От редакции. На последнем заседании Международной общественной организации «Русское Собрание», которое состоялось 10 октября в Москве в зале Союза писателей России, обсуждалась тема «Современная ситуация в обществе, Церкви и государстве, проблемы и угрозы, которые ожидают наше Отечество в ближайшее время». Было принято решение подготовить некий программный документ в форме манифеста, который бы отражал позицию РС. Было решено обсудить проект такого документа на декабрьском заседании Русского Собрания, которое будет посвящено 5-летию создания организации. Заседание это состоится 7 декабря. В преддверии его мы публикуем несколько проектов документов, подготовленных разными членами РС.
***
Витязь на распутье
Россия находится сегодня на одном из самых судьбоносных перепутий за всю свою историю. Особая опасность в том, что развилка эта, как и окружающая местность покрыта густым туманом, переливается цветной мишурой, подсвеченной иллюминацией. Из развешанных динамиков звучат разноголосые песенки, в ярмарочных ларьках зазывают, крутят цветные картинки, снабжают дурманом на все вкусы.
Умелыми креативщиками замутнен сам непреложный факт развилки - точки бифуркации на языке теории динамических систем. Вместо него сварганена иллюзия сада расходящихся тропок - как бы многовариантного будущего.
Всё это затеяно, разумеется, неспроста людьми отнюдь не глупыми. Главная задача - отвести глаза «витязей» (остальные вперед и не смотрят) от простого факта всего двух дорог, лежащих за камнем: одной легкой - асфальтированной и иллюминированной, плавно идущей под горку; другой - тяжелой, неезженой и опасной, берущей круто вверх.
Мастера иллюзиона не афишируют, что первая за ближайшим поворотом оканчивается пропастью, другая ведет через труд, страх и холод горных перевалов ... куда-то. Возможно и не в плодородную равнину, а к новым перевалам, суровым плоскогорьям со скудной растительностью. Дойдут по ней не все, но это путь к жизни, а не к смерти.
Можно, конечно, попытаться вообще никуда не ходить, оставшись у камня (пусть уж все будет как есть, не было бы хуже), но тогда как в известном анекдоте «огребешь прямо здесь».
На самом деле, стоять на месте не получится: сзади как в метро в часы пик напирают новые толпы, а нынешняя площадка карнавала не безразмерна: или сам куда-то пойдешь или тебя понесут. Разумеется, не вверх, а вниз - куда проще.
Собственно, движение человечества по наклонной давно началось - описанное распутье глобально. И развилка России - есть ее часть. Просто она самая важная для всех нас - ощущающих себя русскими по духу. Но столь же важен выбор России и для других народов Земли - осознающих это или нет.
Многим на планете уже понятно, что Россия (понимая под этим словом не только страну в нынешних границах РФ и русскую диаспору, но и частично - многие постсоветские республики или их остаточные функциональные сегменты с имперской памятью) служит тормозом, препятствием на столбовом ныне пути человечества в пропасть.
Конечно, все это давно описано в Священном Писании и в пророчествах прозорливых святых старцев. «Уже гораздо позже, чем вы думаете»,- говорил покойный отец Серафим Роуз еще тридцать лет назад.
Но я намеренно не употребляю здесь термина «катехон». Представляется, что чисто христианский дискурс в описании нынешней ситуации и путей преодоления ее не будет уже убедителен для большинства - не только землян, но и соотечественников. Во-первых, бывшие христианские народы почти тотально секуляризированы. Кроме того «иллюзионисты» сумели через свои масс-медиа с одной стороны ошельмовать и наполнить для широкой публики ироническим контекстом апокалиптические предсказания, а с другой - трансформировать их в коммерческую голливудскую «апокалиптику».
Смутное понимание и ожидание роли России - в том числе, сегодняшней непоследовательной, во многом Российской Федерации - в общечеловеческом цивилизацинном выборе является фактом мiрового коллективного бессознательного. Это - наш потенциальный ресурс огромной силы. Важно перевести его в форму осознанной солидарности и совместных действий со сторонниками традиционных ценностей на разных континентах. Такой вектор нашего движения в международной системе координат совпадает в общих чертах с заявленными целями внешней политики РФ. Можно попытаться формализировать его в виде некоей НПО народной дипломатии при возможном содействии Межпарламентской Ассамблеи Православия и Фонда единства православных народов (Валерий Аркадьевич Алексеев), фонда «Русский мир» и других.
Но главной задачей и полем деятельности для «Русского собрания», разумеется, остаются внутренние преобразования в России.
