Я дочитал «Лемнера». Дня за три. Впечатлён и несколько взбудоражен.
Есть теория, кажется, не озвученная, что писатель вольно или невольно создаёт за жизнь свою «Илиаду» и «Одиссею». У Толстого это «Война и мир» и, кажется, «Каренина», у Гоголя – «Бульба» и «Мёртвые души», у русского народа в его младенчестве, равновеликие названным, «Курочка Ряба» и «Колобок». Проханов сочинил «Лемнера» – это «Илиада», «Одиссея», «Колобок» и «Ряба» в одном флаконе, под одной обложкой.
Читая, испытывал разные чувства. Но ни разу не было желания кинуть в печку. Раздражался волнами бредовости, хулиганской глумливости, постмодернистским бездушием и нехристианством, фыркал по поводу мести Чубайсу, Познеру и Ксюше Сверчок, которая хоть и в ледяной проруби, но и там мечет икру, буквально, недовольно фыркал на перечисления в духе Рабле и хмыкал по поводу мистической картинной галереи, притащенной из «Пирамиды» Леонова, смущался однообразными световыми эффектами, бодро позавидовал находке: переменам золотой текстовой строки под куполом колокольни Ивана Великого... Всё это забавляло, раздражало, крутило-вертело мотор читательского интереса. Спойлерить не стану, но скажу.
По жанру.
Проханов написал русскую сказку – и страшную и ужасную, бесшабашную, лихую, феерическую.
Время.
Наше и, кажется, Млечного пути.
Место.
Россия, Африка, Лютая украинская война.
Герои.
Лемнер – еврей, сутенёр, бандит, почему-то вызывающий симпатию, создатель армии «Пушкин», позывной Пригожий. Президент Троевидов, похожий на Александра I, представлен в трёх основных лицах обитателей башен под разными именами и нескольких в виде двойников. Хулы не вижу, но лишь страстное желание через микроскоп, телескоп – или что там ещё? – распознать истину времени и волю Божию.
Концовка со священником мне нравится. Но финал жизни героя скомкан. Словно б Александр Андреевич чего-то испугался. Или вдруг смутился от узнанного? Может, неназванная 50-я глава покаянная недоопубликована?
Допущу, что без учёта «Лемнера» дальнейшая литература невозможна, как и политическая жизнь «по-старому».
Хотя как очередной «Колобок» может повлиять на политическую жизнь, ума не приложу.
Олег Семёнович Слепынин, русский писатель
Впервые опубликовано в Telegram-канале автора