Поговорим, наконец, о балах...

Православны ли «православные балы»?

Новости Москвы 
0
3279
Время на чтение 14 минут
 

В течение нескольких лет я намеренно не брался за эту тему, просто наблюдая за развитием ситуации. Недавно я попросил иерея Георгия Максимова дать свой комментарий о явлении, известном как «православные балы». Он сообщил, что скептически к ним относится, но специально этой темой заниматься не планирует, потому что есть более важные вопросы. И сообщил также, что об этом могу написать я сам.

 Можно сказать, что раньше я не брался за систематизацию данного вопроса ради того, чтобы не сеять разногласия в той среде, где этот вопрос, так или иначе, имеет место. Однако вновь наступила осень, когда открывается сезон бальных танцев, а теперь и зима с её кульминационным событием - Сретенскими балами. К тому же, годы теперь работают на то, что скоро я перестану быть «молодёжью», и моя речь по данному вопросу потеряет в убедительности.

Начнём с того, что организаторы православных балов заручаются благословением действующих архиереев в своих епархиях. Но при этом вести какой-либо диалог с ними не представляется возможным, потому что у данного явления отсутствует общий координатор в рамках страны, а сами организаторы на местах обыкновенно не настроены на критический разбор своей деятельности. До тех пор, пока не появится единый координатор или ответственное лицо, собирать и анализировать информацию в открытых источниках не имеет смысла, потому что многоликий оппонент всегда сможет уйти от диалога, сославшись на опыт соседних епархий и прочее. Формально цели проведения балов у всех могут быть разными и пока они не отрефлексированы чётко, о них рассуждать можно только на уровне догадок.

Иногда православные балы называют возрождением традиций. Однако само по себе сочетание православности и балов - новодел, не имеющий глубокой истории. По крайней мере, лет 15 назад о них ещё не было слышно. Первые же попытки выделения молодёжи в отдельную внутрицерковную группу впервые осуществлялись в послевоенные годы хорошо известными церковными деятелями, которых теперь иногда называют модернистами (организация «Синдесмос»). Примечательно, что произошло это по инициативе и просьбе экуменического движения. В 1992 году генеральная ассамблея «Синдесмос» впервые была проведена в России, и на ней было решено наделить день 15 февраля (Сретение Господне) ещё и смыслом праздника православной молодёжи. Однако в России празднование дня молодёжи было отложено на десять лет и начато только в 2002 году по благословению Патриарха Алексия II. Здесь опять же можно только догадываться, почему введение нового праздника в России было отложено. Было ли это по пастырскому чутью Святейшего Патриарха или просто от множества забот, связанных с восстановлением поруганных прежде храмов. Однако, как бы то ни было, видимо, с этого времени и берёт начало традиция православных балов под современным названием.

Итак, мы видим, что традиция эта совсем недавняя. Сами по себе балы - явление старинное, и их упоминания встречаются, по крайней мере, с 14 века в католической Франции времён авиньонского раскола при антипапе Клименте VII. Судя по всему, как пишут, первым на Руси был бал на свадьбе самозванца Лжедмитрия I и Марины Мнишек 8 мая 1606 г. [Источник: https://www.pravmir.ru/vy-poedete-na-bal/  ]. В последующем балы насаждаются значительно позже, только Петром I и под нименованием ассамблей. Об этом государь издал соответствующий указ в 1718 году. Вчерашние бояре уклонялись от участия в ассамблеях, считая такое времяпрепровождение неприличным. На участие женщин в увеселениях также смотрели косо. Однако «постепенно ассамблеи прижились, на них появилась непринужденная обстановка, и даже старые бояре перестали тайком креститься при виде откровенных декольте. Стало традицией целовать даму по окончанию танца, причем не в ручку или щечку (что не возбранялось), а в губы, чему молодежь, несомненно, была рада» [Источник: http://statehistory.ru/2050/Petrovskie-assamblei/  ]. Среди прочего в петровской инструкции «О достоинстве гостевом, на ассамблеях быть имеющем» говорится: «Будучи без [присутствия своей] жены, мни себя холостым... Лапай, шибко остерегаясь и только явный знак получив, што оное дозволяется... Помни: сердце дамское на музыку и пение податливо и во время оных умягчается. Не упущай моменту для штурма!». И далее совсем уж не прилично (ради сохранения целомудрия читателю лучше пропустить эту цитату и начать чтение со следующего абзаца): «Выбираясь опосля развлечения с дамой, проверь, правильно ли одет и застёгнут, ежели окажутся пятна, порочащие перед женой, то мазни поверх их маслом али салатом» [Источник: Петряков А. Царские трапезы и забавы. Быт, нравы, развлечения, торжества и кулинарные пристрастия русских царей (Центрполиграф, 2014). ].

