Обаяние литературных сказок писателя-старовера

Вышла вторая книга сказочной трилогии Д.Урушева

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
774
Время на чтение 7 минут

 

      Обращение к жанру литературных сказок в  наше нелёгкое время  требует от писателя не только художественного мастерства, но и постановки серьёзной проблемы, смелого и дерзкого вымысла. Поэтому в ХХI веке пышно расцвёл жар фэнтези, во многом подменивший собой сказку. Писатель  Дмитрий Александрович Урушев,  ещё с детства  увлечённый именно литературными сказками В.А.Жуковского. А.С.Пушкина. В.И.Даля, П.П.Ершова, в юности попал под воздействие индийской мифологии и трилогии Д.Р.Толкиена "Властелин колец", но в зрелые годы  вернулся к духовной традиции русской литературы.    

     Дмитрий Урушев родился в 1975-м  году в Москве, окончил Российский государственный гуманитарный университет. По основной специальности - историк-религиовед, но читателям всей России хорошо знаком как
автор статей и книг по истории старообрядчества: "Святая Русь", "Тайна Святой Руси", "Русский разлом". Печатался в "Независимой газете".  Публиковался в газетах "Культура", "Община", "Россiя", в журналах "Грани", "Неопалимая купина", "Истина и жизнь", "Русский мир". В 2007-м году слал лауреатом  первой премии Московской Митрополии за вклад в публицистическую, творческую, информационную и просветительскую деятельность, посвященную теме старообрядчества. Член Союза писателей Москвы и Союза журналистов России.

      Сказочная трилогия Д.Урушева о том, как три сына царя Дадона - Дмитрий, Василий и Иван - были по отцовской воле посланы на поиски истинной веры, уже близится к завершении. Первая книга под названием "Звезда Альтаир" и подзаголовком "Сказка для взрослых" вышла в свет два года назад, сразу привлекла внимание читателей, которые тут же попросили автора продолжить увлекательное повествование.

      И вот совсем недавно в издательстве  "Новое Небо" вышла вторая книга - "Два брата". Сама аннотация к ней уже побуждает к чтению: "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве у славного царя Дадона было всего вдоволь: леса и хлеба, льна и пеньки, ворвани и воска. Только одного не было - веры в Бога. Во всех соседних странах были свои веры, только у Дадона не было. Оттого его царству чинились великие укоризны и досады.

 Зело опечалился Дадон и послал сыновей на поиски веры - самой наилучшей, самой истинной, самой правильной. Отправились царевичи путешествовать по белу свету и искать веру - вещь непонятную, умозрительную и нечувственную, которую на торжище не купишь, оком не обозришь, перстами не пощупаешь. Многие страны проплыли и проехали царские сыновья, поглядели на многие веры, повидались со многими людьми и нелюдями, многое узнали и поняли".
       В первой книге особенно ощутимы традиции русских народных сказок и былин. Такова  сказочная завязка действия: братья оказываются на развилке  трёх дорог, и, как водится, старший выбирает правую, ведущую к славе и богатству, но утрате надежды.  Средний брат выбирает левую дорогу, ведущую к веселью и счастью, но потере любви.  Младший брат Иван, прочтя надпись на большом замшелом камне: "Кто поедет от сего столба прямо, будет голоден и холоден, но обретет веру", без колебаний намерен выполнить отцовский наказ. Образы двух старших братьев, ленивых и корыстолюбивых, традиционно даны в контрасте с младшим, которого они считают дураком и простаком. Повествованию присущ образный язык и стиль,  в тексте представлен весь  спектр  сказочных предметов:  "Начался дележ добра, взятого с собой. Димитрий и Василий забрали себе все: и скатерть-самобранку, и котел-самовар, и шапку-невидимку, и сапоги-скороходы, и лук-самострел, и даже гусли-самогуды. Ивану же ничего не досталось, кроме печатных пряников, заботливо уложенных Маланьей".

Жанровая особенность книг Д.Урушева -  синтез литературной сказки и фэнтези с преобладанием первой составляющей. Здесь сложно сказать что-то новое, но автору это удалось, благодаря основательным познаниям в области истории и философии. Герой первой книги на редкость добродетелен,   но не идеален. Поначалу Иван многого не понимает, многого  боится, сомневается, стеснятся, но доминанта его образа - верность, готовность выполнить поручение. Великолепен эпизод, когда баба Яга, растроганная добротой юноши, развёртывает перед ним карту, на которой видна черкасская земля. ляшское королевство, швабские, англицкие и свейские земли, которые предстоит посетить Ивану наряду с царствами сарацинскими и эфиопскими. 