Стратегия
В движении сбора и политической консолидации всех патриотических, нравственно здоровых, опирающихся на Традицию, Созидание и Социальную справедливость сил, необходимо выработать безусловную, понятную и приемлемую для разных спектров патриотических направлений (кроме крайних, разумеется) платформу, с которой двигаться дальше. В том числе, выставляя общих кандидатов на выборах, инициируя референдумы и проводя разрешенные митинги.
Совершенно необходимо (хоть это и непросто) уйти от навязанной нам «матричной» терминологической дихотомии: «левые» и «правые», «красные» и «белые»; и даже - «консерваторы» и «прогрессисты», дабы вырваться из старых политических ловушек, где апелляция к прошлому историческому опыту ведет к бесконечной распре и развешиванию ярлыков. То есть требуется выработка своего собственного политического глоссария.
Нам также стоит научиться говорить самые главные сегодня христианские вещи, рассчитывая на «внешних» дезориентированных и во многом, предубежденных против Церкви людей - не употребляя ярко окрашенных конфессиональных терминов и доводов. Тем самым, мы выйдем из маргинализированного загона «православнутых мракобесов», куда нас (не без успеха) загоняют управленцы общественным мнением.
Да, это очень непростая задача - привлечь на свою сторону значительную долю распыленного атомизированного населения, при этом не оттолкнув честных интеллектуалов (не только лишь православно-консервативного направления); национально-ориентированных предпринимателей среднего звена, часть еще не разложившихся до конца сотрудников силовых ведомств и чиновничества. Но именно ее и необходимо решать
Идеология
Здесь необходимо, но мой взгляд, выработать два перекликающихся, но не одинаковых документа: для внутреннего и внешнего употребления.
Внутренняя «генеральная идеологема» придумана почти два века назад графом Сергеем Семеновичем Уваровым: «Православие. Самодержавие, Народность». Это, действительно тот наш «щит и меч», от которого не стоит отказываться. Однако при всей конкретности формулы, наполнение каждого ее трехчлена актуальным смыслом еще только предстоит.
В самом деле: православие было во времена рождения уваровской формулы государственной религией с правящим Синодом, сейчас уже давно не так. Кроме того, не учитывать сильно изменившийся с того времени фактор российского мусульманства просто опасно для государства.
Что такое «самодержавие» в нынешних условиях, как не просто светлое «воспоминание о будущем»? Над его актуализацией без карнавальной архаики также нужно думать, используя труды Ивана Солоневича и других - более поздних монархистов.
В свою очередь, «народность» невозможна сегодня без учета опыта земского движения, солидаристов, наконец, советской власти. Для актуализации уваровской формулы в сегодняшних реалиях и с перспективой на будущее стоит привлечь близких по духу философов и юристов. Этот процесс может длиться довольно долго, поэтому ранее следовало бы выработать «внешний» манифест, он же - платформа для объединения.
Место «Русского собрания» и создаваемой на его базе распределенной коалиции действия (название, созвучное с РС нужно придумать), на мой взгляд, должно по идеологии располагаться, условно говоря, между «Двуглавым орлом» и «Изборским клубом», не чураясь адаптации свежих идей и с других сторон.
Поддерживая контакты с этими двумя медийно известными, можно сказать «полюсами» патриотической активности, мы должны, тем не менее, позиционировать себя как альтернативный проект и тем и другим. При этом число членов и союзников нашей коалиции в лице патриотических организаций и клубов защищающих традиционные ценности достаточно велико: от «Народного собора» и «Переправы» до «Ассоциации родительских комитетов и сообществ» (АРКС) и «Союза православных женщин» и т.д.
В качестве распределенной «базовой» сети для встреч и привлечения людей можно попробовать использовать региональные общества Союза писателей России.
В качестве деловых и политических партнеров - «Партию Дела» и РОС.
Скрепы
Чувствуя, себя наследниками древней Руси, Московского царства, Российской Империи и Советского Союза - последовательно и без изъятий, мы смотрим в будущее самой России и России в мiре. Отрицаем как смехотворные мечты о восстановлении политического, сословного, хозяйственного облика страны в ее дореволюционном имперском виде, так и в советском - любого периода: сталинского или брежневского все равно. При этом мы хотим соединить в творческом синтезе «конструкции» нынешней и двух предыдущих политических формаций нашей Родины. А также использовать, предварительно модернизировав, и отдельные элементы более ранних эпох.
Главной задачей Русского Собрания считаю поиск путей сохранения России как самобытной цивилизации, опирающейся на ее вековые устои: Православную веру и соборное народное сознание с его самостоянием и взаимовыручкой, неприятием в качестве целей личного обогащения и бескрайнего гедонизма; устремленности к образу Града Божия на земле, как на небе.
