Константин Ерофеев: В эти мы отмечаем пятилетие Русской Весны. Нелишним будет вспомнить, как все начиналось.
Виктор Сузи: Мы приехали на Донбасс весной 14-го года. У многих добровольцев не было военной подготовки, другие были из разных горячих точек (Афганистан, Чечня, Абхазия). Все учились на ходу. У всего Донбасса не было вооружения. Ставили в песок чёрные палки, чтобы имитировать пулеметы, и стреляли из охотничьих ружей, а также нападали на колонны военнослужащих ВСУ Украины. В Донецк, где были была организована база, стекались добровольцы из местного населения и из России. Пришлось овладевать всеми видами оружия - стрелковым, гранатомётами, водили танки, БТР 1, БТР 2, «Грады» и «Ураганы» («Град» (БМ-21), «Ураган» (9К57) - самоходные реактивные системы залпового огня - К.Е.).
Александр Ходаковский (Александр Сергеевич Ходаковский - с мая по июль 2014 года министр государственной безопасности ДНР - К.Е.) создал в 2014 году батальон «Восток». Воевали на всей территории Донецкой области. В том числе и на самой большой высоте Донецкого кряжа (Донецкий кряж - возвышенность 200-300 метров над уровнем моря с относительно глубокими, крутосклонными долинами, имеющими нередко горный облик, удерживается вооруженными силами ЛДНР, является непреодолимым препятствием для ВСУ - К.Е.).
К.Е.: Вы участвовали в одном из ключевых боев на территории Донецкой Народной Республики - летом 2014 года обороняли Саур-Могилу. Насколько мне известно, Саур-Могила не просто тактически важная высота на подступах к Донецку. Это место свидетельствует о казацкой доблести в стародавние времена, здесь советскими войсками была взломана укрепленная линия Миус-фронта, обороняемого эсэсовцами. Укропы, «реконструируя» свою несуществующую историю, также считают Саур-Могилу «местом силы».
В.С.: В один прекрасный летний день Фила вызывает Александр Ходаковский к себе в штаб. Вернувшись из штаба, Фил собрал весь первый штурмовой взвод в комнате. Начал говорить нам всем, что нужно десять добровольцев на Саур-Могилу. Я сидел рядом с Филом. Встал и говорю, что я поеду с тобой, Фил. Моё прозвище было Волк, а следом за мной и другие согласились ехать. Их прозвища были Басай, Седой, Мара, Лис, Шахтёр, Змей, Батя, а также и другие бойцы батальона Восток. Загрузили бэка (боевая машина пехоты, БМП - К.Е.) и поехали на Саур-Могилу. Ночью доехали до Русской православной роты русских добровольцев и ополченцев, их позиции были в семи километрах от Саур-Могилы. От них шли пешком по бетонке. Только утром рано, на рассвете дошли до Донецкого кряжа Саур-Могилы. Нас было одиннадцать человек первого штурмового взвода батальона «Восток». Мы сделали ротацию медведевцев батальона «Восток». Двадцать шесть человек уехали в Донецк - на базу. Мы похоронили Медведя и ещё троих солдат внизу около дерева (Гришин Олег Григорьевич, позывной «Медведь» - командир взвода ополчения в батальоне «Восток», Герой ДНР (награжден посмертно); коренной дончанин, воин-интернационалист, прошел Афганистан; погиб 28 июля 2014 года в возрасте 48 лет. Остались жена и двое детей - К.Е.).
На следующие сутки по нам начали бить грады и артиллерия национальной гвардии Украины. Против нас одиннадцати солдат - на тот период времени воевали от восьми тысяч солдат и офицеров национальной гвардии Украины. В нас стреляли из гаубиц, «градов», «игл», танков («Игла» - переносной зенитно-ракетный комплекс - К.Е.). Летели фосфорные мины (применение фосфорных мин запрещено Женевской конвенцией о защите жертв войны 1949 года в случае, если есть вероятность поражения мирного населения. ВСУ использует фосфорные боеприпасы постоянно, в т.ч. против мирного населения Донбасса - К.Е.).