Характерно, что первым рассказывает юноше о вере и Боге мудрый старец Пантелей, накормленный и обогретый Иваном: "Бога никто не видел никогда. Он существо непостижимое и непознаваемое. Он сотворил всех нас, весь мир, видимый и невидимый. Он бессмертен и вечен. Он всемогущ и всесилен. Он могучее и сильнее любого царя". В то же время Пантелей горько сетует, что при старом царе была одна вера, старая, а при новом царе стала другая, новая.  Остро сатирически изображён один из сластолюбивых служителей церковных новшеств: "Вера - это послушание, покорность и смирение". За елейной речью следует предложение вместе помыться в баньке, и царевич тут же покидает искусителя. Запоминается ёмкая художественная деталь в портрете патриарха Никеля - болотные огоньки в глазах. По его словам, вера - это сила и власть, чего не приемлет чистая душа Ивана.

    В тексте  сказки читатель обнаружит удивительный  синтез времён, эпох, событий. Спутниками Ивана становятся поэт Демьян Скоробогатый, так и сыплющий цитатами из стихов русских поэтов от Пушкина до Есенина,  да тщедушный разбойник   Кудеяр, незадачливый кормилец многодетной семьи.

     Какие только приключения не выпадают на долю Ивана! Тут и схватки с жадными царскими слугами, и рыцарские турниры в заморских странах, и избавление от чар и колдовства разной  нечисти. Оказавшись на волоске от гибели,  всякий раз юноша помогает  ближним, забыв о себе.  Будучи на пределе сил, одерживает победу над страшным чудовищем. Не случайно в конце повествования на лбу Ивана мудрецам и праведникам видится звезда Альтаир, не видимая простым смертным.

      Во второй книге поменялся замысел автора. По мнению  писателя,  отрицательные герои всегда интереснее и привлекательнее положительных.

 В отличие от  доброго и стойкого  к искушениям царевича  Ивана,  Димитрий и Василий,  поначалу полны злости и зависти к младшему брату,  всячески желают его погибели.  Старшие братья чураются всякой работы, благо, что волшебная скатерть-самобранка сытно кормит да обильно поит их водкой и винами. Позже, оказавшись во франкской земле, Димитрий не отказывается от любовных утех с фаворитками короля Людовика.

       Читая первые главы книги, я невольно вступила в полемику с её автором, сообщив ему  о своих импрессионистских впечатлениях:  "Что особенно не понравилось мне, так это остров Колыма с его Совдепией, с одетыми в лохмотья  пионерами, с Острогом  и жалкими хижинами крестьян. А каков портрет властелина острова? "Змей Горыныч  на крыльце встречал путешественников. Перед ними он предстал в человеческом обличии - невысокий рябой мужичок с пышными чёрными усами. Во рту трубка".  Под стать Горынычу-Сталину  и Кащей-Ленин: лучший его отдых - сон в хрустальном гробу.    Написали  бы Вы, Дмитрий, лучше о стране Мамонии  с её верой в доллары и евро, в золотого тельца.  О том, как всесильны в этой стране олигархи и как бедствует её народ. Что, слабО?!"

     Ответ автора не убедил меня:  "Кощей и Горыныч - положительные персонажи. Не отрицательные. Они помогают главным героям. И изображены они в виде двух усталых существ, которые сами жалуются, что жизнь прожили неудачно и только теперь на удаленном острове почувствовали себя нужными и полезными".

 

    Однако, нельзя судить о всей книге только по первым её главам. Меня  порадовали остроумные названия стран: Урюпа - Европа, Англицкое да Гишпанское королевства, Франкская земля  да  и многие другие.  Позабавило вечное столкновение папеманов и папефигов.  Привлекло внимание множество интересных сюжетных ходов и находок.  Включение в текст сказки героев других произведений: сестрицы Алёнушки с братцем Иванушкой, Кота в сапогах,  Мерлина, Эсмеральды,  Дар Ветра, Агасфера  и прочих  -  показалось вполне уместным, оживляющим повествование. 
    Приём метаморфозы, превращения, стал  ведущим во второй книге. В бедной и неумытой девушке,  королеве острова   Майнланд, царевич Василий  разглядел  свою любовь, златовласую Хельгу. Умытая и наряженная, она очаровала всех, а средний брат решил вместе с красавицей-женой  обустраивать жизнь островитян.

      Главным героем книги, по существу,   остался  старший брат Димитрий, постепенно меняющийся внутренне после дискурсов с мудрецами Урюпы, после обретения Евангелия и подлинно христианской веры.  Жестокие казни  в посещённых им странах, сожжения ведьм, зверства инквизиции, пытки узников Бастилии   побуждают его проявлять всё больше доброты, милосердия  и внимания к людям. В финале он присоединяется  в Карфагене к гонимым язычниками христианам  и совершает подвиг во имя спасения ближнего.