Чтобы переломить неприятие Церковью, Пётр I стал понуждать к проведению ассамблей и монастыри. Первую такую монастырскую ассамблею провели в 1723 году у архимандрита Донского монастыря. Митрополит Казанский Сильвестр писал об ассамблеях, устраиваемых архиепископом Феодосием (Яновским) (1650-1726) (известным также как Франциск): «Он же, Францышка, будучи в Москве, оставив церковные службы и монашеское преданное правило, уставил у себя самблеи с музыкою и тешится в карты, шахматы и в том ненасытно забавлялся, якобы вместо всенощного пения себе вменял и других к тому понуждал... Да он же, Францышка, на московском подворье велел послужнику своему Тарасу с колокольни старинные колокола продать, чтобы не мешали ему во всю ночь в шахматы играть, потом довольно спать». Провидение распорядилось так, что в 1725 году Феодосий (Яновский) был лишён сана.

Согласно историку В.О. Ключевскому, «Пётр старался облечь свой разгул с сотрудниками в канцелярские формы, сделать его постоянным учреждением. Так возникла коллегия пьянства или "Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор"», кощунственно пародировавший церковные обряды с ненормативной лексикой, водочными возлияниями и прославлениями языческого Бахуса - древнеримского бога виноделия. "Собор" просуществовал тридцать лет.

Честно говоря, готовя эту статью, я не был готов выйти на эту информацию, и был обескуражен ею. Вместо того чтобы найти для православных балов чистый исток и оправдание в православии, я обнаружил мутные истоки в модернизме, экуменизме, католицизме и разнузданных петровских сборищах под влиянием протестантско-католического Запада. История православных балов в моём понимании сложилась более неприглядной, чем представлялось ранее. Сразу после фразы «Иногда православные балы называют возрождением традиций» я планировал написать кратко: естественно, за те века, что известны балы, никто их православными не думал называть. Кроме того, если какое-то действо повторяется из года в год - это не значит, что оно становится законным. Просто оно становится привычным, ожидаемым.

Однако какой бы ни была предыдущая информация шокирующей, нужно вернуться в спокойное русло и продолжить. Действительно ли участие в балах - это возврат к обычаям наших предков? Согласно переписи населения 1897 года в Российской империи проживало 77.5% крестьян, 10.7% мещан, 1.5% казаков и дворян, 0.2% купцов. То есть, из каждых двухсот душ не более трёх могли быть дворянами. Учитывая последующую социальную катастрофу, выкосившую дворянское сословие, теперь далеко-далеко не каждый может вспомнить, имеет ли в своём роду дворян. Однако, с большой вероятностью, он таковых родовых связей не имеет, а его настоящими предками были, скорее всего, крестьяне и мещане. Следовательно, современные балы - это не возврат к традициям предкам. У наших предков были совсем другие традиции.

Закомуфлированная теперь мина православных балов ностальгически настроенными деятелями выдается как часть православной культуры. Однако раз за разом она обезвреживалась искусными писателями литературы золотого века. Они напоминали о пустоте, лицемерии, искусственности и разочаровании в балах. Мы же ныне примеряемся ногой к граблям, брошенным в зарослях невежества. Была бы кровавая русская революция, не будь дворянских праздных балов? Не известно.

Однако одна из духовных чад прп. Серафима Вырицкого открывает горькую повесть своей молодой жизни после свадьбы. Ее жених, а затем и муж был «крупным заводчиком-миллионером. Рабочих на заводах трудилось больше 80 тысяч. В Петербурге у него было много доходных домов. Жили в старинном особняке. Родилось двое деток. Муж приходил с работы в одно и то же время. Всегда ждала его: хорошо было вместе, скучала без него. Но постепенно деньги стали портить. Миллионы твои - трать на что хочешь. Стала уговаривать мужа: "Почему мы не устраиваем балы и вечера - неужели денег жалко?" Устроили первый грандиозный прием с сотнями пригашенных. Все веселились, танцевали. И понеслось: один за другим вечера, балы, приглашения. Я как в угаре каком-то стала жить. Деток совсем забросила. И муж постепенно изменился, как будто чужим стал. Раньше никогда не опаздывал с работы, а тут начал задерживаться. Я забеспокоилась, места себе не находила, а когда спрашивала, в чем дело, он отвечал, что рабочие бастуют (шел 1905-й год) и он должен допоздна беседовать с ними"» [Источник: Серафим Вырицкий. - Киев, «Православный благовестник», 2002. С. 12 ].