Вкопавшись в землю, мы стояли на смерть.
К.Е.: Почему нельзя было сдавать Саур-Могилу?
В.С.: Нельзя было сдавать эти позиции... Саур-Могила - это символ советской истории. Там полегли от шести до двадцати восьми тысяч советских солдат. Если бы Саур-Могилу взяли украинцы, то три города Донецкой области стёрли бы сразу с лица земли, они были бы уничтожены вместе с местными жителями. С Саур-Могилы видно Азовское море, а также рукой подать до Российской границы.
Три раза вызывали на себя огонь, когда полчища пехоты и бронетехники ВСУ шли на штурм Саур-Могилы. Все бойцы прекрасно понимали, что нужно стоять до последнего патрона.
К.Е.: Какие еще бои запомнились?
В.С.: В 2014 году первый штурмовой взвод батальона «Восток» прибыл в посёлок Пески. Там держали рубеж против батальонов «Айдар» и «Днепр» (т.н. «нацбатальоны» - нацистские военные преступники - К.Е.) и войсковых частей Украины. Нас попытались обойти с левого фланга. Мы с ребятами пробрались к дороге вдоль дач. Заняли оборону с разных флангов.
Вдруг через полчаса едут на машинах и тяжёлой бронетехнике каратели и войсковые части Украины. Начался бой сразу. Мне в этом бою показалось, что прошло три или четыре часа, а на самом деле всего прошло минут тридцать или сорок. Всю колонну мы уничтожили. Перейдя через дорогу, все солдаты батальона Восток прыгнули в траншеи и распределились в разных местах. По нам начали бить гаубицы, минометы, стреляли из танков.
Всю пехоту отсекали наши пулемётчики. Горели деревья и была такая тьма от земли, что дышали все не воздухом, а землёй... Наступило затишье только к вечеру. Вдалеке было видно, что корректировщик укропов залез на высокую башню и наблюдает за нашими позициями. Наши снайперы пытались достать этого корректировщика. Эту дорогу нужно было удерживать любой ценой - это была прямая дорога на Донецк. Бои шли насмерть и ополчение в эти дни несло крупные потери.
Запомнился разгром ВСУ в Иловайском котле 2014 года. Украинские войска потерпели поражение от добровольцев России и ополчения Донбасса. В Иловайском котле было сотни и тысячи солдат и офицеров национальной гвардии Украины, до пяти тысяч. Это самая большая военная неудача Украины...
К.Е.: Много ли наемников воюет в украинских нацбатальонах?
В.С.: Да, были наёмники из разных мест. В этих батальонах были бандеровцы, были и такие, как Пашинин (Анатолий Пашинин - бывший российкий актер, предатель, каратель из т.н. «Украинской добровольческой армии» - К.Е.), кто воевал против русской культуры и президента России.
К.Е.: Каратели из нацбатальонов и ВСУ совершили бесчисленные военные преступления. Идет планомерный и безжалостный геноцид населения Донбасса. Вы сталкивались с убийствами мирных жителей бандеровцами?
В.С.: В Луганской области, где были Синие озёра. Каратели с вертолётов скидывали женщин, детей и мужчин. Там настоящее кладбище мирного населения.Также бандеровцы вешали женщин и мужчин, заподозренных в симпатиях к ополчению.
К.Е.: Прошло пять лет с начала героической борьбы Донбасса против украинских карателей. Какой, с Вашей точки зрения, промежуточный итог борьбы?
В.С.: Мирное население страдает каждый божий день. Хоронят в Донецке по 30 и 60 человек в день. Война длится уже шестой год. Люди сражались за свободу и чистое небо над головой. Также шли за идею всего Донбасса - чтобы войти в состав России. В этой войне все потеряли близких себе людей. Если так и дальнейшем будет продолжаться, совсем никого ни останется на этой земле. Эта боль пронизывает каждого добровольца из Российской Федерации.
С добровольцем Донбасса беседовал адвокат, публицист К.Б. Ерофеев