На днях первый зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая поддержала инициативу министра юстиции Константина Чуйченко об обязательной медиации при разводе.
В интервью ТАСС депутат заявила, что полностью поддерживает идею Минюста: «Медиация не просто должна быть теоретически возможной опцией при разводе, она должна быть обязательной».
Татьяна Буцкая подчеркнула, что «медиатор - это тот человек, который помогает договориться», и «особенно медиаторы нужны в тех ситуациях, когда в семье есть дети».
Депутат отметила, что в Москве функционирует очень сильная служба медиации, при работе с которой по итогам бракоразводного процесса создается «практически паспорт семьи», в котором прописаны все нюансы касательно детей и прочего.
«Медиатор слышит одну сторону, слышит другую сторону и делает так, что эти две стороны могут договориться. И в результате, даже если семья не сохранится, они не станут врагами, - сказала первый зампред комитета ГД. - Но вообще, конечно, у нас глобальная задача, чтобы разводов стало меньше, а крепких семей стало больше».
Заместитель председателя комитета ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Виталий Милонов в беседе с NEWS.ru заявил, что введение обязательной процедуры примирения — медиации — при разводе может спасти до трети браков.
По его мнению, зачастую в бракоразводном процессе пары руководствуются чужими примерами, которые неприменимы к повседневной жизни.
«Я ожидаю, что при хорошо налаженной процедуре медиации при разводе мы можем спасать не меньше 30% браков. Очень часто решение не до конца обдуманное. К сожалению, в нынешней жизни люди зачастую смотрят [на чужие] модели поведения. Они не понимают, что это какой-нибудь Джиган со своей [женой] может разводиться-сходиться, а тут их жизнь, это не жизнь в Instagram (деятельность в РФ запрещена. — NEWS.ru), и они точно счастливее не будут от того, что они разведутся, если это, конечно, не какой-то запредельный жуткий муж-алкоголик, — это понятно, но чаще всего по другим причинам разводятся», — считает парламентарий.
По мнению Виталия Милонова, люди не привыкли преодолевать сложности. Он отметил, что грамотный специалист поможет посмотреть по-новому на эту проблему и сохранить отношения. Депутат уверен, что развод — это практически всегда «поражение, капитуляция, проявление некой слабости». По словам Милонова, обязательная медиация при разводе не оттолкнет тех, кто только собирается вступить в брак, а напротив, покажет, что семья будет под защитой.
В свою очередь председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил ТАСС, что примирительная процедура при разводе должна быть добровольной и проводиться профессионалами.
«Если мы говорим про медиацию, во-первых, она должна быть добровольная. Второе - она должна быть профессиональная», - сказал Крашенинников журналистам.
Он отметил, что в России свобода брака, так и свобода развода. Поэтому, считает депутат, граждане сами должны решать, идти им к медиаторам или нет. «Авторы, конечно, хотят, чтобы семьи были сохранены. Стремление правильное, разумное и со всех сторон поддерживаемое. Но средства должны быть гуманные и правовые», - добавил председатель комитета.
Инициативу по введению обязательной примирительной процедуры при разводе оценила в беседе с RT член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб. По её словам, «любая процедура, которая помогла бы сохранить семью, вызывает одобрение». Вместе с тем Бессараб обратила внимание и на возможные издержки этой меры, такие как затягивание бракоразводного процесса.
«Например, такие процедуры были введены в своё время в Италии. Как показывает практика, они весьма затягивают процесс, но при этом всё равно приводят к тому же результату. То есть чтобы развестись, требуются очень длительный период времени и изматывающие процедуры», — рассказала парламентарий.
Бессараб также отметила необходимость выделения дополнительного финансирования на обязательный процесс медиации, который потребует подготовки специалистов.
«С точки зрения государства, если каждый развод будут сопровождать медиации, то необходимо выделить соответствующие средства и подготовить соответствующих специалистов. Найдётся ли у нас сегодня такое количество медиаторов и не подменит ли это суд? Потому что в итоге всё равно суд будет устанавливать границы имущественного притязания», — сказала Бессараб.
По её мнению, процедура примирения должна быть организована в том случае, если такое желание есть у семьи.
«Не в абсолютном порядке, а именно по запросу семьи рассмотреть такую возможность и подготовить соответствующих (специалистов. — RT). Повторюсь: любая процедура, которая поможет сохранить семью, поддерживается, но нужно исходить из разумности таких средств», — считает Бессараб.