     Пермский философ Юрий Лоскутов в своём "Живом журнале" дал краткий и ёмкий отзыв о книге, ухватив самую её суть:
"Два брата" - это, пожалуй, лучшее из того, что сочинил Дмитрий Урушев. Эта сказка написана столь же легким и остроумным языком, как и "Звезда Альтаир", но теперь в ней появилось новое для автора свойство - подчеркнутая "кинематографичность" повествования. Многие сюжеты и сцены так детально проработаны, что хочется посмотреть блокбастер по мотивам данной сказочной эпопеи. Продюсеры, ау!
      Сказки Урушева - это, в сущности, довольно забавные произведения, они переполнены юмором и сатирой. Автор использует внешние приемы постмодернистской литературы - в сюжетах его сказок регулярно встречаются прямые отсылки не только к историческим личностям: к Мартину Лютеру, Джону Донну, патриарху Никону, Петру Первому, Емельяну Пугачеву, Владимиру Ленину, Иосифу Сталину, Зигмунду Фрейду, Стивену Хокингу,  но и к мировому фольклору, а также к многочисленным произведениям литературной классики, герои которой - от Кота в сапогах до Эсмеральды - являются полноправными персонажами урушевских сказок. Но,  в общем и целом "Два брата", как и "Звезда Альтаир"- это отнюдь не постмодерн. Сама постановка вопроса о том, что одна вера может быть объективно лучше другой, и о том, что среди них надо найти наилучшую, истинную, совершенно не стыкуется с постмодернистской идеологией "игры в бисер". Более того, в своих наиболее значительных моментах сказка отбрасывает всякую иронию, всякий сарказм - и восходит к высотам реалистической трагедии. Ведь вера, мировоззрение - это, в конечном счете, очень серьезно...

     Строго говоря, глядя на мещанские мерзости окружающей жизни, становится ясным то, что сказка - это один из наиболее уместных жанров для современной русской литературы. Ведь что-то же должно подталкивать к тому, чтобы заглянуть за горизонт, очерченный телевизором и холодильником".

     Книга "Два брата" издана небольшим тиражом, всего-навсего в две тысячи экземпляров, но тех, кто приобретёт её, ожидает нескучное путешествие в удивительный мир литературной сказки  Дмитрия Урушева. Читатели уже с нетерпением ждут завершения трилогии, выхода в свет  третьей её книги. Хочется, чтобы это событие произошло как можно скорее.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Гигиена речи Русской

Бог в помощь, доброго здоровья! Позволю себе высказать кое-что о Русской речи. Синонимом слова «обаяние» являются слова «очарование» (т.е. воздействие чарами, околдовывание) и «прелесть» (пре – лесть, ложь в превосходной степени). Этимология слова «обаяние» - ob bajati – заклинать (в магическом смысле).
Павел Тихомиров / 05.01.2019, 18:53
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Васильевна Чудинова
Каким видится наше будущее чиновникам и народом
Настоящая солидарность возникает не через навязывание «сверху», а через осознанное объединение вокруг значимых для народа ценностей и целей, то есть «снизу»
25.03.2025
Без понимания сути происходящего невозможно развитие
Хочется верить, что тяжелейшее завершение СВО будет способствовать исцелению нашего народа, обманутого «прелестями» капитализма
20.03.2025
Великий пост – время для добрых дел
В чём высокий смысл поездки наших староверов в Донбасс
18.03.2025
Узкие врата ведут к подлинному спасению
Первая неделя Великого поста в пермском староверческом храме
10.03.2025
Филиал Ельцин-центра в Москве – наглый вызов народу
От нашей твёрдой гражданской позиции напрямую зависит будущее России
24.02.2025
Все статьи Галина Васильевна Чудинова
Александр Сергеевич Пушкин
А. С. Пушкин: в поисках Истины. 23.
Сказки как отражение страстей
13.03.2025
Незнакомая знакомая русская литература. 22.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. Сказочная реальность
12.03.2025
День памяти Великого Князя Василия I
Сегодня мы также вспоминаем военного историка А.В.Висковатова, писателя В.Ф.Одоевского, дипломата кн. А.М.Горчакова, философа А.А.Козлова, астрофизика В.Г.Фесенкова и военного лётчика Н.П.Каманина
12.03.2025
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Одесса – русская, а не еврейская
Новый комментарий от учитель
25.03.2025 07:31
Наркотизация США ведет страну к гибели
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.03.2025 07:17
Каким видится наше будущее чиновникам и народом
Новый комментарий от ОСт
25.03.2025 06:38
Роль «пятой колонны» в военных провалах Красной Армии и последующая фальсификация истории
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.03.2025 06:13