Обаяние литературных сказок писателя-старовера

Вышла вторая книга сказочной трилогии Д.Урушева

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
755
Время на чтение 7 минут

 

      Обращение к жанру литературных сказок в  наше нелёгкое время  требует от писателя не только художественного мастерства, но и постановки серьёзной проблемы, смелого и дерзкого вымысла. Поэтому в ХХI веке пышно расцвёл жар фэнтези, во многом подменивший собой сказку. Писатель  Дмитрий Александрович Урушев,  ещё с детства  увлечённый именно литературными сказками В.А.Жуковского. А.С.Пушкина. В.И.Даля, П.П.Ершова, в юности попал под воздействие индийской мифологии и трилогии Д.Р.Толкиена "Властелин колец", но в зрелые годы  вернулся к духовной традиции русской литературы.    

     Дмитрий Урушев родился в 1975-м  году в Москве, окончил Российский государственный гуманитарный университет. По основной специальности - историк-религиовед, но читателям всей России хорошо знаком как
автор статей и книг по истории старообрядчества: "Святая Русь", "Тайна Святой Руси", "Русский разлом". Печатался в "Независимой газете".  Публиковался в газетах "Культура", "Община", "Россiя", в журналах "Грани", "Неопалимая купина", "Истина и жизнь", "Русский мир". В 2007-м году слал лауреатом  первой премии Московской Митрополии за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. Член Союза писателей Москвы и Союза журналистов России.

      Сказочная трилогия Д.Урушева о том, как три сына царя Дадона - Дмитрий, Василий и Иван - были по отцовской воле посланы на поиски истинной веры, уже близится к завершении. Первая книга под названием "Звезда Альтаир" и подзаголовком "Сказка для взрослых" вышла в свет два года назад, сразу привлекла внимание читателей, которые тут же попросили автора продолжить увлекательное повествование.

      И вот совсем недавно в издательстве  "Новое Небо" вышла вторая книга - "Два брата". Сама аннотация к ней уже побуждает к чтению: "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве у славного царя Дадона было всего вдоволь: леса и хлеба, льна и пеньки, ворвани и воска. Только одного не было - веры в Бога. Во всех соседних странах были свои веры, только у Дадона не было. Оттого его царству чинились великие укоризны и досады.

 Зело опечалился Дадон и послал сыновей на поиски веры - самой наилучшей, самой истинной, самой правильной. Отправились царевичи путешествовать по белу свету и искать веру - вещь непонятную, умозрительную и нечувственную, которую на торжище не купишь, оком не обозришь, перстами не пощупаешь. Многие страны проплыли и проехали царские сыновья, поглядели на многие веры, повидались со многими людьми и нелюдями, многое узнали и поняли".
       В первой книге особенно ощутимы традиции русских народных сказок и былин. Такова  сказочная завязка действия: братья оказываются на развилке  трёх дорог, и, как водится, старший выбирает правую, ведущую к славе и богатству, но утрате надежды.  Средний брат выбирает левую дорогу, ведущую к веселью и счастью, но потере любви.  Младший брат Иван, прочтя надпись на большом замшелом камне: "Кто поедет от сего столба прямо, будет голоден и холоден, но обретет веру", без колебаний намерен выполнить отцовский наказ. Образы двух старших братьев, ленивых и корыстолюбивых, традиционно даны в контрасте с младшим, которого они считают дураком и простаком. Повествованию присущ образный язык и стиль,  в тексте представлен весь  спектр  сказочных предметов:  "Начался дележ добра, взятого с собой. Димитрий и Василий забрали себе все: и скатерть-самобранку, и котел-самовар, и шапку-невидимку, и сапоги-скороходы, и лук-самострел, и даже гусли-самогуды. Ивану же ничего не досталось, кроме печатных пряников, заботливо уложенных Маланьей".

Жанровая особенность книг Д.Урушева -  синтез литературной сказки и фэнтези с преобладанием первой составляющей. Здесь сложно сказать что-то новое, но автору это удалось, благодаря основательным познаниям в области истории и философии. Герой первой книги на редкость добродетелен,   но не идеален. Поначалу Иван многого не понимает, многого  боится, сомневается, стеснятся, но доминанта его образа - верность, готовность выполнить поручение. Великолепен эпизод, когда баба Яга, растроганная добротой юноши, развёртывает перед ним карту, на которой видна черкасская земля. ляшское королевство, швабские, англицкие и свейские земли, которые предстоит посетить Ивану наряду с царствами сарацинскими и эфиопскими. 

