Проникновение деструктивных религиозных организаций в социокультурное пространство России является в настоящее время одной из актуальных и насущных проблем нашего общества. Проблем, связанных не только с девальвацией исторического наследия и культурных ценностей государства, но также с негативными последствиями психогенных воздействий на сознание, которые осуществляются руководителями культов.
Большинство подобных воздействий происходит на уровне манипуляций сознанием адептов. Манипулятивные технологии являются основополагающими средствами влияния в деструктивных религиозных организациях. Они неизбежно носят негативный характер, преднамеренно вводя человека в заблуждение. Напомним, что сам термин «манипуляция» имеет разносторонние оттенки в зависимости от целей и области применения.
Манипуляция - один из способов психологического воздействия на личность или группу людей, направленный на достижение манипулятором своих целей (вне зависимости от последствий для объекта манипуляции) путем незаметного подталкивания человека к осуществлению желаемых манипулятором проявлений активности, как правило, не совпадающих с изначальными намерениями объекта манипуляции.[1] В метафорическом значении, по словам Е.Л. Доценко, манипуляция имеет три важнейших признака:
1. Идею «прибирания к рукам»;
2. Обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата влияния;
3. Искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.[2]
Самое важное правило манипуляций - воздействовать на подсознание индивида таким образом, чтобы он выполнял заданную команду (завуалированное желание манипулятора), но при этом считал, что делает это сам, по доброй воле и собственному желанию. Поставленная задача наиболее результативно осуществляется по следующему механизму. Первоначально в объекте манипуляции провоцируется стимуляция какого-либо из базовых инстинктов (например, страха), следствием чего, в свою очередь, является определенный психологический дискомфорт. После этого манипулятор демонстрирует способ избавления от того результата, который явился следствием негатива в психике, давшего начало развития психо-невро-патологической симптоматики. Эти действия заставляют человека не только принять условия манипулятора, но с радостью считать их близкими ему, созвучными его мышлению и внутреннему переживанию.
Таким образом, в манипулятивных технологиях реализуется механизм психологического влияния. Здесь под влиянием мы понимаем процесс изменения поведения человека за счет формирования новых установок, намерений, представлений, оценок и предпочтений. Направленное влияние всегда суггестивно. Суггестия - это процесс воздействия на психику на фоне снижения сознательности и критичности, т.е. вне понимания, вне анализа, вне оценки информации. Поскольку одной из отличительных особенностей деструктивных культов является резкое снижение (вплоть до полного уничтожения) критического барьера мышления адептов, суггестия внутри культа особенно эффективна.
Подобную конфронтацию с собственной психикой человека активно используют манипуляторы. Они намеренно создают дисбаланс в его психике (нагнетают обстановку), а после этого предлагают своего рода «лекарство» (способ избавления от вызванной ранее ими же симптоматики).
В данной статье мы рассмотрим реализацию в тоталитарном культе одного из наиболее действенных способов манипуляции - «черного пиара». Современный век технологий и рекламы давно имеет представление о принципах создания данной манипулятивной технологии. Без «черного пиара» в настоящее время не обходится ни политический, ни экономический, ни рекламный, ни какой другой вид деятельности.
Термин «пиар» имеет многогранное значение, так как употребляется в разных сферах социальных коммуникаций. Суть пиар-влияний заключается в формировании у людей определенных массовых стереотипов - «образа жизни» и «образа мысли», как примеров для подражания. «Черный пиар» - деятельность, направленная на ухудшение имиджа (дискредитацию) конкурента или оппонента. В ходе «черного пиара», происходящего посредством обмана и фальсификации, провокационная информация об объекте манипуляции либо распространяется внешними субъектами (манипуляторами), либо исходит непосредственно от жертвы пиара. Если манипулятор хорошо владеет психическими приемами влияния на сознание, и черная пиар-акция спланирована, то человеку едва ли возможно этому противостоять.
Рассмотрим конкретные примеры манипуляций, применяемые в религиозной организации Общество Сторожевой башни, или Свидетели Иеговы*. Манипулятивные приемы, используемые в данном культе, имеют множество аспектов. Основной целью их является изменение и подчинение сознания человека, с дальнейшим контролем и управлением его. Под видом самостоятельного принятия решения и свободного выбора адепту культа предлагается запланированная модель[3] контроля сознания. Деструктивный характер общины Свидетелей Иеговы* давно уже установлен российскими и европейскими судебными инстанциями. Вся организация построена на строгом иерархическом соподчинении: во главе ее стоит лидер и «правящая корпорация», мнение которой не обсуждается и не может быть подвергнуто критике или даже сомнению.
