Каждый человек обладает определённой системой психологической защиты, оберегающей его от деструктивных влияний как группы, так и другого человека. Сила защиты варьируется в зависимости от личностных особенностей человека и его знаний. Осведомлённость о действии определённых групповых феноменов может повысить уровень психологической защищённости личности.
Разрушить психологическую защиту личности, действуя простым убеждением, в большинстве случаев не удаётся. Чтобы проникнуть во внутренний мир человека, в религиозном культе организуется специальная ситуация, в рамках которой выработанные раннее личностью защитные механизмы не эффективны [1].
Американские психиатры М.Т. Сингер и Р.Д. Лифтон выделили следующие параметры ситуаций, с помощью которых можно достичь ослабления защитных механизмов нового человека, включившегося в жизнь деструктивной общины:
1. Тотальный контроль над временем (в том числе и временем размышления) практикуется физически и эмоционально напряжённая деятельность, при этом даётся мало времени на её осмысление и в целом на уединение.
2. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчёт в том, что с ними делают.
3. Создание жёстко контролируемой директивными лидерами системы, отступников от взглядов группы, заставляют чувствовать себя дискомфортно, подталкивая их к мысли о том, что они, к примеру, врождённо неполноценные.
4. Создание у новичка ощущения беспомощности и снятие этого неприятного переживания с помощью обеспечения его моделями нового поведения - удобного группе.
5. Подавление прежнего социального поведения и за счёт манипулирования наградами и наказаниями достижение нового состояния сознания. Далее использование нового состояния сознания для создания желаемого восприятия прежнего жизненного опыта (его переоценки).
6. Использование методик, тормозящих процесс мышления (медитация, трансы) [8].
Контроль над временем может сформировать так называемую «выученную беспомощность», характеризующуюся полной потерей автономии личности. Человек начинает жить по жёсткому графику, который не учитывает его интересы, его психоэмоциональное состояние. От него ничего уже не зависит, и он вынужден консультироваться с наставниками из культа даже по самым незначительным вопросам. У этого явления есть эффект, который может восприниматься личностью как положительный - человек теряет экзистенциальный страх перед свободой, отпадает потребность в структурировании жизненного времени. Будущее кажется стабильным и предопределённым [10]. Тотальный контроль над временем и деятельностью также выполняет роль нового перцептивного фильтра, отбирающего из внешней социальной среды только те нормы и ценности, которые наиболее значимы для принявшей их группы. Медленно, поступенчато культ стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путём давления личность вынуждают отказаться от тех контактов и отношений, которые могут помешать её пребыванию в культе. Далее происходит вытеснение тех жизненных интересов, которые нейтральны по отношению к новому религиозному статусу личности, потому что в них она может проявлять свою автономность. Цель деструктивных культов - сформировать зависимый тип личности [9]. Человеку приходится принимать решения, из-за которых он может испытывать сильный диссонанс и большую степень внутренней напряжённости. Преодоление этого диссонанса и снятие напряжённости, которая может вести к психотическим срывам, осуществляется немедленным замещением бывших сфер деятельности и интересов личности на новые, непосредственно связанные с культом. Так происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых «духовных сестёр и братьев». Человеку присваивается новый социальный статус и формируется новое социальное окружение, по сути дела - полностью изолированная от жизни большинства социальная ниша. В рамках её мир воспринимается по-другому, а всем явлениям жизни предписывается новый «культовый» смысл.