После революции балы прекратились, но были возрождены в эмигрантской среде почти спустя полвека - уже после Второй мировой войны. С 1965 г. благотворительный бал «Петрушка» ежегодно проводится в Нью-Йорке. С конца XX века при Свято-Николаевском соборе Нью-Йорка также проводятся осенние балы (тем не менее, называемые Свято-Николаевскими не в честь святителя Николая, а в честь места проведения). О последних Святейший Патриарх Алексий II сказал: «Это мероприятие по своей внешней атрибутике не совсем соответствует традициям древних православных христиан», - хотя и добавил сразу за тем: «но по духу вполне совместимо с духовными ценностями христиан апостольских времен, поскольку несет в себе идеи христианской любви и единства» [Источник: http://www.magister.msk.ru/library/Alexy/alexy557.htm ]. Последняя прибавка, возможно, была обусловлена только желанием выдать желаемое за действительное. Возможно, необходимостью форсировать православную миссию в США, где тогда было необходимо проводить работу по улучшению отношений с православным зарубежьем. Теперь сказать трудно.

В Торонто проводят Русские балы при Русско-канадском культурно-просветительском обществе уже около 60 лет. М.Н. Благовещенская, председатель общества рассказывала: «У нас всегда присутствует кто-то из священников, начинаем мы молитвой... Кончается бал танцами, священники в это время уже не присутствуют. Сначала полонез, потом - представление дебютанток , девушек , которые на балу в первый раз. Их приводят отцы или знакомые» [Источник: https://www.pravmir.ru/vy-poedete-na-bal/  ]. По крайней мере, на рубеже 2010-х в Москве балы проводились при Даниловском монастыре (вновь оксюморон в духе Петра I, заставлявшего проводить ассамблеи при монастырях!).

Небезынтересно будет читателю прочитать двадцать восьмое правило из книги «История и обычаи ветковской церкви» (И. Е. Кабанов). Хотя старообрядцы‑ветковцы и раскольничали, но данное правило «О играх, танцах, плясаниях и кулачных боех» со ссылкой на канонического дораскольного митрополита Кирилла, безусловно, исполнено благочестия и христианского ревнования. Написанное по церковнославянски, оно должно читаться медленно, внимательно и несколько раз, чтобы при тяжеловесной грамматике был правильно понят его смысл: «Идеже святыя книги чтомы суть, ту веселие праведным спасение душам. "Якоже труба собирает воя своя, тако святая словеса сказаема, ангелы совокупляют Божия: а идеже сопели и гусли (фортепианы и тем подобныя органическия сосуды) и песни сатанинския, ту бесы собираются: ту омрачение души и пагуба, а неприязни дияволу веселие". Понеже бесове на кощуны и песни сатанины, на плясания и на гудение учат, еже всех играний проклятее есть многовертимое плясание, зане отлучает человеки от Бога, и во дно адово сводит. Пляшущая бо жена невеста нарицается сатанина, и любодейца диавола, и супруга бесова. Не токмо бо сама будет сведена во дно адово пляшущая, но и тии, иже ея с любовию позоруют, и в сластех разжизаются на ню с похотию, вси убо любящии плясание со Иродиею в негасимый огнь осудятся. Грешно бо есть и скверно, и скаредно и своему мужу с таковою совокуплятися. Сего ради танцы и плясание священными каноны и учением святых отец отнюд запрещены суть. И православные христиане, мужие же и жены, должны суть удалятися онех и бегати, яко службы диаволи, и детей своих не учити на инструментах органических пляске и танцам, такожде и ножному плясанию. Но и орудий онех, утроенных на службу дияволю, в домех своих отнюд не держати, и на игрища не ходити никогда же, якоже о сем священная правила повелевают, и блаженного Кирила, митрополита русскаго, соборное уложение заповедует, глаголя: "Игрищ и кулачных боев православным христианом не производити: убитых на оных не отпевати, ни погребати при церквах, и никоих приношений за них в церковь не приимати, якоже за проклятых. Священников же, дерзающих совершати над ними что-либо по христианскому обряду, лишати сана"». Написано словно про наше время! Однако тогда, следует заметить, данное правило не могло быть направлено против шумных дискотек, которых просто не существовало. Здесь же заметим, что упомянутые в конце кулачные бои с некоторых пор тоже стали получать голоса одобрения в православно-патриотической среде...