Безусловной основой - стержнем государственного строя России, определяемой самими ее географическими, климатическими и другими условиями, по нашему убеждению, является крепкая централизованная власть, восходящая на вершине к одному человеку. Он должен быть специально подготовлен, получая ее на долгий срок или пожизненно (при последующем восстановлении монархических основ общества).
Власть Верховного правителя должна быть сбалансирована совещательным органом (Госсовет или Совет старейшин) из опытных, уважаемых и мудрых людей, ответственным Советом министров, утверждаемых Думой и широчайшей разветвленной системой народного самоуправления на местах в виде Советов. То есть, той самой советской властью, заявленной большевиками, но являвшейся де факто декорацией власти компартии.
Абсолютная власть над Россией принадлежит Богу, а ее исполнение - Высшему правителю (монарху) и лишь в его неразрывной связи с народом.
Рабочая программа по пунктам
Система власти
- Признание РФ полноправной наследницей Российской Империи и одновременно - СССР, раздробленной с помощью внешних сил и ставящей своей задачей мирного постепенного объединения всех ее бывших земель в форме добровольного Содружества с единым центром управления, экономической свободой и управленческой автономией.
- Законодательное закрепление русского народа как государствообразующего в семье братских народов России. Единый для всех регионов государственный русский язык.
- Главным законом, определяющим взаимоотношения народа, Верховного правителя и нижестоящих ветвей власти является Соборное Уложение, а органом чрезвычайных решений - Всероссийский народный Собор. Его решения считаются правомочными только в случае «суперквалифицированного» большинства голосов - 9\10. Начальный этап - суверенизация нынешнего законодательства страны: отмена тех статей Конституции, которые ставят международное право выше национального.
- Запрет двойного гражданства.
- Выход из всех международных обязательств, связанных со сквозной тотальной цифровизацией государственных сфер и частной жизни.
- Отмена выборов в Думу на основе партийного принципа. Выборы по территориальным округам людей, зарекомендовавших себя в профессиональной и общественной деятельности. Для этого - формирование системы Советов депутатов начиная от городских, поселковых, районных Советов. Постепенное вытеснение партий на основе идеологем и псевдо-идеологем с заменой их на Союзы, объединяющие людей по профессиональному и некоторым другим признакам, которые также смогут присутствовать в Думе, не формируя большинства. Ответственность депутатов перед избирателями.
- Законодательно закрепляется историческое первенство и общенациональное значение Русской Православной Церкви, и исходя из этого - совещательно утверждающее право (наравне с Верховным Правителем) при решении важнейших вопросов внутренней политики - в лице ее Патриарха. При этом свобода вероисповедания (за исключением тоталитарных культов и изуверских сект) гарантируется другим традиционным религиям. Равно, как и совещательный голос в Госсовете и представительство в Думе и в местных Советах.
Экономика
- Новая система законов о недропользовании и государственно-значимых предприятиях, которые (без номинального пересмотра итогов приватизации 90-х) поставят сырьевых баронов и владельцев финансово-промышленных империй в новые условия перераспределения прибылей. То есть - фактически сделают их просто богатыми управляющими государственными недрами и крупными предприятиями, контрольный пакет акций которых вернется к государству. Речь идет о мягкой постепенной национализации всех бюджетообразующих отраслей и предприятий с принуждением к этому, если потребуется с помощью государственного насилия.
- Кардинальное изменение (суверенизация) кредитно-денежной банковской политики, выход из «вашингтонского консенсуса» - новый твердый рубль, как единая национальная валюта. Сделки частных фирм с иностранной валютой разрешены лишь под контролем Госбанка, запрет на вывод капиталов на иностранные счета банков, в офшорные фирмы. Создания единого государственного Банка развития с отделениями по отраслям и доступным кредитом для развития государственных и частных предприятий в этих отраслях.
- Выход из Всемирной торговой организации, политика госзащиты собственных производителей.
- Прогрессивная шкала налогов, законодательное ограничение зарплатной «вилки» руководителей и работников в разных сферах.
- Политика возрождения деревни и малых городов, активная переселенческая программа освоения Сибири и Дальнего Востока
- Участие в выгодной для страны и народа международной экономической кооперации, привлечение неспекулятивного иностранного капитала и инвесторов - с безусловным приоритетом опоры на собственные силы и учетом возможной необходимости закрытия границ и существования неопределенного времени в условиях почти полной автаркии.
Армия, культура, наука, образование, медицина
- Продолжение развития и совершенствования Вооруженных сил и Военно-морского флота, способных отразить любое внешнее нападение.