Исходя из этого, можно вполне определенно говорить, что во главе данной организации стоит человек-манипулятор. Вся деятельность Общества Сторожевой башни* проецируется на привлечение адептов и их обработку методами контроля сознания. Этот контроль достигается с помощью манипулятивных технологий, одним из видов которых как раз и является упоминавшийся нами «черный пиар».
Постепенная обработка сознания адепта совершается по мере прохождения им ступеней посвящения. Так, можно выделить здесь несколько стадий: на первой из них совершается «размораживание» сознания (разрушение Я-образа), далее - «изменение» (создание нового Я-образа), и, в конечном счете - «заморозка» (закрепление нового Я-образа). Таким образом, достигается желаемый результат манипуляций, направленных на личность, уже внутренне зависимую от культа. При этом сама манипуляция происходит скрыто, для создания у адепта иллюзии самостоятельного принятия решения и реализации его свободного выбора.
При этом сам адепт погружается в некий вакуум, из которого нет возможности выбраться самостоятельно. Во-первых, потому, что в культе происходит деформация мышления адепта: его установки, взгляды и отношение к миру в целом меняются. Данный процесс изменения сознания идет в соответствии с определенными технологиями, которые можно назвать «модели контроля сознания и психологического манипулирования».[4] Во-вторых, одновременно с формированием зависимого поведения адепту внушается страх перед окружающим миром, другими людьми и жизнью вне культа. После подобной обработки возможность выхода адепта из культа практически исключается.
Теперь посмотрим, каким же образом организация Свидетели Иеговы употребляет тактику «черного пиара» по отношению к своим адептам. Для начала отметим, что мышление внутри общины строится по принципу биполярного видения мира: деление на «белое» и «черное» является характерным признаком данной организации. Следовательно, адепт культа, осознавая себя избранным и находящимся в узкой группе «спасенных», резко противопоставляет себя и своих собратьев всему окружающему миру, который является злом. При этом эксплуатация естественного для человека чувства принадлежности к обществу, осуществляемая путем социального группового давления, в еще большей степени усиливает биполярность мышления.
Следствием такого подхода к адепту является отношение в среде «спасенных» к тем, кто по тем или иным соображениям покинул их ряды, выйдя из организации. Общение с ними построено таким образом, что члены культа не имеют права с ними общаться. «Если кто-то совершает тяжкие грехи..., собрание будет защищено от его порочного влияния... Верующие будут избегать его общения. То же самое, если человек больше не хочет быть Свидетелем Иеговы*, и сам отрекается от собрания».
Все это делается для того, чтобы уменьшить риск организации в дискредитации ее деятельности теми, кто покидает секту. С другой стороны, необхо¬димо как-то объяснить членам общины, почему так произошло и почему этого делать не стоит. Вокруг адепта, покинувшего организацию, создается негатив¬ный имидж через апелляцию к библейским цитатам с вольной их интерпрета¬цией. Так, руководство общины приняло негласный закон, по которому вы¬шедший из общины лишается не только права на какое-либо участие в их соб¬раниях, но даже приравнивается к тем, кто совершает тяжелейшие грехи, и вы¬водится за рамки общения. Ни рядовые члены организации, ни ее руководители не имеют права даже на то, чтобы поздороваться с ними, ставя их ни во что и полностью игнорируя сам факт их бытия на земле.
Следовательно, мы видим хорошо продуманную технологию «черного пиара» в Обществе Сторожевой башни. Ведь, чем ниже будет опущен имидж покинувшего организацию по причине разногласий либо противодействия ей, тем автоматически повышается статус самой общины, из среды которой исторгнут великий грешник, что, в свою очередь, очищает ряды Свидетелей Иеговы. Таким образом, даже малая мысль о несостоятельности вероучения организации не может закрасться в сознание ее адептов: страшная перспектива быть отвергнутым правящей корпорацией и вернуться в мир, окутанный беспросвет¬ной бездной тьмы, лишает адепта того фундамента, на котором еще хоть как-то может быть основан критический образ мышления.
Адепт не самостоятелен в выборе того «единственно правильного пути», на котором он только и может стоять. Путем незатейливых манипулятивных технологий ему внушается эта мысль, и впоследствии она становится для него руководством к жизни. А «черный пиар», очернение «противников Иеговы», ставит последнюю точку в процессе формирования соответствующих стереоти¬пов мышления, которые закрепляются в сознании и моделируют его поведение на оставшийся период жизни.
* - Свидетели Иеговы - религиозная организация, запрещенная в РФ
[1] Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2001. С. 49-50.
[2] Доценко Е. Л. Феномен, механизм, защита. - М., 1996.
[3] Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) //Журнал практического психолога. - М., 1996. - № 5. - С. 86-95.
[4] Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. - М., 1996. - № 5. - С. 87.