Основными приёмами психического воздействия на новых членов культа является внушение и заражение. Как было сказано выше, внушение представляет собой процесс особого воздействия на психику человека, при котором полное понимание материала, эффективно воспринимаемого субъектом, не требуется. Это связанно с тем, что при внушении происходит снижение уровня сознательности и критичности, как при восприятии, так и при воспроизведении внушаемого материала. Информации же, усвоенной при внушении, присущ навязчивый характер, который обнаруживается в том, что содержание, введённое внушением, с большим трудом поддаётся коррекции [6]. К личностным факторам, повышающим внушаемость, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, слабость логического мышления, повышенная впечатлительность. Внушаемость возрастает в экстремальных ситуациях, во время физических и психических перегрузок, когда происходит сужение поля сознания, вследствие чего на уровне подсознания облегчается запечатление [6]. Сигналы, элементы программ и циклы поведенческих реакций, введённых при внушении, подобны совокупности операций, находящейся в состоянии постоянной готовности. Какое-то время они могут оставаться на периферии сознания, но стоит человеку воспринять нужный стимул (знакомую интонацию, особый жест и т. п.), как в памяти возникают целые блоки информации, раннее подготовленные формулами внушения. В дальнейшем, если человек будет пытаться выйти из культа или совершить ещё какие-либо нежелательные с точки зрения группы действия, услышав голос лидера и закреплённые внушением формулы, он может вновь вступить на путь автоматического исполнения команд [6]. Практика внушения характерна для всех деструктивных культов.
Для заражения характерна идентичность переживаемых людьми эмоциональных психических состояний. Заражение представляет собой непроизвольную, спонтанную тонизацию эмоциональных состояний, которая часто происходит при совершении экспрессивных действий. Заражение может вызываться возгласами, восклицаниями, плачем, смехом, ритмическими движениями, аплодисментами. Мощным заражающим эффектом обладает громкое хоровое пение. Многочасовое повторение мантр, которое практикуется в некоторых деструктивных культах, обладает ещё и самовнушающим характером, что служит причиной нарушения чувства реальности.
В деструктивных культах как способ воздействия на личность практикуется массированная сенсорная депривация. Известно, каким влиянием на человека обладает депривация какой-либо анализаторной системы. «Отключение» каналов восприятия может привести к дезориентации, перегрузке компенсаторных анализаторных систем, галлюцинациям, трансоподобным состояниям. Сенсорная депривация активизирует один из видов психологической защиты - регрессию, которая выражается в явлениях деперсонализации и формировании растущей зависимости от значимого лица. Регрессия характеризуется негативными изменениями в интеллектуальной сфере, проявлением примитивной логики, опирающейся на представление о человечестве, разделённым на две группы: «посвящённых» и «нечистых». На этой базе формируется и закрепляется дуалистический способ мышления «или-или». Одновременно происходит активная выработка иммунитета против иных, новых способов видения мира, за счёт сокрытия значимой информации. Процессу регрессии сопутствуют такие явления, как потеря чувства юмора и спонтанности [6].
Изоляция от внешних источников информации и однообразие предоставляемой информации вызывает стойкое торможение. Музыкальное сопровождение с особым ритмом, либо постоянные повторения каких-то слов, во время культовых обрядов или в повседневной жизни, формируют у человека ощущение безразличия, потери интереса к окружающему и собственной жизни. Эмоции подавляются, притупляются желания. По мере усиления звука и возрастания ритма торможение иррадиирует, охватывая все области мозговой коры, что вызывает глубокую дезориентацию, как пространственную, так и временную. Сознание пребывает в сумеречном состоянии. Могут возникать зрительные и слуховые галлюцинации культового содержания (иллюзии полёта, освобождение духа, выделение энергетических сущностей и т.п.). В культе данным процессам приписывается особый смысл, они интерпретируются как прогресс личности, религиозный рост, появление сверхъестественных способностей, особого видения мира («третий глаз») и т. п.
Непрерывная концентрация внимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются. В этот момент мозг реагирует только на те стимулы, на которые предварительно настроили человека. Возможно совершение иррациональных действий, любых внушённых форм поведения [5].
Деструктивный культ ставит своими задачами абсолютную изоляцию личности от социума, создание для неё специальной ниши, придание не только нового статуса, но и тотальное изменение личности. Добиться этого можно, открыв путь к самым интимным и дорогим для человека сферам и активно их преобразуя. В этом процессе огромную роль играет обряд инициации (посвящения). Ритуал перехода личности в новое состояние характеризуется обязательным инструктированием о том, как правильно вести себя в новом статусе [7]. В деструктивном культе все усилия направляются на реальную или условную блокаду значимых мотивов, занимавших раннее определённое место в структуре личности. Новый мотив воспринимается как универсальный путь разрешения актуальных жизненных проблем, снимающий необходимость логического анализа, активных самостоятельных действий. С помощью мощного психологического воздействия достигается изменение иерархии в прежней системе ценностей. Это происходит последовательно и поэтапно. Сначала человека знакомят с чем-то раннее неприемлемым на фоне специально сниженной эмоциональной чувствительности. Таким образом, отрицательная установка превращается в положительную. Когда нет эмоциональных оценок, личного отношения, данный процесс проходит наиболее эффективно. Затем человек побуждается к проигрыванию в воображении этого ранее неприемлемого образа действий. На заключительной стадии, закреплённый образ осуществляется в реальных поступках, сначала экспериментальных, затем привычных [6].
Подобную схему можно чётко проследить на примере коллективных суицидов, совершаемых в культах. Сначала, во время обрядовых действий, под определённое музыкальное сопровождение, исполняются песни, молитвы и т. п., программирующие на суицидальные действия. Затем, в пик возбуждения, в момент эмоционального катарсиса, человек может представлять себе и даже видеть (галлюцинации) собственную смерть. Далее возможны символические действия репетиции, проигрывания ситуаций самоубийства и в завершение - совершение самого действия. Подобным образом складывались события, происходившие в Джонстауне, в группе Народный Храм [11].
С помощью такого психологического механизма защиты как рационализация прошлый жизненный опыт переосмысляется. Человек невольно подводит, подстраивает своё прошлое к нынешнему образу Я. Человек приписывает прошедшим событиям культовый смысл. Он может вспоминать только те эпизоды прошлого, в которых видит истоки сегодняшней жизни и забывать (вытеснять) те из них, которые противоречат его нынешнему восприятию себя. Жизнь до культа кажется далёкой, нереальной. Происходит переоценка всей биографии и перенесение в прошлое новых схем интерпретации по формуле: «Я знал это уже и тогда, но не вполне отчётливо». Новые мотивы выносятся в прошлый опыт, потому что они необходимы для нового понимания того, что происходило давно. Фабрикуются и вставляются в биографию дополнительные события, выполняющие вспомогательную роль гармонизации старых воспоминаний с их новыми толкованиями [11].
Таким образом, в деструктивном культе человек сталкивается с тотально преобразующей личность средой. Изменить ситуацию у него нет возможности. Уйти из группы он не может, так как она уже приобрела для него большую значимость, он испытывает большую привязанность к членам общины и чувствует себя обязанным им за то многое, что, как он считает, они для него сделали. Остаётся единственный путь - измениться самому, адаптироваться к группе и ситуации
Выдающийся русский психиатр С.С. Корсаков подчеркнул, что «... принадлежность к некоторым религиозным организациям, особенно проникнутым нетерпимостью, изуверством и фанатизмом, а также к таким, в которых религиозный культ соединяется с сильным душевным возбуждением, доходящим до экстаза, способствует развитию душевных заболеваний» [5, с.44]. Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования, который был одним из объяснений того, что в США принято называть «промыванием мозгов». DDD синдром (deception, dependency, dread - обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной «бомбардировкой любовью» последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.
Зависимое расстройство личности является начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие более тяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением или с суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носить характер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, а также стрессовых реакций с последующим затяжным постстрессовым синдромом. Кроме того, в результате пребывания в культе могут возникать резкие обострения уже имевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении).
При постановке судебно-психиатрического вопроса о последствиях пребывания потерпевшего от деятельности культа все эти состояния должны оцениваться как следствия причиненного вреда психическому здоровью. Например конфликтная психотравмирующая ситуация в семье вербуемого в связи с разрывом последним отношений с близкими и уходом в культ способно быть источником развития невротических реакций, т.е. обнажения под влиянием психической травмы до того скрытых психических изъянов психики, обострения упомянутых форм скрыто протекающей психопатологии. Кроме того, наблюдаются случаи, когда лицо, порвавшее с культом и находящееся в состоянии реадаптации после полученных психических расстройств, подвергается попыткам активистов культа вновь вернуть его в свое лоно, препятствуя тем самым скорому и быстрому выздоровлению. Это также может рассматриваться как причинение вреда здоровью [5].
В связи с причинением вреда психическому здоровью человека наблюдается крайнее нарушение идентичности, диссоциирующие состояния «плавающие» (возвращающие по механизму триггера обратно к культовому образу жизни), «плавание» описывается как особое изменение сознания, промежуточное между бодрствованием и сном. Находящихся в этом состоянии называют еще «кадетами пространства» («Space Cadei») из-за потери четкости ощущения повседневной реальности, сходного с наркотическим опьянением. Эти состояния у экс-культистов возникают как вдруг охватывающее чувство вины за уход из культа с непроизвольным наплывом серии воспоминаний, прерывающих настоящее, чтобы вернуться в прошлое культовое состояние. «Плавание» может также принять форму неадекватных эмоциональных реакций, сопровождаться зрительными и слуховыми галлюцинациями, психомоторным возбуждением и попытками к самоубийству, что приводит к необходимости госпитализации. Приступы паники и тревожности, депрессия, расстройства, связанные с посттравматическим стрессом. Специалисты и доктора, наблюдавшие бывших сайентологов, диагностировали их состояние как «посттравматическое стрессовое расстройство». Бывшие члены сообщают о высоком проценте психических расстройств, вызванных так называемым «синдромом хронической усталости» - отсутствием желаний и энергии. Однако пока по этим сообщениям не проводилось научных исследований [3]. Возникают психосоматические симптомы: головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения, расстройства сна: кошмары, пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы, проблемы с принятием решений, замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы, чувство вины, страх, потеря доверия, боязнь близости (интимности) и обязательств.
Существуют факты, свидетельствующие о том, что многие адепты предпринимали отчаянные попытки снова обрести свободу, однако внедренные в их подсознание страхи и преследования со стороны культа доводили людей до психических расстройств и даже самоубийств [11]. Известны факты убийства руководителями некоторых деструктивных религиозных организаций своих адептов, попытавшихся порвать с культом. В некоторых деструктивных религиозных организациях после выхода из культа, даже при благоприятной обстановке в семье и помощи специалистов, человек чувствует себя чужим в социуме [4].
Таким образом, последствиями длительного нахождения человека в деструктивном культе является психическое расстройство с пониженным эмоциональным фоном, искаженном восприятием мира, деформация Я - образа и создание нового зависимого типа личности. При попадании человека в культ формируется новый образ с присущими ему чертами и взглядом на мир, длительное время человек проводит в этом образе, а, следовательно, закрепляется в нем. Когда же он выходит, происходит обратный процесс - расщепление старого и создание нового образа Я, что также сопровождается психическими и личностными расстройствами, такими как было указано выше. В целом последствия причиненного ущерба для человека, попавшего в культ и длительное время там находившегося, разрушительны для его личности.
Литература
1. Бассин, Ф.В. Проблема психологической защиты / Ф.В. Бассин, М.К. Бурлакова, В.Н. Волков. // Психологический журнал. - М., 1998. № 3.
2. Волков, Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) / Е.Н. Волков // Журнал практического психолога. - 1996. № 2.
3. Дворкин, А. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть завербованным / А. Дворкин. - М.,1 996.
4. Зимбардо, Ф. Понимание контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции / Ф. Зимбардо, С. Андерсен // Журнал Практического Психолога. - Обнинск: Принтер, 2000. № 1-2.
5. Кондратьев, Ф. Современные культовые новообразования («секты») как психолого-психиатрическая проблема / Ф. Кондратьев. - М., 1999.
6. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск, 1999.
7. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты / Н.В. Кривельская. - М.: Фонд
«Благовест», 1999.
8. Лифтон, Р. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма / Р. Лифтон. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.
9. Полищук, Ю. И. Об отрицательном влиянии деструктивных сект на психическое здоровье и личность человек / Ю.И. Полищук. - М., 1995.
10. Скородумов, А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных теченй) / А.А. Скородумов. Дис.... канд. психол. наук. - СПб., 1997.
11. Хассен, С. Освобождение от психологического насилия / С. Хассен. - СПб.: Прайм-еврознак, 2001.