- Национализация де-факто главных театров, художественных площадок, основных ТВ каналов и радиостанций, книжных издательств и киностудий (при сохранение в этой сфере примерно 1\3 частных «лавочек» - но без госдотаций). Возобновление литсоветов, предваряющих выход произведений культуры на широкую аудиторию проверкой художественного уровня, отсутствия нравственного вреда и антигосударственной, антинародной пропаганды.
- Поощрение полезной международной кооперации в научной сфере и создание национальной инновационной системы с господдержкой изобретательства и рационализаторства. Возвращение статуса Академии наук России, с функцией управления академическими институтами. Госзадания по национальным проектам, выработанным вместе с учеными. Стимулирование фундаментальной науки и возрождение отраслевых прикладных НИИ. Возрождение Фонда национальных инноваций с обязательным отчислением в него от прибыли предприятий.
- Реально бесплатное медицинское обслуживание (за исключением нескольких специфических видов).
- Восстановление основ национального государственного бесплатного высшего и среднего образования - возвращение (с учетом современных реалий) традиционной отечественной системы на основе синтеза лучших дореволюционных и советских практик.
- Возрождение государственного среднего специального образования с возможностью и поощрением участия в нем частного капитала.
- Возрождение профсоюзной системы домов отдыха и летних детских лагерей.
- Юридический запрет на любую публичную пропаганду половых, «гендерных» извращений, действенная материальная поддержка молодых семей и деторождения, постепенное (параллельно с улучшением материального положения) вытеснение практики абортов.
- Государственное поощрение народного творчества, развитие культур народностей России при обязательном образовательном приобщении их к русской культуре.
Внешняя политика
- Укрепление и переформатирование связей с разъединенными частями бывшего СССР, усиление политики интеграции.
- Решение «украинского вопроса» без оглядки на Запад.
- Миролюбивая позиция невмешательства в международные конфликты (за исключением прямо затрагивающих национальную безопасность).
- Через инициацию международных союзов и общественных неправительственных организаций - сбор под свое державное «крыло» всех стран, сил и отдельных персон ратующих за сохранение традиционных ценностей, сопротивляющихся внедрению нового мирового порядка на основе доминирования США или любой иной сверх-державы, неоимпериализма ТНК, расчеловечивания через киборгизацию и разрушение семьи, неомальтузианства, мирового терроризма, реанимации нацизма.
* Там, где пункты нашей программы полностью или частично совпадают с направлениями и долгосрочными программами внутренней и внешней политики властей РФ - необходима активная их поддержка и, по возможности, - встраивание в правительственные акции.
Тактика и методика
Путь движения как между Сциллой и Харибдой пролегает между «законностью» и «бездействием» - то есть клубной говорильней.
Нынешняя система РФ, увы, оставляет очень узкие пути для прямого законного политического действия. Успешное партстроительство немыслимо без участия достаточно крупного капитала и прямой отмашки хотя бы одной из кремлевских башен, а проще говоря - без согласования и прямой помощи Администрации Президента. Создание сколь-нибудь крупного общественно-политического СМИ - также.
Но есть путь другой, более «кружной», но и более надежный - постепенное формирование сети культурологических (популяризаторских, просветительских) клубов-кружков на базе нынешних отделений РС, но не только. Для этого в обеих столицах и в регионах стоит наладить организационные связи с разными общественными объединениями, уже располагающими региональной сетью. Цель - совместные просветительские акции, может быть даже далекие поначалу от заявляемых нами целей. Это могут быть например, совместные вечера с отделениями Союза писателей России, Общества охраны памятников, участие в движении юношеского научно-технического и иного творчества и т.д. Список этот можно проработать.
Конечно, помощь со стороны епархий Русской Православной Церкви здесь была бы неоценимой. При этом нежелательно представать перед нецерковной публикой как составная часть церковной миссии.
Неплохо было бы придумать какую-то «долгоиграющую» акцию-проект от нашего имени, вроде конкурса детского рисунка, изобретения, самодеятельной русской песни.
На местах следует знакомиться и заводить прочные контакты с патриотически настроенными работниками СМИ, чиновниками, а также - со спортклубами русских видов спорта и национально мыслящими руководителями клубов боевых искусств. Делать это лучше всего в процессе исторически и культурно просветительских миссий.
Цель: создание распределенной сети сочувствующих и деятельных людей, которые в решительный момент могут мобилизоваться для проведения согласованных законных акций.
Ну, а генеральная цель - стать узнаваемыми в разных концах страны как позитивная, созидательная сила, готовая и способная к объединению людей ради возрождения традиционной, суверенной, экономически сильной, духовно-богатой и социально-справедливой России.
1. Re: Время не ждет