однажды здесь появится Коля Рубцов? Но так получилось, что Николай в тот день оказался в молодежной редакции «Вологодского комсомольца». Так как ночевать ему было негде, то он собирался пойти на вокзал. Я предложил ему собственный угол. И вот мы в маленькой, но на редкость красивой полевой деревушке. Тем и запомнился тот благодатный осенний вечер, что, войдя в нашу квартирку, Рубцов извлек из своего кожимитового баула тоненькую стопку «Лирики». Одну из книжечек - мне. Написал на обложке:

«Дорогому другу Сереже Багрову. На память.

Н. Рубцов».

Отдал «Лирику» мне, предварительно поставив на стихотворениях «Загородил мою дорогу грузовика широкий зад», «Сенокос» и «Помню, как тропкой, едва заметной» кресты, сказав, что это всё слабое, надо лучше.

Позднее, лет тридцать спустя, я решил эту «Лирику» переиздать, с тем, чтобы воспринималась она не с рук редактора Левушкина, а с рук самого Рубцова, предварительно написав:

«Не от поэзии, а от своеволия архангельских издателей зависело качество первой прижизненной книжки Николая Рубцова. По ряду стихотворений «Лирики» прошла рука редактора. А.И. Лёвушкина. Отдельные строфы вообще выброшены из стихов или исправлены согласно созвучию советского времени. Заменены также и названия отдельных стихотворений.

В данном переиздании «Лирики» мы полностью восстановили поэтический язык Николая Рубцова, возвратили стихотворениям недостающие строфы и строки. Вернули и названия стихотворениям, которые давал не редактор, а поэт».

Что сказать в заключение? Леонид Вересов продолжает успешно восстанавливать документальный портрет поэта. Дело это святое. Свет от него не потеряется в нашем сегодняшнем вечере, благо он выбирает из лиц живущих только те, которые мы обожаем и любим.

Куда мы идём? - спрашивает у нас наша совесть. Она же и отвечает:

- Не в нынешний день, где сплошное отъединение, поиски денег, вранье и ропот, с каким душа противится петь, то, что поют сегодня льстецы.

Родное с великим соединись! Наполни сердца добротой. И ещё подари нам душевную песню, какую нам подпоет сам Рубцов.

Возможно ль такое? А почему бы и нет! Особенно в честном воображении.

(Продолжение следует)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Багров
Память возвращается как птица…
О дружбе с Николаем Рубцовым (3.01.1956 - 19.01.1971)
04.01.2024
Опора – в своем народе…
К 90-летию великого русского писателя Василия Ивановича Белова
28.09.2022
Незабываемые встречи
К девятому дню кончины автора
09.07.2022
Забытое
Воспоминания
08.04.2022
В земле и на земле
Воспоминания
01.11.2021
Все статьи Сергей Багров
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии