С древнейших времен вопрос о человеческой природе, о ее духовной составляющей вызывал интерес мыслителей различных философских и религиозных течений, формировавших представление о человеке. Эти представления изменялись и дополнялись со временем. В подавляющем большинстве различных антропологических концепций, в основании которых лежит христианское мировоззрение, признается необходимым осмысление и наполнение духовным содержанием жизни человека, поскольку в нем присутствует Божественное начало - причина и основаниеего бытия. Не подвергается сомнениям и заложенное в человеческую природу стремление к духовному переживанию, его естественная жажда быть сопричастным Творцу. Христианский богослов и отец Церкви, святитель Василий Великий, в своих трудах говорит о заложенном в человеке сущностном стремлении к прекрасному и благому, которое реализуется посредством обращения человека к источнику блага - Богу: «вместе с устроением живого существа, я имею в виду человека, вложенное в нас некоторое прирожденное стремление (точнее: семенной логос), в себе самом заключающие побуждение к общению с любовью Божией»[1]. «...Люди по природе желают прекрасного; в собственном же смысле прекрасно и достолюбезно благое; а благо - Бог. К благому же все стремится; следовательно, все стремится к Богу[2].
Врожденная природная предрасположенность человека к духовному переживанию побуждает его к поиску и обретению источника своего бытия. По словам святителя Григория Нисского, эта склонность является неотъемлемой частью человеческой природы: «...В самой сущности и природе человека [исконно] присутствует устремление, вожделеющее к прекрасному и наилучшему, и что бесстрастная и блаженная любовь к тому умопостигаемому и блаженному Образу, Которого человек есть подобие (ср. Быт. 1, 26), сопряжена с самым естеством его»[3]. Жажда духовного наполнения личности человека является врожденной - и потому, не имея этого наполнения, он ощущает внутреннюю пустоту, которая выражается в состоянии дискомфорта, внутреннего напряжения. Он не чувствует полноты своей жизни, не ощущает ее целостности. Напротив, наполняя свою жизнь духовным смыслом и переживанием, он восполняетдефицит духовной потребности. Только тогда наступает необходимая для человека полнота жизни, рождающая переживание внутреннего мира и целостности личности и отражающаяся в душе состоянием умиротворения и покоя.
Путь духовного делания, несомненно, связан для человека со встречей Бога. По мере стремления к Нему, человек духовно возрастает, и в процессе богообщения изменяется и преображается вся его сущность. При этом происходит то необходимое для человекапреображение души, которое должно привестиего к преодолению внутренней разобщенности, к воссозданиюдушевно-духовной целостности, тем самым позволяя ощутить всю полноту своего бытия. Стремление человека к обретению этой полноты есть не что иное, как природно обусловленное неосознанноеего влечение к воссозданию целостности своей личности.Преодолеть поврежденную грехом внутреннююразобщенность человеческой сущности и достичь преображениявозможночерез обращениеего к первоисточнику бытия - т.е.к Богу. «Богообщение есть приобщение человека Святому Духу; это не восторги, не экзальтация, не кровяное разгорячение, - благодать Святого Духа свидетельствуется в душе тонким, мирным, радостным, смиренным, тихим, прохладным, истинно духовным чувством, дающим человеку мир, любовь и свободу,- и как бы «собирающим» человека в цельное и гармоничное существо, в то, чем он должен быть по замыслу Божию»[4].
ОтсутствиеБога в жизни человека проявляется внеосознанном ощущении гнетущей тревоги в бессознательной сфере человеческой психики. На подсознательном уровне человек ощущаетдефицит чего-то неопределенно важного и в жизни необходимого. Такое состояние дефицита порождает нарастающее психическое напряжение. Дискомфорт нарушенного баланса проявляется в определённых негативных формах психического расстройства. Скука и апатия - основные проявления подобного состояния, которое в своем исследовании В. Франкл называет экзистенциональной фрустрацией[5]. Внутреннее состояние окрашивается в тоскливые и безрадостные тона, которые образуют унылый фон настроения, снижение жизненных сил, целей и мотивов к деятельности. Вследствие этого у человека возникает ощущение безрадостности существования, внутренней опустошенности. Находясь в состоянии опустошенности и при этом, страдая от чувства бессмысленности своей жизни, он заключает себя в «экзистенциональный вакуум»[6]. В. Франк отмечает, что переживание экзистенционального вакуума подобно «переживанию бездны». Постоянное пребывание в этом состоянии постепенно приводит человека к ощущению безвыходности в собственных переживаниях и влечет за собой развитие нарастающей внутренней подавленности. Фрустрирующие обстоятельства неразрешённости отрицательных переживаний приводят человека к потере психо-физиологического равновесия, душевного спокойствия. Дисбаланс, образовавшийся за счет возникшего нервно-психического напряжения, является следствием нарушения внутри личностного гомеостаза физиологической и психической сфер. Человек становится дестабилизированным в своем внутреннем состоянии. В своей работе Е.П. Ильин, ссылаясь на труды Маслоу, указывает на то, что только путем восполнения недостающего восстанавливается необходимое равновесие: «Устранение дефицита приводит к снятию напряжения, восстановлению гомеостаза, равновесию и самозащите, т.е. к самосохранению»[7]...
Поиски преодоления дисбаланса путем наполнения пустоты необходимым содержанием, которое снимет нервно-психическое напряжение, ведут человека к ощущению внутренней гармонии, дарят некоторую удовлетворённость. Врожденная склонность человека к поиску благ для поддержания внутреннего состояния равновесия обусловливает активизацию сил души. Направление движения души к подобному поиску есть акт свободной воли человека, его желания и выбора. Христианство говорит о существовании различных путей в постижении этого блага, один из которых ведет к обретению внутреннего равновесия, а другой, напротив - к переживанию мимолетного блага, суть которого состоит в сиюминутном удовлетворении собственных желаний. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их» (Мф. 7: 13, 14). В приведенном отрывке говорится о том, что если человек нерадив в служении к Богу, то он будет подвластен другому служению - «мамоне».[8] В переводе с древнегреческого языка «мамона» - это богатство или роскошь.
Простота пути и возможность получить блага здесь и сейчас делает более привлекательной такую перспективу поиска. И человек отказывается от поиска Бога в угоду быстрому и временному получению благ, начинает искать пути Его замещения. Стремление человека к обретению внутреннего покоя ведёт его к созиданию благополучия без Бога, через схожие, на первый взгляд, понятия и духовные переживания. Потенциальное стремление к обретению полноты бытия, блаженства, человекс легкостью подменяет попытками построения земного «счастья». Согласно гедонистическим представлениям[9], «счастье» считается наивысшим благом для человека, к которому ему необходимо стремиться. Само понятие «счастье» при этом осмысливается в контексте получения человеком телесных удовольствий и чувственных наслаждений, которые приводят к переживанию собственного комфорта в жизни, устроенности ее в социальном, материальном, душевно-культурном плане. Достижение полноты «счастья», т.е. определенного внутреннего и внешнего комфорта, представляется возможным путём постоянного удовлетворения собственных потребностей. От степени удовлетворённости потребностей и зависит в итоге внутреннее равновесие и благополучие человека, которое позволяет ему ощущать свою целостность и создаёт почву для саморазвития. Конечной целью стяжания такого блага становится самозамкнутость внутри собственной системы развития. Упрощение и примитивизация смысла жизни человека, сведение ее к материально-телесным, отчасти душевным приобретениям и переживания мне является гарантом получения человеком полноценного удовлетворения собственных потребностей и желаний.
Потребности - сфера не насыщаемая, их нельзя удовлетворить единожды, и даже многократно. Переживание «счастья» или «блага» человек испытывает порционально, оно носит временный характер. Отсутствие четкого представления о границах нормального процесса удовлетворения потребностей ведет к неизбежной их деформации (искажению первоначальной формы). Периодически меняющаяся морально-нравственная система ценностей человека неспособна установить постоянные границы между нормальной и отклоняющейся степенью удовлетворения собственных потребностей. Примером тому может служить меняющееся отношение к потребности в еде в разные периоды истории России.
Культура отношения к еде в советский период определяла её, прежде всего, как источник получения жизненной энергии - физиологическую необходимость для человеческого организма, и потом уже - как источник удовольствия. С одной стороны, это обусловлено определенным дефицитом в продуктовой сфере в этот период, с другой стороны - идеология того времени пропагандировала в качестве приоритетных высокие культурные ценности. Возможно, эти факторы сыграли не последнюю роль в сформировавшемся нормальном отношении людей к этой потребности в указанный период.
Современная действительность предлагает нам совершенно иное представление. Изобилие и достаток в продовольственной сфере позволяет человеку без труда получать всё, что он пожелает. Таким образом, создаются условия, способствующие искажению основного смысла предназначения еды, как удовлетворения физиологической потребности. Подобное отношение к еде подкрепляется в сознании человека всевозможными лозунгами современной «масс-культуры», которые постоянно сопровождают его в жизни - на рекламных вывесках, по телевизору, в различных акциях: «Мир, дружба, жвачка!» (Ротфронт); «Иногда лучше жевать, чем говорить» (Stimorol); «И пусть весь мир подождёт» (Danissimo)...
Потребность в еде как способе получения удовольствия становится доминирующей над основным её предназначением. Данная трансформация приводит к искажениям в степени и форме удовлетворения указанной потребности: вследствие гипертрофирования нормальной потребности, происходит её деформация. Деформированная, она ведёт к нарушениям и в самой системе иерархии потребностей. Искажённую потребность удовлетворять придётся чаще обычного. Поэтому следствием такого искривления становится возникновение акцентуаций на каких-то отельных, наиболее привлекательных потребностях. Удовлетворяя данные потребности, человек возводит их в высшую степень актуальности: «...чем большая удовлетворённость формируется у данного человека от конкретного фактора, тем большей ценностью этот фактор становится для него»[10].
В.С. Магуна говорит о том, что чем больше удовлетворённость каким-то фактором, тем сильнее выражена у человека актуальная потребность в нём. Таким образом, в его рассуждениях прослеживается определённый механизм взаимосвязи, который можно сформулировать следующим образом: получение удовольствия от однократного удовлетворения потребности порождает потребность в повторном переживании этого удовольствия. Чрезмерное удовлетворение одних потребностей и нивелирование других провоцирует смещение приоритетов этой последовательности. Заострение и акцентирование внимания человека на избранных потребностях постепенно приводит его к постоянному следованию определённым паттернам поведения в процессе достижения удовлетворения. Регулярно возникающие ощущения внутреннего дискомфорта от переживания напряжения и желание получить расслабление с целью достижения внутренней гармонии способствуют формированию в человеке психофизиологической зависимости.
«В основе формирования зависимости - механизм стимула и подкрепления. После совершения какого-либо действия человеком в мозге вырабатывается гормон счастья - дофамин. Высвобождается дофамин в зону награды. Это центр удовольствия в мозгу. Таким образом, образуется нейронная связь, которую можно охарактеризовать как ‘действие - выработка дофамина - удовольствие - воспоминание об удовольствии - потребность в повторном действии'»[11]. Кроме того, в самом процессе особенно значимым является яркое переживание человеком момента получения удовольствия. Оно характеризуется как сильное эмоциональное возбуждение, эффект которого запечатлеваетсяв рефлекторной системе головного мозга. «На психофизиологическом уровне аффект оставляет след в виде доминаты, которая побуждает человека повторять и закреплять поведенческие акты»[12]. Образовавшаяся психофизиологическая необходимость в удовлетворении потребностей неспецифическим образом формирует патологически зависимое состояние личности от них. Таким образом, зависимость есть болезнь, которая приводит к деформации в личностной структуре человека, она же со временем влечёт за собой неминуемую деградацию всей личности в целом.
Простота указанного пути, несмотря на ложность его направленности, уводит человека от возможного обретения им необходимой целостности своего внутреннего «я». Следуя своим желаниям и инстинктам, человек окончательно запутывается в себе, и вместо того чтобы властвовать над ними, он становится их заложником и пленником. Стремление к обретению земного блага и обладание им пленяет ум человека, создавая иллюзию удовлетворённости и насыщенности собственной жизни. В этом состоянии человек периодически испытывает чувство внутреннего спокойствия на фоне обретения внешнего комфорта. Но это лишь усугубляет и без того болезненное состояние зависимости, которое сформировано на фоне психофизиологической необходимости постоянно поддерживать это состояние. Он становится неспособным трезво оценить своё повреждённое состояние и, следовательно, теряет возможность поиска альтернативы. Путь человека без Бога - путь не просто в никуда, а прямое следование к саморазрушению. И как сказано в Евангелии от Матфея: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12: 30).
В том случае, когда человек стремится восполнить собственную внутреннюю пустоту духовным содержанием, ему открывается другая перспектива. Поиски духовного осмысления жизни ведут человека к познанию Бога. Вступая в союз богообщения, человек открывает для себя путь развития, где ценности и идеалы сформированы на основе совершенного представления об устройстве мира, о собственной природе и предназначении. Устоявшиеся морально-нравственные ориентиры помогают человеку правильно расставить акценты ценностных приоритетов в своей жизни. Знания в области устроения природы человека открывают возможность верно скоординировать свои действия по отношению к правильной регуляции в телесной, душевной и духовнойобластях.
Человек, как руководитель своей жизни, обладающий необходимым знанием, может становиться соработником Бога в личностном совершенствовании, в том случае, если верно применяет это знание. Он встаёт на путь восстановления единства своей природы, преодолевает внутреннюю разобщённость и обретает личностное преображение. Воссоединяясь с Богом в полноте бытия, он достигает состояния мира и покоя, приводящего его к переживанию состояния блаженства. Таким образом, выбирая путь постижения Бога, человек наполняет свою духовную жажду необходимым содержанием, которое способствует восстановлению его внутренней разобщённости и приводит к исцеляющему преображению всей личности.
Заложенное в человеческой природе бессознательное стремление к доминанте духовности своей жизни даётся человеку с момента его рождения, а содержание и путь развития он выбирает самостоятельно. Необходимость правильного выбора обуславливает дальнейший путь, на котором человеческая личность развивается или, напротив - деградирует.
Библиография
1. Василий Великий, святитель. Творения. - Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные. В вопросах и ответах. - Том 2. М., Сибирская Благозвонница, 2009. - 1232 с.
2. Григорий Нисский, святитель. Аскетические сочинения. О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве.- Святитель Григорий Нисский. - М.: Издательский совет РПЦ,2007. - 336 с.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
4. Лопухин А.П. Толковая Библия. / А.П. Лопухин. - СПб.:Оникс, 2017. - 912с.
5. Петр (Мещеринов), иг. Отзыв о книге «Мучение любви» - архим. Лазарь (Абашидзе). - Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/otzyv-o-knige-muchenie-lyubvi/
6. Трошина С. Что такое психологическая зависимость: механизм формирования и способы избавления. - Режим доступа:
7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева, - М., Прогресс, 1990. - 368с.
8. Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии / Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько, - М.: Московское Подворье Свято - Троицкой Сергиевой Лавры, 2012. -252с.
[1]Василий Великий, свт. Творения. Том 2, М., 2009 г. Святитель Василий Великий. Правила, пространно изложенные. В вопросах и ответах. - С.13.
[2]Василий Великий., свт. Творения. Том 2, М., 2009 г. Свт. Василий Великий. Правила, пространно изложенные. В вопросах и ответах. - С.13.
[3]Григорий Нисский, свт.Аскетические сочинения. О цели жизни по Боге и об истинном подвижничестве. (I, 1) - С.2.
[4] Петр (Мещеринов), иг. Отзыв о книге «Мучение любви» - архим. Лазарь (Абашидзе). -Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/otzyv-o-knige-muchenie-lyubvi/
[5]Франкл В.Человек в поисках смысла.- М., 1990. - С.308-309.
[6]Франкл В.Человек в поисках смысла.М., 1990. С. - 308-309.
[7]Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб., 2002. С. -3.
[8]Лопухин А.П. Толковая Библия. Толкование на Евангелие от Матфея6:24.Спб., 1911. С.-103.
[9]Гедонизм - (др.-греч. ηδονή, лат. hedone - «наслаждение», «удовольствие») - греч.-наслажаение): этическая теория, согласно которой высшим благом для человека является наслаждение, понимаемое как чувственное удовольствие, как отсутствие телесных страданий.
[10]Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб., 2002. С. - 28.
[11]ТрошинаС. Что такое психологическая зависимость: механизм формирования и способы избавления. Режим доступа: https://psychologist.tips/716-chto-takoe-psihologicheskaya-zavisimost-mehanizm-formirovaniya-i-sposoby-izbavleniya.html
[12]Шеховцова Л.Ф., Зенько Ю.М. Элементы православной психологии. - М., 2012. С. 170.
1. Re: Natura abhorret vacuum - поиск Бога или пути Его замещения...