Возможно ли совмещение танцев и балов с православной аскетикой? Такого рода объединение возможно и уже, как видим, имеет место. Однако только в рамках унии между ними. Реальное же, экзистенциальное соединение их друг с другом невозможно, потому что аскетика борется с соблазнами нецеломудрия, а танцы и балы, напротив, открывают к ним широкую дорогу. Разговор о прикосновениях, объятиях и поцелуях может быть долгим, но в нём у Церкви есть вполне однозначное и весьма неприятное большинству мнение. Здесь в статье не будем касаться данного предмета разговора в силу его широты. Я обычно в таком случае говорю очень просто: парные танцы - явление межполовое, потому как невозможно представить, чтобы на балу мужчина танцевал с мужчиной. А если пол невозможно исключить из этого действа, то вряд ли стоит добровольно ходить по краю пропасти и давать поводы к нецеломудрию (своему или партнёра). Даже если на то благословил епископ или митрополит, и это будет носить название «Сретенского бала», приуроченного к памяти встречи праведного Симеона Богоприимца со Христом. Здесь же заметим, что наделение праздника Сретения, праздника личной встречи с Богом коннотацией встречи молодых мужчин с девушками (лучше сказать, подмена одного смысла другим) - мягко говоря, неподобающее принижение статуса праздника, требующее размышления об этом на том высшем уровне, на котором оно благословляется.

Сказав об аскетике, мы подошли к тому, какими бывают танцы. Например, в пользу танцев иногда говорят, что царь и пророк Давид танцевал возле ковчега, следовательно, это легитимизирует балы. Однако заметим, что богоотец Давид перед ковечегом «скакаше играя», как поём мы в пасхальном каноне, делал это один. Танец Давида (2 Цар.6:12-16) был танцем индивидуальным и спонтанным. Он, скорее, напоминал радостное ликование. Да и переполнен он был совсем не теми чувствами, которые ему инкриминируются и пестуются сторонниками парных танцев. Именно парных. Потому что бывают ещё групповые танцы, например, хороводы. Там степень близости мужчины и женщины совсем другая. Именно в парных танцах дистанция между ними минимальна. Какой бы её не выдерживать, всегда есть тактильный контакт, который может повлечь всю возможную гамму нецеломудренных ощущений, связанных с осязанием и прямым взглядом. Чтобы не поддаваться им, надо быть искусным борцом с помыслами, чуть ли не монахом-анахоретом. Но монах тогда и не пойдёт на танцы. Говорят ещё, что святой Николай II любил танцы, поэтому ими можно заниматься. Однако это не является аргументом, потому что, например, как известно, в своём Восточном путешествии он нанёс себе огромную татуировку дракона. Сохранилась фотография, на которой она заметна. Однако это не значит, что теперь делать татуировки стало благочестивым занятием.

 

 

Император Николай II с татуировкой дракона на правой руке

[Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nicholas_II_right_forearm_with_Chinese_dragon_tattoo_07.jpg ].

 

Всерьёз относиться к балам как миссионерскому проекту или методу знакомства молодых юношей и девушек друг с другом не представляется возможным. Дело в том, что балы привлекательны только для людей определённого онегинского склада. Поискать себе пару среди повес-онегиных можно, но вряд ли результат будет удовлетворительным во всех отношениях. Такие браки случаются, но крайне редко. Пора бы уже по епархиям подвести многолетнюю статистику, чтобы увидеть воочию, служат ли православные балы сближению юношей и девушек (потомков крестьян, рабочих и мещан). А если браки на почве танцев окажутся редкими, то не пора ли задуматься, что это просто-напросто развлечение, при том пустое и опасное, и надо бы окормлять молодёжь как-то по-иному? Тем ли занимаются в Церкви, чтобы завоевать сердца молодых? Не вредит ли аляповато исполняемая "ретроградская" повестка (народничество, танцы, старинная кухня, чуть ли не скоморошество), скажем так, имиджу Церкви?