Характерно, что первым рассказывает юноше о вере и Боге мудрый старец Пантелей, накормленный и обогретый Иваном: "Бога никто не видел никогда. Он существо непостижимое и непознаваемое. Он сотворил всех нас, весь мир, видимый и невидимый. Он бессмертен и вечен. Он всемогущ и всесилен. Он могучее и сильнее любого царя". В то же время Пантелей горько сетует, что при старом царе была одна вера, старая, а при новом царе стала другая, новая.  Остро сатирически изображён один из сластолюбивых служителей церковных новшеств: "Вера - это послушание, покорность и смирение". За елейной речью следует предложение вместе помыться в баньке, и царевич тут же покидает искусителя. Запоминается ёмкая художественная деталь в портрете патриарха Никеля - болотные огоньки в глазах. По его словам, вера - это сила и власть, чего не приемлет чистая душа Ивана.

    В тексте  сказки читатель обнаружит удивительный  синтез времён, эпох, событий. Спутниками Ивана становятся поэт Демьян Скоробогатый, так и сыплющий цитатами из стихов русских поэтов от Пушкина до Есенина,  да тщедушный разбойник   Кудеяр, незадачливый кормилец многодетной семьи.

     Какие только приключения не выпадают на долю Ивана! Тут и схватки с жадными царскими слугами, и рыцарские турниры в заморских странах, и избавление от чар и колдовства разной  нечисти. Оказавшись на волоске от гибели,  всякий раз юноша помогает  ближним, забыв о себе.  Будучи на пределе сил, одерживает победу над страшным чудовищем. Не случайно в конце повествования на лбу Ивана мудрецам и праведникам видится звезда Альтаир, не видимая простым смертным.

      Во второй книге поменялся замысел автора. По мнению  писателя,  отрицательные герои всегда интереснее и привлекательнее положительных.

 В отличие от  доброго и стойкого  к искушениям царевича  Ивана,  Димитрий и Василий,  поначалу полны злости и зависти к младшему брату,  всячески желают его погибели.  Старшие братья чураются всякой работы, благо, что волшебная скатерть-самобранка сытно кормит да обильно поит их водкой и винами. Позже, оказавшись во франкской земле, Димитрий не отказывается от любовных утех с фаворитками короля Людовика.

       Читая первые главы книги, я невольно вступила в полемику с её автором, сообщив ему  о своих импрессионистских впечатлениях:  "Что особенно не понравилось мне, так это остров Колыма с его Совдепией, с одетыми в лохмотья  пионерами, с Острогом  и жалкими хижинами крестьян. А каков портрет властелина острова? "Змей Горыныч  на крыльце встречал путешественников. Перед ними он предстал в человеческом обличии - невысокий рябой мужичок с пышными чёрными усами. Во рту трубка".  Под стать Горынычу-Сталину  и Кащей-Ленин: лучший его отдых - сон в хрустальном гробу.    Написали  бы Вы, Дмитрий, лучше о стране Мамонии  с её верой в доллары и евро, в золотого тельца.  О том, как всесильны в этой стране олигархи и как бедствует её народ. Что, слабО?!"

     Ответ автора не убедил меня:  "Кощей и Горыныч - положительные персонажи. Не отрицательные. Они помогают главным героям. И изображены они в виде двух усталых существ, которые сами жалуются, что жизнь прожили неудачно и только теперь на удаленном острове почувствовали себя нужными и полезными".

 

    Однако, нельзя судить о всей книге только по первым её главам. Меня  порадовали остроумные названия стран: Урюпа - Европа, Англицкое да Гишпанское королевства, Франкская земля  да  и многие другие.  Позабавило вечное столкновение папеманов и папефигов.  Привлекло внимание множество интересных сюжетных ходов и находок.  Включение в текст сказки героев других произведений: сестрицы Алёнушки с братцем Иванушкой, Кота в сапогах,  Мерлина, Эсмеральды,  Дар Ветра, Агасфера  и прочих  -  показалось вполне уместным, оживляющим повествование. 
    Приём метаморфозы, превращения, стал  ведущим во второй книге. В бедной и неумытой девушке,  королеве острова   Майнланд, царевич Василий  разглядел  свою любовь, златовласую Хельгу. Умытая и наряженная, она очаровала всех, а средний брат решил вместе с красавицей-женой  обустраивать жизнь островитян.

      Главным героем книги, по существу,   остался  старший брат Димитрий, постепенно меняющийся внутренне после дискурсов с мудрецами Урюпы, после обретения Евангелия и подлинно христианской веры.  Жестокие казни  в посещённых им странах, сожжения ведьм, зверства инквизиции, пытки узников Бастилии   побуждают его проявлять всё больше доброты, милосердия  и внимания к людям. В финале он присоединяется  в Карфагене к гонимым язычниками христианам  и совершает подвиг во имя спасения ближнего.