Вопрос пастырского окормления молодёжи чрезвычайно важен. Об этом можно поговорить отдельно. Если мы хотим увидеть больше молодых в храме, то нужно, в первую очередь, заниматься их родителями. Когда родители будут воспитаны - не фанатиками, но и не теплохладными - тогда и их дети будут в храме. Дети начинаются с родителей. Это даже выше и важнее, чем просто преподавать детям пример здоровой воцерковленности. Родители являют собой бытие в Церкви и являются опорой детям, пока не те укрепятся и не заведут свои семьи. Смею предположить, что весьма многим молодым не хватает такой опоры в лице родителей. Именно, говорю, не примера, а опоры, потому что слово «пример» звучало бы на этом месте упрощённо, слишком плоско. Таким образом, если мы хотим увидеть молодых и детей в храме, прежде надо начать с их родителей, воцерковить и привить здоровую религиозность. Лучше это делать заблаговременно, пока их дети не вошли в переходный возраст. Итак, туда, где будут учить быть взрослым, туда и направится молодежь. Вот когда мы это поймём (а прежде всего, поставим Бога на первом месте в своей личной и общественной жизни), тогда и всему остальному найдётся своё место на полочке: и романтичным танцам мужа с женой, и прекрасным полузабытым старинным рецептам блюд, и физической подготовке патриотичных юношей, и волонтёрству, и социальной активности... Всему свой порядок. Нынешнее же ненормальное положение православных молодёжек-песочниц, застрявших в своём развитии, требует пересмотра со стороны церковного священноначалия.

Итог разговора видится мне таковым. Парными танцами можно заниматься. Но приличествует это занятие только мужу и жене и только друг с другом. Что касается молодёжных православных балов, то если это не грех, то уже и не благочестие точно. Это удел немногих, редких любителей и потому не может служить выражением миссионерского потенциала Церкви. Балы можно назвать молодёжными, благотворительными, историческими, но никак не православными. Такого рода танцами заниматься можно, но исключительно под собственную ответственность, не испрашивая легализации или оправдания в Церкви. Поскольку это явление не православное и не может быть таковым названо, то из названий всех балов надо исключить слово «православный» или какую-либо связь с православными торжествами (например, Сретением Господним), чтобы не вводить в соблазн внешних наблюдателей. Балы могут остаться, но именоваться православными им нельзя. Проводить их под эгидой или патронажем православных иерархов нельзя. Участвовать в балах желательно, как я уже сказал, только парам, связанным узами брака. Профессия преподавателя парных танцев имеет право на существование, но наиболее прилична работа такого преподавателя, когда он работает только с семейными парами. Предполагаю, что какую-то помощь занятия парными танцами могут оказать тем молодым людям, которые имеют психологические проблемы, но это надо обсуждать с компетентными специалистами. Тем не менее, преодоление психологических проблем возможно и другими, гораздо менее сомнительными средствами. Молодёжную работу в Церкви нужно направить на адекватное понимание самой молодёжи в Церкви (может быть, и нет никакой молодёжи? а есть просто члены Церкви?) и на то, чтобы учить молодых становиться ответственными, взрослыми, самостоятельными, в том числе и во многом, опираясь на учение святых отцов Церкви.

В своём разговоре мы как раз обошлись без таранного камня святых отцов, выражающих дух Церкви и вполне определенно учащих о танцах. Но поскольку я не опытен в чтении их трудов, то потому и попросил иерея Георгия Максимова, по возможности, разобраться с материалом по этой теме. Некоторые цитаты святых отцов широко доступны в интернете, и их легко найти. Здесь же я поделился только тем, что более или менее может поспособствовать введением в проблематику с последующим целенаправленным, серьезным изучением читателями мнения святых отцов.

После того, что я написал, я бы не хотел, чтобы от меня отвернулись те, кто меня любит и кто мне дорог, потому что у них может быть мнение, противоположное моему. Но если я им действительно не безразличен, то прошу их подумать о написанном. Прошу задуматься и всех тех, для кого поднятая проблема актуальна.

 

P.S. Об организации ли "Сретенских балов" нам всем сейчас беспокоиться, когда Русскую Церковь пытаются разрубить по российско-украинской границе, а русская земля поливается кровью абортированных детей, как правило, зачатых в блуде?

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 8, Советский недобиток:

Закатанный рукав при быстрых движениях рукой быстро раскатается. Мы же в хоккей нередко играли в отцовых фуфайках, ничего, неудобств каких-то не замечали. Здесь же рубашка, почти футболка.

Далеко не футболка - широкий рукав, который точно будет мешать.
Человек / 25.05.2023, 13:59

9. Советский недобиток или Comedy Club

Было бы странным,если бы правая штанина была закатана.А так,всё нормально,и качество изделия русского производства позволяла держаться рукаву долго.
Русский Иван / 25.05.2023, 13:51

8. Ответ на 7, Человек:

Закатанный рукав при быстрых движениях рукой быстро раскатается. Мы же в хоккей нередко играли в отцовых фуфайках, ничего, неудобств каких-то не замечали. Здесь же рубашка, почти футболка.

7. Ответ на 6, Советский недобиток:

Для чего рукав закатан?

Чтобы не мешал двигать рукой с ракеткой. Это совершенно понятно.
Человек / 25.05.2023, 11:06

6. Ответ на 5, Русский Иван:

Для чего рукав закатан?

5. Император с татуировкой

Или это испорченный кадр,или это обычно красные по цвету врожденные родимые пятна представляют собой окрашенные пятна на коже, которые или присутствуют при рождении, или развиваются вскоре после рождения. Родимые пятна могут внешне характеризоваться многими различными цветами, включая коричневый цвет, коричневый цвета естественного загара, черный, светло-голубой, розовый, белый, красный или фиолетовый. Некоторые родимые пятна – это только окраски поверхности кожи; другие структурно возвышаются над поверхностью кожи или же распространяются на ткани под кожей.....Такого же рода родимое пятно есть у моего родственника,размером более,чем(если это не фотомонтаж) у Императора Мученика.Есть ещё пигментные пятна,могут быть на лице.Тем более Император был в таких чужедальних краях,что пигментное пятно могло появиться запросто.
Русский Иван / 24.05.2023, 19:00

4. Из книги "Я все переживаю с вами" о при. Алексии Зосимовском

Спрашивала я как-то старца о музыке и о танцах: «Можно ли мне играть на рояле и танцевать?» Батюшка сказал мне так: «Играть на рояле благословляю тебя только классические вещи, например Бетховена, Шопена и др. Есть и легкие вещички некоторые хорошие, например «Тоска по родине», но вообще легкая музыка служит данью страстям человеческим. Там, знаешь, и аккорды-то все страстные». И тут старец стал рассказывать мне о себе: «Я сам, детынька, любил музыку в молодости, когда в миру был, играл сам и пел даже, говорили, ничего бас был» (рассказывая об этом, старец очень заметно оживился, глаза заблестели, и мне показалось, что эти воспоминания для него как-то особенно приятны]. – Ну а танцы, – продолжал батюшка, – это совсем дело бесовское, унижающее достоинство человека. Знаешь, я как-то, когда был еще в миру, смотрел раз из своего окна и увидел напротив в окне бал. Так мне со стороны смешно даже смотреть было: кривляются люди, прыгают, ну точь-в-точь, как блохи по спине».
(Есть в книге и другие, аналогичные и даже более строгие упоминания танцев).
JG / 24.05.2023, 15:24

3. Из стихотворения иеромонаха Романа

"Грабли"

Оголённые плечи, спина и почти оголённая грудь —
О невинности, друг мой, на царских балах позабудь.

Доплясались, увы, стыд на этих балах растеряв.
Потому-то и нет на Руси ни дворян, ни царя.
...

8 мая 2023
JG / 24.05.2023, 15:14

2.

Сергей Нилус приводит в своей книге "Сила Божия и немощь человеческая" свидетельство девицы Евдокии из сонного видения, бывшего у неё 16 февраля 1839 года: "О господах наших мне было сказано, что они прогневляют Бога балами, театрами — роскошью сатанинской и обольщением".
JG / 10.05.2023, 18:22

1. Отличная Статья

Низкий поклон автору за трезвую, раЗсудительную статью, побывав сам на таких мероприятиях с супругой и с детьми пришел к подобным выводам, но не чаял надежды найти единомышленников т. к. попытки обсудить происходящее с другими участниками натолкнулись на стену непонимания. К сожалению, организаторами являются православные христиане и благословение получают от правящих архиереев.
Русский/Поляк / 04.01.2019, 21:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Габышев
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Человеки и скоты спасеши, Господи...»
Что будет с животными по всеобщем воскресении?
12.10.2023
Может ли ещё Индия стать православною?
Продолжение разговора. Часть 4.2.
29.06.2023
Признать мощи Царственных мучеников подлинными!
Тогда проблемы и нестыковки следствия рассеются
19.05.2023
Все статьи Дмитрий Габышев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Трагедия деревни
Новый комментарий от ОСт
27.12.2024 21:18
Имеет ли силу церковная анафема?
Новый комментарий от Апографъ
27.12.2024 20:07
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от учитель
27.12.2024 19:43
«Этого прощать нельзя!»
Новый комментарий от Человек
27.12.2024 19:21
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
27.12.2024 18:37