     Пермский философ Юрий Лоскутов в своём "Живом журнале" дал краткий и ёмкий отзыв о книге, ухватив самую её суть:
"Два брата" - это, пожалуй, лучшее из того, что сочинил Дмитрий Урушев. Эта сказка написана столь же легким и остроумным языком, как и "Звезда Альтаир", но теперь в ней появилось новое для автора свойство - подчеркнутая "кинематографичность" повествования. Многие сюжеты и сцены так детально проработаны, что хочется посмотреть блокбастер по мотивам данной сказочной эпопеи. Продюсеры, ау!
      Сказки Урушева - это, в сущности, довольно забавные произведения, они переполнены юмором и сатирой. Автор использует внешние приемы постмодернистской литературы - в сюжетах его сказок регулярно встречаются прямые отсылки не только к историческим личностям: к Мартину Лютеру, Джону Донну, патриарху Никону, Петру Первому, Емельяну Пугачеву, Владимиру Ленину, Иосифу Сталину, Зигмунду Фрейду, Стивену Хокингу,  но и к мировому фольклору, а также к многочисленным произведениям литературной классики, герои которой - от Кота в сапогах до Эсмеральды - являются полноправными персонажами урушевских сказок. Но,  в общем и целом "Два брата", как и "Звезда Альтаир"- это отнюдь не постмодерн. Сама постановка вопроса о том, что одна вера может быть объективно лучше другой, и о том, что среди них надо найти наилучшую, истинную, совершенно не стыкуется с постмодернистской идеологией "игры в бисер". Более того, в своих наиболее значительных моментах сказка отбрасывает всякую иронию, всякий сарказм - и восходит к высотам реалистической трагедии. Ведь вера, мировоззрение - это, в конечном счете, очень серьезно...

     Строго говоря, глядя на мещанские мерзости окружающей жизни, становится ясным то, что сказка - это один из наиболее уместных жанров для современной русской литературы. Ведь что-то же должно подталкивать к тому, чтобы заглянуть за горизонт, очерченный телевизором и холодильником".

     Книга "Два брата" издана небольшим тиражом, всего-навсего в две тысячи экземпляров, но тех, кто приобретёт её, ожидает нескучное путешествие в удивительный мир литературной сказки  Дмитрия Урушева. Читатели уже с нетерпением ждут завершения трилогии, выхода в свет  третьей её книги. Хочется, чтобы это событие произошло как можно скорее.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Гигиена речи Русской

Бог в помощь, доброго здоровья! Позволю себе высказать кое-что о Русской речи. Синонимом слова «обаяние» являются слова «очарование» (т.е. воздействие чарами, околдовывание) и «прелесть» (пре – лесть, ложь в превосходной степени). Этимология слова «обаяние» - ob bajati – заклинать (в магическом смысле).
Павел Тихомиров / 05.01.2019, 18:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Васильевна Чудинова
Почему необходима победа над внутренним врагом
Можно ли объявлять войну всему народу Украины, заливая пожар бензином?
25.09.2024
Какова миссия русских во времена СВО?
Хочется верить, что далеко не всё потеряно, и теперь, во времена суровых испытаний, будущее зависит от каждого из нас
19.09.2024
Опыт Сталинской победы востребован народом
Необходимо срочно менять кадровую политику, ставить на все ключевые посты честных профессионалов
20.08.2024
Как избавиться от колониальной зависимости
Задача народа – не дать разрушить Россию
06.08.2024
«Мастера семейного счастья»
Седьмой районный фестиваль отцов – укрепление семейных традиций
15.07.2024
Все статьи Галина Васильевна Чудинова
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература.
«А.С. Пушкин: в поисках Истины. Лекция 7. «Евгений Онегин»
22.10.2024
Еще одна фальшивка
О десятой главе «Евгения Онегина»
20.10.2024
«Образы казачества в чеканке»
В Самаре открылась выставка декоративно-прикладного искусства, посвящённая казакам
08.10.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
Новый комментарий от Глеб
23.10.2024 18:01
Воспрянь, Россия!
Новый комментарий от Бузина Олесь
23.10.2024 17:55
Идея триединого русского народа – ответ на вызов гражданской войны
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.10.2024 16:25
Разговор со стеной
Новый комментарий от Владимир Ст.
23.10.2024 13:48
«Мы, валуны, седые кедры…»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
23.10.2024 12:16